Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:13, доклад
Целью настоящей работы является определение правового статуса и полномочий судебных приставов в период формирования централизованного русского государства в XV – XVI вв.
Чтобы добиться поставленной цели, необходимо определить задачи данной работы. Задачами являются:
- определить правовой статус и полномочия судебных приставов согласно положениям Судебника 1497 г.;
- определить правовой статус и полномочия судебных приставов на современном этапе;
- провести сравнительный анализ правового статуса и полномочий судебных приставов в XV – XVI вв. и в настоящее время.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Правовой статус судебных приставов в Судебнике Ивана III……4
Глава 2. Правовой статус и полномочия судебных приставов на современном этапе………………………………………………………………………7
Глава 3.Сравнительный анализ правового статуса и полномочий судебных приставов во времена Судебника 1497 г. и в настоящее время………….13
Заключение…………………………………………………………………….14
Список литературы……………………………………………………………15
3
План
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Правовой статус судебных приставов в Судебнике Ивана III……4
Глава 2. Правовой статус и полномочия судебных приставов на современном этапе…………………………………………………………………
Глава 3.Сравнительный анализ правового статуса и полномочий судебных приставов во времена Судебника 1497 г. и в настоящее время………….13
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Внимательно изучая историю Российского государства, мы узнаём о наличии в нём специальных должностных лиц, либо отдельных структур, осуществлявших функции по обеспечению исполнения решений судебных органов, органов власти и управления и сформировавшихся ,в последствии, в самостоятельный институт. Необходимость их появления была продиктована самой объективной логикой государственно-исторического развития нашего Отечества.
Правовые основы их деятельности получили закрепление в текстах целого ряда памятников российского права. Последовательное развитие отечественного государства и права оказывало влияние на формирование института судебных приставов.
Целью настоящей работы является определение правового статуса и полномочий судебных приставов в период формирования централизованного русского государства в XV – XVI вв.
Чтобы добиться поставленной цели, необходимо определить задачи данной работы. Задачами являются:
- определить правовой статус и полномочия судебных приставов согласно положениям Судебника 1497 г.;
- определить правовой статус и полномочия судебных приставов на современном этапе;
- провести сравнительный анализ правового статуса и полномочий судебных приставов в XV – XVI вв. и в настоящее время.
Глава 1. Правовой статус судебных приставов в судебнике Ивана III
Одним из интересных и значимых источников, проливающих новый свет на формирование института судебных приставов в России, стал Великокняжеский Судебник 1497 г., более известный нам как Судебник Ивана III. Он условно делится на 68 статей. Такое деление было предложено первым исследователем его текста, знаменитым российским историком-правоведом М.Ф. Владимирским-Будановым в 1873 г.
Этот величайший памятник права, принятый в эпоху складывания единого Российского централизованного государства в XV – перв. пол. XVI вв., отразил на своих страницах ту важнейшую роль, которую уже тогда играли приставы в осуществлении деятельности судов.
Теперь можно непосредственно перейти к рассмотрению правового положения и отдельных полномочий судебных приставов в ту далёкую пору.
Так, статья 28 Судебника Ивана III регламентирует порядок выдачи приставных грамот, т. е. грамот, выдававшихся приставу и разрешавших ему брать на поруки ответчика при вызове его в суд, производить обыски или иные действия, необходимые для расследования по делу или приведения в исполнение приговора. Вызов в суд совершали специальные люди - ездовые, доводчики и недельщики, им также посвящены статьи 29-36 Судебника. Пошлина за выдачу приставной грамоты взыскивалась из суммы езда, получаемого недельщиком. Под ездом понималась пошлина за поездку пристава, недельщика за пределы города. В целях предупреждения злоупотреблений со стороны должностных лиц сумма езда оставалась неизменной независимо от числа истцов, участвующих в оплате езда, и устанавливалась в зависимости от расстояния до пункта, куда направлялся недельщик. Приставная грамота выдавалась только в том случае, если цена иска превышала затраты, необходимые для отправки пристава за ответчиком. Таким образом, малоимущее население, чаще всего обращавшееся в суд с исками небольших размеров, фактически лишалось возможности прибегнуть к помощи пристава. Интересен факт, что статья 32 относит взыскание убытков и расходов, причиненных волокитой, со стороны, проигравшей дело, оставляя безнаказанным виновное в этом должностное лицо, в частности пристава. «…А кто по кого пошлет пристава в чем, и что ему в том убытка станет в волоките, или что даст от срочные и от правые грамоты или от бессудные, и правому то все взяти на виноватомь».[1]
Недельщиками называли должностные лица, в обязанность которых входили вызов в суд сторон, арест и пытка обвиняемых и передача в суд дел о воровстве, организация судебного поединка и исполнение решения суда. Как писал известный австрийский историк Сигизмунд фон Герберштейн: «недельщик есть до известной степени общая должность для тех, кто зовет людей на суд, хватает злодеев и держит их в тюрьме; недельщики принадлежат к числу благородных». Наименование свое недельщики получили потому, что сменялись по неделям. Недельщики могли назначаться судом по просьбе истца для помощи ему в отыскании ответчика и обеспечения его явки в суд. Гербенштейн писал: «Всякий желающий обвинять другого в воровстве, грабеже или убийстве, отправляется в Москву и просит позвать такого-то на суд. Ему дается недельщик, который назначает срок виновному и привозит его в Москву».[2] Эти сведения подтверждаются историческими документами. Так, правая грамота 1528 года митрополичьей кафедре упоминает недельщика Данилу Трофимова, который доставлял на суд ответчиков и правил на них истцов иск. За отправление этих обязанностей недельщик получал вознаграждение от заинтересованной стороны.
В соответствии со ст.31 Судебника «поездка с приставной грамотой и выдача ответчиков на поруки осуществляется лично недельщиками. Им разрешается посылать с приставной грамотой только лиц своей фамилии, а не людей, нанятых для выполнения какой-либо работы. Во время поездки с приставной грамотой запрещается брать вознаграждение за поручительство. Указ о недельщиках. В том городе, где проживает недельщик, ему запрещается выполнять служебные обязанности по всем делам, а также посылать вместо себя каких-либо лиц».
Отдельный интерес представляет статья44 Судебника, которая прямо регулирует вознаграждения пристава, в которой сказано, что «Пристав, находящийся при суде наместника, за выполнение своих обязанностей взыскивает пошлину в виде хоженого и езда, размер которых устанавливается грамотами.»
При примирении сторон во время судебного поединка, наряду с пошлиной боярину и дьяку, взыскивалась пошлина в пользу должностных лиц, наблюдающих за полем. При этом в пользу недельщика, помимо полевой пошлины, взыскивалось вязчее.
«Вязчее»(« вязебное») – это одна из наиболее ранних, известных на Руси, пошлин, упоминание о которой мы встречаем еще в статье 114 Русской Правды, которая полагалась за связывание беглого холопа.
В XV – XVI вв. несколько изменилось содержание этого понятия, и под «вязчим», «вяжщим», «вязьбой» уже тогда стала пониматься пошлина за связывание подсудимого, наложение оков на него или за подтверждение заключенного сторонами соглашения о судебном поединке и за его организацию. Насколько можно судить, размер этой пошлины, восходящей еще ко временам Русской Правды, в XV – XVI вв. составлял примерно 20 – 24 деньги.
Глава 2. Правовой статус и полномочия судебных приставов на современном этапе
Для того, чтобы понять насколько изменились с течением времени правовой статус и полномочия судебных приставов в нашем государстве, обнаружить сходства и различия между ними, необходимо рассмотреть их правовое положение на современном этапе.
Служба судебных приставов является органом принудительного исполнения, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов власти и управления. Полномочия службы судебных приставов, порядок ее организации и деятельности определяются ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»[3] и ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».[4] Кроме того, в своей работе приставам необходимо руководствоваться и другими основными законами, такими как Конституция РФ,[5] ГК РФ,[6] ГПК РФ,[7] УК РФ,[8] УПК РФ,[9] Кодексом об административных правонарушениях РФ.[10]
Руководствуясь стремлением к совершенствованию нормативной базы в сфере исполнительного производства, 2 октября 2007 г. был подписан, а 6 октября 2007 г. опубликован новый Федеральный закон «Об исполнительном производстве», вступивший в силу с 1 февраля 2008 г., который и действует в настоящее время.
Закон об исполнительном производстве, как представляется, реформу в исполнительном производстве не произвел, хотя существенно отличается от Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Востребованность службы судебных приставов ни у кого не вызывает сомнений. Она зарекомендовала себя как достаточно действенная правоохранительная структура. На службу судебных приставов на современном этапе возложен ряд ответственных функций, а именно: своевременное полное исполнение судебных решений, обеспечение установленного порядка деятельности судов.
В соответствии с ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» определены общие условия и порядок формирования службы судебных приставов. В соответствии с Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов»,[11] Департамент судебных приставов в структуре Минюста России был упразднен, и создана Федеральная служба судебных приставов (ФССП России).
В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов - исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов. Полномочия и требования, предусмотренные настоящим ФЗ «О судебных приставах», в равной мере распространяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов - исполнителей . Статья 4 ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах»
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов Статья 11 ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах»:
- обеспечивает в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;
- выполняет распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде;
- исполняет решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;
- обеспечивает охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;
- проверяет подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивает по поручению судьи доставку к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность;
- поддерживает общественный порядок в судебных помещениях;
взаимодействует с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;
- предупреждает и пресекает преступления и правонарушения, выявляет нарушителей, а в случае необходимости задерживает их с последующей передачей органам полиции;
- осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу - исполнителю;
- участвует по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий;
- проходит специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Судебный пристав - исполнитель имеет право Статья 12 ФЗ от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах»:
- получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;
- проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
- давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
- входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;
- арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
- налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;
- использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;
- в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;
Информация о работе Правовой статус и полномочия судебных приставов в 14-15 вв.