Попытки преобразования в России в первой половине XIXв

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:14, реферат

Описание работы

Введение.
XIX в. — время утверждения в России капитализма. Процесс его развития осуществлялся не только после 1861 г., но и в первой половине столетия. Основными требованиями, под знаком которых предстояло пройти России в XIX в., были ограничение самодержавия и отмена крепостного права. Вопрос о проведении крестьянской реформы рассматривался с начала века как царским правительством, так и радикально настроенным дворянством и либеральными кругами российского общества. В поисках путей разрешения противоречий представители молодого поколения требовали изменения социально-политического строя, свободы личности и собственности, перехода к конституционному строю

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по истории.docx

— 46.39 Кб (Скачать)

Введение.

XIX в.  — время утверждения в России  капитализма. Процесс его развития  осуществлялся не только после  1861 г., но и в первой половине  столетия. Основными требованиями, под знаком которых предстояло  пройти России в XIX в., были ограничение  самодержавия и отмена крепостного  права. Вопрос о проведении  крестьянской реформы рассматривался  с начала века как царским  правительством, так и радикально  настроенным дворянством и либеральными  кругами российского общества. В  поисках путей разрешения противоречий  представители молодого поколения  требовали изменения социально-политического  строя, свободы личности и собственности,  перехода к конституционному  строю.

Экономика и социальный строй  России в первой половине XIX в.

В начале XIX в. Российская империя представляла собой огромную континентальную страну, включавшую обширную территорию от Балтийского  моря до Тихого океана, на которой проживало 43,7 млн. человек. Растет новый класс: буржуазия.                                                             В 1801 г. была разрешена свободная купля-продажа незаселенной земли.     В 1803 г. помещикам было дано право на освобождение крестьян за выкуп. В 1818 г. крестьянам было разрешено устраивать фабрики и заводы.

Развитию экономики  препятствовало плохое состояние дорог. Поволжский хлеб, например, доставлялся в Петербург лишь на второй год после уборки. Первый пароход “Елизавета” появился в России только в 1815 г., а железная дорога, связывавшая Петербург и Царское Село, — в 1837 г.

К реформе 1861 г. в России было только 1500 верст железных дорог, что в 15 раз меньше, чем  в Англии, а число пароходов  едва достигло 400, что при масштабах  страны было крайне мало.

Но даже в  этих условиях в начале XIX в. в России наблюдался рост промышленности. В возрастающей торговле преобладал внутренний оборот, но внутренний рынок был узок и тормозил промышленное производство. Расширялась внутренняя торговля особенно с национальными окраинами империи, а также внешняя торговля. Однако, не смотря на элементы капиталистического уклада, Россия оставалась аграрной страной, 90 % населения которой составляли крестьяне. Восьмая ревизия (1836 г.) показала, что в России насчитывается 127 тысяч помещиков, причем большинство из них были мелкопоместными (т.е. имели до 21 души крестьян мужского пола), крупные поместья принадлежали 3 % помещиков, но именно эти 3 % владели половиной крепостных в России (Шереметевы, Юсуповы, Гагарины, Голицыны имели десятки тысяч крестьян).

К середине XIX в. в собственности дворянства находилось 32 % земельных угодий европейской  части России.

Лишь 5 % помещичьих хозяйств применяли рациональные формы  хозяйствования: монопольный севооборот, машины и т.д. Даже стремление увеличить денежные доходы за счет выросшей в первой четверти века внутренней и внешней торговли зерном в условиях крепостничества толкало помещиков не к модернизации своего хозяйства на основе передовых образцов, а к усилению крепостнических форм хозяйства: увеличению барщины и оброка. Во многом это объяснялось позицией царского правительства. Отказывая в средствах промышленникам, оно кредитовало траты помещиков под залог имений и крепостных, употребляя на это часть бюджета, главной доходной статьей которого были подати с крестьян.

Кризис крепостного  хозяйства — главная черта экономического положения России в первой половине XIX в.

Самая многочисленная категория российского крестьянства — 23 млн. чел. — это помещичьи  крестьяне. Государственные крестьяне (объединенные в общины и платившие подати государству) составляли 19 млн. чел. Незначительную по сравнению с первыми двумя составляла категория удельных крестьян (принадлежавшим императорской фамилии) — 1,7 млн. чел.

Первые предприятия  мелкой кустарной промышленности создавались  выходцами из крестьян. Династии известных  русских фабрикантов Морозовых, Гучковых, Рябушинских вышли из крепостных крестьян-кустарей.

Наибольший рост промышленных предприятий наблюдается  к середине XIX в. В 1799 г. в России было 2094 предприятия, в 1825 г. — 5261, а в 1860-е  гг. — 15338.                                                                                                         Противоречия между новым капиталистическим способом производства и феодально-крепостнической системой приводят к глубочайшему кризису всей экономики самодержавной России. Показателем внутреннего кризиса и социально-экономической отсталости страны от передовых европейских стран стало поражение России в Крымской войне (1853 — 1856 гг.).

Реформы становятся неизбежны.

                                                                                                                                                                 Александр I. Первые попытки реформ

В первой четверти XIX в. Россия находилась на перекрестке  между самодержавно- крепостническим  строем и поисками новых форм организации  социально-экономической и политической жизни. Этот противоречивый и сложный  период русской истории связан с  царствованием Александра 1(1777—1825). Вступивший после убийства Павла I в 1801 г. на престол император Александр I унаследовал сложное внутреннее и внешнее состояние страны.

Наставником Александра I был швейцарский политический деятель  Ф. Лагарп, республиканец и противник рабства, приверженец идей французского просветительства, которые он стремился привить своему ученику. Он призывал своего воспитанника провести “серию реформ сверху”, чтобы избежать “ужасов французской революции”. По словам поэта “дней Александровых прекрасное начало” связано именно с этими идеями.

      В 1802 г. произошли некоторые изменения в системе организации власти: взамен петровских коллегий введены новые органы управления — министерства: иностранных дел (до 1832 г. сохранялась иностранная коллегия), военных сухопутных дел, военных морских дел, финансов, коммерции, юстиции, внутренних дел и народного просвещения и др. Министерства становились центральными органами исполнительной власти.

Министры назначались  императором и фактически были ответственны только перед ним. Созданная при  Александре I министерская система  с некоторыми изменениями просуществовала  до 1917 г. Александр I понимал, что экономическая и социально-политическая системы России нуждаются в серьезной модернизации. В первые же месяцы царствования им был принят ряд мер во внутриполитической жизни: уничтожена Тайная экспедиция, запрещено применение пыток в судопроизводстве и телесных наказаний к дворянам и купцам, разрешены свободный выезд за границу, ввоз книг, открытие частных типографий, выпущены многие заключенные из Петропавловской крепости.

Удовлетворяя  потребности дворянства, ориентированного на европейский рынок, правительство  в 1802 г. разрешило вести беспошлинную торговлю через порт Одессу. Одновременно было утверждено положение о беспошлинном ввозе машин и механизмов для  российской промышленности и сельского  хозяйства. В 1801 г. был принят указ, по которому всем лицам свободного положения (купцам, государственным крестьянам) дано право покупать землю. Этот указ впервые начал разрушение монополии  дворянства на землю. В 1803 г. последовал указ о вольных хлебопашцах, по которому дворяне по своему усмотрению могли  отпускать крепостных крестьян за значительный выкуп на волю. Но при Александре I было отпущено всего 47 тыс. крепостных душ.

Был составлен  план либеральных преобразований в  стране, в разработке которого большую  роль сыграл Негласный комитет в  составе П.А. Строганова (1772—1817), В.П. Кочубея (1768— 1834), Н.Н. Новосильцева (1768—1834), А.Чарторыйского (1700— 1861).

НЕГЛАСНЫЙ КОМИТЕТ - неофициальный совещательный орган в России при императоре Александре I. Действовал с июня 1801 г. до сентября 1803. В своей реформаторской деятельности Александр, став императором, опирался на членов кружка. Его, правда, теперь стали называть Негласным комитетом. Представители высшей знати окрестили его «якобинской шайкой». Из недр этого комитета вышло большинство преобразований первой половины правления Александра I.

Александр I не без  труда сумел отвергнуть политические притязания дворянской аристократии, но он не мог не учитывать общественных настроений. С первых месяцев своего правления он обдумывал проекты  реформ высшего государственного управления, где неизменно присутствовала идея разделения властей. Первоначально  император делился своими планами  с немногими личными друзьями, которые составили знаменитый Негласный  комитет.

Если Непременный  совет и Сенат должны были олицетворять преемственность екатерининского  и нового царствований, то Негласный  комитет, возникший к лету 1801 года, стал ответом на вызовы времени и, прежде всего, на те изменения, что повсеместно  происходили в Европе под влиянием идей и войн Французской революции.

Формально он не входил в систему государственного управления, но в регулярных беседах  его участников, «молодых друзей»  императора, обсуждались планы преобразований. Правда, их общий смысл понимался  в духе необходимости укрепления политических позиций Александра I, чей приход к власти в результате дворцового переворота не был полностью  легитимен.

На своих встречах члены Негласного комитета обсуждали  вопросы, связанные с противодействием планам превращения Сената в исполнительный или законодательный орган, говорили о несвоевременности отмены крепостного  права. Волновавший Александра I вопрос о запрещении помещикам продавать  крестьян без земли был отложен  как несвоевременный, в ходе его  обсуждения Новосильцев заявил, что  опасно раздражать дворянство. Негласный  комитет перестал регулярно собираться в мае 1802 года, когда правительство приступило к практическому осуществлению важнейшей из обсуждавшихся на его собраниях идей – министерской реформе.

Государственный совет

Начали с центрального управления. Собиравшийся по личному  усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет 30 марта (11 апреля1801 года был заменён постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Он состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты. 1 января 1810 года (по проекту М. М. Сперанского "Введение к уложению государственных законов") Непременный совет был преобразован в Государственный совет. Он состоял из Общего собрания и четырёх департаментов — законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии (позже временно существовал и 5-й — по делам царства Польского). Для организации деятельности Государственного совета была создана Государственная канцелярия, и её государственным секретарем был назначен Сперанский. При Государственном совете учреждались Комиссия составления законов и Комиссия прошений.

Председателем Государственного совета являлся Александр I или один из его членов по назначению императора. В состав Государственного совета входили все министры, а  также лица из высших сановников, назначаемые  императором. Государственный совет  не издавал законы, а служил совещательным  органом при разработке законов. Его задача — централизовать законодательное дело, обеспечить единообразие юридических норм, не допускать противоречий в законах.

Сенат

8 сентября 1802 года был подписан именной указ «О правах и обязанностях Сената», который определил как саму организацию Сената, так и его отношение к другим высшим учреждениям. Сенат объявлялся верховным органом в империи, сосредотачивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам.

В силу целого ряда условий эти вновь дарованные Сенату права не могли сколько-нибудь поднять его значение. По составу  своему Сенат остался собранием  далеко не первых сановников империи. Непосредственных сношений Сената с  верховною властью не было создано, и это предопределило характер отношений  Сената к Государственному совету, министрам и Комитету министров.

Святейший Синод

Изменениям подвергся  и Святейший Синод, членами которого были высшие духовные иерархи — митрополиты и архиереи, но во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора. При Александре I представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены.

С 1803 по 1824 год должность обер-прокурора исполнял князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 года также и министром народного просвещения.

Министерская  реформа

8 сентября 1802 года Манифестом «Об учреждении министерств» была начата министерская реформа — было утверждено 8 министерств, заменявших петровские коллегии(ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I):

Информация о работе Попытки преобразования в России в первой половине XIXв