Правление Александра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:43, контрольная работа

Описание работы

В XIX век Россия вступила как самодержавное государство с феодально-крепостнической системой хозяйства. Численность населения и военная мощь России ставили её на первое место в Европе. Однако экономика России была архаичной, главным образом из-за плохого развития хозяйства. Кроме того, государство отказывало в средствах промышленникам, вместо этого оно кредитовало траты помещиков под залог имений и крепостных. Помимо этого, главной статьей доходов в государстве были подати с крестьян.

Работа содержит 1 файл

1 вопрос.docx

— 39.12 Кб (Скачать)
  1. Мировые цивилизации и Россия в первой половине ХIХ века.

Правление Александра I: изменения в государственно - политической и правовой системе; экономическое развитие страны; общественные движения. Внешняя политика России: Отечественная война 1812 г., Крымская война.

В XIX век Россия вступила как самодержавное государство с феодально-крепостнической системой хозяйства. Численность населения и военная мощь России ставили её на первое место в Европе. Однако экономика России была архаичной, главным образом из-за плохого развития хозяйства. Кроме того, государство отказывало в средствах промышленникам, вместо этого оно кредитовало траты помещиков под залог имений и крепостных. Помимо этого, главной статьей доходов в государстве были подати с крестьян.

По своему политическому  устройству Россия была самодержавной  монархией. Во главе государства  стоял император. В его руках  была сосредоточена высшая законодательная  и распорядительная власть.

Император управлял страной  при помощи чиновников. По закону они  были исполнителями воли царя. Но в  действительности чиновничество играло более значительную роль. В его  руках была разработка законов, оно  же проводило их в жизнь. Чиновничество  было полновластным хозяином в центральных  органах управления и в местных (губернских и уездных). Государственный  строй России по своей форме был  самодержавно - бюрократическим. Такова была обстановка в стране когда на престол вступил Александр I.

Основными вопросами того времени являлись: социально-политический, состоявший в установлении новых  отношений между общественными  классами, в устройстве общества и  управления с участием общества; вопрос кодификационный, состоявший в упорядочении нового законодательства, вопрос педагогический, состоявший в руководстве, направлении  и воспитании умов, и, наконец, вопрос финансовый, состоявший в новом устройстве государственного хозяйства.

Александр начал с центрального управления. Собиравшийся по личному  усмотрению императрицы Екатерины  Государственный совет 30 марта 1801 г. заменен был постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета» - законосовещательного органа. Он был создан главным образом для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Первоначально Совет состоял из 12 человек, среди которых были руководители важнейших государственных учреждений, представители высшей аристократии и бюрократии. Члены Совета получили право подавать представления на императорские указы и обсуждать законопроекты. Однако утвержденный 3 апреля 1801 года «Наказ Непременному совету» определил, что этот орган «не имеет никакого действия внешнего и силы, кроме силы соображения» [1]. Практическое значение Непременного совета было крайне не велико. Вся основная работа по подготовке задуманных Александром 1 преобразований сосредоточилась в Негласном (или Интимном) комитете, существовавшим с мая 1801 по ноябрь 1803г. Он состоял из так называемых молодых друзей Александра: П.А Строгонова, А.А. Чарторыйского, В.П. Кочубея, Н.Н. Новосильцева и Ф. Лагарп. Это были люди, которых он призвал помогать ему в преобразовательных работах. Они принадлежали к поколению, непосредственно следовавшему за дельцами екатерининского времени; были приверженцами либеральных идей и считали необходимым реформировать государственное устройство России.

Негласный комитет не являлся  официальным государственным учреждением. Положено было предварительно изучить  настоящее положение империи, потом  преобразовать отдельные части  администрации и эти отдельные  реформы завершить «конституцией  установленной на основании истинного  народного духа». Основными вопросами, обсуждаемыми на заседаниях, стали  укрепление государственного аппарата, крестьянский вопрос и система образования. Члены комитета были единодушны в  том, что неограниченное самодержавие должно стать орудием постепенных  и ненасильственных преобразований, которые следует проводить крайне осторожно из-за неготовности общества к реформам.

После рассмотрения в Негласном  комитете царским указом от 8 сентября 1802 года была проведена реформа высших государственных учреждений. Вместо введенных Петром I коллегий были учреждены министерства: военное, военно-морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения, юстиции, в которых вводилось строгое единовластие министра. А также было введено Государственное казначейство на правах министерства. Началось составление единого бюджета государства, но из-за значительного дефицита, бюджет был строго секретным. Отчитывался министр непосредственно перед императором и от него же получал распоряжения по важнейшим вопросам. Министры и главноуправляющие на правах министров образовывали Комитет министров, статус которого был определен лишь в 1812 году. Комитет становился совещательным органом при императоре. Это последнее впервые появилось в системе центральных российских учреждений. Создание министерств было призвано укрепить единоначалие в государственном управлении, постепенно вытесняя коллегиальность. Прежние коллегии подчинены министерствам или вошли в новые министерства, как их департаменты. Главным отличием новых органов центрального управления была их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром вместо прежнего коллегиального присутствия, каждый министр был подотчетен Сенату. Такова была первая попытка перестройки центрального управления, предпринятой новым императором. Эта мера укрепила центральное управление, но решительной победы в борьбе с безответственностью, казнокрадством и взяточничеством достигнуто не было.

Изменения в системе государственного управления не могли не отразится  на положении православной церкви, которая во многом была частью государственного аппарата. Здесь единовластным начальником, вместо высшего церковного правительства - Синода, становится государственный чиновник - обер-прокурор, который в XVIII веке лишь наблюдал за действиями и законностью решений Синода.

Одновременно была осуществлена реформа Сената, который в указе  от 8 сентября 1802 года определялся как  «верховное место империи», «хранитель законов», чья власть «ограничивается  единою властию императорского величества» [1]. Всем министрам предписывалось подавать в Сенат ежегодные отчеты. Указ давал Сенату право ставить вопрос о пересмотре законов, если они не соответствовали действующим. Но вскоре Сенат фактически был низведен до прежнего положения.

Крестьянский вопрос являлся  важнейшим вопросом внутренней политики самодержавия. Император и члены  Негласного комитета видели в крепостных отношениях источник социальной напряженности, были убеждены в преимуществах вольного труда перед крепостным и воспринимали власть помещика над крестьянами  как нравственный позор для России. Тем не менее, они считали невозможным  принятие радикальных мер и придерживались принципа постепенности. 12 декабря 1801 года был издан указ, предоставить право владеть землей купцам, мещанам  и казенным крестьянам, которые отныне могли покупать ненаселенные земли. Уже в начале царствования Александр  I прекратил раздачу государственных крестьян в частные руки. Закон 12 декабря разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства, которое до этого одно пользовалось правом приобретать землю в личную собственность. 20 февраля 1803 года издан был указ о свободных хлебопашцах: помещики могли вступать в соглашение со своими крестьянами, освобождая их непременно с землей целыми селениями или отдельными семьями. Эти освобожденные крестьяне, не записываясь в другие состояния, образовали особый класс «свободных хлебопашцев». Закон 20 февраля был первым решительным выражением правительственного намерения отменить крепостное право.

Но, тем не менее, этот указ имел в большей степени идеологическое, чем практическое значение: за весь период царствования Александра в разряд «вольных хлебопашцев» перешло менее 1,5% крепостных. То есть было освобождено  всего 47 тысяч душ мужского пола. Но идеи, заложенные в указе 1803 года, впоследствии легли в основание  реформы 1861 года.

Одновременно с вышеуказанными реформами затронуты были и общественные отношения. Здесь также заявлено было направление, в каком предполагалось действовать: направление это состояло в уравнении всех общественных состояний  перед законом. В числе первых мер нового императора было восстановление жалованных сословных грамот, отмененных прежним императором в их главных частях.

Нельзя не отметить реформы  Александра I в области образования. Реформацией в этой области, а также в области печати было призвано руководить учрежденное в 1803 году Министерства народного просвещения. В этом же году был утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы бессословности учебных заведений, за исключением военных, также бесплатность образования на низших ступенях, оно оплачивалось из государственного бюджета. Вводилась преемственность учебных программ между школами различных ступеней - приходскими, уездными училищами, гимназиями, университетами.

По Уставу все университеты получили значительную автономию: право  выбирать ректора и профессоров, собственный суд, невмешательство  административных властей и полиции  в дела университета и возможность  самостоятельно решать свои хозяйственные  вопросы. В том же 1804 году был издан  достаточно либеральный по характеру  «Устав о цензуре». Важно отметить, что теперь в учебные заведения  могли быть приняты представители  всех сословий.

Начало XIX века характеризуется  быстрым культурным и политическим ростом русского общества.

Во время войн против Франции - в 1805 г. в союзе с Австрией, в 1806-1807 гг. - в союзе с Пруссией расстроился интимный кружок первых советников императора. Члены неофициального комитета один за другим удалились от императора. Их места занял один человек М. М. Сперанский.

Александр поручил ему  руководство Комиссией составления  законов, а также дал ему поручение  выработать общий план государственного преобразования. План Сперанского (законченный  осенью 1809 г.) предусматривал три параллельных ряда учреждений - законодательных, судебных и исполнительных, или административных. Законодательный ряд образовали «думы» - волостные, уездные, губернские и государственная; волостная дума составлялась из земельных собственников волости и из депутатов от казенных крестьян» (по одному от 500 душ); она выбирала волостное правление и депутатов в уездную думу; уездная дума выбирала уездное правление и депутатов в губернскую думу; губернская дума выбирала губернское правление и депутатов в Государственную думу. Государственная Дума собирается ежегодно, рассматривает и одобряет вносимые правительством законопроекты и государственный бюджет, делает представления о нуждах народа, об ответственности министров и о распоряжениях властей, нарушающих основные («коренные») государственные законы. Исполнительной властью являются правления - волостные, уездные и губернские, - избираемые местными думами, а высшая исполнительная власть - министры - назначается государем. Судебную власть образуют волостные суды, затем - уездные и губернские суды, состоящие из выборных судей и действующие с участием присяжных; высшую судебную инстанцию составляет Сенат, члены которого избираются (пожизненно) Государственной Думой и утверждаются императором. Для объединения и согласования действий высших государственных учреждений учреждается Государственный Совет, состоящий из высших государственных сановников, по назначению монарха; он является совещательным учреждением, которое рассматривает новые законодательные предположения и финансовые мероприятия до их внесения в Государственную Думу, а также наблюдает за исполнением законов во всех областях государственного управления.

Александр одобрил в общем  план Сперанского. 1 января 1810 г. было издано Образование Государственного Совета. Государственный Совет разделялся на четыре департамента: 1) законов, 2) военных  дел, 3) дел гражданских и духовных и 4) государственной экономии. Общее  собрание составлялось из членов всех департаментов и из министров. Председательствовал  сам государь или особое лицо, им назначенное. Совет должен был рассматривать  все законы, уставы и важные мероприятия, и его решения представлялись на утверждение государя.

В 1810-1811 гг. последовало преобразование министерств, учрежденных в 1802 г.; было учреждено новое министерство полиции, а министерство коммерции было упразднено; министерство внутренних дел должно было иметь «попечение о распространении  и поощрении земледелия и промышленности» [2]. Кроме министерств были учреждены «главные управления» - путей сообщения, ревизии государственных счетов (т. е. государственный контроль) и главное управление духовных дел иных (кроме православного) исповеданий. Министерства делились на департаменты (с директором во главе), департаменты - на отделения. Из высших чиновников министерства составлялся совет министра, а из всех министров - комитет министров для обсуждения дел, касающихся различных министерств.

Преобразовательная деятельность Сперанского не получила дальнейшего развития и скоро была прервана внешними и внутренними обстоятельствами. Во-первых, само приближение к царю Сперанского, в котором высшие сановники государства видели «выскочку» и «поповского сына», вызывало против него зависть и вражду в «высшем свете» Петербурга. Во-вторых, его французские симпатии вызывали недовольство во всем русском обществе, которое проникалось все более враждебным отношением к Наполеону и к Франции, - и сам император Александр чувствовал всю непрочность французского союза и предвидел неизбежность борьбы с Наполеоном в. недалеком будущем. Всеобщее недовольство увеличивалось продолжающимся расстройством государственных финансов, которого финансовый план Сперанского не мог остановить. В марте 1812 г. Сперанский был уволен со службы и выслан в Нижний Новгород, а потом в.

Внешняя политика до 1812 года.

В самом начале царствования Александра был заключен мир, а затем  «конвенция о дружбе» с Великобританией (в июне 1801 г.). В 1801 г. Грузия, спасаясь от натиска Персии, просила русского императора принять ее в подданство и под защиту России; Александр исполнил эту просьбу, и в 1804 г. Персия объявила России войну, которая продолжалась до 1813 г. Наполеон в 1802 г. объявил себя пожизненным консулом, а в 1804 г. императором французов; в то же время он непрерывно продолжал захваты новых территорий в Италии и Германии, явно стремясь к гегемонии в целой Европе. Когда в 1805 г. Австрия решила выступить против французского завоевателя, Александр присоединился к ней и начал войну с Францией. Война пошла неудачно для союзников, и при Аустерлице (в Моравии) русские и австрийские войска были наголову разбиты Наполеоном. Австрия вынуждена была заключить мир, но Александр решил продолжать борьбу. В 1806 г. против Наполеона выступила Пруссия, но в битвах при Иене и Ауэрштете прусские войска потерпели полное поражение, и Наполеон взял Берлин. Война была перенесена в Восточную Пруссию; в кровопролитной битве при Прей-сиш-Эйлау русские войска (под командой Бенигсена) отразили натиск Наполеона, но летом 1807 г. Наполеону удалось разбить русских при Фридланде, и русская армия, оставив Пруссию, отступила на правый берег Немана. Александр был вынужден склониться к миру; летом 1807 г. состоялось знаменитое свидание Наполеона с Александром на Немане (заключив не только мир, но и союз между собою). Наполеон, по просьбе своего нового друга, возвратил прусскому королю половину его владений. Из большей части тех польских областей, которые достались Пруссии при разделе Речи Посполитой, было образовано «герцогство Варшавское», под протекторатом Наполеона и под номинальной властью саксонского короля; Белостокская область была уступлена России. Александр согласился принять «континентальную систему», т. е. прекратить торговлю с Англией и прервать всякие сношения с ней.

Информация о работе Правление Александра I