Повседневная
жизнь дворян в начале и первой
половине XIX века была очень разной.
Жители городов и промышленно
развитых районов страны могли говорить
о серьезных и заметных переменах.
Жизнь глухой провинции, деревни
в особенности, шла в основном
по-старому. Многое зависело от сословного
и имущественного положения людей,
места их жительства, вероисповедания,
привычек и традиций.
В
первой половине XIX века тема богатства
дворян оказалась тесно связанной
с темой их разорения. Долги столичного
дворянства достигли астрономических
цифр. Одной из причин было укоренившееся
со времен Екатерины II представление:
истинно дворянское поведение предполагает
готовность жить не по средствам. Стремление
«с расходом свести доход» стало характерным
лишь в середине 30-х гг. Но и тогда
многие вспоминали с грустью о
веселых былых временах.
Долги
дворянства росли и по другой причине.
Оно испытывало сильную потребность
в свободных деньгах. Доходы помещиков
складывались в основном из продуктов
крестьянского труда. Столичная
же жизнь требовала звонкой монеты.
Продавать сельскохозяйственную продукцию
помещики в массе своей не умели,
а часто просто стыдились заниматься
этим. Гораздо проще было обратиться
в банк или к заимодавцу, чтобы
взять в долг или заложить имение.
Предполагалось, что за полученные
деньги дворянин приобретет, новые
поместья или увеличит доходность старых.
Однако, как правило, деньги уходили на
постройку домов, балы, дорогие наряды.
Владея частной собственностью, представители
данного сословия, «праздного класса»
могли себе позволить достойный их состояния
досуг, причем с демонстрацией своего
высокого положения в социальной иерархии
и «демонстративным поведением». Для дворянина
практически все время, свободное от служебных
дел, превращалось в досуг. Имея такой
неограниченный досуг, первое сословие
располагало наиболее благоприятными
условиями для трансформации и пересмотра
не только всех прежних его форм, но и радикального
изменения соотношения между государственной
и частной жизнью в пользу последней. Досуг
с XVIII века приобретал статус, которого
ранее никогда не имел. Этот процесс шел
параллельно с утверждением светского
характера всей культуры и постепенного
вытеснения (но не уничтожения) сакральных
ценностей мирскими. Досуг приобретал
все большую очевидную ценность для дворянина
по мере утверждения светской культуры.
Основные формы этого досуга были изначально
в XVIII веке заимствованы, а затем в XIХ веке
переведены на язык собственной отечественной
культуры. Заимствование западноевропейских
форм досуга первоначально происходило
под давлением государственных указов
и в противовес национальным традициям.
Дворянин являлся проводником этой культуры
и актером, лицедеем этого театра. Свой
досуг, будь то праздник, бал, появление
в театре или картежный поединок, он проигрывал
как актер на сцене, на виду у всего общества.
Не случайно в XVIII веке интерес к театру
был огромным, театральное искусство доминировало
над всеми остальными, включало в себя
их и даже подчиняло. Но главным была театрализация
всей жизни дворянина. Она проявлялась
в частной жизни напоказ, в публичности
досуга, в котором сознательно демонстрировался
костюм, манеры, поведение, важные умения
и способности. Вся эта демонстрация носила
зрелищный характер, как в театре, который
стал лидером досуга и образцом для сценичности
поведения дворянина, для его игры в реальной
жизни. В данном исследовании были выявлены
факторы большой популярности светского
досуга в Москве. Благодаря сохранению
в сознании московского дворянства не
только православных, но и языческих корней
восприятие западных форм досуга проходило
здесь гораздо быстрее. Этому процессу
также способствовала известная «бытовая
свобода» московского дворянства.
Петровская
эпоха ознаменовалась новыми традициями
зрелищ. Важнейшим новшеством были
фейерверки, которые имели общественно-политический
характер. Маскарады проводились либо
в форме костюмированных шествий, либо
в виде демонстрации карнавальных костюмов
в публичном месте. Театральные представления
прославляли царя и его победы, поэтому
стали частью официальной жизни и позволили
познакомить избранную публику с переводными
пьесами и западноевропейским сценическим
искусством. При Елизавете Петровне фейерверки
распространили на дворцы вельмож, маскарады
превратили в костюмированный бал, в котором
наметились некоторые робкие тенденции
в его эволюции к развлекательной культуре.
На первом месте в театральных вкусах
высшей аристократии стояло зрелищное
и музыкальное оперное искусство. В эпоху
правления Екатерины II государственные
официальные торжества с фейерверками
и маскарадами сменялись частными иллюминациями
в дворянских усадьбах. Расцвет городских
и усадебных театров в период правления
Екатерины II был обусловлен художественной
эстетикой Просвещения и ростом самосознания
русского дворянства. При всем разнообразии
жанров первенство оставалось за комедией.
В первой половине XIX века фейерверки стали
зрелищем «малых форм», достоянием дворянских
усадеб.
Фейерверки,
театральные представления, бальные
танцы несли в себе печать тех
художественных стилей, которые существовали
в данный период развития бытовой
культуры. От красочных барочных фейерверков,
зрелищных пантомимных театральных
постановок, от медленных и монотонных
танцев в пышных нарядах постепенно
перешли к строгим архитектурным
формам фейерверков, к классическим
балетам с естественными танцами,
античной драматургии, быстрым летающим
вальсам. Но в первой половине античная
классика оказалась исчерпанной
и уступила место сначала романтизму,
а затем национальному стилю
в бытовой культуре и мироощущении.
Это отразилось и на развитии музыки,
театра, танцевальной и зрелищной
культуры.
Наряду
с публичными маскарадами, которые
сохраняли сословные перегородки,
пышным цветом расцвели и частные, где
все участники были хорошо знакомы,
и интрига инкогнито ушла в
прошлое. Большое значение в театральной
жизни московского дворянства сыграла
война 1812 года. Дворяне приветствовали
народные дивертисменты, водевили и
развитие национальной оперы. Балетное
искусство стало модой высшей
аристократии, но во вкусах зрителя
постепенно одержал победу интерес
к русскому драматическому искусству.
Появились
зачатки домашнего музицирования
и песенного искусства, которое существовало
главным образом в виде лирического канта
и бытовой «книжной песни». «Царство женщин»
на русском престоле усиливало роль женщин
в танцевальной культуре, и они постепенно
становились хозяйками бала. Расцвет итальянской
оперы и нарастание танцевальной культуры
способствовали развитию вокального и
песенного искусства в дворянских домах
московской знати. Правление Екатерины
II стало временем расцвета частных балов
и общественных балов в Дворянском собрании,
которые стали важной частью самоидентификации
московского дворянства. На смену салонности
и церемонности постепенно пришла естественность
и раскованность танцевальной культуры.
Московское общество охватило музыкальное
любительство игры на фортепиано и вокала.
Достижениями данного периода были крепостные,
уникальные роговые оркестры, активная
концертная деятельность, распространение
песенной культуры. Эпоха Александра I
и Николая I характеризовались внесением
развлекательного элемента в бальную
культуру. Новые танцы несли в себе мощное
гендерное начало, раскрепощенную атмосферу
и общую эмансипацию бальной культуры.
Важнейшими факторами развития исполнительской
культуры стал расцвет салонов и распространение
нотных альбомов. Дворянство стало основным
контингентом среди слушателей концертов.
Среди московских дворян появлялись настоящие
ценители, знатоки музыки и даже композиторы.
Музыка стала образом жизни московского
дворянина.
В
первой половине столетия дворянские
дети получали домашнее образование. Обычно
оно состояло в изучении двух-трех
иностранных языков и начальном
освоении основных наук. Учителями
чаще всего нанимали иностранцев, которые
у себя на родине служили кучерами,
барабанщиками, актерами, парикмахерами.
Домашнему
воспитанию противопоставляли частные
пансионы и государственные училища.
Большинство русских дворян по традиции
готовили своих детей к военному
поприщу. С 7-8 лет дети зачислялись
в военные училища, а по их окончании
поступали в высшие кадетские
корпуса в Петербурге. Правительство
считало уклонение от службы предосудительным.
К тому же служба являлась составляющей
дворянской чести, была связана с
понятием патриотизма.
Жилье
среднего дворянина в городе украсилось
в начале XIX века персидскими коврами,
картинами, зеркалами в позолоченных
рамах, дорогой мебелью из красного
дерева. В летнее время дворяне, сохранившие
поместья, покидали душные города. Деревенские
помещичьи дома были однотипны и
представляли собой деревянную постройку
с тремя- четырьмя колоннами у
парадного крыльца и треугольником
фронтона над ними. Зимой, обычно перед
Рождеством, помещики возвращались в
город. Обозы в 15-20 подвод отправлялись
в города заранее и везли припасы:
гусей, кур, свиные окорока, вяленую
рыбу, солонину, муку, крупу, масло.
Первая
половина XIX века - время поисков
«европейских» альтернатив дедовским
нравам. Не всегда они были успешными.
Переплетение «европеизма» и привычных
представлений придавало дворянскому
быту черты яркого своеобразия и
привлекательности.
В
ХIХ веке развитие мужской моды стало определять
культурно-эстетическое явление дендизма.
Основой ее был фрак с хорошим сукном,
умелым кроем и безупречным пошивом, который
дополняли белоснежное белье, жилет, шейный
платок, сюртук, панталоны, цилиндр и перчатки.
Русские денди подчеркивали материальный
достаток, увлекались модными аксессуарами,
не могли отучиться от пристрастия к бриллиантам,
мехам. Женская мода конца XVIII — начала
XIX века ознаменовалась взлетом античной
моды. Одетая в легкие туники и развевающиеся
шали, «античная богиня» того времени
своим костюмом резко обозначила
роль женщины в жизни и обществе. На смену
воздушному и хрупкому облику романтической
дворянки пушкинского времени пришла
светская львица, костюм которой характеризовался
широким кринолином, плавными приглушенными
формами, подчеркивающими земную красоту
женщины.