Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 20:33, курсовая работа
Данная работа посвящается изучению проблемы противоречивой личности Карла Великого, его военных компаний, внутренней политики, а так же образованию такой могучей державы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Династия Каролингов………………………………...............................7
• Становление державы Каролингов
• Детство и юность Карла, приход к власти
Глава 2. Правление Карла Великого………………………................................11
• Войны Карла
• Внутренняя политика
• Культура и отношение с церковью
Глава 3. Конец эпохи правления Карла Великого……………………………..27
• Последние годы Карла
• Итоги правления
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы………………………...............................32
Коронация Карла была одним из тесных одним из результатов тесных отношений государства и церкви. Например с Адрианом I (772-795) Карл имел очень тесные, дружеские отношения, а с попой Львом III (795-816), он выбрал более покровительственный и наставительный тон.
Карл Великий был самым настоящим христианином. «Он свято почитал христианскую религию, в которой был наставлен с детства. «Он ревностно и часто посещал церковь и утром, и вечером, и даже в ночные часы и на заутреню, насколько позволяло здоровье и весьма заботился, чтобы всё, что в ней совершалось, проходило наиболее достойно» 54.
Карл всегда вознаграждал преданных слуг, и даровал им состоятельные аббатства и епископства55, он сильно повлиял на выработку законов против адопцианской ереси, Карл сам лично возглавил борьбу против инокоборцев. Карл всегда щедро раздавал монастырям и церквам различные жалования (земельные и денежные), провел ряд реформ в обрядах и литургии56, Карл так же издавал огромное количество указов, заставлявшие монахов и священников соблюдать церковные правила в повседневной жизни тоже, он настаивал об образованности служителей церквей и всегда старался искоренить злоупотребления своим. Карл обращал завоеванные народы в христианство и приобщал их к церкви, в его военных компаниях всегда были миссионеры.
В общем, как я уже упоминал, отношение церкви к нему было очень хорошим, папа Лев III даже после своего избрания, переслал Карлу свое знамя, признав его власти. По поводу церкви Карл издал большое количество капитулярных актов: "Пусть ни святым церквам Божьим, ни сиротам, ни паломникам (...) не чинят обиды и грабежа: ибо сам государь император, после Бога и его святых, объявлен их защитником и покровителем"57. Карл предупреждает епископов и графов, что им необходимо вести себя благочестиво и благородно, они должны прощать долги, помогать угнетенным, защищать сирот и вдов58.
Культурные стремления Карла Великого были связаны с его политикой, так как франкская держава должна соответствовать названию «империя».
В современном понимании во Франкском королевстве не было столицы, да и не могло быть. Так как местная правящая знать жила на больших расстояниях друг от друга, следовательно в стране не существовало единого центра власти. Точнее сказать центр власти перемещался вместе с королем, из-за частых военных кампаний Карла. Однако, к концу VIII в. Карл все же остановился на Аахене, расположенном на северо-западе нынешней Германии. Карл мечтал сделать франкскую столицу, не уступающей величием Константинополю и тем самым доказать превосходство своего государства над Византией.
Таким образом, основным культурным городом была столица Аахен, где находилась Академия, туда приезжали все самые образованные люди Европы, такие как Алкуин, основавший школу святого Мартина; Эйнхард, придворный биограф; Теодульф, известный писатель и поэт; Мавр Рабан, ученик Алкуина, который продолжил его дело; Ангильберт, автор исторических поэм, и другие выдающиеся люди.59
Король франков так же долгое время собирал старинные германские песни и легенды, однако заказанный им сборник героических песен не сохранился. При его правлении возрождалось изучение классической латыни и анналистики, монарх начал составлять грамматику родного франкского языка.60 При монастырях так же учреждались скриптории (помещения для сохранения рукописей), там для переписки использовался прекрасный шрифт для писем, который назывался «каролингским минискульным», причем копирование происходило настолько быстро, что огромная часть всего античного наследия дошла до наших времен, именно усилиями той эпохи.
Всю свою культурную реформу Карл начал с составления единого текста Библии,61 все его реформы проводились сначала с обсуждения в церкви, ведь основной задачей Карла являлось создание именно христианской культуры. Однако Карл настоятельно поощрял светскую культуру, и с удовольствием приглашал в Аахен архитекторов, музыкантов, астрономов, и филологов не только со своей империи, но и из других государств. Фактически Алкуин, величайший англо-саксонский ученый, стал, можно сказать, «министром образования».
Однако этот импульс образования, данный Карлом, продолжал существовать всего лишь одно столетие после его правления.
Несомненно противоречив аспект культуры в деятельности Карла. С одной стороны, можно предположить, что «Каролингское возрождение» - это значимых скачок вверх по сравнению с культурой правления предшественников Карла. Однако с другой стороны, как описывает Жак Ле Гофф: "Каролингское возрождение было лишь итогом серии мелких возрождений, которые после 680 года дали о себе знать в монастырях Корби, Сен-Мартен-де-Тур, Сен-Галлен, Фульда, Боббио, а так же в Йорке, Павии и Риме. ...оно не было новаторским. Принятая им программа обучения была всего лишь программой прежних церковных школ, в соответствии с которой "в каждом епископстве и в каждом монастыре учили псалмам, пению, счёту, грамматике и заботились о переписке книг". Культура каролингского двора ничем не отличалась от культуры варварских королей, таких, как Теодорих или Сибесут. ...Каролингское возрождение было, несомненно, неудавшейся попыткой двинуться вперёд, завершившейся тем, что пришлось свернуть с пути или остановиться".62
Каролингское королевство простиралось от Фризии на Северном море до северо-восточной Адриатики. С запада, держава омывалась Атлантикой, а на юго-западе Карлу принадлежала большая часть северной Испании, Италия, и различные области на востоке. Почти за 40 лет, ему удалось вдвое расширить границы каролингской державы. Для обеспечения безопасности и спокойствия границ в приграничных районах Карл образовал систему марок, то есть областей, во главе которых стояли маркграфы. Территориальное расширение положило основу идеи о возрождении Западной Римской Империи, позже и все приближенные Карла стали все чаще призывать к такому восстановлению.
Карл предпринял финансовую реформу, он основал систему мер и весов, до него в этой системе был полный беспорядок. Им была принята стабильная весовая единица – фунт (ливр), а также мера жидкостей и сыпучих тел – модий63.
Для централизации власти и пресечения злоупотребления местом графов, он часто перемещал их, и еще, назначая графа в какую-нибудь область, то это обязательно должно было быть двойное руководство, то есть это епископ, естественно образованный, сопровождаемый писцами и наконец граф - военачальник. Вся держава была разделена на округа (missatica). Такое разделение сложилось давно, но только Карл сделал его постоянным и регулярным, введя в административную систему. При нем каждый округ подлежал контролю двух посланцев (missi dominici), один из которых был лицом светским, другой – духовным64.
Каждое лето монарх собирал «Генеральный сейм», на котором обсуждались различные общие дела и состоял этот сейм якобы из «всего народа». На самом деле, на этот сейм приглашались только избранные, крупные вассалы. Причем, сами же вассалы всего лишь совещались и обсуждали проект, а решение оставалось только за императором. И эти решения и доводились до «всего народа», в этом и заключалось участие народа в управлении государством.
Он основал комиссии, состоявшие из клирика и мирянина, эти комиссии занималась разнообразными судебными решениям и финансовыми документами, она так же выслушивала жалобы местных представителей, которые должны были всячески пресекать ложь, и коррупцию. В общей сложности Карл издал около 65 законов, которые содержали более тысячи отдельных пунктов, которые учили народ войне, торговле, как обрабатывать землю, и судиться. Для эпохи правления Карла его статьи и капитулярии имело очень весомое значение для общества.
Глава 3. Конец эпохи правления Карла Великого.
§1. Последние годы Карла.
Самые большие завоевания завершились покорением саксов и аваров в 804 и 805 гг. Теперь перед Карлом встал вопрос о защите своих земель, а не о нападении. В 812 г. был заключен мир между Византией и Франкским королевством и император Михаил признал его императором.65
Однако, последние годы монарха были омрачены рядом неудач и трагедий. На севере державы началось возобновление нападений норманнских племен, и несколько смертей почти подряд самый близкий ему людей, жены, сестры Карла, и его старших сыновей Пипина и Карла Юного. Из-за этого в 813 году король франков вынужден был после своей приближавшейся смерти передать престол своему самому слабохарактерному сыну Людовику66, как после ему прозовут Людовиком Благочестивым. Карл назначил ему с общего согласия наследником и приказал его именовать императором.
Вскоре после этого Карл слег в постель из-за сильнейшей лихорадки и плеврита. Карл Великий скончался в 28 января 814 года в своей столице в Аахене.67
§2. Итоги завоеваний и реформ Карла Великого.
Как нам известно, империя Карла распалась на части уже в течение следующего столетия, после его смерти, Карлу, не смотря на все его величие и могущество, даже не удалось оставить после себя достойного преемника. При его слабохарактерном сыне и внуке, оказавшимися бездейственными королями, центробежные силы феодализма разорвали державу на части.
Союз государства Карла и церкви предопределил весь характер европейского общества на многие столетия вперед. Его реформы в образовании и церкви сохраняли свое огромное значение еще долгое время. В ранее средневековье имя Карла являлось синонимом могущественной власти, так как по латинской форме имени «Carolus» стали называть королями.
Все таки, надо признать, что Карла не зря прозвали Великий, потому что его идея франкизации Германии и Италии была сама по себе сложна, так это все еще происходило не только во время длительной, самой изнурительной саксонской войне, но и во время испанских и аварских военных экспедиций. Таким образом, самым главным итогом всей его военной деятельности было прекращение постоянных переселений народов, сильно волновавших Европу и объединение германских племен и народов в одном государстве.
В итоге, даже Византия все же признала императорство Карла, наперекор своим идеологическим установкам, так как никто до Карла, кроме Византии, не принимал императорского титула. Но тут задается вопрос, как же все-таки появился этот противовес Византийской империи и империя Карла?
Если немного подумать, то Карл, видимо, никого не заставлял ему надевать императорскую корону. Он прежде всего, считал себя королем франкского государства. В 800 году, очередной мятеж лангобардской знати, которая никак не могла уладить соотношения с папой, и после похода в Италию, папа « в знак благодарности» решил неожиданно надеть на Карла корону. Как таковой пользы от этого у Карла не было, так как Рим был на то время лишь один из подчиненных ему городов, и он все равно не променял бы свой родной Аахен на Рим. Однако Карл отличается от того константинопольского государя, он – король, воитель, защитник и распространитель христианства, владеет Римом его деяния – подтверждение, что он наследник августов. Папа, судя по всему, и был главным инициатором коронации Карла. На этой есть несколько причин: первая – коронация способствовала укреплению позиций папства, несмотря на зависимость от франков, так как без помощи Карла папа не смог бы продержаться; вторая - если бы он подчинился лангобардам, тогда он распрощался бы с папским государством, а если бы он подчинился Византии, тогда он стал бы всего лишь окраинным эпископом. Таким образом, из этой коронации можно выделить два момента: первый - походы Карла в Италию полностью разорвали связь Рима с Константинополем, и Италия стала частью Западной Европы, и второй момент - папа, после коронации, оказался главой церкви всей каролингской державы Карла, он так же присвоил себе прерогативу, которой обладали раньше лишь в Константинополе. В итоге, именно коронацию Карла можно считать прелюдией разрыва, так как противостояние двух этих империй повлияло на противостояние глав западной и восточной церквей, что и сделало неминуемым мировоззренческий раскол.
Заключение
Карла Великий является фигурой великой, однако очень не однозначной. Его прекрасное умение перенимания различных аспектов от других стран, подстраивание культур других народов к своей, умение подходить критично и трезво оценивать происходящее, позволило ему навсегда остаться в мировой культуре.
Однако его земельная политика, относительно бенефициальных дарений очень противоречива. Он вроде бы и не предпринял ничего нового, так как эта практика еще была при его отце Пипине и деде Карле Мартелле, которые сами взяли пример с римских приемов управления, однако благодаря Карлу эта практика достигла своего наибольшего успеха.
Еще один немаловажный противоречивый аспект деятельности Карла, это его преобразования в культурной сфере. Здесь не возможно не согласиться с высказыванием Жака Ле Гоффа,68 так как несомненно с одной стороны так называемое «Каролингское возрождение» - это прорыв по сравнению с культурой во времена предшественников Карла, однако тут же необходимо отметить, что каролингское возрождение стало лишь итогом мелких возрождений, ведь Карлу не удалось создать почву для Возрождения и постоянного обновления культуры. Каролингское возрождения стало всего лишь плохой попыткой двинуться далеко вперед, и завершилось все тем, что пришлось просто остановиться.
Несомненно, даже такая выдающаяся личность, как Карл Великий, обладающая талантами как военного стратега так и государственного деятеля, оказывается не в силах быстро поменять происходящее развитие общества. Необходимо признать, что в результате своих походов Карл создал империю, состоявшаяся ну уж из слишком разных народов, его империя просто не была объединена единой культурой и идеологией.
Хотелось бы добавить высказывание Васильева, который очень четко проанализировал правление Карла: Правление Карла блеснуло недолгим светом. Соединить в одно целое и удержать под одной властью в течение 40 лет такую обширную империю удалось отчасти при помощи искусных приемов римского управления, которые сохранились в Византии и передались на Запад через посредство церкви. О подчинении государству в империи Карла не было и речи. Малые и простые повиновались сильным и богатым; все служили только определенным лицам. Сам император Карл производил наибольшее обаяние и увлекал массы; его смертью все кончилось, его счастливые качества уже не передались наследникам его титула»69.