Понятие фантомного федерализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 22:54, реферат

Описание работы

Федерализм (фр. federalisme) - это одна из двух форм территориальной организации государства, предполагающая его сложный, союзный характер. Для России федерализм с 1992 г - одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип государственно-территориального устройства, за счет которого обеспечиваются единство страны, децентрализация власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами, а также равноправие и самоопределение народов в составе Федерации.
Понятие «фантомный» федерализм подразумевает под собой устройство государственных и правовых институтов, при котором прописанное в нормах права строение федеративных отношений гораздо отличается от действительно сложившейся модели и существует системный разрыв между прописанным и реально сложившимся состоянием государственной системы.

Работа содержит 1 файл

Статья.docx

— 15.92 Кб (Скачать)

Федерализм (фр. federalisme) - это одна из двух форм территориальной организации государства, предполагающая его сложный, союзный характер. Для России федерализм с 1992 г - одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип государственно-территориального устройства, за счет которого обеспечиваются единство страны, децентрализация власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами, а также равноправие и самоопределение народов в составе Федерации.

Понятие «фантомный»  федерализм  подразумевает под  собой  устройство  государственных  и правовых институтов, при котором  прописанное в нормах права строение федеративных отношений гораздо  отличается от действительно сложившейся  модели и существует системный разрыв между прописанным  и реально  сложившимся состоянием государственной  системы

Одной из главных  причин фантомности отечественного федерализма является ассиметрия федеративных отношений, которая досталась нам  в наследство от СССР. Стержневой тенденцией развития государственности в то время была мнимая функция федерализма  в унитарной по своей сути политико-правовой системе, где РСФСР представляла собой федералистский правовой каркас с ярко выраженным унитарным наполнением. Подобная направленность дает о себе знать и в развитии современной  российской государственности. Это  один из возможных взглядов на проблему. Согласно другому фантомность объясняется, одним из основополагающих качеств, присущем российской правовой системе, которое можно определить как  «мнимый конституционализм». В основе данного феномена лежит противоречие между политикой и правом, зачастую он проявляется  при переходе традиционного  общества к модернизации. Несмотря на появление новых конституционных  норм, ценностей и политических институтов, соответствующих принятым в мире стандартам правового государства, сохранившейся прежний политический класс продолжает использовать конституцию, как способ легитимации собственной  власти. Для такого режима характерна нацеленность на стабилизацию общества в собственных интересах, что  находит свое выражение в декларированности  всей институционально-нормативной  системы общества при сохранении авторитаризма и бюрократизма.

Фантомный федерализм находит свое выражение  в следующих формах:

1) Осознанное сдерживание федеральным центром множества регионов в состоянии постоянной зависимости от дотаций через систему межбюджетных отношений. При этом ясно, что последние попытки федерального центра по «выравниванию» доходов регионов приведут к полному кризису и бюджетного федерализма и экономической основы федеративных отношений.

2) Уклонение федерального центра от попытки разграничить собственность на природные ресурсы и закрепить за регионами право распоряжаться своими ресурсами. В последнее время федеральный центр лишил регионы правом самим распоряжаться своими природными богатствами.

3) Федеральный центр  установил в сфере социальной политики такую модель отношений, благодаря которой происходят очевидные перекосы и в целом вся социальная ответственность ложится на региональные власти, но несмотря на это также происходит уменьшение финансовой обеспеченности регионов.

 

Далее следует  осветить отрицательные стороны  этого явления. Негативным следствием неизменного разрыва между экономикой, политикой и правом, которым олицетворяется фантомный федерализм, является всесторонняя недейственность системы государственного управления, выражением чего является социально-экономический кризис. Также  он пагубно сказывается в сфере  социально-экономических отношений, где  наблюдается осознанное удержание  федеральным центром множество  регионов в состоянии постоянной зависимости от дотаций через  систему межбюджетных отношений.

 К сожалению,  явление «фантомного» федерализма  может пагубно сказаться на  развитии российской государственности,  например, общая недейственность  системы государственного управления, может привести к социально-экономическому  кризису. Также подобная политика  федерального центра может породить  ответную реакцию субъектов, которая   выразится в растущих противоречиях  между региональным и федеральным  законодательством.

 

 


Информация о работе Понятие фантомного федерализма