Повествовательные источники и особенности их изучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 20:55, контрольная работа

Описание работы

Летописями традиционно называют исторические сочинения, в которых события располагаются под определенными годами. У разных народов уже название такой формы историко-литературных произведений содержит представление о погодовом освещении событий: восточнославянская (русская) – «летописание» (по «летам»), польская – «рочник» (от «рок» – год); у римлян и романских народов – «анналы» (от «annus» – год). Примерно с XIV в. на восточнославянских землях при сохранении в целом погодовой сетки все большее значение стал приобретать сюжет исторического повествования.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по источниковедению 2 максимчик.docx

— 35.61 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Исторический  факультет

 

 

Кафедра источниковедения

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа на тему:

Повествовательные источники и особенности их изучения

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса, 9 группы,

исторического факультета БГУ

специальности «Документоведение (по направлениям)»

заочной формы  обучения

Кузьмина  Алла Сергеевна _________________

(подпись  студента)

 

Проверил:

Максимчик А.Н. _______________

 

 

 

 

 

Минск

2013

  1. Повествовательные источники

1.1. Летописи и хроники

Летописями  традиционно называют исторические сочинения, в которых события  располагаются под определенными  годами. У разных народов уже название такой формы историко-литературных произведений содержит представление о погодовом освещении событий: восточнославянская (русская) – «летописание» (по «летам»), польская – «рочник» (от «рок» – год); у римлян и романских народов – «анналы» (от «annus» – год). Примерно с XIV в. на восточнославянских землях при сохранении в целом погодовой сетки все большее значение стал приобретать сюжет исторического повествования. Это, иногда, принуждало летописца отступать от записи по годам, что вело к преобразованию летописи в хронику (от греч. «chronikos»– относящийся ко времени).

К настоящему времени сформировалось целое направление  – летописеведение.

Летописи  имеют сложный состав. Первые летописи до нашего времени не сохранились. То, с чем сегодня работают исследователи  – это летописные своды: историко-литературные произведения, созданные на основании  предшествующих текстов. Летописные своды  дошли до нас благодаря тому, что  много раз переписывались (списывались  – отсюда «списки»). Более поздние  летописные своды не только являются списками предыдущих, но и содержат дополнительные исторические известия. Сопоставление различных списков позволяет определить протограф – первоначальный оригинал, с которого они списывались. При этом следует также иметь в виду, что в летописную ткань включались не только записи по годам, но и международные договоры (например, Руси с Византией в «Повести временных лет»), агиографические произведения, мифы и легенды и т. д.

Работа  с летописями начинается с чтения и сравнения всех списков данной редакции. Выдающийся российский литературовед  и лингвист А.А. Шахматов разработал т. н. историко-сравнительный метод  изучения летописей, суть которого в  выявлении общих мест и разночтений, а также определение характера  и причин данных разночтений.

Этапы. Расцвет  западноевропейской анналистики относится к VIII–X вв., когда анналы составлялись при королевском дворе. К этому же времени относится зарождение летописания на восточнославянских землях (Руси). Кульминацией летописания в Киевской Руси явилось создание «Повести временных лет» (второе десятилетие XII в.).

В XII–XIII вв. в Западной Европе начинают вытесняться хрониками, составление которых переходит от монахов к светским лицам. В хрониках, в отличие от анналов, дается материал не только местного, но и европейского масштаба, с частыми отступлениями от хронологической последовательности. Хронисты XII–XV вв., которые обладали большим кругозором и осведомленностью, чем их предшественники-анналисты, не только регистрировали факты, но и стремились дать им собственную интерпретацию.

С середины XIV в., когда в Западной Европе хроники, как тип исторического источника, постепенно утрачивают свою актуальность, в Великом княжестве Литовском они лишь начинают формироваться (смоленская хроника). Наиболее известной в мире стала созданная здесь «Хроника Быховца», интересная как по содержанию, так и по своей форме (краткие рассказы с подзаголовками).

1.2. Мемуары

Мемуары – это тип источников, основанных на памяти. Сведения памяти могут быть зафиксированы с помощью различных  средств: от грампластинки до диктофона (фоноисточники), а также с помощью письменной записи. В последнем случае источники данного рода традиционно называют мемуарной литературой.

По отношению  к классификации мемуарной литературы единой точки зрения не существует. Наиболее всеобъемлющим представляется подход в соответствии с формой возникновения  и фиксации на следующие виды:

1. Воспоминания  – если автор через определенный (значительный) промежуток времени  после совершения определенных  событий рассказывает о них  или обо всей своей жизни.

2. Литературная  запись воспоминаний – возникает  тогда, когда мемуарист обращается  к помощи литератора, и последний  придает воспоминаниям литературную  форму, ничего не искажая в  тексте и не внося в него  никаких «украшений».

3. Стенографическая (протокольная) запись воспоминаний. Этот вид обычно возникает  по инициативе архивов, институтов, комиссий, музеев, которые заинтересованы  в сборе и сохранении мемуарных  источников.

4. Дневники  – как вид мемуарных произведений  возникают тогда, когда современник  повествует о событиях, людях,  чувствах и т. д. день за  днем, на протяжении всей своей  жизни либо определенного периода.

Мемуарные произведения не возникли на пустом месте. В Западной Европе, в Речи Посполитой этот жанр формировался на основе хроникального. По истории Великого княжества Литовского выделяется такой этап развития мемуаров как историко-мемуарная литература. В Российском государстве большое влияние оказала также житийная литература.

По своему происхождению мемуары близки к  таким видам повествовательных  источников как эссе (мнение по произвольно  выбранной или общественной проблеме), к эпистолярной (материалы переписки) и художественной литературе. Довольно часто все это приводит к тому, что исследователи объединяют все  вышеназванные виды под общим  названием – источники личного  происхождения.

1.3. Эпистолярные источники

Понятие «эпистолярные источники» довольно часто употребляются в широком  смысле, обозначая материалы переписки  в целом. Однако по происхождению, целям, функциям четко определяются две  группы: материалы официальной переписки  и частная переписка. Первую из них  относят к материалам делопроизводства, и эта традиция уже утвердилась в источниковедческой литературе.

Поэтому термином «эпистолярные источники» все чаще обозначают только частную  переписку. Генезис, развитие материалов частной переписки безусловно схожи с мемуарными произведениями.

Частное письмо – это личное обращение  автора к определенному человеку (или нескольким). Обычно оно пишется  не для печати, не для всеобщего  и даже частичного ознакомления с  ним «третьих лиц»

Устойчивыми элементами эпистолярного памятника  является указание адресата, места  написания и даты, обращение к  адресату, подпись автора письма. Но в содержании личного письма автор  совсем свободен – он может писать о служебных, семейных, личных делах.

В своем  развитии эпистолярные источники прошли целый ряд этапов. Письма, как форма сношений между людьми, были распространены уже с глубокой древности. Античное бытовое письмо начиналось с приветствия, включавшего текст сообщения адресату и в заключение – прощальная форма, дата и место написания письма. Материалом для письма служили преимущественно глина, сложенные вместе деревянные дощечки, поверхность которых покрывалось слоем воска, на нем выцарапывался текст, позднее – папирус и пергамент. На Руси первым материалом для письма служила берёста.

Не только материал способствовал слабой сохранности  писем. Она зависела от эмоционального состояния авторов (разрыв часто  приводил к уничтожению писем, особенно если иметь в виду материалы любовной переписки, боязнь ареста и т. д.). Отношение  государства и самой личности к сохранению писем менялось со временем и было различным в разных слоях общества.

В XVIII–XIX вв. количество писем существенно увеличивается. Возникают и формируются целые эпистолярные комплексы. Чаще всего это происходит в связи с деятельностью известных писателей, архитекторов, художников и других представителей творческих профессий. Однако и здесь есть свои особенности. Так, по отношению к переписке писателей Беларуси XIX в. можно сказать, что число сохранившихся писем настолько невелико, что на учете буквально каждый памятник.

Частный характер письма не всегда сохранял его  от прочтения современникам. В Российской империи проводилась перлюстрация (прочтение) писем. Еще более существенный контроль существовал в Советском  Союзе, где мало кто мог надеяться  на сохранение тайны переписки.

В последнее  время все большее распространение  получает электронная почта. И если она используется преимущественно  для официальных сообщений, то в  системе Интернет молодежь ищет новое  средство общения. Непосредственный характер этого общения естественно отдаляет его от традиций частной переписки, когда написание письма предполагало некое осмысление, эмоциональный  толчок к написанию и т. д.

1.4. Литературные и публицистические произведения

Необходимо  отличать литературные произведения как  исторические источники и источники  по истории литературы (в качестве которых могут выступать и  вещественные памятники, и различные  виды письменных источников). Кроме  того, следует учесть употребление понятия «литература» в смысле обозначения  всех памятников письменного повествовательного характера (мемуарная литература, эпистолярная литература). В дальнейшем под этим понятием будем иметь в виду художественную литературу.

Произведения  литературы, где художественная форма  не менее существенная, чем само содержание, как и памятники публицистики (для которых характерно преобладание полемической функции) занимают особое место среди исторических источников. Они не столько документально  фиксируют события, сколько отражают эмоции, ощущения, размышления авторов  об определенных событиях и явлениях. Литературные и публицистические произведения имеют первостепенное значение для  изучения истории культуры, идеологии. Они также могут служить и  служат интересным источником восстановления социально-политической картины эпохи, к которой они относятся.

Между тем  на смену античной литературе пришла совсем иная. В средневековье в  книге искали отнюдь не эстетического  удовольствия, а прежде всего мудрости. В традиции Руси уже чтение было Мудростью (Ярослав Мудрый) и ученый того времени являлся именно книжником. Литература приобрела информативный  и немногословный характер (кроме  отдельных жанров, предполагающих красноречие). Другая важнейшая черта литературы средневековья – ее преимущественно  религиозное содержание и характер.

Если  затронуть литературные произведения Руси XII–XIV вв., то наряду с памятниками  светского характера (действительно  единичными), можно заметить преобладание как переводов духовной литературы (скриптурных и литургических, вероучительных, проповеднических, житийных), так и наличие огромного количества произведений оригинальных канонических произведений. Литература была призвана обеспечить передачу, трансформацию знаний, этим предопределялось наличие множества поучений и посланий.

Именно художественная литература представляет собой ценнейший источник о том, как жили, о чем мечтали, как одевались, как любили, ухаживали за дамами и т. д. в те или другие времена.

Советская (да и во многом западноевропейская) историческая литература долгое время  пыталась изучать или усредненные  «народные массы» или же типизированные образы вождей. Ценность художественной литературы в том, что она помогает установить побудительные мотивы тех  или иных индивидуальных действий, создает образ человека определенной эпохи, «героя нашего времени».

При этом одинаково ценны все жанры  литературы: от документальной повести  до фантастики.

В большей  степени, нежели художественные произведения, у исследователей социальных наук настоящий  интерес вызывали публицистические произведения. Они были и являются неразрывно связанными не только с  литературными, но и другими видами повествовательных источников. Характерным  являлось, уже отмеченное выше, стремление публицистов использовать эпистолярную форму. Единственным известным произведением  митрополита Климента Смолятича (XII в.) является «Послание к Фоме Пресвитеру».

Еще большее  развитие это направление получило в эпоху Реформации и Возрождения («Письма темных людей» и др.). Примерно в это время зарождается особый жанр – эссе. Эссеист излагает мнение по произвольно выбранной им или  общественно значимой проблеме, но выступает не от имени какой-то социальной группы (что характерно для публицистики в целом), а от своего имени.

Публицистика  – вид исторических источников, возникающий преимущественно в  общественной сфере. Она призвана выражать мнение какой-либо социальной группы об общественно значимой проблеме.

Если  в период средневековья публицистическая литература связана по преимуществу с религиозными спорами, то в новое  и новейшее время в качестве произведений публицистики выступают проекты  государственных преобразований и  конституций, происходит слияние публицистики и периодики (яркий пример – «Мужицкая  правда» К. Калиновского), возникают  новые формы, отчетливо очерчиваются литературно-художественная, научная  и общественно-политическая публицистика. Выделяются официальная, правительственная  и оппозиционная публицистика. Яркой  страницей белорусской публицистики второй половины XIX в. является публицистика белорусских народников.

Информация о работе Повествовательные источники и особенности их изучения