Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 19:12, реферат
1. Борьба за великое княжение между наследником Дмитрием и суздальско-нижегородским князем Дмитрием Константиновичем.
2. Стремление Дмитрия к единовластию.
3. Каменный кремль.
4. Утверждение порядка внутри страны.
5. Литовские нашествия.
6. Набеги татар и первая победа над ними.
7. Нашествия Мамая. Куликовская битва.
8. Утверждение нового порядка наследования.
Войско Тохтамыша
рассыпалось по всему Великому Княжеству.
Владимир, Звенигород, Юрьев, Можайск,
Дмитров имели участь Москвы.
Близ Волока стоял
с дружиною брат Дмитрия, князь Владимир
Андреевич, он внезапно ударил на сильный
отряд монголов и разбил его. Узнав об
этом, Тохтамыш начал отступать от Москвы,
взяв ещё Коломну, и перешёл за Оку. Здесь
татары разорили рязанскую область, доказав
изменнику Олегу, что на их слово нельзя
положиться. Князь Рязанский сам вынужден
был бежать, а татары наконец оставили
Россию.
В Москве погибло
тогда 24 тысячи человек. Дмитрий послал
воевод московских наказать Олега, приписывая
ему успех Тохтамыша и бедствие Великого
Княжества. Подданные должны были отвечать
за своего князя. Войско Дмитрия вконец
опустошило Рязань, считая её гнездом
измены. Второй заботой Дмитрия было восстановление
Москвы. Стены и башни Кремля стояли в
целостности, у хана не было времени разрушить
их. Скоро кучи пепла исчезли и на их месте
появились новые здания, но прежнее многолюдство
в столице и в других взятых татарами городах
уменьшилось надолго.
В то время, когда
надлежало святить осквернённые злодействами
храмы, утешать, ободрять народ пасторскими
наставлениями, митрополит Киприян спокойно
жил в Твери. Великий Князь послал за ним
бояр своих, но объявил его беглецом недостойным
управлять церковью и поручил российскую
митрополию Пимену. Столь решительно поступал
Дмитрий в церковных делах потому, что
считал, что духовенство должно служить
примером любви к отечеству для граждан.
Михаил Александрович
Тверской, вопреки торжественному обету
и письменному договору 1375 года, не хотел
принимать участие в делах, происходящих
в Московском княжестве. Скоро - 16 обнаружилась
и личная, давнишняя ненависть его к Дмитрию.
Обрадованный несчастием
москвы и в надежде воспользоваться злобою
Тохтамыша на Великого Князя, он уехал
в Орду, чтобы снискать милость хана и
с помощью монголов свергнуть Дмитрия
Донского с престола.
Не время было презирать
Тохтамыша и думать о битвах.
Разорённое Великое
Княжество нуждалось в спокойствии. Дмитрий
вынужден был принять в Москве ханского
мурзу, объявившего ему, что Тохтамыш,
страшный во гневе, умеет и миловать преступников
в раскаянии. Сын Великого Князя, Василий,
со многими боярами поехав в Орду, знаками
смирения столь угодил хану, что Михаил
Тверской не смог достичь своей цели и
с досадою возвратился в Россию. Но милость
Тохтамыша дорого стоила Великому Княжеству:
снова начали появляться в его пределах
и возложили тяжёлую дань ханские послы.
Казалось, что Россия должна была проститься
с мыслью о государственной независимости,
но Дмитрий надеялся вместе с народом,
что это рабство будет недолговечным,
что падение мятежной Орды неминуемо и
что он воспользуется первым же случаем
освободить себя от её тиранства. Для этого
Великий Князь хотел мира и благоустройства
внутри отечества, не мстил Тверскому
князю за его вражду и предлагал свою дружбу
даже самому Олегу. Великий Князь должен
был ещё усмирить новгородцев. В течение
десяти лет оставляемые в покое соседями
они начали разбойничать и многочисленными
толпами ездили грабить купцов, города
и селения по Волге, Каме, Вятке. В 1371 году
они захватили Кострому и Ярославль, а
в 1375 вторично взяли Кострому. Занятый
опасностями и войнами, Дмитрий терпел
эту дерзость новгородцев и видел, что
она возрастала. Они даже захватили великокняжескую
собственность. Видя бесполезность своих
угроз, Дмитрий прибегнул к оружию, чтобы
утвердить власть свою над этой областью.
Двадцать шесть
областей соединили своих ратников под
великокняжескими знамёнами. Зимой, перед
самым Рождеством Христовым, Дмитрий с
братом Владимиром Андреевичем и другими
князьями выступил из Москвы и в день богоявления
расположился станом в тридцати вёрстах
от берегов Волхова, разорив множество
селений. Там встретил его архиепископ,
старец Алексий, с просьбой простить вину
новгородцев, готовых заплатить ему 8000
рублей. Великий Князь не согласился, и
новгородцы, извещённые об этом, готовились
к сильному отпору.
Имея сильное войско,
они ещё хотели отвратить кровопролитие
и послали двух архимандритов, чтобы склонить
Дмитрия к миру.
С одной стороны
- знаки раскаяния и смирения, с другой
твёрдость, но соединённая с умеренностью,
произвели, наконец, желаемое действие.
Великий Князь подписал мирную грамоту,
с условием, чтобы Новгород всегда повиновался
ему как государю и внёс в княжескую казну
8000 рублей.
В это время Ягайло
Литовский крестил Литву. Волею и неволею
он заставил принять всех католическую
веру. Но не все литовские князья согласились
изменить своей вере. Среди них был Андрей
Ольгердович Полоцкий. За это Литва пошла
войной на его землю, прибегнув к помощи
Ливонского ордена. В 1386 году Полоцк был
взят, а Андрей был пленён и отправлен
в Польшу, где три года сидел в заключении.
Но он имел заступника в Святославе Ивановиче
Смоленском, который, желая отомстить
за него, вступил в нынешнюю Могилёвскую
область и начал свирепствовать. Но под
Мстиславлем его встретили литовские
полки. В кровопролитном сражении русские
потерпели поражение, а сам князь был убит.
Случившееся должно
было быть оскорбительным для Великого
Князя, потому что Святослав вместе с Андреем
Ольгердовичем служил щитом для московских
границ на западе. Но Дмитрий, опасаясь
Литвы, ещё больше опасался татар и, готовясь
тогда к новому разрыву с Ордою, нуждался
в дружбе Ягайла.
Сын Великого Князя,
Василий, три года живший невольником
при ханском дворе, тайно ушёл в Молдавию
к тамошнему воеводе Петру, и мог возвратиться
в Россию только через владения Польские
и Литву. Дмитрий отправил на встречу к
нему бояр, поручив им для личной безопасности
Василия склонить Ягайла к дружбе. Они
преуспели в своём деле, Василий Дмитриевич
благополучно прибыл в Москву, провожаемый
многими польскими панами.
В то время, как
россияне с надеждой и страхом могли готовиться
ко второй Донской битве, они были удивлены
враждою двух своих главных защитников
Дмитрия и Владимира Андреевича. Дмитрий,
недовольный старейшими боярами Владимира
и его к ним пристрастием, велел их взять
под стажу. Но, видя необходимость единодушия
в столь сложное для России время, Великий
Князь новой договорною грамотой утвердил
союз с братом.
В ней сказано, что
Владимир признаёт Дмитрия отцом, сына
его Василия братом старшим, Георгия Дмитриевича
равным, а меньших сыновей Великого Князя
младшими братьями.
Эта грамота наиболее
известна тем, что она утверждает новый
порядок наследства престола Великокняжеского,
отменяя древний, по которому племянники
должны были уступать его дяде. Владимир
признаёт Василия и его братьев, в случае
смерти Дмитрия, законными наследниками
Великого Княжества.
Дмитрию едва исполнилось
сорок лет, как вдруг, к всеобщему ужасу,
разнеслась весть о тяжёлой болезни Великого
Князя. Он, не обольщая себя надеждою, велел
писать духовное завещание. Василий Дмитриевич
объявлялся наследником Великокняжеского
престола, а каждому из пяти сыновей даровались
определённые области. Чувствуя свой конец,
Дмитрий призвал к себе бояр. Представив
им семнадцатилетнего Василия Дмитриевича
как будущего их государя, он благословил
его, избрал ему девять советников из опытных
бояр. Через несколько минут Великий Князь
скончался. На другой день Дмитрий был
погребён в церкви Архангела Михаила.
Летописцы изображают
нам добрые дела Дмитрия Донского и, славя
его как первого победителя татар, не ставят
ему в вину то, что он дал Тохтамышу разорить
Великое Княжество, не успев собрать сильного
войска, и тем продлил рабство России до
времён своего правнука. Некоторые историки
считают, что Дмитрий сделал и другую ошибку:
имея возможность присоединить Рязань
и Тверь к Москве, не воспользовался ею.
Но, так или иначе,
правление Дмитрия Донского имело огромное
значение для России.
Список литературы:
1. Карамзин Н. М.
"История государства Российского.
" Москва, 1993 г., том 5.
2. "Пособие по
истории отечества. ", Москва, 1993 г.
3. "Хронология российской истории. ", Москва, 1994 г.