Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:03, контрольная работа
Петр Ш - внук Петра Великого, сын его дочери Анны Петровны и герцога Голштинского, волею случая он стал наследником трех корон: герцога Голштинского, Швеции и Российской империи. Предусмотрительно его нарекли Петром Фридрихом: Петром, на тот случай если он займет трон в России, и Фридрихом - если в Швеции. Воцарившаяся Елизавета Петровна поспешила срочно доставить его в Петербург, где он принял под именем Петра Федоровича православие и был объявлен наследником престола.
Супруга Петра Ш, ангальтцербская принцесса, до принятия православия именовавшаяся Софьей Фредерикой Августой, нареченная Екатериной Алексеевной, была полной противоположностью своему нелепому супругу. Умная, энергичная и образованная, она после приезда в Россию из немецкого захолустья вынашивала мечту занять престол и умело завоевывала популярность у двора и столичного дворянства.
1. Начало царствования. Реформы Екатерины II 3
2. Политика «просвещенного абсолютизма» и ее сущность 8
3. Положение крестьянства. Апогей крепостного права 13
Литература 19
В своей политике Екатерина II пыталась реализовать идеи конституционной монархии с четким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей. Естественно, она не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.
Политика просвещенного абсолютизма в России заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения.
Просвещенный абсолютизм — политика, порожденная временем разложения феодальной системы и вызреванием в ее недрах капиталистических отношений, нацеленная на устранение мирными средствами устаревших феодальных порядков. Просвещенный абсолютизм отличался от обычного деспотизма декларированием соблюдения законов, одинаковых для всех подданных. Идеи просвещения разделяли прусский король Фридрих II, шведский король Густав III, австрийский император Иосиф II и др. Но самые близкие отношения просветители установили с Екатериной II. Тому способствовали два обстоятельства: благодаря крепостническому режиму, низкой грамотности населения и общей отсталости Россия представлялась просветителям страной, где реализация их идей должна была принести самые ощутимые плоды; кроме того, Екатерина оказалась прилежной ученицей просветителей, намеревавшейся энергично претворять их идеи в жизнь.
Ученица просветителей хотела быть достойной восхваления. Она не упускала случая, чтобы напомнить своим корреспондентам, что «у короля обязанность - желать блага своим подданным», что «вся моя наука заключается именно в том, что все люди братья, и всю мою жизнь я проведу в изучении искусства поступать согласно этому правилу». Не скупилась императрица и на комплименты. Она писала Вольтеру: «Ваши сочинения приучили меня размышлять»; «прошу вас быть уверенным, что Екатерина II всегда будет иметь особливое уважение и почтение к знаменитому фернейскому пустыннику». Сочинение Монтескье «Дух законов» Екатерина называла «молитвенником государей».
Особый восторг просветителей вызвала материальная помощь нуждавшемуся Дидро: императрица купила у него библиотеку за 15 тыс. франков, предоставив ему право держать ее у себя до смерти; более того, Екатерина назначила Дидро хранителем его библиотеки, определив жалованье в 1000 франков в год с выплатой его на 50 лет вперед. Д'Аламбер писал Екатерине в связи с этой акцией: «Вся литературная Европа рукоплескала...», а Вольтер: «Все писатели Европы должны пасть к стопам ее величества».
Настала пора реализации широкомасштабных реформ в духе идей Просвещения. Тому способствовали два благоприятных условия: Екатерина после гибели Иоанна Антоновича почувствовала себя на троне увереннее, чем прежде; уверенности, что справится с грандиозной по замыслу затеей, прибавила и достаточная осведомленность о трудах просветителей.
Екатерина II придавала огромное значение образованию в жизни страны. В 60—70-е годы XVIII в. она вместе с президентом Академии художеств и директором Сухопутного шляхетского корпуса И. И. Бецким сделала попытку создать систему закрытых сословных учебных заведений. В основе их устройства лежала мысль о приоритете воспитания над образованием. Считая, что «корень всему злу и добру—воспитание», Екатерина II и И. И. Бецкой решили создать «новую породу людей». По плану И. И. Бецкого в Москве и Петербурге были открыты Воспитательные дома, Смольный институт благородных девиц с отделением для Девочек-мещанок в Петербурге, Коммерческое училище в Москве, преобразованы Кадетские корпуса.
Взгляды И. И. Бецкого имели прогрессивный для своего времени характер, предусматривая гуманное воспитание детей, развитие в них природных дарований, запрет телесных наказаний, организацию женского образования. Однако «тепличные» условия, изолированность от реальной жизни, от влияния семьи и общества, конечно, делали попытки И. И Бецкого сформировать «нового человека» утопическими.
Генеральная линия развития русского просвещения шла не через утопические затеи И. И Бецкого, а по пути создания системы общеобразовательной школы. Начало ей было положено школьной реформой 1782—1786 гг. В уездных городах учреждались двухлетние малые народные училища, в губернских—четырехлетние главные народные училища. Во вновь созданных школах вводились единые сроки начала и окончания занятий, классная урочная система, разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, единые учебные планы.
В 1765 г. было объявленно Вольным экономическим обществом конкурс на лучший ответ на вопрос: «Что полезнее для общества,—чтоб крестьянин имел в собственности землю или токмо движимое имение, и сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны?» В течение двух лет Экономическое общество получило 162 конкурсные работы, в том числе 129 прислали немцы, 21—французы, 7—русские. Конкурсные работы прислали Вольтер и Мармонтель, Граслен и Эйлер. Они подвергли резкой критике крепостничество, считали его противоречащим природе и человеческому разуму, писали о неминуемом упадке общества, в котором господствует рабство, об угрозе выступлений народа, доведенного до отчаяния, о паразитизме дворянства.
Первую премию получил член Дижонской академии Беарде де Лабей за свое сочинение. Автор рекомендовал не спешить ни с освобождением крестьян, ни с наделением их землей, ибо опасно спустить с цепи медведя, не приручив его. Надлежит сначала подготовить крестьян к восприятию свободы, а потом уже приступить к наделению их землей.
Взгляды Беарде де Лабея вполне соответствовали умеренно-просветительским воззрениям императрицы, по инициативе которой проводился конкурс. Путь крепостных крестьян к свободе, намеченный французским автором, вполне устраивал императрицу — в годы, когда проводился конкурс, Екатерина усиленно штудировала «Дух законов» Монтескье и сочиняла свой знаменитый наказ. Конкурс являлся своего рода пробным шагом, проверкой исповедуемых ею идей относительно судеб крепостных крестьян в России.
После
французской революции
Просвещенная
Екатерина II не смогла осуществить
свою программу. По сути, она была истинной
заложницей дворянства, интересы которого
она должна была выражать. Как отмечал
В.О. Ключевский, Екатерина II одновременно
распространяла в обществе идеи века и
законодательно закрепляла «факты места».
Екатерина II стала гонительницей тех самых
истинных представителей русской просветительской
мысли второй половины XVIII в., с которыми
раньше заигрывала, идеи которых о необходимости
подлинного изменения феодально-крепостнической
системы одобряла.
3.
Положение крестьянства.
Апогей крепостного
права
Ведущей отраслью экономики России по-прежнему оставалось сельское хозяйство. Наблюдался рост крепостнических отношений вширь и вглубь. Они охватывали новые территории и новые категории населения (вширь). Росло и бесправие, и эксплуатация крестьян (вглубь).
В 1783 г. крепостное право утвердилось на Левобережной Украине, а в самом конце века, в 1796 г.,— на юге Украины (Новороссия), в Крыму и Предкавказье. После русско-турецких войн и крестьянской войны 1773—1775 гг. была ликвидирована Запорожская Сечь.
Во второй половине XVTII в. окончательно определились регионы, где господствовали барщина (отработочная рента) и оброк (денежная или продуктовая рента). Барщина, доходившая до шести дней в неделю, была распространена в черноземных районах страны. В нечерноземных районах помещики переводили крестьян на денежный оброк. Здесь широкое распространение получили промысловые занятия и отход крестьян на заработки.
По всей стране расширялась связь помещичьих и крестьянских хозяйств с рынком. Стремясь добиться увеличения производства зерна на продажу, помещики в барщинных хозяйствах стали переводить крестьян (с 80-х годов) на месячину. У крепостного крестьянина отбирали надел, и он должен был за скудное месячное довольствие работать на помещика. Вырос и размер денежного оброка: в среднем в 5 раз к концу века по сравнению с серединой столетия. Заработать деньги можно было, либо занимаясь промыслом, либо уходя на заработки. Крестьянин все больше терял связь с землей, что вело к разрушению крестьянского хозяйства.
Отдельные помещики шли по пути рационализации своего хозяйства. Они стремились увеличить свой доход, не трогая основ крепостнической системы. В их имениях стали применяться технические устройства, вводился многопольный севооборот, разводились новые культуры (подсолнечник, табак, в незначительных размерах картофель). Большую роль в этом сыграло «Вольное экономическое общество к поощрению в России земледелия и домостроительства», основанное в 1765 г. и просуществовавшее до 1917 г. В ряде хозяйств помещики стали строить мануфактуры, где использовался труд крепостных крестьян.
Таким образом, крепостное хозяйство использовало несвойственные ему формы и методы организации труда, что было одним из проявлений начавшегося разложения крепостнических производственных отношений.
При Екатерине II были приняты законодательные акты, позволяющие сказать, что крепостное право достигло своего пика. Крепостной уже мало отличался от раба.
Указ 1765 г. разрешал помещикам ссылать своих крестьян без суда и следствия в Сибирь на каторгу с зачетом этих крестьян как рекрутов. Процветала торговля крестьянами. Их можно было проиграть в карты, безвинно наказывать. Зачастую помещик пользовался «правом первой ночи». Крестьяне по указу 1763 г. должны были сами оплачивать расходы, связанные с подавлением их выступлений (если они признавались зачинщиками волнений). В 1767 г. был издан указ, запрещавший крестьянам подавать жалобы императрице на своих помещиков.
Вторую половину XVIII в. отличает резкое повышение социальной активности трудового населения: владельческих, монастырских и приписных крестьян, работных людей мануфактур, народов Поволжья и Башкирии, яицких казаков. Своего апогея она достигла в крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачева.
Крестьянской войне предшествовали неповиновения крестьян вотчинной администрации и властям, нередко перераставшие в вооруженную борьбу с карательными отрядами. Борьба крестьян была направлена против повсеместного стремления повысить феодальную ренту.
Волнения приписных крестьян на Урале начались в середине 50-х гг. и с небольшими перерывами продолжались около десяти лет. Широкий размах приобрели волнения приписных и покупных к заводам крестьян в Европейской России. Крупнейшим из них было продолжавшееся два года (1769—1771) Кижское восстание в Карелии.
Перечисленные выступления народных масс свидетельствовали о вызревании в стране глубокого социального кризиса. К его показателям относится появление многочисленных самозванцев из числа беглых солдат, однодворцев и крестьян, выдававших себя за Петра III, сына царевича Алексея, и др. За последнюю треть XVIII в. источники донесли, не считая Пугачева, имена 24 самозванцев. Их судьба была одинаковой — никому из них не удалось сплотить вокруг себя массы народа, поэтому они доживали свои дни каторжниками Нерчинских рудников. Исключение составлял донской казак Зимовейской станицы
На Яике, где в сентябре 1773 г. появился самозванец, выдававший себя за Петра III, сложились благоприятные условия, чтобы его призывы нашли отклик сначала у казачества, а затем и у крестьян, работных людей, башкир и народов Поволжья.