В Соборном Уложении
была закреплена посадская реформа.
Поскольку социальный кризис в городах
являлся одним из тех побудительных
толчков, который привел к созыву
Собора и принятию Уложения, посадской
реформе уделялось большое внимание.
Реформа была проведена под нажимом
жителей посадов. 30 октября
1648 г. выборные от служилых и посадских
людей подали ряд челобитных с требованием
вернуть в посады все подгородные слободы,
городские дворы и торговые заведений,
которые не несли посадское тягло. На основании
этих челобитных была составлена глава XIX "О посадских людех".
Соборное Уложение ликвидировало "белые
слободы", принадлежавшие патриарху,
монастырям, боярам и думным людям. На
жителей этих слобод, которые "всякими
торговыми промыслами промышляют и лавками
владеют, а государевых податей не платят
и служб не служат" теперь накладывалось
такое же тягло, как и на посадских людей.
Белые слободы", устроенные в городах,
предписывалось "взяти в посад без лет
и бесповоротно, за то, не строй на государеве
земле слобод, и не покупай посадской земли".
Соборное Уложение закрепляло за посадским
населением ряд привилегий. Отныне только
посадским людям дозволялось заниматься
торгово-промышленной деятельностью.
Боярским и монастырским зависимым людям,
купившим такие заведения, предписывалось
немедленно продать их посадским людям
"и впредь ничьим людем и крестьяном,
опричь государевых торговых посадских
людей, тяглых дворов, и лавок, и погребов,
и анбаров, и варниц ни у кого не покупати".
Крестьнам. привозившим в город сельскохозяйственные
продукты, разрешалось торговать ими только
с возов в гостиных дворах.
Вместе с тем
в посадской реформе, наряду с
облегчением положения посадских
людей, четко проявилась тенденция
к прикреплению их к посадам. Отчасти
это было похоже на прикрепление крестьян
к земли и владельцам. В данном случае
таким верховным владельцем для жителей
посадов выступал царь, и не случайно они
именовали себя "государевы посадские
люди". Как и крепостные крестьяне, посадские
люди не могли самовольно покинуть место
жительство, сменить род занятий. От посадского
тягла не спасала военная служба. Соборное
Уложение предписывало вернуть в черные
сотни всех, кто ушел в солдаты, пушкари,
затинщики и т.д. Лишь третий сын посадского
человека имел право стать стрельцом.
Отныне, после ликвидации "белых слобод",
от тяжких податей нельзя было избавиться
даже ценой собственной свободы. Посадским
- "взятым за государя" в случае если
они закладывались за кого-либо светского
или духовного феодала грозило суровое
наказание - "бити их кнутом по торгам
и ссылати их в Сибирь на житье на Лену".
Соборное Уложение
нанесло ощутимый удар по самостоятельности
и богатству церкви. Борьба вокруг
огромных земельных владений монастырей
велась еще в конце конце XV - XVI
в. В 1580 г. было запрещено вотчинникам передавать
свои вотчины во владение духовенства
по завещанию "на помин души", а в
1584 г. были запрещены и прочие виды приобретения
духовенством земель. Но духовенство умело
обходило эти законы, что вызывало недовольство
светских феодалов. И только Соборное
Уложение запретило духовным лицам и духовным
учреждениям приобретать вотчины. В качестве
компромисса за духовенством были оставлены
ранее приобретенные вотчины.
Соборное Уложение
серьезно ограничило церковный иммунитет.
Небольшая по объему глава XIII "О Монастырском
приказе" делало духовное сословие
подсудным в общем порядке. Монастырскому
приказу были также подсудны и крестьяне,
принадлежавшие духовным феодалам. Только
за патриархом и его служащими сохранялись
прежние льготы.
Духовенство выражало
недовольство этой реформой. Никон, который в 1649 г. в сане
архимандрита Новоспасского монастыря
приложил руку к Уложению, став патриархом
называл Уложение "проклятою книгою,
дьявольским законом". В большой записке
он утверждал, что первоначальное намерение
законодателей заключались в том, чтобы
просто собрать старые законы "ни в
чем же отменно". Обманом же "ложнаго
законодавца" князя Одоевского были
допущены нарушения прав духовенства.
Поэтому Никон не признавал законности
Уложения и не раз просил государя Уложение
"отставить", т. е. отменить. Монастырский
приказ был ликвидирован уже после низложения
Никона.