Понятие рыцарства и заповеди

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:27, реферат

Описание работы

Овладение рыцарским ремеслом требовало особой подготовки. Она начиналась с детства. До 7 лет мальчиков воспитывали дома, развивая с помощью физических упражнений силу и воинский дух. Так продолжалось до 7 лет. Затем будущего рыцаря отправляли ко двору сеньора, где начинался основной этап учeбы. По прибытии в замок своего патрона, он получал звание пажа или валета. В его обязанности входило сопровождение рыцаря и его супруги на охоте, в путешествиях, в гостях. Пажи также были посыльными и прислуживали за столом. Параллельно с этим будущего рыцаря учили владеть оружием, управляться с охотничьими собаками и ловчими птицами.

Работа содержит 1 файл

рыцари.docx

— 30.43 Кб (Скачать)
  1. Понятие рыцарства и заповеди.

В наши дни под словом «рыцарь», мы подразумеваем честного и благородного человека, готового всегда прийти на помощь слабым и обиженным. Что же представляло собой рыцарство, как историческое явление? Это был  особый привилегированный слой средневекового общества, основным занятием которого было военное дело.

Овладение рыцарским ремеслом требовало особой подготовки. Она начиналась с детства. До 7 лет мальчиков воспитывали дома, развивая с помощью физических упражнений силу и воинский дух. Так продолжалось до 7 лет. Затем будущего рыцаря отправляли ко двору сеньора, где начинался основной этап учeбы. По прибытии в замок своего патрона, он получал звание пажа или валета. В его обязанности входило сопровождение рыцаря и его супруги на охоте, в путешествиях, в гостях. Пажи также были посыльными и прислуживали за столом. Параллельно с этим будущего рыцаря учили владеть оружием, управляться с охотничьими собаками и ловчими птицами.

В 14 лет юношу посвящали  в оруженосцы: священник брал с  алтаря меч и пояс и, благословив  их, перепоясывал молодого дворянина. Оруженосцы разделялись на классы: кравчие (прислуживавшие за столом), шталмейстеры (ухаживавшие за боевыми лошадьми) и оруженосцы при супруге рыцаря. Вершиной этой иерархии была должность  оруженосца, состоявшего при особе  рыцаря. Он должен был охранять своего господина, содержать в порядке  его оружие и доспехи, сопровождать его в боевых походах и поездках к иноземным дворам.

По достижении 21 года, юноша  успешно прошедший все испытания  становился рыцарем. Дату посвящения назначал сеньор. Обычно оно совершалось в  канун каких-либо важных событий: заключения мира, свадеб титулованных особ или  церковных праздников. После исповеди и причастия, обращаемого облекали в белые одежды – символ непорочности. Затем он отправлялся в церковь, где проводил ночь в молитвах. На рассвете приходили за ним старые заслуженные рыцари, его восприемники и уводили юношу в баню. Потом  ему надевали на шею перевязь с  мечом и укладывали в постель, покрывая белой или черной тканью, что символизировало очищение от грехов.

Затем кандидата в рыцари вели в церковь, где он давал торжественную  клятву, защищать веру, помогать слабым и обездоленным держать данное слово, быть мужественным и верным сеньору, избегать гордости, тщеславия, сребролюбия, расточительности и скупости. Посвящаемый  становился на колени и сеньор ударял его мечом плашмя три раза, восприемники надевали юноше шлем, латы и золотые  шпоры, давали меч, щит и копьe. Каждый из этих рыцарских атрибутов играл особую символическую роль: шлем означал крепость разума, латы – недоступность сердца их носителя различным порокам, шпоры – неутомимость в делах, меч – правосудие, щит – защиту и опеку всех нуждающихся в этом, копьe-победу правды над ложью.

Каждый новообращeнный рыцарь получал свой герб. Он изображался на всeм его имуществе: одежде, оружии, доспехах, стенах замка и т.д. Гербы служили как отличительными знаками на поле боя, так и показателем знатности рода и деяний предков. Для создания гербов использовали следующие цвета:

золотой – символизировавший  богатство, силу, верность и постоянство; серебряный – невинность; голубой  – величие и красоту,

 зеленый – надежду,  свободу и изобилие; чeрный – скромность, образованность, печаль;

красный – храбрость и  мужество.

 С их помощью рисовали  различные изображения: 

крест- символ крестовых походов; башня – завоеванный замок;

звезда – ночной бой; полумесяц  – победа над мусульманином;

 лев- храбрость; орел – доблесть и др.

 Они утверждались сеньором  и передавались по наследству, не меняясь. Но часто в награду  за подвиги, правители жаловали  отличившимся рыцарям свой герб, или добавляли в их эмблему  новые детали. Этим объясняется  наличие у французкой знати большого количества гербов с королевскими лилиями. Кроме изображений на рыцарских гербах помещали девизы – краткие изречения, служившие для объяснения его смысла. Часто они служили рыцарям и боевым кличем.

Со временем рыцари составили  особое сословие, особый класс людей, вроде военного братства. Во Франции  рыцари назывались шевалье, в Испании  кабальерос, в Германии риттеры. Даже рыцари разных народов не считали друг друга чужими. Их соединяли рыцарские правила, обязательные для всех. Вера в Бога, рыцарская честь, храбрость в бою и уважение к даме — вот главные заповеди рыцаря. Осуждению подлежали скаредность и скупость, не прощалось предательство.

 
Богатые рыцари жили в своих замках, как короли, — в силе, богатстве  и почестях. Один праздник сменялся другим. За бокалом вина они вспоминали свои подвиги. Бедные рыцари, не имевшие  собственных замков, переезжали со своими оруженосцами из одного замка  в другой, гостили и потом отправлялись дальше. Часто бедные рыцари пускались  в дальние путешествия, а потом  рассказывали о своих приключениях, прибавляя к былям и небылицы.

Самым любимым развлечением рыцарей были состязания — турниры. На турнире рыцарь имел случай показать свою храбрость, силу и ловкость. Турниры  устраивались обыкновенно по случаю какого-нибудь торжества, например коронации, свадьбы, рождения в семье рыцаря наследника.

Еще задолго до турнира  объезжали страну герольды, объявляя, когда и где назначается турнир. Рыцари, которые желали сразиться, записывались у особых судей. Судьи могли отказать, если находили, что рыцарь недостоин  этой чести. Оружие, шлемы, все вооружение рыцаря и даже его лошадь подвергалось осмотру. Место для турнира выбирали или на городской площади, или  за городом, в поле. Его окружали двойной решеткой, а за ней устраивали высокие сиденья для гостей. В  назначенное время гости собирались и занимали свои места. Звуки труб и литавр возвещали о начале турнира. На великолепных лошадях, в блестящем  вооружении, с развевающимися перьями  на шлемах, въезжали рыцари в ограду и останавливались.

Герольд объявлял состязание на копьях, называя имена рыцарей, которые желают первыми «сломить копье». Если рыцарь хотел скрыть свое имя, тогда его выкликали по какой-нибудь примете в гербе: «Рыцарь льва!», «Рыцарь креста!» и т. д. Конечно, судьям заранее были известны имена  этих рыцарей. Когда трубы подавали сигнал к бою, рыцари с выставленными  копьями наезжали друг на друга полным галопом. Кто успевал выбить своего противника из седла или же ломал  свое копье о его стальной панцирь, тот считался победителем. Первую пару сменяла вторая, потом третья, и  так до конца турнира, который  мог продолжаться несколько дней. После рыцарей выезжали померяться силами их оруженосцы. Сломанное копье  разрешалось переменить. Случалось, что хорошие бойцы ломали в  день по 50 копий.

По окончании турнира судьи  выбирали победителя. Получить награду  на турнире стремились самые знатные  рыцари; ей была такая же цена, как  и за военный подвиг на поле битвы. Имя победителя оповещалось под  звуки труб и литавр. Победитель, став на колено, получал награду (украшение  на шлем, меч или золотую цепь, иногда кольцо) из рук знатной дамы. Трубы и литавры играли снова  в честь победителя. Затем его  торжественно вели в замок, снимали  тяжелые доспехи и, надев праздничную  одежду, сажали за стол, на почетное место.

Как уже говорилось ранее, в рыцарское  звание возводились только дворяне; но были и такого рода случаи, что  в это звание возводились и  простолюдины; обыкновенно это делалось или ввиду каких-либо особенных  заслуг простолюдина, или при каких-либо чрезвычайных обстоятельствах. Но в  данном случае один только государь имел право возводить простолюдина в  звание рыцаря, а пожалованный со дня  посвящения делался уже дворянином и пользовался всеми правами  рыцарского звания. Посвящаемые в рыцари из простых воинов и крестьян назывались “рыцарями из милости” (“les chevaliers de grace”). Большое число рыцарей-трубадуров вышло из простолюдинов, и только благодаря своим славным подвигам эти люди достигли такой чести.

Рыцарские доблести (качества рыцаря, кодекс рыцаря) —

Рыцарские заповеди — быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, блюсти чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п.

  • Смелость — Не поддавайся страху. Даже отступая, сохраняй ясность разума и силу духа.
  • Справедливость — Не обижай никого, нанеся оскорбление или не воздав по справедливости, как велит долг.

Милосердие — Будь щедр душой и мягок сердцем, как подобает благородному человеку и победителю. Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. 
Энциклопедия «Кругосвет»

Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

  • Щедрость — Делись материальным с нуждающимися; делись духовным с близкими; делись знаниями с ищущими.
  • Верность — Будь предан своему слову; будь предан своему делу; будь предан своему другу; будь предан своей любви.
  • Благородство —. Благородство - это снисходительность, - к тем, кто одарён меньше.
  • Благородство - это понимание, - того, что каждый заслуживает справедливости.
  • Благородство - это доброта, - к тем, кто нуждается больше всего.

Надежда — Знай: пока ты жив, всё можно изменить к лучшему. ·  Надежда – это состояние души, - доверие жизни и ожидание от нее только приятных сюрпризов.

  • ·  Надежда – это та соломинка, которая позволяет найти выход даже из самых сложных ситуаци
  • Сила — Знай: точка опоры, которая поможет перевернуть мир, только в тебе.
  • Скромность — Подражай Иисусу и Сократу.

 

2.Оружие и одежда рыцарей

Каждый тяжеловооружённый рыцарь брал с собой в битву трёх лошадей (обычно типа дестриэ) и одного, двух или трёх оруженосцев, которые обыкновенно набирались из зависимых людей или рыцарских сыновей, ещё не получивших посвящения в рыцари. Оруженосцы первоначально шли в битву пешими и во время схваток оставались сзади, с запасными лошадьми и оружием.

На нижнем белье из шерстяной или льняной ткани рыцарь носил кольчугу из 1000 колец. На кольчугу крепились другие детали одежды, также сделанные из колец: перчатки и кольчужные носки (металлические штаны), нагрудник и подбородник, а также детали, защищавшие лицо. Доспех венчался шлемом, к обуви прикреплялись шпоры. Рыцарь был вооружён щитом, копьём и мечом. Для защиты рыцарь носил щит. Главным оружием рыцаря были меч и копьё. Но рыцари владели также метательным копьём и луком. 
 
На смену рубахам пришли очень тяжелые боевые костюмы для рыцарей, а меч, который так любили все средневековые конные воины, еще не решились заменить чем-либо, так как он отлично показал себя в бою, и превосходил даже кривые сабли арабов. .

Те рыцари, которые отменно  показали себя во всех сражениях, которых  участвовали, получали право именовать  свой меч, но почему-то эта традиция не получила широкого распространения  и признания рыцарями. Сам рыцарь был защищен броней на теле, которой  была либо кольчуга, либо панцирь, наиболее часто использовались панцири. Средневековые  панцири были двух видов, первый вид  собирался на теле рыцаря, и состоял  из двух металлических пластин, а  второй-собирался из металлических чешуек. 
 
И тот, и другой виды могли защитить рыцаря от стрел и колющих ударов мечом. К панцирю крепились латы, которые закрывали руки и плечи воина, а на ногах были сапоги (чаще сделанные из брони). Голову рыцаря закрывал средневековый шлем, который часто украшали рогами или перьями. Рыцарь экипированный таким защитным костюмом был похож больше на цельнометаллическую статую, которая не только стояла, но и должна была скакать на лошади, и при этом ловко сражаться наиболее слабым местом средневековых доспехов была щель в латах, и щель где заканчивался шлем, и начинался панцирь. Еще одной проблемой было снятие панциря, иногда раненые рыцари умирали просто от потери крови, так как не могли вовремя снять свои доспехи. 
 
За время существования рыцарей экипировка конного рыцаря потерпела некоторые изменения, такие как замена трех видов оружия (вначале рыцарь должен был иметь в своей экипировке секиру, булаву и пращу) на щит. В умелых руках щит использовался как мощное оружие, да и просто для защиты от ударов мечом, стрел и копий щит был незаменим.

Оборонительное  и наступательное вооружение рыцарей изменялось с течением времени и наконец заменено огнестрельным оружием. Какова же была физическая сила этих воинов, не снимавших своего вооружения по целым дням и переносивших в нем тяготы пути и боя!

3.Знаменитые  рыцари.

Самым знаменитым рыцарем был Баярд Пьер дю Терайль. Его называли «рыцарем без страха и упрека», имя его стало нарицательным, синонимом чести, бескорыстия и воинской доблести.

Возможно, вы слышали имена  рыцарей Ланселота, Гавайана, Парсеваля ,Ричард Львиное Сердце, Жанна дАрк

******

Полез в драку - не жалей  волос. Чужую бороду драть - свою подставлять.

Хочешь увидать спину  врага, не показывай ему свою.

У страха глаза велики.

 Страх хуже смерти.

 Кто духом пал, тот  пропал. Сробел - пропал.

И один в поле воин, если по-русски скроен

Воин без  командира - поле без пахаря

Один в поле не воин.

После драки кулаками не машут.

Крепка рать воеводою.

Не ставь недруга  овцою, а ставь его волком.

Один в поле не воин.

Косу острят на траву, а меч на главу.

Информация о работе Понятие рыцарства и заповеди