Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:06, реферат
Основными механизмам в советской экономике являлись: система централизованного распределения ресурсов; директивное планирование и его вырождение; плановая сделка; система планового ценообразования; бюрократический рынок; система горизонтальных и вертикальных торгов. Проблема государственного монополизма и ведомственности, монополизм хозяйственных звеньев сводила на нет всю инициативу. Все это явилось причиной кризиса советской экономической системы.
Введение …………………………………………………………………..…..…. 3
Главная часть ……………………………………………….…………...………. 5
Выбор курса развития ……………………………………………………... 6
Экономические реформы и процессы постсоциалистической трансформации в России ………………………………………...……..10
Заключение …………………………………………………………………..…. 15
Список литературы ……………
Факультет Юридический
Кафедра «Государственно-правовые дисциплины»
Специальность Таможенное
дело
по дисциплине | История экономики |
Тема: |
|
Выполнил студент | 1-ого курса Грицков Александр Владимирович |
(курс, группа, фамилия, имя, отчество) |
|
Москва 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
…………………………………………………………………..…..
Главная часть ……………………………………………….…………...………. 5
Заключение …………………………………………………………………..…. 15
Список
литературы …………………………….…………………………….....
17
ВВЕДЕНИЕ
Основными
механизмам в советской экономике
являлись: система централизованного
распределения ресурсов; директивное
планирование и его вырождение; плановая
сделка; система планового
Начало экономического кризиса приходится на конец 1980х гг.
Это
положило начало перехода к рынку, был
выбран радикальный вариант перехода
к рынку. Но противоречие реализаций
мероприятий макроэкономической стабилизации,
институциональных
Основные направления реформирования финансовой системы - это изменение типа финансовой системы в условиях постсоциалистической трансформации экономики, основные проблемы, возникающие в сферах денежного обращения, государственных финансов и в денежно-кредитной сфере, реформирование денежно-кредитной системы, становление налогово-бюджетной системы.
Системный финансовый кризис в условиях постсоциалистической трансформации экономики вызвал вторичный финансовый кризис, и являлся как результатом чрезмерной жесткости денежно-кредитной политики государства.
Трансформационный спад отличался от обычного циклического спада. Основные функции трансформационного спада: "ловушка перераспределительного тупика"; "финансовая ловушка"; "шоки спроса".
Важную
роль в развертывании
ГЛАВНАЯ
ЧАСТЬ
Финансовый
кризис в России, последовавшая за
ним экономическая
Почти
все постсоциалистические страны столкнулись
с проблемой финансового
1. Выбор курса развития
Отличительной чертой стран, оказавшихся способными провести быструю дезинфляцию и создать основы восстановления экономического роста, было согласие национальной политической элиты в вопросе о выборе стратегического курса развития страны. Популистская политика, предложения решать хозяйственные проблемы за счет масштабной денежной эмиссии и наращивания бюджетных расходов регулярно звучали в ходе избирательных кампаний, но оказывали крайне слабое воздействие на проводимую экономическую политику.
В подавляющем большинстве стран, сформировавшихся из республик бывшего СССР, а также в Румынии и Болгарии такого согласия не было. Здесь вопрос о выборе курса был предметом острой политической борьбы, а проводимая финансовая и денежная политика подвергалась резким колебаниям. В некоторых из этих стран правительства с самого начала ориентировались на попытки реализации "мягких", "щадящих", постепенных реформ (Румыния, Украина и др.). В других начатые радикальные преобразования оказались политически необеспеченными, быстро сменялись попытками реализации мягкой денежной и бюджетной политики (Россия, Болгария). Результатом стали сохранение в течение длительного времени высоких темпов инфляции и отложенная финансовая стабилизация. Дальнейшее развитие показало, что продолжительный высокоинфляционный период приводит к формированию ряда микро- и макроэкономических феноменов, которые оказываются устойчивыми и существенно влияют на дальнейшее развитие национальных экономик, сдерживая экономический рост и воспроизводя финансовую нестабильность.
Как и в странах, проводивших жесткую стабилизационную политику, первыми видимыми результатами постсоциалистических реформ становится падение объема производства и доли денег в валовом внутреннем продукте.
Однако
в условиях слабой политической поддержки
стабилизационной политики государственные
предприятия отвечают на вызов изменившейся
экономической среды
Падение
выпуска вместе с резким сокращением
реальной денежной массы и взрывным
ростом взаимных неплатежей предприятий
порождает представление о
Отсюда и стандартный рецепт действий в этой ситуации: наращивать денежное предложение ("насытить деньгами экономику"), решить проблему неплатежей за счет денежной эмиссии и взаимозачетов, обеспечить базу для начала экономического роста. В поддержку такого экономико-политического поворота формируется мощная социально-политическая коалиция, объединяющая руководство и коллективы государственных предприятий, заинтересованных в сохранении мягких бюджетных ограничений и отказе от радикальной реструктуризации, и представителей интересов бюджетных отраслей, заинтересованных в наращивании бюджетных расходов, финансируемых за счет денежной эмиссии. В результате противоречие между жесткой бюджетной политикой на макроуровне и мягкими бюджетными ограничениями государственных предприятий разрешается смягчением бюджетной и денежной политики государства.
Последствия такого развития событий оказываются стандартными, прослеживаются на десятках примеров в постсоциалистических странах, экспериментирующих с медленной дезинфляцией.
Быстрый
рост денежного предложения
Подобного рода эксперименты могут повторяться неоднократно, растягивая период высокой инфляции и падения производства. Раньше или позже в уставшем от быстрого роста цен обществе, где спрос на национальные деньги низок, а реальные доходы бюджета от эмиссии быстро сокращаются, формируется политическая коалиция, способная осуществить денежную стабилизацию, снизив масштабы денежного финансирования дефицита бюджета и темпы роста денежных агрегатов до величин, совместимых с торможением инфляции. Однако и после этого страны, где процесс финансовой стабилизации оказался отложенным, демонстрируют набор сходных и важных характерных черт:
Длительный период высокой инфляции приводит к подрыву доверия к национальной валюте, резкому падению монетизации валового внутреннего продукта и высокому уровню долларизации экономики. Это устойчивые характеристики, которые очень медленно преодолеваются на протяжении последующего периода денежной стабильности.
Формирующийся
в условиях мягкого финансового
режима набор поведенческих стереотипов
вызывает устойчивое падение доли доходов
бюджета в валовом внутреннем продукте
до величин существенно более низких,
чем в странах, осуществивших "шоковую
терапию".
Соответственно и снижение доли расходов
в ВВП на стадии финансовой стабилизации
оказывается существенно более резким,
чем в первой группе стран.
Высокая инфляция вызывает существенно более глубокое расслоение общества по уровню доходов и повышение показателей неравенства по сравнению со странами первой группы. В сочетании с более значительным сокращением расходов бюджета это предопределяет резкий рост доли бедных в численности населения.
В
течение продолжительного периода
мягкие финансовые ограничения предприятий
сочетаются с мягкими финансовыми ограничениями
государства. За это время в бывшем государственном
секторе происходит формирование своеобразной
системы стандартов и норм поведения,
существенно отличающих их как от традиций
классического и рыночного социализма,
так и от предприятий рыночного хозяйства,
описываемых стандартной микроэкономикой.
Причем эта система оказывается весьма
устойчивой и воспроизводится даже в условиях
таких масштабных изменений, как приватизация
и денежная стабилизация.
2. Экономические реформы и процессы постсоциалистической трансформации в России.
Две попытки финансовой стабилизации (зима-весна 1992 г., осень-зима 1993 г.) оказались политически не обеспеченными, сменились быстрой экспансией денежного предложения.
Представители традиционной хозяйственной элиты на протяжении всего периода сохраняли мощную базу поддержки в парламенте, региональных администрациях, а с весны 1992 года - и в федеральном правительстве. Контроль со стороны хозяйственной номенклатуры над правительством был консолидирован в декабре 1992 года, когда, при поддержке Съезда народных депутатов, правительство возглавил В. С. Черномырдин, человек, вся предшествующая работа которого теснейшим образом связана с сектором крупных социалистических предприятий,
Информация о работе Постсоциалистическая перестройка экономики: исторический опыт