Правления Екатерины II

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 07:45, реферат

Описание работы

Развитие и воплощение начал "просвещенного абсолютизма” в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой образовался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное разделение: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями.

Работа содержит 1 файл

екатерина 2.docx

— 19.81 Кб (Скачать)

Развитие и воплощение начал "просвещенного абсолютизма” в России приобрело характер целостной  государственно-политической реформы, в ходе которой образовался новый  государственный и правовой облик  абсолютной монархии. При этом для  социально-правовой политики было характерно сословное разделение: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями  предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися  военными событиями и значительными  территориальными присоединениями. Екатерина 2 активно участвовала в государственной  жизни. Любовь к России, её народу и  всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности.

 Екатерина II внесла  существенный вклад в развитие  культуры и искусства в России. При ней была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.

Ряд мероприятий  эпохи "просвещённого абсолютизма” имел прогрессивное значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и  культуры, выпустив большое число  специалистов по разным отраслям знаний. В 1757г. начала обучение Академия художеств.

Секуляризация церковного землевладения значительно улучшала положение бывших монастырских крестьян, получивших пашню, луга и другие угодья, на которых они до этого отбывали барщину, избавляла их от повседневных наказаний и истязаний, от службы в дворне и насильственных браков.

Какие бы свободолюбивые идеи ни исповедовала Екатерина II, как  бы ни было велико её желание искоренить в России "крепостное рабство", пойти на радикальные меры она  не решалась. Императрица понимала, что тем самым противопоставит  себя опоре трона - дворянству, не готовому поступиться собственными привилегиями. Она пыталась действовать окольными  путями и предложила членам российского  Вольного экономического общество публично обсудить положение крестьян, надеясь  заставить своих подданных хотя бы осознать политическую опасность  и аморальность крестьянского права. Екатерина допустила обсуждение этого вопроса не только в правительственных  кругах, но и в сфере общественной жизни. Таким образом, именно в век  Екатерины общественная мысль обратилась к теоретическому обсуждению крепостного  права.

 Екатерина предпринимала  более решительные меры и на  практике. Она запретила свободным  людям и отпущенным на волю  крестьянам вновь вступать в  крепостную зависимость. По её  распоряжению для вновь учреждённых  городов правительство выкупало  крепостных крестьян и обращало  их в горожан. Дети крепостных, принятые на государственное  попечение в воспитательные дома, становились свободными. Екатерина  готовила указ, согласно которому  дети крепостных, родившиеся после  1785 года, считались вольными. Мечтала  она осуществить и другой проект - он привёл бы к постепенному  освобождению крестьян при переходе  имений из одних рук в другие. Но опубликован этот проект  не был, так как императрица  опасалась дворянского недовольства. Кроме того, при всём своём свободолюбии и пристрастии к республиканским идеалам Екатерина II никогда не собиралась ограничивать государственную власть монарха: она рассчитывала на те огромные возможности, которые предоставляли ей положение самодержицы для проведения в стране реформ, и совсем не желала рисковать троном из-за возмущения дворянства, которое было бы лишено своего главного богатства - крепостных крестьян.

"Жалованная грамота  городам" 

Была издана Грамота на права и выгоды городам Российской империи или Жалованная грамота городам. Подобно дворянскому, городское общество рассматривалось как юридическое лицо, пользующееся корпоративными правами, главным из которых являлось право самоуправления. Его первичным органом было городское собрание, избиравшее городского главу и представителей судебных учреждений. Распорядительным органом сословного самоуправления становилась общая городская дума, собиравшаяся раз в три года. В ней были представлены городской голова и так называемые гласные (депутаты) от шести разрядов городского населения ("настоящих городовых обывателей", то есть владельцев недвижимой собственности в черте города); купцов трёх гильдий; цеховых ремесленников; русских и иностранных специалистов; "именитых граждан" - большой группы лиц, отслуживших по выборам, коммерсантов, интеллигенции, посадских. В промежутке между собраниями городской думы её функции передавались исполнительному органу – шестигласной думе, включавшей по одному гласному от каждого разряда населения. По сравнению с дворянским самоуправлением выборные городские органы имели гораздо меньше прав и подвергались мелочной государственно-бюрократической опеке.

Расширение народного  образования 

Важные результаты деятельности Екатерины II относительно народного образования. Она в своём "Наказе" первая заговорила о воспитательном значении образования и стала затем заботиться об учреждении различных воспитательных заведений. Для того чтобы воспитать русское общество, Екатерина лучшим средством считала "произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу или новых отцов и матерей", нравственно совершенных. Эта "порода людей" должна была вырасти в воспитательных училищах под надзором опытных педагогов, в полном разобщении с семьёй и обществом. Таким воспитательным училищем являлся, в первую очередь, воспитательный дом в Москве И. И. Бецкого. В правилах Дома было записано, что "все воспитанные в сём доме обоего пола, и дети их, и потомки… останутся вольными…". Сам Бецкой внимательно следил за тем, чтобы дети, переданные на воспитание в деревни, не попали в крепостную зависимость.

 Воспитательный Дом в Москве впоследствии оказал огромное влияние на развитие различных отраслей российской промышленнось. Наиболее способные ученики поступали в университеты или Медико-хирургическую академию, чтобы продолжить образование.

 Главной заслугой  Екатерины II в области просветительских  преобразований можно считать  первый опыт создания в России  системы общего начального образования,  не ограниченного сословными  преградами (за исключением крепостных  крестьян). Значение этой реформы  очень высоко, ведь речь шла  о создании общероссийской системы  образовательной школы. 

Организация врачебной  помощи населению 

 Примечательно  и то, что при Екатерине II организация  врачебной помощи населению возлагалась  на власти. Заботы о народном  здоровье и гигиене вызвали  при императрице попытку правильно  организовать врачебную помощь по всей стране. Каждый город обязан был иметь больницу и аптеку, где больным предлагались не те лекарства, которые дешевле, а те, которые назначал врач. Город должен был также заводить приюты для неизлечимых больных и сумасшедших.

 Развитие русской  науки 

Большой шаг вперёд делает русская наука. В 1783 году была основана особая Российская академия для изучения языка и литературы. Академия наук начала публикацию русских летописей, вышли в свет двадцать пять томов древних русских документов.15 января императрица подписала указ о позволении заводить "вольные" типографии.

 Екатериной II был основан Эрмитаж - богатейшее собрание художественных коллекций при дворце. Примеру императрицы следовали её приближённые. Они устраивали в своих городских дворцах и загородных имениях большие и малые "Эрмитажи", приобретая вкус к прекрасному, тягу к знаниям и просвещению. В это время складывается много частных коллекций живописи и крупных библиотек, в том числе известные собрания Шереметевых, Голицыных, Безбородко, Строгановых, Воронцовых и других. Поощряется и русская национальная школа живописи.

 Заключение 

 Тридцатичетырёхлетнее  царствование Екатерины Великой  оставило яркий след в истории  России. Её правление выделяют  неординарность личности императрицы,  её выдающиеся качества государственного  деятеля и величие ею содеянного: если Пётр Великий утвердился  не берегах Балтики, то Екатерина  Великая - на берегах Чёрного  моря, раздвинув границы на юг  и включив в состав империи  Крымский полуостров. Екатерина  II поняла и счастливо закончила  то, чего не успел закончить  Пётр I. Многие мероприятия, да  и сам дух правления Екатерины  II носили либеральный характер, в  котором отражались как её  личные качества, так и стремление  своей реформаторской активностью  укрепить могущество России.

  
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Правления Екатерины II