Понятие и виды преступлений по судебнику Хаммурапи

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 09:34, контрольная работа

Описание работы

Изучение древних судебников, одним из которых и является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день, как мне кажется, не потеряло своей актуальности. Судебники являются самыми первыми законами, а их составители первыми людьми попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы как-то управлять людьми, ведь единственная сила отделяющая государство от хаоса это закон. Хотя законы по нашим сегодняшним меркам могут показаться примитивными, но иногда и в них можно подчерпнуть что нибудь ценное, что неплохо было бы и перенять нам сегодня.

Содержание

1. Введение.........................................................................................................
2.Преступления и наказания по судебнику Хаммурапи..............................
3.Суд и процесс. …..........................................................................................
4.Заключение....................................................................................................
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

контрольнаяt.doc

— 560.00 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный гуманитарный университет»

 

Институт экономики, управления и права.
Юридический факультет
Кафедра частного права
 

 

Мельникова Елена Александровна
Контрольная работа по дисциплине

«История государства и права зарубежных стран»
Тема «Понятие и виды преступлений по судебнику Хаммурапи »

студентки 2-го курса заочной формы обучения




 

                                                                    Руководитель:
 

 

 

Москва 2011      

 

 

                                                                                                     

Содержание

1. Введение.........................................................................................................

2.Преступления и наказания  по судебнику Хаммурапи..............................

3.Суд и процесс. …..........................................................................................

4.Заключение....................................................................................................

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

         Изучение древних судебников, одним из которых и является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день, как мне кажется, не потеряло своей актуальности. Судебники  являются самыми первыми законами, а их составители первыми людьми попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы как-то управлять людьми, ведь единственная сила отделяющая государство от хаоса это закон. Хотя законы  по нашим сегодняшним меркам могут показаться примитивными, но иногда и в них можно подчерпнуть что нибудь ценное, что неплохо было бы и перенять нам сегодня.



         Законы Хаммурапи (1792 1750 гг. до н. э.) шестого царя первой вавилонской династии были найдены французской экспедицией в 1901 г. в Сузах (столица Элама) . Сейчас хранятсяв Луврском музее в Париже .
Законы Хаммурапи представляют собой результат тщательного обобщения и систематизации разновременных писаных и неписаных правовых норм. Они не содержат исчерпывающего свода таких норм (отсутствуют, например, нормы устанавливающие наказание за простую кражу, за умышленное убийство, за чародейство и т.п.), но такая задача, видимо не ставилась. Подобного рода простейшие случаи предполагались общеизвестными и не вызывающими разногласий. Законы Хаммурапи рассматривают лишь те случаи, по поводу которых действующие нормы писаного или обычного права различных областей страны расходились между собой. Впрочем, и нормы, регулирующие "простейшие" случаи, текстом законов подразумеваются как существующие: нетрудно даже указать, исходя из внутренней логики построения сборника законов, места в тексте, где они могут быть вставлены.
        Законы Хаммурапи содержат несколько сот правовых норм, относящихся, если употреблять современную терминологию, как к уголовному, так и к гражданскому (а также и к процессуальному) праву. Сами же вавилонские "юристы" такого различия не проводили, и его не знает ни одна древняя система права. Каждая норма вводится словом "если", после чего следует изложение возможной ситуации и вытекающих из неё юридических последствий. При издании текста законов современными учеными, законник был разбит на "параграфы", или "статьи", снабженные нумерацией (сам же текст такой нумерации, естественно, не имеет, так как, вероятно, выучивался наизусть). Всего таких параграфов - 282.
Законы Хаммурапи высечены на черном базальтовом столбе, который в качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии в X I I в. до н. э. . Кодекс законов Хаммурапи содержит 282 статьи, но на столбе сохранилось 247 статей, 35 статей были выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя . Впоследствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 около 630 г.г. до н.э. ) в Ниневии.



 

 


Клинописный текст состоит трех частей : введения, законов и заключения. В первой и последней части Хаммурапи характеризует себя и свое правление, а также указывает цель составления законов : чтобы сильный не угнетал слабого и т.д. В верхней части лицевой стороны столба изображен Хаммурапи, стоящий в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы.
 

2. Преступления и наказания  по судебнику Хаммурапи.

Отсутствует понятие преступления, не проводится грань между преступлением и гражданским проступком. Не развиты уголовно-правовые институты(из-за невысокого уровня развития правовой мысли древнего Вавилона).

Виды преступлений:

1Очень мало преступлений против государства и против религии(ст.6 и ст.8).

2.Преступления против личности:убийство,телесные повреждения.

3.Преступления против имущества:кража,порча.

     Рабовладельческая сущность Законов Хаммурапи становится более очевидной при анализе норм о преступлениях и наказаниях. По сравнению с законами шумеров, Законы Хаммурапи ужесточает наказание, заменяя в большинстве случаев штрафы телесными наказаниями или смертью. Вместе с тем родоплеменные воззрения на преступление и наказание полностью не утратили своего значения. К таким пережиткам относится ответственность общины за грабеж, если виновный не был схвачен и скрылся (ст. ст. 23, 24), изгнание из общины и отцовского дома человека, совершившего кровосмесительное преступление (ст. ст. 154, 158). Уголовное право несло в себе принцип возмездия, применявшийся в зависимости от того, какое общественное положение занимали обвиняемый и обвинитель. Считалось, что наказание есть возмездие за вину и оно должно быть равным преступлению ("око за око", "зуб за зуб"), что называется талионом[1].

       Смертный приговор предусматривался за сорок различных преступлений:кража имущества, принадлежащего дворцу или храму; кража во время пожара; ложное обвинение в тяжком преступлении; нарушение женщиной супружеской верности;умышленное убийство; кровосмешение и др. Он могла быть простым и квалифицированным: утопление, сожжение, повешение, посажение на кол. Допускается замена телесного наказания уплатой штрафа. В перечне наказаний по Законам Хаммурапи много наказаний членовредительских, превращавших осужденного в инвалида. Так, кормилица, виновная в смерти ребенка, лишалась грудей. Совершившего преступление могли утопить, сжечь, посадить на кол, волочить по земле до смерти. За другие более мелкие преступления виновному выкалывали глаза, отрубали руки, отрезали нос или уши. Самым распространенным наказанием был штраф. Его размер зависел от совершенного преступления и от социального положения потерпевшего и преступника. Он колебался от суммы, вдвое превышавшей нанесенный ущерб, до суммы, превышавшей его в тридцать раз.Иногда преступник подвергался изгнанию из общины, он терял при этом все свое имущество, должен жить вне своей семьи, лишался защиты своих богов. Статья 23 кодекса обязывает сельскую общину возместить убыток, нанесенный человеку, грабителем, если преступника не удалось поймать. "Если при этом загублена жизнь, община и рабианум (старейшина) должны отвесить одну мину серебра его (убитого) родственникам". Все это говорит о сохранившихся в кодексе пережитках прошлого, об обычаях родоплеменных. В некоторых случаях кодекс допускает самосуд. Вора на пожаре предписывалось бросить в огонь на месте преступления. Кодекс не знает кровной мести. Государство взяло на себя репрессивную политику. На представителей имущих классов за многие преступления налагались денежные штрафы.Штрафы за преступления постепенно повышаются, если потерпевшим оказывалось лицо, принадлежащее к привилегированной социальной группе.В уголовном праве допускалось объективное вменение, т.е. ответственность без вины. Если строитель построил дом, а он рухнул и в результате погиб хозяин, то предается смерти подрядчик (ст. 229). Если жертвой стал сын хозяина, будет умерщвлен сын строителя. Если же задавили насмерть раба хозяина, подрядчик должен отдать своего раба, то есть возместить ущерб. Эти статьи устрашали бракоделов и таким образом наказывался человек, не имевший никакого отношения к строительству дома. Такое же наказание грозило ростовщику, если он дурным обращением довел до смерти сына своего должника, отданного в долговую кабалу.Анализ преступлений и наказаний по Законам Хаммурапи показывает явное неравенство социальных групп, их откровенно классовый, рабовладельческий характер, привилегированное положение авилум. Если раб сказал своему хозяину: «Ты не мой господин», – то господин может отрезать ему ухо[2].  Уголовному праву еще не были известны стадии преступления (приготовление, покушение), равно как и формы соучастия (подстрекательство,укрывательство и др.). Нельзя не отметить и то, что кодекс знал смягчающие вину обстоятельства: убийство в драке,  при условии, что у убийцы не было намерения убить. Такое преступление наказывалось уплатой небольшого штрафа. За причинение телесных повреждений в драке виновный должен был уплатить стоимость лечения.

3.Суд и процесс.

        О судебном процессе  Законник  Хаммурапи  говорит  мало. Высшей судебной инстанцией был царь.Судоговорение происходило  публично на паперти храма. Судебные функции осуществлялись, как правило, специальным чиновником, но  были   и   какие-то   судебные   коллегии, составленные  из " старейших и именитых людей города". Жрецы участвовали в процессе только тогда, когда они принимали клятву свидетелей.

         Суд состоял из нескольких назначенных государством судей, которым помогал совет старейшин, т. е. наиболее почетные граждане города или села. Имелось несколько судебных инстанций: простые дела решались быстро судьями, сложные разбирались иногда самим царем.В затруднительных случаях судьи прибегали - как и в других странах -  к клятве перед статуями богов ( Шамаша и Мардука). Судьям вменялось в обязанность судить справедливо. В кодексе говорится: "Если судья будет судить судебное дело, постановит решение, изготови  документ с печатью, а потом свое решение изменит,то этого судью должно изобличить и он должен уплатить сумму иска, предъявленного в этом судебном деле, в двенадцатикратном размере, а также должен быть в собрании поднят со своего судейского кресла и не должен возвращаться на суд".К делу могли быть приобщены письменные и свидетельские показания. Широко применялась клятва перед богом. Клятвопреступление, а также ложные свидетельства рассматривались как оскорбление божества и строго наказывались вплоть до смертной казни. Для рассмотрения государственных преступлений, посягающих на существующий порядок или наносивших оскорбление царю,созывались специальные суды. Наряду со свидетельскими показаниями, документами, клятвой широко применялся ордалий или "суд божий".Считалось, что бог знает все и все видит и через ордалий укажет виновного или невиновного. Чаще всего к ордалию прибегали судьи в случаях сомнений в виновности лица и недостаточности доказательств. К числу наиболее распространенных средств, с помощью которых и проводилось испытание, были: захват рукой раскаленное железо, поединок на мечах, погружение руки в кипящую воду. Обвинение было частное, т. е. исходило от потерпевшего или его близких. Исключение составляли дела о преступлениях государственных и религиозных.

 

    

 

 

 

4.Заключение.

     Законы  Хаммурапи - сборник моральных установлений или отчет царя перед

богами с описанием тех судебных дел, которые разбирал Хаммурапи - так до сих

пор думают многие историки, не придя  к  единому  мнению. Законы  эти  дают

историкам широкую картину жизни Древнего Вавилона.

     В   целом   же, Законы   Хаммурапи  были  направлены  на  поддержание

существующей жизни и, по мнению ряда историков, препятствовали изменениям  в

обществе.Хаммурапи так и не удалось создать крепкое государство. Уже при правлении его сына, Самсуилуны, Вавилония потерпела ряд тяжелых поражений от своих соседей, и ее владения сократились. Но Хаммурапи все же добился большего, чем его предшественники или цари соседних стран. Он первым из правителей древности соразмерил с силой царя силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни. Наконец, Хаммурапи предложил народу образ бога, устанавливающего согласие между людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.      Артемов В. В. Всемирная история: вопросы и ответы. 1996.

2.      http://isfic.info/urhis/teris45.htm

3.      Всемирная история государства и права. Под редакцией А. В. Крутских. Инфа-м, 2001

4.      http://ru.wikipedia.org/wiki/

5.      Якобсон В.А. Законы Хаммурапи // История древнего мира: Ранняя древность. М., 1982. С. 103–108.

 



[1]              принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением

[2]              Ст .283


Информация о работе Понятие и виды преступлений по судебнику Хаммурапи