Попытки ускорения социально-экономического развития БССР во второй половине 1980-х

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:04, лекция

Описание работы

Цель урока: Познакомить учащихся с социально-экономическим развитием БССР во второй половине 80-х. Показать причины и основные направления этой политики и на основе изученного сформировать чувства патриотизма к стране и уважения к тому, что было пережито за эти годы. Развить навыки критического анализа и оценки на основе тех событий, которые произошли в Беларуси.

Работа содержит 1 файл

План-конспект комбинир урока.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

 

 

План-конспект урока истории

в 10 «А» классе гимназии №3 г. Минска

 

Тема:  Попытки ускорения социально-экономического развития БССР во второй половине 1980-х

Цель урока: Познакомить учащихся с социально-экономическим развитием БССР во второй половине 80-х. Показать причины и основные направления этой политики и на основе изученного сформировать чувства патриотизма к стране и уважения  к тому, что было пережито за эти годы. Развить навыки критического анализа и оценки на основе тех событий, которые произошли в Беларуси.

 

Ход урока

Работа учителя

Работа учеников

1. Организационный  момент (2 мин).

1. Проверка наличия учащихся  в классе с отметкой отсутствующих  в журнале.

2. Подготовка оборудования к  уроку.

3. Организация рабочего места.

4.Психологический настрой учащихся на предстоящую работу.

1. Дежурный называет  отсутствующих.

2. Дежурный вешает карту.

3. Ученики закрывают учебники.

4. Отвечают, все ли готовы к  занятиям.

2. Проверка домашнего задания (10 -15 мин.).

1. Индивидуальные небольшие задания по теме «Перестройка в общественно-политической жизни второй половины 1980-х и особенности ее проведения в БССР» для 3 учеников по вопросам:

 

1. Рассказать о предпосылках перестройки и ее зачинателе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Объяснить составные компоненты «перестройки»

 

Демократизация 

Гласность

Новое политическое мышление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Учащийся должен перечислить основные направления общественно-политической жизни БССР во второй половине 80-х

 

 

 

 

 

 

3. Итоги проверки домашнего задания: оценки, замечания и пожелания

1. Занимают первые парты, берут листик бумаги и ручку, получают свой вопрос.

 

  1. После смерти Ю. В. Андропова в 1984 г. его пост занял К. У. Черненко, к тому времени уже тяжело больной. После его 
    смерти на пост Генерального секретаря ЦК КПСС в м 1985 г. был 
    избран М. С. Горбачев. Поворотным пунктом в советской истории стал апрельский 1985 г. Пленум ЦК КПСС. На нем Горбачев поставил вопрос об изменениях в общественной и экономической жизни страны, обновлении 
    социально-экономического строя и духовной сферы общества. Во внешней политике было разработано новое политическое 
    мышление. Политика, начатая Горбачевым получила в истории название перестройки. Теперь многие историки приходят к мысли, что апрельский поворот 1985 г. был прогрессивным и вместе с тем драматическим событием.

 

  1. Демократизация - процесс внедрения демократических принципов в политическую систему, культуру

 

Гласность – направление внутренней политики, предусматривавшее снятие запрета на обсуждение так называемых «белых пятен» и запретных 
тем в советской истории.

 

Новое политическое мышление - Оно предусматривало отказ от черно-белого видения мира и признание того, что существуют общечеловеческие ценности, которые объединяют всех людей.

 

 

 

 

 

3. Ученик отвечает :

• Принятие курса на перестройку советской политической системы  

• Проведение политики гласности

• Проведение выборов на альтернативной основе

• Формирование многопартийности

Создание парламентской оппозиции

3. Подготовка к восприятию нового  материала (3 мин).

1. Вводное слово: Перестройка, начатая в СССР была вызвана в первую очередь снижением показателей соц-экон. Развития 1970-80. Возникла опасность отставания экономики от НТР. Росла теневая экономика. Дальнейшее экономическое развитие требовало проведения реформы. 

Асноўная мэта эканамічнага развіцця на другую палову  
80-х гг. – гэта пераход да эфектыўнай эканомікі. На красавіцкім  
(1985 г.) пленуме ЦК КПСС задачаміы развіцця народнай гаспадаркі СССР былі вызначаны неабходнасць перабудовы гаспадарчага механізму і паскарэнне сацыяльна-эканамічнага развіцця краіны.

 

2. Тема урока— «Попытки ускорения социально-экономического развития БССР во второй половине 1980-х».

План урока:

1. Первый этап реформирования

2. Второй этап реформирования

3. Развитие с/х

 

 

1. Ученики слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Тему и план урока записывают  в тетради

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Сообщение нового  материала (15 мин)

 

1. Внимательно слушают и делают  записи в тетради

 

 

Першы этап рэфармавання мае храналагічныя рамкі  
1985-1987 гг. Прадугледжвалася, што на аснове мадэрнізаванага машынабудавання будзе праведзена тэхнічнае пераўзбраенне ўсёй народнай гаспадаркі. У 1986-1990 гг. на машынабудаванне выдзялялася ўдвая больш грошай для таго, каб у 1990 г. 90% прадукцыі машынабудавання адпавядала сусветнаму ўзроўню. Планавалася ў 2 разы павялічыць выкарыстанне новых тэхналогій, у 2,3 раза павялічыць выпуск вылічальнай тэхнікі, парк прамысловых робатаў павялічыць у 3 разы. Планавалася так сама правесці перабудову кіравання эканамікай, пашырыць правы прадпрыемстваў, укараніць гаспадарчы разлік, развіваць ініцыятыву ў структурах кіравання, павышаць яго эфектыўнасць.

З 1986 г. ў  выглядзе эксперыменту было ўведзена самафінансаванне. Сутнасць самафінансавання – пасля адлічэнняў часткі прыбытку згодна з устаноўленымі нарматывамі ў бюджэт і ў міністэрства, большая частка прыбытку заставалася ў распараджэнні прадпрыемства. Але адначасова працягвала існаваць старая схема эканамічных рэгулятараў і адміністрацыйна-камандная сістэма кіравання. У выніку, да восені 1986 г. відавочных зрухаў у гаспадарке не адбылося.

Першы этап рэфармавання быў правалены. Прычын было  
шмат – вялізныя матэрыяльныя страты ад аварыі на ЧАЭС і землятрусаў у Арменіі і Таджыкістане скарацілі інвестыцыі і выклікалі рэзкі выбух інфляцыі. Скараціліся даходы ад продажу нафты, зніжэнне сусветных цэн на нафту і газ склала 2-3 разы. У выніку антыалкагольнай кампаніі так сама знізіліся паступленні ў бюджэт. Непаслядоўнасць, нерашучасць, палавінчатасць прымаемых мер (дзяржпрыёмкі, дзяржзаказу, барацьбы з непрацоўнымі даходамі). Савецкія эканамісты былі няздольныя распрацаваць і ўкараніць нетрадыцыйныя падыходы ў эканамічную палітыку і сістэму кіравання гаспадаркай краіны.

На другім этапе рэфармавання (з чэрвеня 1987 г.) была пастаўлена задача правесці радыкальную эканамічную рэформу. Трэба было змяніць сістэму планавання праз пераход да дзяржзаказу, спачатку абавязковага, а потым добраахвотнага. Павысіць самастойнасць прадпрыемстваў, стымуляваць іх да самастойнасці, самафінансавання, самакіравання, самаакупнасці, увесці ў дзеянне дагаварные і самастойна вызначаные цэны, увесці аптовы гандаль сродкамі вытворчасці.

Былі прыняты законы і дакументы: «Аб дзяржаўным прадпрыемстве» (ВС СССР), «Аб карэннай перабудове кіравання эканомікай» з 12 асобных дакументаў (СМ СССР і ЦК КПСС). Мэты гэтага працэсу – ажыццявіць пераход ад адміністрацыйных да эканамічных метадаў кіравання гаспадаркай. Першы год радыкальнага рэфармавання адгукнуўся павелічэннем тэмпаў эканамічнага росту, паскарэннем дынамікі прадукцыйнасці працы. Але адначасова наглядаўся крызіс спажывецкага рынку і значны рост рознічных цэн. Захоўвалася традыцыя планавання, і ў 1988-1990 гг. не ўдалося заменшыць дзяржаўны заказ, ён ахопліваў 90% вытворчасці. Быў правалены аптовы гандаль рэсурсамі і сродкамі вытворчасці. Захавалася размеркаванне па фондах і нарадах па фіксаваных цэнах. Непаслядоўнасць наглядалася ў вінансавай палітыке. З чэрвеня 1988 г. адбыўся пераход да рэгіянальнага ці рэспубліканскага гаспадарчага разліку. Гэты працэс суправаджаўся канфліктамі паміж цэнтральнымі і мясцовымі рэспубліканскімі ўладамі (з сярэдзіны 1990 г.).

Палавінчатасць і непаслядоўнасць  рэформаў дало магчымасць гаварыць аб “забалтыванні” рэформы. Прынятыя законы і рашэнні не выконваліся. Народная гаспадарка, як і раней, арыентавалася не на спажыўца, а на прамежкавыя валавыя паказчыкі.

З 1990 г. пачалося разбурэнне адзінай  эканамічнай прасторы СССР, якое суправаджалася некантралюемым падзеннем вытворчасці. Супрацьстаянне цэнтра і рэгіёнаў прывяло да правядзення рэгіёнамі асобнай гаспадарчай і цэнавай палітыкі. За 1989-1991 гг. падзенне нацыянальнага прыбытку СССР дасягнула  
33 %, што адпавядае ўзроўню вялікай амерыканскай дэпрэсіі  
1929-1933 гг. Аднак на Беларусі крызісныя з’явы пачалі наглядацца толькі з 1991 года.

Адзіная альтэрнатыва адміністрацыйна-каманднай  сістэме кіравання – гэта рынкавая эканоміка. Да восені 1990 г. склалася тры варыянты пераходу да рынкавых адносін, гэта радыкальная праграма «500 дзён» (аўтары С.Шаталін і Р.Яўлінскі), кансерватыўная ўрадавая праграма (аўтар М.І.Рыжкоў) і ліберальная прэзідэнцкая праграма (аўтар М.С.Гарбачоў).

Сельское хозяйство

Медленнее осуществлялись преобразования в сельском хозяйстве. Существовала разница между высокими ценами на промышленные товары и низкими государственными закупочными ценами на сельскохозяйственную продукцию. В результате колхозы почти перестали закупать необходимую технику. Сократилось использование удобрений. Началось падение производства продуктов питания. Для обеспечения ими населения была введена система талонов. В этих условиях более настойчиво стали подниматься вопросы о необходимости перехода к разнообразным формам хозяйствования на земле. В 1990 г. был принят Закон о собственности, предусматривавший частную, коллективную и государственную собственность. В 1991 г. был принят Закон «0крестьянском (фермерском) хозяйстве». Однако фермерских хозяйств в Беларуси было создано очень мало.

 

5. Осмысливание сообщенного на уроке исторического материала (3 мин).

 

В годы перестройки поиски путей  развития экономики БССР подчинялись задаче модернизации советской общественно-политической системы. Сфера экономических отношений, составлявших социалистическую систему хозяйствования, должна была сохраняться неизменной. Это и стало главной причиной того, что курс на ускорение социально-экономического развития соединил административно-командные и хозяйственные методы. Внедрялись хозяйственный расчет и самофинансирование. Предусматривалась интенсификация производства на основе использования достижений НТР. Были введены различные формы собственности. Однако план развития народного хозяйства БССР не ставил целью переход к рыночным отношениям. В белорусском обществе отсутствовали влиятельные социальные силы, которые были бы заинтересованы в реформировании командно-административной системы управления экономикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Овладение умениями и навыками (4 мин.)

 

Понятия и термины, которые необходимо усвоить: теневая экономика, интенсивный путь, самофинансирование, инфляция.

1.Отмечают у себя в тетрадях. Потом один ученик ( по желанию или вызывает учитель) зачитывает свой результат. Другие ученики отвечают согласны или нет. Ещё 2-3 ученика называют свои ответы, для сравнения.

7. Применение новых и ранее  усвоенных знаний, умений и навыков(3 мин).

1.Ученики отвечают на вопросы учителя:

1.  Пути развития экономики БССР

 

 

2. Принцип самофинансирования

 

 

  1. Экстенсивный(за счет количественных показателей) и интенсивный (за счет качественных показателей)

8. Закрепление материала (4 мин)

1.Итоговая предварительная беседа по основным вопросам темы:

1. Итог экономических преобразований в БССР во второй половине 1980-х

 

Учитель подводит итоги:

 

9. Домашнее задание (1 мин.)

 1.Изучить §13 «Попытки ускорения социально-экономического развития БССР во второй половине 1980-х

», 82-87, ответить на вопросы в конце параграфа.

Дать двум ученикам конкретные задания:

1. Составить таблицу-сравнение интенсивного и экстенсивного пути развития экономики

1.Записывают в дневники и тетради.


 


Информация о работе Попытки ускорения социально-экономического развития БССР во второй половине 1980-х