Посадская реформа

Автор: Петр Ермилов, 11 Ноября 2010 в 21:00, доклад

Описание работы

Соборном Уложении была закреплена посадская реформа.

Работа содержит 1 файл

В Соборном Уложении была закреплена посадская реформа.docx

— 14.01 Кб (Скачать)

В Соборном Уложении была закреплена посадская реформа. Поскольку социальный кризис в городах  являлся одним из тех побудительных  толчков, который привел к созыву Собора и принятию Уложения, посадской  реформе уделялось большое внимание. Реформа была проведена под нажимом  жителей посадов. 30 октября 1648 г. выборные от служилых и посадских людей подали ряд челобитных с требованием вернуть в посады все подгородные слободы, городские дворы и торговые заведений, которые не несли посадское тягло. На основании этих челобитных была составлена глава XIX "О посадских людех". Соборное Уложение ликвидировало "белые слободы", принадлежавшие патриарху, монастырям, боярам и думным людям. На жителей этих слобод, которые "всякими торговыми промыслами промышляют и лавками владеют, а государевых податей не платят и служб не служат" теперь накладывалось такое же тягло, как и на посадских людей. Белые слободы", устроенные в городах, предписывалось "взяти в посад без лет и бесповоротно, за то, не строй на государеве земле слобод, и не покупай посадской земли". Соборное Уложение закрепляло за посадским населением ряд привилегий. Отныне только посадским людям дозволялось заниматься торгово-промышленной деятельностью. Боярским и монастырским зависимым людям, купившим такие заведения, предписывалось немедленно продать их посадским людям "и впредь ничьим людем и крестьяном, опричь государевых торговых посадских людей, тяглых дворов, и лавок, и погребов, и анбаров, и варниц ни у кого не покупати". Крестьнам. привозившим в город сельскохозяйственные продукты, разрешалось торговать ими только с возов в гостиных дворах.

Вместе с тем  в посадской реформе, наряду с  облегчением положения посадских  людей, четко проявилась тенденция  к прикреплению их к посадам. Отчасти  это было похоже на прикрепление крестьян к земли и владельцам. В данном случае таким верховным владельцем для жителей посадов выступал царь, и не случайно они именовали себя "государевы посадские люди". Как и крепостные крестьяне, посадские люди не могли самовольно покинуть место жительство, сменить род занятий. От посадского тягла не спасала военная служба. Соборное Уложение предписывало вернуть в черные сотни всех, кто ушел в солдаты, пушкари, затинщики и т.д. Лишь третий сын посадского человека имел право стать стрельцом. Отныне, после ликвидации "белых слобод", от тяжких податей нельзя было избавиться даже ценой собственной свободы. Посадским - "взятым за государя" в случае если они закладывались за кого-либо светского или духовного феодала грозило суровое наказание - "бити их кнутом по торгам и ссылати их в Сибирь на житье на Лену".

Соборное Уложение нанесло ощутимый удар по самостоятельности  и богатству церкви. Борьба вокруг огромных земельных владений монастырей велась еще в конце конце XV - XVI в. В 1580 г. было запрещено вотчинникам передавать свои вотчины во владение духовенства по завещанию "на помин души", а в 1584 г. были запрещены и прочие виды приобретения духовенством земель. Но духовенство умело обходило эти законы, что вызывало недовольство светских феодалов. И только Соборное Уложение запретило духовным лицам и духовным учреждениям приобретать вотчины. В качестве компромисса за духовенством были оставлены ранее приобретенные вотчины.

Соборное Уложение серьезно ограничило церковный иммунитет. Небольшая по объему глава  XIII "О Монастырском приказе" делало духовное сословие подсудным в общем порядке. Монастырскому приказу были также подсудны и крестьяне, принадлежавшие духовным феодалам. Только за патриархом и его служащими сохранялись прежние льготы.

Духовенство выражало недовольство этой реформой. Никон, который в 1649 г. в сане архимандрита Новоспасского монастыря приложил руку к Уложению, став патриархом называл Уложение "проклятою книгою, дьявольским законом". В большой записке он утверждал, что первоначальное намерение законодателей  заключались в том, чтобы просто собрать старые законы "ни в чем же отменно". Обманом же "ложнаго законодавца" князя Одоевского были допущены нарушения прав духовенства. Поэтому Никон не признавал законности Уложения и не раз просил государя Уложение "отставить", т. е. отменить. Монастырский приказ был ликвидирован уже после низложения Никона.

Информация о работе Посадская реформа