Правление Александра 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:53, творческая работа

Описание работы

Цель моей работы состоит в том, чтобы оценить Александра 1 как политического деятеля. Поэтому мы должны в данной работе:
1) Выяснить, какие факторы влияли на формирование личности Александра 1
2) Оценить преобразовательный опыт первых лет правления.

Содержание

Введение
1) Детство, образование и воспитание.
2) Формирование личности Александра 1.
3) Восшествие на престол.
4) Внутренняя политика Александра 1.
- Реформа высших органов управления
- Финансовая реформа
- Реформа в области образования
- Попытки решения крестьянского вопроса
5) Внутренняя политика Александра 1.
- Первые войны Наполеоновской империи (1805-1807).
- Русско-шведская война (1808-1809).
- Франко-русский союз.
- Отечественная война 1812.
6) Семья
7) Последние годы правления Александра 1.
8) Смерть
9) Память об Александре 1.
10) Киновоплощения
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

Детство.docx

— 66.37 Кб (Скачать)

Муниципальное автономное общеобразовательное  учреждение «Средняя общеобразовательная  школа №100»

 

 

 

 

 

 

Тема реферата: «Правление Александра 1»

 

 

 

 

Работу выполнила ученица

10 класса

Мухачева  Дарья

Дмитриевна

 

Учитель истории

Бухарова Светлана

Сергеевна

 

 

 

 

Пермь, 2012 год.

Содержание

   Введение

1) Детство, образование и воспитание.

2) Формирование личности Александра 1.

3) Восшествие на престол.

4) Внутренняя политика Александра 1.

    - Реформа высших органов управления

    - Финансовая реформа

    - Реформа в области образования

    - Попытки решения крестьянского  вопроса

5) Внутренняя политика Александра 1.

    - Первые войны Наполеоновской  империи (1805-1807).

    - Русско-шведская война  (1808-1809).

    - Франко-русский союз.

    - Отечественная война  1812.

6) Семья

7) Последние годы правления Александра 1.

8) Смерть

9) Память об Александре 1.

10) Киновоплощения

    Заключение.

    Литература.

   

 

Введение 

   Каждый народ вправе гордиться своей историей. Но история русского народа - неповторимая, особенная, самобытная. Ее тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали русский язык, приумножали культуру, выковывали русский характер. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом и кровью миллионов людей. Поэтому мы с благодарностью должны помнить о делах дней минувших, изучать и знать историю своего Отечества и своего народа.

   Были у России и взлеты, и падения. Порой наступали критические периоды, грозящие исчезновением нашего государства. Но нет, страна боролась, выживала и крепла!

   Наивысший подъем Российского государства приходится на первую четверть 19 века. Это связано с исторической победой русского народа в Отечественной войне 1812 года. Все страны Европы приветствовали победительницу. России не было равных по силе в эту эпоху. Именно в данный период нашей истории царствовал Александр 1.

    Александр 1 - одна из самых загадочных фигур в русской истории. Вероятно, ни о ком из государей не высказывали столько противоречивых суждений соотечественники и иностранцы, современники и нынешние исследователи, - для многих он так и остался «неразгаданным Сфинксом». Научной биографии этого самодержца нет в исторической литературе советского периода, ему посвящено лишь несколько брошюр. За рубежом личность и правление Александра 1, неразрывно связанные с важнейшими событиями истории Европы первой четверти XIX века, вызывают все возрастающий интерес, и зарубежными авторами написано о нем несколько работ.

 Цель моей работы состоит в том, чтобы оценить Александра 1 как политического деятеля. Поэтому мы должны в данной работе:

1) Выяснить, какие факторы влияли на формирование личности Александра 1

2) Оценить преобразовательный опыт первых лет правления.

3) Выяснить, в чем состояла заслуга и в чем причины неудач Александра 1?

4) Что нового  внес в Россию?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детство, образование  и воспитание

   Вырос при интеллектуальном дворе Екатерины Великой; воспитатель — швейцарец-якобинец Фредерик Сезар Лагарп ознакомил его с принципами гуманности Руссо, военный учитель Николай Салтыков — с традициями русской аристократии, отец передал ему своё пристрастие к военному параду и научил его совмещать душевную любовь к человечеству с практической заботой о ближнем. Екатерина II считала своего сына Павла неспособным занять престол и планировала возвести на него Александра, минуя его отца.

   Многими чертами своего характера Александр был обязан бабушке, которая отобрала сына у матери, и определила ему жить в Царском Селе, подле себя, вдалеке от родителей, которые обретались в своих дворцах (в Павловске и Гатчине) и редко появлялись при «большом дворе». Впрочем, ребёнок, как это видно из всех отзывов о нём, был мальчиком ласковым и нежным, так что возиться с ним для царственной бабушки было огромным удовольствием.

   17 (28) сентября 1793 года женился на дочери маркграфа Баденского Луизе Марии Августе (Luise Marie Auguste von Baden), принявшей имя Елизаветы Алексеевны.

Некоторое время проходил военную службу в Гатчинских войсках, сформированных его отцом; здесь  у него развилась глухота левого уха «от сильного гула пушек».

   В 1797 году Александр был Петербургским военным губернатором, шефом гвардейского Семёновского полка, командующим столичной дивизией, председателем комиссии по поставкам продовольствия и выполнял ещё ряд других обязанностей. С 1798 года он, кроме того, председательствовал в военном парламенте, а начиная со следующего года заседал в Сенате и Государственном Совете.

 

 

 

 

Формирование  личности Александра1

   Александр  родился в Санкт-Петербурге 12 декабря  1777 г. Наследник престола оказался  в ужасной атмосфере сложных  родственных отношений, которая  сложилась между императрицей-бабушкой  Екатериной II и опальными родителями, жившими в солдатско-прусской обстановке Гатчинского двора. Нянькой Александра была Прасковья Гесслер, англичанка. Главным воспитателем внука Екатерина II назначила генерала Н, И. Салтыкова, дворцового угодника и льстеца, который был своеобразным буфером между петербургским и гатчинским дворами. В 1784 г. к Александру был приставлен швейцарец Фридрих Цезарь Лагарп, республиканец по взглядам, носитель отвлеченных идей XVIII в. Наставником христианского закона, как тогда выражались, был приставлен А. А. Самборский, женатый на англичанке, всегда напыщенный и щеголеватый. О воспитании Александра можно сказать одно: всему он учился сам, ибо такие учителя его научить ничему не могли.

   10 мая 1793 г. 15-летний Александр был объявлен  женихом. В невесты ему избрали  14-летнюю Луизу Марию Августу  Баден-Баденскую Дурлах (Елизавету Алексеевну). 26 сентября 1793 г. состоялась свадьба Александра и Елизаветы. Вскоре брачный угар у мальчика-мужа прошел, и он совершенно забыл о жене.

   Из Гатчины  Александр вынес увлечение фронтовыми  учениями, военной выправкой, муштрой,  военными парадами. Это было его  единственное увлечение в жизни,  которому он никогда не изменял  и которое он передал своему  преемнику. С 7 ноября 1796 г. вахт-парад, или развод, по словам историков, приобрел значение важного государственного дела и стал на многие годы непременным ежедневным занятием русских императоров.

   В 1796 г., незадолго  перед смертью, Екатерина II объяснила  Александру всю необходимость  лишить престола Павла, его  отца. Александр письмом выразил  свою глубокую признательность  Екатерине II за дарованные ему  милости, то есть выразил, по сути дела, свое согласие на устранение Павла от престола.

   Александр  стал цесаревичем на 19-м году  жизни. Сравнительно недолгая, но  бурная жизнь среди близких  родных - бабушки Екатерины II и отца Павла 1 - научила Александра многому. Он познал коварство, подлость, подкуп, измену, лесть - то, что так пагубно сказывается в формирующейся личности. Спустя немного времени цесаревич Александр очутился при Павле в роли цесаревича Павла при Екатерине. Павел открыто стал приближать к себе принца Евгения Вюртембергского, племянника императрицы Марии Федоровны, и доверил барону И. И. Дибичу свое намерение усыновить этого принца, а сыну Александру напомнил историю царя Петра 1 и царевича Алексея Петровича. Этой беседой Павел открыто разрывал с сыном. Поэтому Александр, зная о готовящемся государственном перевороте, целью которого было устранение Павла, ничего не предпринимал. Более того, заговорщики посвятили Александра в свои планы, но так как он не желал смерти отца, участники заговора дали ему клятву сохранить жизнь Павла. Убийство отца произвело на Александра потрясающее и угнетающее впечатление и осталось навсегда тяжелым грузом на его совести.

   Александр  вступил на престол с запасом  возвышенных и доброжелательных  стремлений, которые должны были  водворять свободу и благоденствие  в управляемом народе, но не  давал отчета, как это сделать.  Эта свобода и благоденствие,  так ему казалось, должны были  водвориться сразу, сами собой,  без труда и препятствий, каким-то  волшебным «вдруг».

   Разумеется, при первом же опыте встретились  препятствия; не привыкнув одолевать  затруднений, великий князь начинал  досадовать на людей и на  жизнь, приходил в уныние. Непривычка  к труду и борьбе развила  в нем наклонность преждевременно  опускать руки, слишком скоро  утомляться; едва начав дело, великий  князь уже тяготился им; уставал  раньше, чем принимался за работу.

   Такие недостатки, вынесенные из воспитания, всего  сильнее отразились на первоначальной  преобразовательной программе.

Восшествие на престол

   В половине второго ночи 12 марта  1800 года граф П. А. Пален сообщил Александру об убийстве отца.

   Уже в манифесте от 12 марта 1801 года новый император принял на себя обязательство управлять народом «по законам и по сердцу своей премудрой бабки». В указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководствоваться: на место личного произвола деятельно водворять строгую законность. Император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок. Этот недостаток он называл «произволом нашего правления». Для его устранения необходимо было разработать фундаментальные законы, которых почти ещё не было в России. Именно в таком направлении велись преобразовательные опыты первых лет.

   В течение месяца Александр вернул на службу всех ранее уволенных Павлом, снял запрещение на ввоз различных товаров и продуктов в Россию (в том числе книг и музыкальных нот), объявил амнистию беглецам, восстановил дворянские выборы и т. д. 2 апреля восстановил действие Жалованной грамоты дворянству и городам, ликвидировал тайную канцелярию.

   Ещё до восшествия Александра на престол вокруг него сплотилась группа «молодых друзей» (граф П. А. Строганов, граф B. П. Кочубей, князь А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев), которые с 1801 года стали играть крайне важную роль в управлении государством. Уже в мае Строганов предложил молодому царю образовать негласный комитет и в нём обсуждать планы государственного преобразования. Александр охотно согласился, и друзья шутя называли свой тайный комитет Комитетом общественного спасения.

   5 (16) июня 1801 года в Петербурге была подписана русско-английская конвенция, завершившая межгосударственный кризис, а 10 мая — восстановлена русская миссия в Вене. 29 сентября (8 октября) 1801 года был подписан мирный договор с Францией, 29 сентября (11 октября) заключена секретная конвенция.

   15 сентября (ст. ст.) 1801 года в Успенском соборе Москвы был коронован митрополитом Московским Платоном (Левшиным); было использовано то же чинопоследование коронования, что и при Павле I, но отличием было то, что императрица Елизавета Алексеевна «при короновании своём не становилась пред своим супругом на колени, а стоя приняла на свою голову корону». 

Внутренняя политика Александра I

Реформа высших органов  управления

Негласный комитет

   С первых дней  нового царствования императора  окружили люди, которых он призвал  помогать ему в преобразовательных  работах. То были бывшие члены  великокняжеского кружка: граф П. А. Строганов, граф В. П.Кочубей, князь А. Чарторыйский и Н. Н. Новосильцев. Эти люди составили так называемый «Негласный комитет», собиравшийся в течение 1801—1803 годов в укромной комнате императора и вместе с ним вырабатывавший план необходимых преобразований. Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей». Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением, установленным на основании истинного народного духа». «Негласный комитет», функционировавший до 9 ноября 1803 года, за два с половиной года рассмотрел вопросы осуществления сенатской и министерской реформы, деятельности «Непременного совета», крестьянский вопрос, коронационные проекты 1801 года и ряд внешнеполитических мероприятий.

Государственный совет

   Начали с центрального  управления. Собиравшийся по личному  усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет 30 марта (11 апреля) 1801 года был заменён постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Он состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты. 1 января 1810 года (по проекту М. М. Сперанского «Введение к уложению государственных законов») Непременный совет был преобразован в Государственный совет. Он состоял из Общего собрания и четырёх департаментов — законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии (позже временно существовал и 5-й — по делам царства Польского). Для организации деятельности Государственного совета была создана Государственная канцелярия, и её государственным секретарем был назначен Сперанский. При Государственном совете учреждались Комиссия составления законов и Комиссия прошений.

   Председателем Государственного  совета являлся Александр I или  один из его членов по назначению  императора. В состав Государственного  совета входили все министры, а также лица из высших сановников, назначаемые императором. Государственный  совет не издавал законы, а  служил совещательным органом  при разработке законов. Его  задача — централизовать законодательное дело, обеспечить единообразие юридических норм, не допускать противоречий в законах.

Сенат

   8 сентября 1802 года был подписан именной указ «О правах и обязанностях Сената», который определил как саму организацию Сената, так и его отношение к другим высшим учреждениям. Сенат объявлялся верховным органом в империи, сосредотачивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам.

   В силу целого  ряда условий эти вновь дарованные  Сенату права не могли сколько-нибудь  поднять его значение. По составу  своему Сенат остался собранием  далеко не первых сановников  империи. Непосредственных сношений  Сената с верховною властью  не было создано, и это предопределило  характер отношений Сената к  Государственному совету, министрам  и Комитету министров.

Святейший Синод

   Изменениям подвергся и Святейший Синод, членами которого были высшие духовные иерархи — митрополиты и архиереи, но во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора. При Александре II представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены.

Информация о работе Правление Александра 1