Попытки модернизации российской экономики. Реформы С.Ю. Витте

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:48, реферат

Описание работы

В России промышленный переворот осуществлялся в 40-80 г.19 в. (за 20 лет до буржуазной революции) и предшествовал аграрно-капиталистическому перевороту, который фактически не завершился. Промышленный переворот в России стимулировался железнодорожным строительством (государственные заказы на чугун для выплавки рельсов, на стройматериалы, топливо), которое в свою очередь способствовало возникновению крупного фабричного производства без прохождения мануфактурной стадии. Это было новейшее капиталистическое производство с высокой концентрацией производства и рабочей силы. В странах первого эшелона капитализма железнодорожное строительство являлось результатом промышленного переворота и завершало окончательное преобразование капиталистического производства.

Содержание

Введение. Положение России в XIX веке-------------------------------------- 4
II. Реформы Витте-попытка модернизации России
1. реформы в налоговой системе;-------------------------------------------- 5
2. введение винной монополии;---------------------------------------------- 7
3. реформы в железнодорожном хозяйстве;------------------------------- 8
4. денежная реформа;---------------------------------------------------------- 9
5. деятельность Витте в сфере аграрного сектора экономики;-------- 21
6. реформы в промышленности. -------------------------------------------- 22
III. Заключение. Итоги реформ Витте. ---------------------------------------------- 24
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Попытки модернизации российской жкономики. Реформы С.Ю. Витте.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

Содержание.

    1. Введение. Положение России в XIX веке-------------------------------------- 4
    1. II. Реформы Витте-попытка модернизации России

   1. реформы в налоговой системе;-------------------------------------------- 5

   2. введение винной монополии;---------------------------------------------- 7

   3. реформы в железнодорожном хозяйстве;------------------------------- 8

   4. денежная реформа;---------------------------------------------------------- 9

   5. деятельность Витте в сфере аграрного сектора экономики;-------- 21

      6. реформы в промышленности. -------------------------------------------- 22

 III. Заключение. Итоги реформ Витте. ---------------------------------------------- 24

Список используемой литературы.

 

      I. Положение России в XIX веке.

 

     В развитых странах сначала вследствие буржуазных революций происходил аграрно-капиталистический переворот (разложение феодально-помещичьего хозяйства, возникновение мелкокрестьянской и буржуазной земельной собственности), а затем – промышленный.

     В России промышленный переворот осуществлялся в 40-80 г.19 в. (за 20 лет до буржуазной революции) и предшествовал аграрно-капиталистическому перевороту, который фактически не завершился. Промышленный переворот в России стимулировался железнодорожным строительством (государственные заказы на чугун для выплавки рельсов, на стройматериалы, топливо), которое в свою очередь способствовало возникновению крупного фабричного производства без прохождения мануфактурной стадии. Это было новейшее капиталистическое производство с высокой концентрацией производства и рабочей силы. В странах первого эшелона капитализма железнодорожное строительство являлось результатом промышленного переворота и завершало окончательное преобразование капиталистического производства.

       Государственные финансы первой половины XIX века постоянно находились в большом напряжении, дефицит государственного бюджета возрастал из года в год. Причин этому были множество. Одна из них – это неудачные войны, в которых участвовала Россия в начале века, и связанные с этим большие расходы и контрибуции1.

     Вступив на престол, Александр-I дал понять, что намерен провести реформы по самым насущным общественно-политическим и экономическим проблемам.

     В 1802 г. устаревшие коллегии, которые  ещё с петровских времён являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Так же, в 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законодательной деятельности выразилось в том, что он получил право делать “представления” императору по поводу устаревших законов.

     В первые годы царствования Александра-I эмиссия ассигнаций усилилась особенно заметно. Период войн с Турцией (1806-1812 гг.) и Швецией (1808-1809 гг.) потребовал от государства крупных расходов на содержание армии. В условиях постоянного дефицита бюджета, ограниченной  возможности получения внешних и внутренних займов, правительство вынуждено было прибегнуть к дополнительному выпуску бумажных денежных знаков. Создавшаяся тогда в стране экономическая ситуация описывалась в официальном издании Министерства финансов таким образом: "Цены товаров сильно повысились, имущественные отношения утратили прочность, кредитные сделки крайне затруднились, производительная деятельность приняла спекулятивный характер; все народное хозяйство потряслось в своих основах". Огромные убытки несло в то время и Государственное казначейство, получавшее свои доходы в обесцененных ассигнациях.

     Обесценение ассигнаций делало невыгодным предоставление кредитов. Вследствие падения курса  ассигнаций уменьшилась реальная сумма  задолженности по ссудам,  кредитор получал от должника еще более обесцененные бумажные деньги. Первый нес огромные убытки, в то время  как для заемщиков, в роли которых часто выступали дворяне, это было выгодно. По данной причине для рассматриваемого периода характерно резкое свертывание кредитных отношений. Учреждение акционерных предприятий также казалось крайне опасным делом - падение курса ассигнаций грозило уменьшить реальную ценность акционерного капитала. Таким образом, инфляционное денежное обращение сдерживало развитие капиталистических отношений, торговли, кредита.

      В августе 1892 году в связи с болезнью Вышнеградского И.А. Витте сделался  его приемником на посту министра финансов. Заняв кресло на посту одного из самых влиятельных министров, Витте показал себя реальным политиком. Вчерашний славянофил, убежденный сторонник самобытного развития России в  короткий срок превратился в индустриализатора европейского  образца, заявившего о своей готовности в течение  двух  пятилетий вывести Россию в разряд передовых промышленных держав. Промышленность,  строительство  и  железные дороги в 90-х годах активно развивались. Этому в какой-то степени способствовало и обнищание крестьян и землевладельцев после неурожая 1891 и последовавшего за ним голода. Именно этот упадок в экономике и привел общественность к осознанию необходимости принять меры для обуздания реакционных деятелей в правительстве, толкавших страну на грань экономического и  духовного распада.  В этой обстановке появился на политической сцене С.Ю. Витте. На этого в высшей мере талантливого человека легла задача преобразования  экономической жизни страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Реформы Витте – попытка модернизации России.

1. Реформы в налоговой системе.

      Бурно развивающаяся страна требовала  всё новых экономических вливаний, соответственно значительных расходов бюджетных средств и поиска новых источников денежных поступлений. После страшного голода 1891г., нанёсшего удар по экономике страны последовал ряд урожайных лет, позволивших как-то поправить ситуацию. Так в 1893 году доходы государства превысили расходы на 98,8 млн. рублей. В основном это могло быть достигнуто только благодаря увеличению налогов. В частности, при Витте была окончательно отменена подушная подать в земледельческих районах Сибири, оборонная подать приняла форму раскладочного налога. Но главное – Витте предпринял попытку реформирования торгово-промышленного обложения.

    К концу ХIX в России существовала крайне сложная система налогообложения. Существовали следующие налоги:

  • поземельный налог
  • налог с недвижимости
  • налог на денежные капиталы
  • квартирный налог
  • промысловый налог

   Главный бич всех этих налогов – обложение  не размера дохода, а формы собственности  и личности владельца (в зависимости  от гильдии, титула и т.п.). К началу двадцатого века эти налоги приносили  казне около 7% от всей суммы государственных доходов[6,c.46].

    Торговля  и промышленность России облагались налогами в весьма малом размере. К середине девяностых годов позапрошлого столетия налоги на эти отрасли составили  около 3% от всех доходов бюджета[6,c,46], хотя торговля и промышленность уже стали стержнем экономического развития и доходы от этих отраслей составляли почти половину всех доходных статей государственного бюджета.

    Витте начал реформу с того, что увеличил промысловый налог с трёх процентов  до пяти. Доходы казны сразу увеличились на 5 млн. рублей. В 1893 г. была изложена программа Министерства финансов по реформированию налоговой отрасли, основной сутью которой было переориентирование с внешних признаков при налогообложении (см. выше) на другие, более современные методы.

    Наилучшим выходом мог бы стать так называемый прогрессивный налог. Однако Россия была к этому просто не готова. Сам  Витте подчеркивал, что «многие источники доходов остаются до сих пор не обложенными и у податной администрации никаких сведений о них нет…» и что «при таких условиях введение подоходного налога вызвало бы со стороны плательщиков нескончаемые попытки к сокрытию доходов…»

    После жарких дебатов на эту тему 8 июня 1898 года был введён промысловый налог. Сам налог состоял из основного и дополнительного. Основной налог являлся ни чем иным, как ежегодной платой за лицензию на право занятия тем или иным видом деятельности. Но теперь его размер устанавливался в зависимости от отрасли предприятия, его размеров и места положения. В связи с этим всю Российскую империю поделили на 5 экономических регионов по уровню развития. Таким образом, налогообложением в зависимости от наличия личностных привилегий или княжеского титула было покончено. Дополнительный налог, взимаемый с коллективных предприятий (акционерные общества и товарищества) подразделялся на налог с капитала и процентный сбор с прибыли. Причём процентный сбор с прибыли взимался только в том случае, если прибыль превышала 3% от основного капитала и устанавливался по принципу умеренной прогрессивности. Дополнительный налог со всех остальных предприятий взимался в виде раскладочного налога и процентного сбора с прибыли.

    Новый промысловый налог несколько  увеличил доходы казны (за первый же год  поступления выросли с 48 млн. рублей до 61 млн. рублей, то есть 27%).

    Основную  же массу бюджетных поступлений  составляли акцизные сборы от производства таких товаров, как водка, табак, спички, керосин и сахар. Именно на увеличение акцизных сборов, то есть косвенных налогов приходилась основная часть «налоговых» доходов государственного бюджета.

    Так же был установлен государственный  квартирный налог, явившийся первой попыткой обложить, хотя бы по внешнему признаку, общую совокупность доходов  плательщиков и представляющий собой  важное в принципиальном отношении нововведение. 

2. Введение винной монополии

    По инициативе Витте в 1894 году была введена государственная монополия на торговлю крепкими спиртными напитками. Основная суть питейной монополии заключается в том, что никто не может продавать вино кроме государства, производство вина должно быть ограничено теми размерами, в каких его покупает государство, а следовательно и теми условиями, на которых будет настаивать государство.

    В России водка с давних времен и  до сих пор остается одной из важнейших статей дохода казны, а при Витте торговля водкой производилась только в казенных винных лавках, ректификация (обработка спирта и приготовление водки) делалась также государством. Производство первичного спирта оставалась за частными заводчиками. Однако заводчики могли произвести лишь столько спирта, сколько предпишет государство и соответственно продавать могли только это количество.

    Реформа возымела положительный результат. К началу 1900-х годов доля питейного  дохода составила 28% всех обыкновенных бюджетных поступлений.

    При Витте винная монополия давала около  миллиона рублей поступлений в день и именно при нем бюджет страны окончательно стал строится на спаивании  населения. 

    3. Реформы в железнодорожном хозяйстве

    Приведение  в порядок и развитие железнодорожного хозяйства страны всегда оставались в поле зрения Витте даже после его ухода из Министерства путей сообщения. В России времён Витте более ¾ всего железнодорожного полотна находились в собственности акционерных предприятий, и менее ¼ принадлежало государству. Акционерные общества пользовались полной самостоятельностью по части установки тарифов, что постепенно привело к убыточности ряда железных дорог и к негативному влиянию подобной «частной собственности» на экономику в целом. Нестабильность тарифной политики собственников железных дорог в условиях жёсткой конкуренции между ними, льготы так называемым «своим людям» и т.п. лишали торговлю и промышленность возможности вести свои операции на более или менее предсказуемых условиях, а экономика страны отчасти сходила с буржуазно-капиталистического пути развития.

    Ещё в 1889 г. было издано Временное положение  о железнодорожных тарифах. Таким  образом, тарифное дело было поставлено под государственный контроль. В  дальнейшем Витте публиковал новые  редакции положение и, маневрируя тарифными ставками, менял направления грузопотоков, поощряя те или иные статьи экспорта, а порою и ограждая покровительствуемые отрасли промышленности от конкурентных импортных товаров, то есть, поддерживая отечественного производителя.

    Другое  направление реформирования железнодорожного хозяйства при Витте – выкуп  убыточных железных дорог государством. К 1902 г. 2/3 железных дорог России были выкуплены в собственность казной (это была разветвлённая железнодорожная сеть со стратегическим значением – связь Запада с Востоком, Центра с окраинами), и только 1/3 – дороги, приносившие какой-никакой доход – находилась в собственности негосударственных организаций[6,c.57]. В результате принятых мер железные дороги стали приносить государству чистый доход.

    Большинство железных дорог строились государством. Позволялось также строить железные дороги и акционерным обществом, но государство больше не давало им никаких гарантий и не оказывало  поддержки. Мало того, Витте, как уже  сказано выше, много внимания уделял национализации железных дорог. Если сначала это касалось только убыточных железнодорожных предприятий, то впоследствии это коснулось совершенно всех железных дорог. Министерство финансов постоянно выкупало пакеты акций железнодорожных компаний и влияло на политику этих фирм.

Информация о работе Попытки модернизации российской экономики. Реформы С.Ю. Витте