Попытки создания Союзного государства Беларуси и России: достижения и проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:05, реферат

Описание работы

Выяснить, на каком этапе находится белорусско-российская интеграция на данный момент – основная цель моей работы.
Исходя из цели, основополагающими задачами являются:
1. изучить процесс формирования Союзного государства Беларуси и России;
2. определить основные проблемы создания Союзного государства;
3. рассмотреть наиболее значимые достижения Союзного государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Процесс формирования Союзного государства………..……………………......4
2 Проблемы создания Союзного государства……………………….……………10
3 Достижения Союзного государства……………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………….18
Список использованных источников……………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

Попытки создания Союзного государства Беларуси и России.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«УО»  БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономической истории 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: История Беларуси

на тему: «Попытки создания Союзного государства Беларуси и России: достижения и проблемы» 
 
 
 

Студентка

ФЭУТ, 1-й курс, ДГС-1                                                                       А. А. Илюсина

(16. 11. 2010 г.)

Проверил                                                                                           И. И. Сацукевич

(    . 11. 2010 г.) 
 
 

Минск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Процесс формирования Союзного государства………..……………………......4

2 Проблемы создания Союзного государства……………………….……………10

3 Достижения  Союзного государства……………………………………………..15

Заключение………………………………………………………………………….18

Список использованных источников……………………………………………...19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Бесспорно, одним из наиболее актуальных вопросов XXI века для Беларуси и России является создание Союзного государства. 

     Процесс формирования Союзного государства Беларуси и России продолжается уже более десяти лет. Выяснить,  на каком этапе находится белорусско-российская интеграция на данный момент – основная цель моей работы.

     Исходя из цели, основополагающими задачами являются:

  1. изучить процесс формирования Союзного государства Беларуси и России;
  2. определить основные проблемы создания Союзного государства;
  3. рассмотреть наиболее значимые достижения Союзного государства.

     В моей работе основными источниками информации являются книга Г. Волчека «Беларусь и Россия создают Союзное государство» и статья из журнала «Нёман»: «Современное государство Беларуси и России в современном мире», где наиболее развернуто изложен необходимый, для написания работы, материал.

 

1. Процесс формирования Союзного государства.

    Создание союзного государства – процесс длительный и трудный. Подготовка условий для интеграции столь высокого уровня включала в себя ряд важных этапов. Сотрудничество между двумя странами отличалось активностью с самого начала существования их в качестве самостоятельных государств. Уже за 1992-1993 гг. было заключено 31 соглашение, в частности, Соглашение о снятии ограничений в хозяйственной деятельности от 27 января 1992 г. Затем последовало Соглашение о принципах сотрудничества и взаимопомощи в области транспорта от 20 июля 1992 г., а также соглашения о координации деятельности железнодорожного транспорта, о сотрудничестве в области воздушного транспорта, об основных принципах и условиях взаимоотношений в области транспортировки нефти, о взаимодействии  при эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов, о транспортировке природного газа через территорию Беларуси и поставке его потребителям Республики (все подписаны 20 июля 1992 г.). Значительные меры к облегчению торговых отношения были предусмотрены в Соглашении о создании свободной торговли от 15 апреля 1994 г.[2, с. 85].

     Договор  о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве  между Россией и Беларусью  от 21 февраля 1995 г. Подвел некоторые  итоги сотрудничества и наметил перспективы на будущее. Особый динамизм получило это двухстороннее сотрудничество после подписания в том же году Договора о Таможенном союзе. На его основе, правительства стран в короткий срок проделали огромную работу по унификации тарифного законодательства, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики [3, с. 7].

     Следующим  последовательным шагом в этом  направлении стал заключенный  2 апреля 1996 г. Президентом Республики Беларусь Александром Григорьевичем Лукашенко и первым президентом России Борисом Николаевичем Ельциным в Москве Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Именно в этот день в обоих государствах стал отмечаться День единения народов.

     Целью договора стало объединение материального и интеллектуального потенциалов России и Беларуси. Перед Сообществом поставлена задача формирования единого экономического пространства, синхронизации экономических реформ. В Договоре сказано, что Россия и Беларусь согласовывают свою внешнюю политику, позиции по основным международным вопросам, взаимодействуют в обеспечении безопасности, охране границ и борьбе с преступностью.

     Убедившись, что форма Сообщества не в  полной мере отвечает интеграционным  задачам, ровно через год, 2 апреля 1997 г., Сообщество было преобразовано в Союз Беларуси и России. Договор о Союзе основан на Договоре об образовании Сообщества от 2 апреля 1996 г.

     По  Договору каждое государство-участник  Союза охраняет государственный  суверенитет, независимость и  территориальную целостность, конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности.

     Договор  о Сообществе и Договор о  Союзе двух стран призваны  послужить эффективным катализатором  быстрой интеграции России и  Беларуси.

     25 декабря 1998 г. была подписана Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России. В ней президенты заявили о решимости продолжить поэтапное движение к добровольному объединению в Союзное государство при сохранении суверенитета государств-участников Союза.

     Одновременно  с Декларацией были заключены межгосударственный Договор о равных правах граждан и межправительственное Соглашение о создании равных условий деятельности субъектам хозяйствования. Все эти документы, безусловно, имели большое значение для восстановления на новой основе и развития тесных политических и экономических отношений между двумя государствами. Они явились своеобразными этапами на пути их объединения.

     Выход  Беларуси на качественно новый уровень союзных отношений ознаменовал договор о создании Союзного государства. В начале 1999 г. российские и белорусские эксперты приступили к работе над текстом проекта договора о создании Союзного государства. Его концепция в апреле 1999 г. была одобрена Президентом России. Довольно быстро был согласован первый совместный вариант проекта Договора, который лег в основу дальнейшей работы. Приходилось решать очень сложную задачу: с одной стороны, сформулировать основы создания такого государства, в котором две его составные части сохраняют суверенитет, четко зафиксировать равноправие сторон, а с другой стороны – отразить тот факт, что два государства все же разные по размерам территории, народонаселению, весу и широте интересов.

     В  ходе работы выявилась необходимость  конкретнее, чем это обычно делается в общеполитическом договоре, показать, как две страны видят достижение поставленных целей. Отсюда – подготовка Программы действий по реализации положений договора.

     В  начале октября 1999 г. проекты  обоих документов были опубликованы  для всенародного обсуждения  в российской и белорусской печати. В капании приняло участие свыше полутора миллионов граждан двух стран. Повышенный интерес белорусских граждан вызвали положения, относящиеся к исключительному и совместному ведению Союзного государства. В частности, предлагалось закрепить положение о том, что вооруженные силы Беларуси не должны участвовать в вооруженных конфликтах на территории России. Много предложений касалось введения поста Президента Союзного государства. Некоторые предлагали вместо двухпалатного парламента создать однопалатный [4, с. 21].

     Закономерным  результатом всей этой работы  стало подписание 8 декабря 1999 г.  Договора о создании Союзного  государства.  В основе целей  Союзного государства заложено  следующее:

  • обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни;
  • создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;
  • неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  • проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;
  • формирование единой правовой системы демократического государства;
  • проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью;
  • укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств [5, с. 42].

     Одна  из главных особенностей Союзного государства состоит в том, что оно не является ни унитарным, ни федеративным. Это модель нового типа, объединяющая в одно государство ассиметричные составляющие – федерацию (Россия) и унитарное государство (Беларусь), которые сохраняют свое внутреннее государственное устройство.

     Другой  важный момент, на который следует обратить внимание, заключается в том, что, объединившись в Союзное государство, Беларусь и Россия сохраняют свой государственный суверенитет. На территории государств-участников продолжают действовать конституции и национальные законодательства, сохраняется система государственных органов власти, управления, судебные и надзорные органы. Государственную власть в государствах-участниках осуществляют образованные ими в соответствии с их конституциями государственные органы.

     Каждый  из учредителей Союзного государства  сохраняет свою территориальную  целостность, государственную символику  и другие атрибуты государственности, а также свое членство в ООН и в  других международных организациях. За каждым государством-участником сохраняется право выхода из Союзного государства.

     Предусмотрена  возможность присоединения к  Союзу новых членов при условии  полного принятия ими всех  вытекающих из договора обстоятельств  и с согласия государств-участников. Соответствие Союзного государства стандартам европейской интеграции создает возможность для расширения числа государств-участников.

     Особо  следует отметить, что Союзное  государство строится на основе  равенства его участников. Ни  Республика Беларусь, ни Российская Федерация не будут главенствовать в Союзном государстве. Высший распорядительный и исполнительный союзные органы формируются на основе равного представительства государств-участников [6, с.118].

     26 января 2000 г. состоялся обмен ратификационными грамотами о вступлении в силу Договора о создании Союзного государства.

     Достижение  целей Союзного государства осуществляется  поэтапно с учетом приоритета  решения экономических и социальных  задач. Конкретные мероприятия и сроки их выполнения определяются решениями органов Союзного государства или договорами государств-участников [5, с. 42].

     Для  реализации целей Союзного государства  в Договоре предусмотрено создание  Высшего Государственного Совета, Парламента, Совета Министров, Счетной палаты и Суда Союзного государства. Учреждается также Комиссия по правам человека.

     Основным  моментом, который требует учета  и внимательного, продуманного  подхода при реализации положений Договора о создании Союзного государства, является обеспечение баланса интересов государств-участников. Надежным гарантом того, что ни один вопрос в Союзном государстве не будет решаться без получения согласия двух стран, является сохранение в системе органов Союзного государства механизма принятия решений, который содержит в качестве главного условия согласие двух стран-участниц. Нормативный правовой акт не является принятым, если одно из государств-участников высказалось против его принятия.

     Характерная  особенность сближения Беларуси  и России состоит в том, что этот процесс основывается на осознанном выборе народов двух стран. Избранный курс на объединение Беларуси и России соответствует экономическим и стратегическим интересам двух стран. Время показывает, что страны избрали верный путь, отражающий стремление двух народов к созданию Союзного государства.

     Следует отметить, что, несмотря на подписание целого ряда политических договоров, построение реального Союзного государства еще далеко от завершения, а проблемы современного состояния и перспектив белорусско-российских отношений остаются предметом острых дискуссий. Во многом содержание союзного строительства будет определяться степенью участия в нем рядовых граждан стран-союзниц, в том числе молодежи. 

Информация о работе Попытки создания Союзного государства Беларуси и России: достижения и проблемы