Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:04, лекция
Цель урока: Познакомить учащихся с социально-экономическим развитием БССР во второй половине 80-х. Показать причины и основные направления этой политики и на основе изученного сформировать чувства патриотизма к стране и уважения к тому, что было пережито за эти годы. Развить навыки критического анализа и оценки на основе тех событий, которые произошли в Беларуси.
План-конспект урока истории
в 10 «А» классе гимназии №3 г. Минска
Тема: Попытки ускорения социально-экономического развития БССР во второй половине 1980-х
Цель урока: Познакомить учащихся с социально-экономическим развитием БССР во второй половине 80-х. Показать причины и основные направления этой политики и на основе изученного сформировать чувства патриотизма к стране и уважения к тому, что было пережито за эти годы. Развить навыки критического анализа и оценки на основе тех событий, которые произошли в Беларуси.
Ход урока |
Работа учителя |
Работа учеников |
1. Организационный момент (2 мин). |
1. Проверка наличия учащихся
в классе с отметкой 2. Подготовка оборудования к уроку. 3. Организация рабочего места. 4.Психологический настрой учащихся на предстоящую работу. |
1. Дежурный называет отсутствующих. 2. Дежурный вешает карту. 3. Ученики закрывают учебники. 4. Отвечают, все ли готовы к занятиям. |
2. Проверка домашнего задания (10 -15 мин.). |
1. Индивидуальные небольшие
1. Рассказать о предпосылках перестройки и ее зачинателе
2. Объяснить составные компоненты «перестройки»
Демократизация Гласность Новое политическое мышление
3. Учащийся должен перечислить основные направления общественно-политической жизни БССР во второй половине 80-х
3. Итоги проверки домашнего задания: оценки, замечания и пожелания |
1. Занимают первые парты, берут листик бумаги и ручку, получают свой вопрос.
Гласность – направление внутренней политики, предусматривавшее снятие
запрета на обсуждение так называемых
«белых пятен» и запретных
Новое политическое мышление - Оно предусматривало отказ от черно-белого видения мира и признание того, что существуют общечеловеческие ценности, которые объединяют всех людей.
3. Ученик отвечает : • Принятие курса на перестройку советской политической системы • Проведение политики гласности • Проведение выборов на альтернативной основе • Формирование многопартийности Создание парламентской оппозиции |
3. Подготовка к восприятию |
1. Вводное слово: Перестройка, начатая в СССР была вызвана в первую очередь снижением показателей соц-экон. Развития 1970-80. Возникла опасность отставания экономики от НТР. Росла теневая экономика. Дальнейшее экономическое развитие требовало проведения реформы. Асноўная мэта эканамічнага развіцця
на другую палову
2. Тема урока— «Попытки ускорения социально-экономического развития БССР во второй половине 1980-х». План урока: 1. Первый этап реформирования 2. Второй этап реформирования 3. Развитие с/х
|
1. Ученики слушают
2. Тему и план урока записывают в тетради
|
4 Сообщение нового материала (15 мин) |
1. Внимательно слушают и делают записи в тетради | |
Першы этап рэфармавання
мае храналагічныя рамкі З 1986 г. ў выглядзе эксперыменту было ўведзена самафінансаванне. Сутнасць самафінансавання – пасля адлічэнняў часткі прыбытку згодна з устаноўленымі нарматывамі ў бюджэт і ў міністэрства, большая частка прыбытку заставалася ў распараджэнні прадпрыемства. Але адначасова працягвала існаваць старая схема эканамічных рэгулятараў і адміністрацыйна-камандная сістэма кіравання. У выніку, да восені 1986 г. відавочных зрухаў у гаспадарке не адбылося. Першы этап рэфармавання
быў правалены. Прычын было На другім этапе рэфармавання (з чэрвеня 1987 г.) была пастаўлена задача правесці радыкальную эканамічную рэформу. Трэба было змяніць сістэму планавання праз пераход да дзяржзаказу, спачатку абавязковага, а потым добраахвотнага. Павысіць самастойнасць прадпрыемстваў, стымуляваць іх да самастойнасці, самафінансавання, самакіравання, самаакупнасці, увесці ў дзеянне дагаварные і самастойна вызначаные цэны, увесці аптовы гандаль сродкамі вытворчасці. Былі прыняты законы і дакументы: «Аб дзяржаўным прадпрыемстве» (ВС СССР), «Аб карэннай перабудове кіравання эканомікай» з 12 асобных дакументаў (СМ СССР і ЦК КПСС). Мэты гэтага працэсу – ажыццявіць пераход ад адміністрацыйных да эканамічных метадаў кіравання гаспадаркай. Першы год радыкальнага рэфармавання адгукнуўся павелічэннем тэмпаў эканамічнага росту, паскарэннем дынамікі прадукцыйнасці працы. Але адначасова наглядаўся крызіс спажывецкага рынку і значны рост рознічных цэн. Захоўвалася традыцыя планавання, і ў 1988-1990 гг. не ўдалося заменшыць дзяржаўны заказ, ён ахопліваў 90% вытворчасці. Быў правалены аптовы гандаль рэсурсамі і сродкамі вытворчасці. Захавалася размеркаванне па фондах і нарадах па фіксаваных цэнах. Непаслядоўнасць наглядалася ў вінансавай палітыке. З чэрвеня 1988 г. адбыўся пераход да рэгіянальнага ці рэспубліканскага гаспадарчага разліку. Гэты працэс суправаджаўся канфліктамі паміж цэнтральнымі і мясцовымі рэспубліканскімі ўладамі (з сярэдзіны 1990 г.). Палавінчатасць і З 1990 г. пачалося разбурэнне адзінай
эканамічнай прасторы СССР, якое суправаджалася
некантралюемым падзеннем вытворчасці.
Супрацьстаянне цэнтра і рэгіёнаў прывяло
да правядзення рэгіёнамі асобнай гаспадарчай
і цэнавай палітыкі. За 1989-1991 гг. падзенне
нацыянальнага прыбытку СССР дасягнула Адзіная альтэрнатыва адміністрацыйна-каманднай сістэме кіравання – гэта рынкавая эканоміка. Да восені 1990 г. склалася тры варыянты пераходу да рынкавых адносін, гэта радыкальная праграма «500 дзён» (аўтары С.Шаталін і Р.Яўлінскі), кансерватыўная ўрадавая праграма (аўтар М.І.Рыжкоў) і ліберальная прэзідэнцкая праграма (аўтар М.С.Гарбачоў). Сельское хозяйство Медленнее осуществлялись преобразования в сельском хозяйстве. Существовала разница между высокими ценами на промышленные товары и низкими государственными закупочными ценами на сельскохозяйственную продукцию. В результате колхозы почти перестали закупать необходимую технику. Сократилось использование удобрений. Началось падение производства продуктов питания. Для обеспечения ими населения была введена система талонов. В этих условиях более настойчиво стали подниматься вопросы о необходимости перехода к разнообразным формам хозяйствования на земле. В 1990 г. был принят Закон о собственности, предусматривавший частную, коллективную и государственную собственность. В 1991 г. был принят Закон «0крестьянском (фермерском) хозяйстве». Однако фермерских хозяйств в Беларуси было создано очень мало. | ||
5. Осмысливание сообщенного на уроке исторического материала (3 мин).
|
В годы перестройки поиски путей развития экономики БССР подчинялись задаче модернизации советской общественно-политической системы. Сфера экономических отношений, составлявших социалистическую систему хозяйствования, должна была сохраняться неизменной. Это и стало главной причиной того, что курс на ускорение социально-экономического развития соединил административно-командные и хозяйственные методы. Внедрялись хозяйственный расчет и самофинансирование. Предусматривалась интенсификация производства на основе использования достижений НТР. Были введены различные формы собственности. Однако план развития народного хозяйства БССР не ставил целью переход к рыночным отношениям. В белорусском обществе отсутствовали влиятельные социальные силы, которые были бы заинтересованы в реформировании командно-административной системы управления экономикой.
|
|
6. Овладение умениями и навыками (4 мин.) |
Понятия и термины, которые необходимо усвоить: теневая экономика, интенсивный путь, самофинансирование, инфляция. |
1.Отмечают у себя в тетрадях. Потом один ученик ( по желанию или вызывает учитель) зачитывает свой результат. Другие ученики отвечают согласны или нет. Ещё 2-3 ученика называют свои ответы, для сравнения. |
7. Применение новых и ранее усвоенных знаний, умений и навыков(3 мин). |
1.Ученики отвечают на вопросы учителя: 1. Пути развития экономики БССР
2. Принцип самофинансирования
|
|
8. Закрепление материала (4 мин) |
1.Итоговая предварительная беседа по основным вопросам темы: 1. Итог экономических преобразований в БССР во второй половине 1980-х
Учитель подводит итоги: |
|
9. Домашнее задание (1 мин.) |
1.Изучить §13 «Попытки ускорения социально-экономического развития БССР во второй половине 1980-х », 82-87, ответить на вопросы в конце параграфа. Дать двум ученикам конкретные задания: 1. Составить таблицу-сравнение интенсивного и экстенсивного пути развития экономики |
1.Записывают в дневники и тетради. |