Постсоциалистическая перестройка экономики: исторический опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:06, реферат

Описание работы

Основными механизмам в советской экономике являлись: система централизованного распределения ресурсов; директивное планирование и его вырождение; плановая сделка; система планового ценообразования; бюрократический рынок; система горизонтальных и вертикальных торгов. Проблема государственного монополизма и ведомственности, монополизм хозяйственных звеньев сводила на нет всю инициативу. Все это явилось причиной кризиса советской экономической системы.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..…..…. 3
Главная часть ……………………………………………….…………...………. 5
Выбор курса развития ……………………………………………………... 6
Экономические реформы и процессы постсоциалистической трансформации в России ………………………………………...……..10

Заключение …………………………………………………………………..…. 15
Список литературы ……………

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории экономике.doc

— 362.00 Кб (Скачать)
 

Факультет Юридический

Кафедра «Государственно-правовые дисциплины»

Специальность Таможенное дело 
 
 
 

      РЕФЕРАТ

 
 
 
по  дисциплине История экономики
 
 
Тема:
  1. Постсоциалистическая перестройка экономики: исторический опыт (на примере любой страны).
   
 

                                                      

Выполнил  студент 1-ого  курса Грицков  Александр Владимирович
  (курс, группа, фамилия,  имя, отчество)
 
   
   
 
 
 
 
 

Москва 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение  …………………………………………………………………..…..…. 3 

Главная часть ……………………………………………….…………...………. 5

  1. Выбор курса развития ……………………………………………………... 6
  2. Экономические реформы и процессы постсоциалистической трансформации в России ………………………………………...……..10
 

Заключение  …………………………………………………………………..…. 15

Список  литературы …………………………….……………………………..... 17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Основными механизмам в советской экономике  являлись: система централизованного  распределения ресурсов; директивное  планирование и его вырождение; плановая сделка; система планового ценообразования; бюрократический рынок; система горизонтальных и вертикальных торгов. Проблема государственного монополизма и ведомственности, монополизм хозяйственных звеньев сводила на нет всю инициативу. Все это явилось причиной кризиса советской экономической системы.

    Начало экономического кризиса приходится на конец 1980х гг.

    Это положило начало перехода к рынку, был  выбран радикальный вариант перехода к рынку. Но противоречие реализаций мероприятий макроэкономической стабилизации, институциональных преобразований и структурной перестройки экономики не дали желаемого результата сразу. Проблемы соответствия институциональной структуры российской экономики задачам рыночной трансформации прошли долгий путь, пока изменилось место государства в экономике постсоциалистического типа. Противоречивость функций государства в эпоху рыночных преобразований стали тормозом развития и вызвали кризис российской экономикой.

    Основные  направления реформирования финансовой системы - это изменение типа финансовой системы в условиях постсоциалистической трансформации экономики, основные проблемы, возникающие в сферах денежного обращения, государственных финансов и в денежно-кредитной сфере, реформирование денежно-кредитной системы, становление налогово-бюджетной системы.

    Системный финансовый кризис в условиях постсоциалистической трансформации экономики вызвал вторичный финансовый кризис, и являлся как результатом чрезмерной жесткости денежно-кредитной политики государства.

    Трансформационный спад отличался от обычного циклического спада. Основные функции трансформационного спада: "ловушка перераспределительного тупика"; "финансовая ловушка"; "шоки спроса".

    Важную  роль в развертывании трансформационного кризиса российской экономики сыграли  взаимодействие экономических и  политических факторов. Волны проведения рыночных преобразований вызвали ступенчатый характер трансформации российской экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ 

    Финансовый  кризис в России, последовавшая за ним экономическая дестабилизация требуют серьезного переосмысления экономического развития после краха социализма. В поисках ответа на вопрос о причинах затянувшегося спада в целом ряде переходных экономик широкое распространение получила концепция, связывающая этот спад с избыточным радикализмом проводившегося экономического курса, злоупотреблением монетаристскими рецептами, недооценкой роли государства. В этой связи попытаемся проанализировать взаимосвязь жесткости проводимой финансовой политики, быстроты финансовой и денежной стабилизации и адаптации предприятий к работе в рыночных условиях.

    Почти все постсоциалистические страны столкнулись  с проблемой финансового кризиса  позднего социализма, необходимостью снятия накопленного при социализме денежного навеса и заметного  скачка инфляции в начале рыночного  перехода. В этой связи эти страны можно разделить на две группы. Первую из них составляют государства, которые сумели противопоставить финансовому кризису жесткую денежную политику и за короткие сроки сбить инфляцию до умеренных значений. Во второй группе стран денежная политика была мягкой, темпы роста номинального денежного предложения подвержены резким колебаниям, а период высокой инфляции - длительным. С известной долей условностей проводившуюся в первой группе стран экономическую политику можно назвать монетаристской, во второй – популистской.  

    1. Выбор курса развития

    Отличительной чертой стран, оказавшихся способными провести быструю дезинфляцию и  создать основы восстановления экономического роста, было согласие национальной политической элиты в вопросе о выборе стратегического курса развития страны. Популистская политика, предложения решать хозяйственные проблемы за счет масштабной денежной эмиссии и наращивания бюджетных расходов регулярно звучали в ходе избирательных кампаний, но оказывали крайне слабое воздействие на проводимую экономическую политику.

    В подавляющем большинстве стран, сформировавшихся из республик бывшего  СССР, а также в Румынии и  Болгарии такого согласия не было. Здесь  вопрос о выборе курса был предметом  острой политической борьбы, а проводимая финансовая и денежная политика подвергалась резким колебаниям. В некоторых из этих стран правительства с самого начала ориентировались на попытки реализации "мягких", "щадящих", постепенных реформ (Румыния, Украина и др.). В других начатые радикальные преобразования оказались политически необеспеченными, быстро сменялись попытками реализации мягкой денежной и бюджетной политики (Россия, Болгария). Результатом стали сохранение в течение длительного времени высоких темпов инфляции и отложенная финансовая стабилизация. Дальнейшее развитие показало, что продолжительный высокоинфляционный период приводит к формированию ряда микро- и макроэкономических феноменов, которые оказываются устойчивыми и существенно влияют на дальнейшее развитие национальных экономик, сдерживая экономический рост и воспроизводя финансовую нестабильность.

    Как и в странах, проводивших жесткую  стабилизационную политику, первыми  видимыми результатами постсоциалистических реформ становится падение объема производства и доли денег в валовом внутреннем продукте.

    Однако  в условиях слабой политической поддержки  стабилизационной политики государственные  предприятия отвечают на вызов изменившейся экономической среды значительно  более быстрым наращиванием взаимных неплатежей по сравнению со странами, проводившими политику быстрой дезинфляции.

    Падение выпуска вместе с резким сокращением  реальной денежной массы и взрывным ростом взаимных неплатежей предприятий  порождает представление о существовании  следующих взаимосвязей в экономике: избыточно жесткая денежная политика, проводимая из доктринерских (монетаристских) соображений, - нехватка денег в экономике - неплатежи предприятий - падение производства.

    Отсюда  и стандартный рецепт действий в  этой ситуации: наращивать денежное предложение ("насытить деньгами экономику"), решить проблему неплатежей за счет денежной эмиссии и взаимозачетов, обеспечить базу для начала экономического роста. В поддержку такого экономико-политического поворота формируется мощная социально-политическая коалиция, объединяющая руководство и коллективы государственных предприятий, заинтересованных в сохранении мягких бюджетных ограничений и отказе от радикальной реструктуризации, и представителей интересов бюджетных отраслей, заинтересованных в наращивании бюджетных расходов, финансируемых за счет денежной эмиссии. В результате противоречие между жесткой бюджетной политикой на макроуровне и мягкими бюджетными ограничениями государственных предприятий разрешается смягчением бюджетной и денежной политики государства.

    Последствия такого развития событий оказываются стандартными, прослеживаются на десятках примеров в постсоциалистических странах, экспериментирующих с медленной дезинфляцией.

    Быстрый рост денежного предложения позволяет  на короткое время (2-6 месяцев) нарастить  объемы реальной денежной массы. Увеличивается спрос населения и предприятий на продукцию, падение производства приостанавливается, более того, появляются признаки экономического оживления. По истечении некоторого периода, необходимого для адаптации экономических агентов к новым условиям денежного предложения, инфляционные ожидания резко растут, а спрос на денежные остатки падает.

    Подобного рода эксперименты могут повторяться  неоднократно, растягивая период высокой  инфляции и падения производства. Раньше или позже в уставшем от быстрого роста цен обществе, где спрос на национальные деньги низок, а реальные доходы бюджета от эмиссии быстро сокращаются, формируется политическая коалиция, способная осуществить денежную стабилизацию, снизив масштабы денежного финансирования дефицита бюджета и темпы роста денежных агрегатов до величин, совместимых с торможением инфляции. Однако и после этого страны, где процесс финансовой стабилизации оказался отложенным, демонстрируют набор сходных и важных характерных черт:

    Длительный  период высокой инфляции приводит к подрыву доверия к национальной валюте, резкому падению монетизации валового внутреннего продукта и высокому уровню долларизации экономики. Это устойчивые характеристики, которые очень медленно преодолеваются на протяжении последующего периода денежной стабильности.

    Формирующийся в условиях мягкого финансового  режима набор поведенческих стереотипов вызывает устойчивое падение доли доходов бюджета в валовом внутреннем продукте до величин существенно более низких, чем в странах, осуществивших "шоковую терапию". 
Соответственно и снижение доли расходов в ВВП на стадии финансовой стабилизации оказывается существенно более резким, чем в первой группе стран.

    Высокая инфляция вызывает существенно более  глубокое расслоение общества по уровню доходов и повышение показателей неравенства по сравнению со странами первой группы. В сочетании с более значительным сокращением расходов бюджета это предопределяет резкий рост доли бедных в численности населения.

    В течение продолжительного периода  мягкие финансовые ограничения предприятий сочетаются с мягкими финансовыми ограничениями государства. За это время в бывшем государственном секторе происходит формирование своеобразной системы стандартов и норм поведения, существенно отличающих их как от традиций классического и рыночного социализма, так и от предприятий рыночного хозяйства, описываемых стандартной микроэкономикой. Причем эта система оказывается весьма устойчивой и воспроизводится даже в условиях таких масштабных изменений, как приватизация и денежная стабилизация.  
 

    2. Экономические реформы и процессы постсоциалистической трансформации в России.

    Две попытки финансовой стабилизации (зима-весна 1992 г., осень-зима 1993 г.) оказались политически  не обеспеченными, сменились быстрой  экспансией денежного предложения.

    Представители традиционной хозяйственной элиты  на протяжении всего периода сохраняли  мощную базу поддержки в парламенте, региональных администрациях, а с  весны 1992 года - и в федеральном  правительстве. Контроль со стороны  хозяйственной номенклатуры над правительством был консолидирован в декабре 1992 года, когда, при поддержке Съезда народных депутатов, правительство возглавил В. С. Черномырдин, человек, вся предшествующая работа которого теснейшим образом связана с сектором крупных социалистических предприятий,

Информация о работе Постсоциалистическая перестройка экономики: исторический опыт