Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:40, лекция
Начало роду Романовых положил Андрей Иванович Кобыла. Его отец - Гланда - Камбила Дивонович - в 1283 г. Переселился из Литвы к столичному князю Даниилу, где принял православие и был наречён Иваном Кобылой. Его отпрыск Андрей Кобыла был приближённым столичного великого князя Симеона Гордого и имел 5 отпрыской.
Правление первых Романовых
Начало роду Романовых положил Андрей Иванович Кобыла. Его отец - Гланда - Камбила Дивонович - в 1283 г. Переселился из Литвы к столичному князю Даниилу, где принял православие и был наречён Иваном Кобылой. Его отпрыск Андрей Кобыла был приближённым столичного великого князя Симеона Гордого и имел 5 отпрыской. Потомки его до начала ХVI в. Именовались Кошкиными, до конца ХVI в. - Захарьиными. Потом Захарьины разделились на две ветки: Захарьиных - Яковлевых и Захарьиных - Юрьевых. От последних произошли Романовы. Романовы находились в тесном родстве с Рюриковичами. Никита Романович был братом первой супруги Ивана Грозного Анастасии Романовны. Отпрыск Анастасии Фёдор был последним российским царём из династии Рюриковичей.
При Борисе Годунове род Романовых был обвинён в чернокнижничестве. Четыре отпрыска Никиты Романовича были подвергнуты опале. Один из отпрыской - Фёдор Никитич - был против воли пострижен в монахи под именованием Филарет. Его отпрыск Михаил был избран царём, сам митрополит Филарет в это время томился в польском плену.
Последствия Смутного времени пришлось преодолевать первым Романовым.
К первым Романовым историки относят Михаил Фёдорович (1596 - 1645), царь (1613 - 1645) - основатель царско - императорской династии Романовых. В феврале 1613 г. 16- Летний Михаил Романов был избран Земским собором "сударем всея Руси". По восшествии на престол Михаил начал сбор казны, хлеба и имущества для содержания войска, принимавших роль в борьбе за освобождение страны от внешних и внутренних противников. В правление Михаила Фёдоровича были возобновлены сношения с иностранными государствами. Погиб в возрасте 49 лет, похоронен в Архангельском соборе столичного Кремля.
Михаилу Фёдоровичу досталась совсем разорённая страна. В Новгороде посиживали шведы. Поляки заняли 20 российских гродов. Татары без перерыва грабили южные российские земли. По стране бродили толпы нищих, шайки разбойников. В царской казне не было ни рубля. Поляки не признавали выборы Земского собора 1613 г. Действительными. В 1617 г. Польский королевич Владислав организовал поход на Москву, стал у стенок Кремля и требовал, чтоб российские его избрали свои царём.
А молодой царь посиживал в Кремле. У него не было даже столько войска, чтоб выйти из Кремля и сразиться с Владиславом. Помочь ему в делах правления мог бы отец митрополит Филарет, опытный политик, но он был в польском плену. Положение Михаила на престоле было отчаянным.
Но общество, уставшее от бедствий Смутного времени, сплотилось вокруг собственного молодого царя и оказывало ему всяческую помощь. Сначала огромную роль в управлении государством игрались мать царя и ее родственники, Боярская дума. Первые 10 лет правления Земские соборы заседали беспрерывно. В 1619 г. Из польского плена возвратился отец царя. В Москве он был провозглашён патриархом. Исходя из интересов страны, Филарет удалил от престола супругу и всех ее родственников. Умный, властный, опытный, он совместно с отпрыском уверенно стал править государством вплоть до собственной погибели в 1633 г. После Михаил сам достаточно удачно стравлялся с делами государственного правления.
Меры Романовых по выведению страны из Смутного времени
Романовы отстояли независимость страны. Сил воевать с противниками у Михаила не было. Необходимо было мириться с теми, с кем это было может быть. Со шведами договориться было несложно. Им не необходимы были болотистые российские земли на севере страны. Их целью было - отрезать Россию от Балтийского моря.
В 1617 г. Со Швецией был заключён Столбовский мир (дер. Столбово, недалеко от Тихвина, совр. Ленинградская обл.). Швеция возвращала Новгород, но оставляла за собой побережье Балтийского моря.
Поляки были утомлены долгой войной и пошли на перемирие. В 1618 г. На 14,5 лет было заключено Деулинское перемирие (дер. Деулино близ Троице - Сергиева монастыря). Поляки возвратили российским отца царя митрополита Филарета и остальных бояр, но оставили за собой Смоленск - важнейшую русскую крепость на западной границе и остальные российские города.
таковым образом, Россия растеряла значимые местности, но независимость России Романовы отстояли.
Романовы покончили с преступностью в стране, применив самые беспощадные меры. Так, огромную опасность для царя Михаила Фёдоровича представляли отряды казаков атамана Ивана Заруцкого. К нему перебралась Марина Мнишек после смерти Лжедмитрия II. Марина Мнишек была российской царицей, и ее отпрыск от Тушинского вора - "Ворёнок" - был законным претендентом на российский престол. Отряд И. Заруцкого бродил по стране и не признавал Михаила Романова царём. Романовы стали преследовать И. Заруцкого. Яицкие казаки выдали И.Заруцкого и Марину Мнишек столичным властям. И.Заруцкий и 3-летний Иван - "Ворёнок" - были повешены в Москве, а Марина Мнишек была заточена в Коломне, где и погибла.
Романовы
заполнили государственную
они обложили налогом всё новейшие категории населения;
правительство
пускалось в откровенные
брали взаймы у больших монастырей и не возвращали долгов;
активно осваивали Сибирь - 1/3 всех доходов приносила казне продажа за границу сибирской пушнины.
Эти главные меры дозволили Романовым вывести страну из глубочайшего политического и экономического кризиса. Последствия Смуты Романовы смогли преодолеть за 30 лет.
В правление первых Романовых произошли важнейшие действия российской истории: принятие Судебника 1649 г., Церковные реформы патриарха Никона 1653 г., Воссоединение Украины с Россией 1654 г.
Принятие "Соборного Уложения" 1649 г. В правление Алексея Михайловича на Земском соборе 1649 г. Было принято "Соборное Уложение" - новый сборник законов.
Соборное Уложение состояло из 25 глав и содержало около 1000 статей. "Уложение" было в первый раз отпечатано типографским методом тиражом в 2000 экземпляров и оставалось работающим вплоть до 1832 г.
В "Уложении" более необходимыми были три группы глав.
В одной группе глав говорилось о грехах против царской власти и против Церкви. Неважно какая критика Церкви и хула на Бога карались сожжением на костре. Измена царю, оскорбление чести сударя, а также бояр, воевод подвергались экзекуции. Это свидетельствовало о том, что в России практически сложилась абсолютная монархия - неограниченной полнотой власти в стране владел царь. Монархия, как форма правления, начала складываться в России со времён Ивана III. В 1649 г. Она оформилась юридически.
Ещё одна группа
глав была посвящена правам дворян.
Отныне по "Уложению" за дворянином
признавалось право передачи поместья
по наследству, при условии, что сыновья
дворянина также будут
Важнейший раздел "Уложения" был посвящён крестьянам и посадским людям. Отныне по "Уложению" крестьянам запрещался переход от одного помещика к другому и устанавливался пожизненный розыск беглых. Посадским людям переход из одного посада в другой, переход от одного ремесла к другому - запрещался. Беглые посадские люди также подлежали розыску.
"Соборное Уложение" 1649 г. Завершило долгий процесс складывания крепостного права в России, начавшийся в 1497 г.
Церковные реформы патриарха Никона. В правление Алексея Михайловича в 1653 г. Патриархом Никоном были проведены церковные реформы. Они потрясли духовную базу общества - Русскую Церковь.
Патриарх Никон (в миру Никита Минов) был выдающейся личностью. Личный друг и советчик Алексея Михайловича, он в 1652 г. Был избран патриархом. Никон воспринял идеи монаха Филофея о Москве как третьем Риме. После унии с римской церковной церковью, после падения Византийской империи престиж Константинополя, как центра мирового православия, резко упал. В то же время, после возведения столичного митрополита в сан патриарха престиж российской Церкви на православном Востоке резко возрос.
И патриарх Никон стал развивать идеи Филофея - он стал стремиться к тому, чтоб Россия, российская правоверная Церковь стали центром мирового православия. Алексей Михайлович поддержал патриарха, так как у правительства были планы объединения православных церквей Украины и Балканских государств с российской Церковью.
Но к этому времени в Москве и Константинополе установились различные церковные уставы - порядок совершения церковных служб. Дело в том, что во времена принятия Русью православия в Византии действовали два церковных устава. Они были совсем равноправны. Русь переняла один из них, а Византия позднее остановилась на другом. Не считая того, в российских и византийских церковных книгах содержались разночтения, так как российские церковные книги переписывались от руки.
Итак, патриарх Никон стремился к тому, чтоб российская Церковь игралась ту роль в православном мире, какую игралась Константинопольская, т.Е. Стала наследницей Константинопольской. Но для этого требовалось перейти на греческий церковный утомившись, привести тексты богослужебных книг в соответствие с греческими эталонами. Книгопечатание давало такую возможность.
В 1653 г. Никон начал проводить реформу. Российская Церковь стала переходить на греческий церковный утомившись, богослужебные книги стали приводиться в соответствие с греческими.
Но реформы вызвали резкий протест части общества - боярства, духовенства, народа. Сторонники старых обрядов - старообрядцы - отказывались признать реформы Никона и призывали возвратиться к дореформенным порядкам. Главой старообрядцев стал протопоп Аввакум, во всем похожий на Никона - фанатичный и нетерпимый. Снаружи разногласия сводились:
по каким образцам - греческим либо российским унифицировать церковные книги,
креститься двумя либо тремя перстами,
как совершать крестный ход - по ходу солнца либо против хода солнца.
Но причина неприятия реформ была более глубочайшей. Церковные споры в Византии были обыденным делом. Византия была наследницей Римской империи. Византийцы впитали культурное наследие Рима. Византийцы привыкли, могли мыслить. У восточных славян культурного наследия не было. Размышлять, вести богословские споры восточные славяне не могли. Поэтому ещё со времён старой Руси богословская учёность приняла характер беспредельной веры в книгу. Реальным, истинным, ценным на Руси числилось то, во что верили предки, что было проверено временем, - старина, традиции. Отказ от традиций отцов частью общества был воспринят как отказ от заветов отцов.
В это же время на страну обрушились голод и моровая язва. Люд посчитал эти бедствия карой Божьей за отступление от веры предков. Тыщи фермеров, посадских людей бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь. Поддержали раскол и представители неких авторитетных боярских фамилий, в частности, родственницы первой супруги Алексея Михайловича царицы Марии Ильиничны Милославской боярыня Ф.П. Морозова и ее сестра Е.П. Урусова. Авторитетных сестёр заковали в кандалы, подвергли ужасным пыткам, позже сослали в Боровск, где в земляной тюрьме они и погибли.
Протопоп Аввакум и его сторонники были сосланы на Cевер в г. Пустозёрск. Там в земляной тюрьме в зоне вечной мерзлоты они провели 14 лет. Но от собственной веры Аввакум не отрёкся. За это он и его единомышленники были сожжены на костре.
Патриарх
Никон также впал в немилость
царя. В 1666 г. На церковном соборе он
был смещен с поста патриарха
и сослан под Вологду. После погибели
Алексея Михайловича Никону было
разрешено возвратиться из ссылки.
В 1681 г. Он погиб под Ярославлем. Похоронен
патриарх - реформатор под Москвой,
в Воскресенском Ново-
С тех пор единая российская Церковь расколота на две - Русскую Православную Церковь (никонианскую) и Русскую Православную Старообрядческую Церковь.
Воссоединение Левобережной Украины с Россией
В 1654 г. Вышло знаменательное событие российской истории - Россия вернула Левобережную Украину.