Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:04, доклад
Все феодальные общества были строго стратифицированы, то есть состояли из сословий, права и обязанности которых четко определены законом как неравные по отношению друг к другу и к государству. Иными словами, каждое сословие имело свой юридический статус. Было бы большим упрощением рассматривать феодальное общество с точки зрения эксплуататоров и эксплуатируемых. Сословие феодалов, составляя боевую силу княжеских дружин, несмотря на все свои материальные выгоды, могло потерять жизнь - самое ценное - проще и вероятнее, нежели бедное сословие крестьян.
Все феодальные
общества были строго стратифицированы,
то есть состояли из сословий, права
и обязанности которых четко
определены законом как неравные
по отношению друг к другу и
к государству. Иными словами, каждое
сословие имело свой юридический
статус. Было бы большим упрощением
рассматривать феодальное общество с
точки зрения эксплуататоров и эксплуатируемых.
Сословие феодалов, составляя боевую силу
княжеских дружин, несмотря на все свои
материальные выгоды, могло потерять жизнь
- самое ценное - проще и вероятнее, нежели
бедное сословие крестьян.
Феодальное общество было религиозно-статичным,
не склонным к резкой эволюции. Стремясь
закрепить эту статичность, государство
консервировало отношения с сословиями
в законодательном порядке.
Не сложившись в глобальную систему производства,
рабство Руси получило распространение
как общественный уклад. Источником рабства
был, прежде всего, плен, рождение от рабыни.
В рабство попадали за тяжкие уголовные
преступления (поток и разграбление), зависимый
закуп обращался в раба в случае бегства
от хозяина и кражи, в рабство обращался
злостный банкрот (ст. ст. 56, 64, 55 Пространной
Правды). Статья 110 Пространной Правды
устанавливает еще три случая холопства:
женитьба на рабе без договора, поступление
в услужение ключником-тиуном без договора
о свободе, самопродажа в рабство хотя
бы за "наготу".
В первом тысячелетии н. э. рабство у славян,
по сообщениям римских авторов, носило
патриархальный характер. Пленных рабов
отпускали за выкуп или включали в состав
племени. Самые жесткие формы присущи
рабству на ранних этапах государственности.
В IХ - Х вв. рабы у славян являются предметом
продажи и обогащения. В договорах с Византией
(Х в.) фигурирует специальная "челядинная
цена". В XI в. в русском праве уже действует
принцип, согласно которому раб не может
быть субъектом правоотношений, вступать
в договоры. Русская Правда считала холопов
собственностью господина, сами они не
обладали собственностью. За уголовные
преступления холопов и нанесенный ими
имущественный ущерб ответственность
по его возмещению несли хозяева. За убийство
холопа полагалось возмещение ущерба
в 5 - 6 гривен (как за уничтожение вещи).
Хозяин холопа за его убийство не привлекался
к ответственности - за подобные случаи
назначалось церковное покаяние.
В Русской Правде отразились процессы,
аналогичные римскому праву, где раб наделялся
особым имуществом (пекулием), с правом
распоряжаться им в хозяйственных целях
в пользу господина. В Уставе о холопах
(ст. ст. 117, 119 Пространной Правды) говорится
о ведении торговых операций холопами
по поручению хозяев.
Класс феодалов формировался постепенно.
В него входили князья, бояре, дружина,
местная знать, посадники, тиуны и т. д.
Феодалы осуществляли гражданское управление
и отвечали за профессиональную военную
организацию. Они были взаимно связаны
системой вассалитета, регулирующей права
и обязанности друг перед другом и перед
государством. Для обеспечения функций
управления население платило дань и судебные
штрафы. Материальные потребности военной
организации обеспечивались земельной
собственностью. Вассальные и земельные
отношения феодалов, их связь с великим
князем регулировались, скорее всего,
специальными договорами. В Русской Правде
раскрыты лишь некоторые аспекты правового
статуса этого сословия. Она устанавливает
двойную виру (штраф за убийство) в 80 гривен
за убийство княжеских слуг, тортов, конюхов,
огнищан. Но о самих боярах и дружинниках
кодекс молчит. Вероятно, за посягательства
на них применялась смертная казнь. В летописях
неоднократно описывается применение
казни во время народных волнений.
Следующая группа статей Русской Правды
защищает собственность. Устанавливается
штраф в 12 гривен за нарушение земельной
межи. Некоторые исследователи считают,
что высокая ставка штрафа указывает на
принадлежность собственности феодалу.
Такой же штраф следует за разорение пчельников,
бояриных угодий, за кражу ловчих соколов
и ястребов. Высшие штрафы в 12 гривен устанавливаются
за побои, выбитые зубы, поврежденную бороду,
- видимо, корпоративное понимание чести
зачастую приводило к физическим столкновениям.
В феодальной прослойке ранее всего произошла
отмена ограничений на женское наследование.
В церковных уставах за насилие над боярскими
женами и дочерьми устанавливаются высокие
штрафы - от 1 до 5 гривен золота, за остальных
- до 5 гривен серебра.
Обязанности крестьянского населения
по отношению к государству выражались
в уплате налогов в форме дани и оброков
и участии в вооруженной защите в случае
военных действий. На крестьян распространялись
государственная юрисдикция и княжеский
суд.
В науке существует ряд мнений о смердах,
их считают свободными крестьянами, феодальнозависимыми,
лицами рабского состояния, крепостными
и даже категорией, сходной с мелким рыцарством.
Но основная полемика ведется по линии:
свободные зависимые (рабы). Важное место
в обосновании мнений имеют две статьи
Русской Правды.
Статья 26 Краткой Правды, устанавливающая
штраф за убийство рабов, в одном прочтении
гласит: "Ав смерде и в холопе 5 гривен"
(Академический список). В Археографическом
списке читаем: "А в смердьи в холопе
5 гривен". В первом прочтении получается,
что в случае убийства смерда и холопа
выплачивается одинаковый штраф. Из второго
списка следует, что смерд имеет холопа,
которого убивают. Разрешить ситуацию
невозможно.
Статья 90 Пространной Правды гласит: "Если
смерд умрет, то наследство князю; если
будут дочери у него, то дать им приданое…"
Некоторые исследователи трактуют ее
в том смысле, что после смерти смерда
его имущество переходило целиком к князю
и он человек "мертвой руки", то есть
не способный передавать наследство. Но
дальнейшие статьи разъясняют ситуацию
- речь идет лишь о тех смердах, которые
умерли, не имея сыновей, а отстранение
женщин от наследства свойственно на определенном
этапе всем народам Европы.
Однако трудности определения статуса
смерда на этом не кончаются. Смерд по
другим источникам выступает как крестьянин,
владеющий домом, имуществом, лошадью.
За кражу его коня закон устанавливает
штраф 2 гривны. За "муку" смерда устанавливается
штраф в 3 гривны. Русская Правда нигде
конкретно не указывает на ограничение
правоспособности смердов, есть указания
на то, что они выплачивают штрафы (продажу),
характерные для свободных граждан.
Русская Правда всегда указывает при необходимости
на принадлежность к конкретной социальной
группе (дружинник, холоп и т. д.). В массе
статей о свободных людях, именно свободные
и подразумеваются, о смердах речь заходит
лишь там, где их статус необходимо специально
выделите.
В древнерусском обществе огромное значение
имела собственность. Отношение к личности
определялось в первую очередь именно
наличием собственности. Человек, лишенный
собственности или промотавший ее, мог
обеспечить имущественные связи с другими
лицами единственным, что у него осталось,
собственной личностью.
Городское население состояло из ремесленников,
мелких торговцев, купечества и т. д. В
науке вопрос о его проворам положении,
в должной мере не решен из-за недостатка
источников. Трудно определить, в какой
степени население русских городов пользовалось
городскими вольностями, аналогичными
европейским, способствующим и в дальнейшем
развитию капитализма в городах. По подсчетам
М. Н. Тихомирова, на Руси в домонгольский
период существовало до 300 городов. Городская
жизнь была настолько развита, что это
позволило В. 0. Ключевскому выступить
с теорией "торгового капитализма"
в Древней Руси. М. Л. Тихомиров полагал,
что на Руси "воздух города делал человека
свободным", и в городах скрывалось
множество беглых холопов.
Свободные жители городов пользовались
правовой защитой Русской Правды, на них
распространялись все статьи о защите
чести, достоинства и жизни. Особую роль
играло купечество. Оно рано начало объединяться
в корпорации (гильдии), называвшиеся сотнями.
Обычно "купеческое сто" действовало
при какой-либо церкви. "Ивановское
сто" в Новгороде было одной из первых
купеческих организаций в Европе.
Древняя Русь развивалась в том же направлении,
что и крупнейшие страны Европы. Она обладала
огромным культурным потенциалом, высокоразвитой
юридической сферой. Политическая раздробленность
страны совпала с ордынским разорением,
и это вызвало крайне тяжелые последствия,
предопределило деформацию естественного
хода политико-правового развития.
Информация о работе Правовое положение населения в Древней Руси