Автор: K*************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 12:45, контрольная работа
При наступлении бедствия человек Удельной Руси, как и во времена до нее, всегда пытался защитить от стихии и себя, и семью, и нажитое, а также, по возможности, помочь соседу и общине. В свою очередь, уже в те далекие времена он мог в определенной мере рассчитывать на помощь соседей, общины, людей, посланных посадником, тысячником, князем. Порой пострадавшие могли получить помощь и из княжеских закромов.
Много столетий тушение пожаров осуществлялось населением, которое прибывало на пожар со своим инвентарем и участвовало в его тушении. Обычно тушение сводилось к спасению людей и движимого имущества, заливанию огня из ведер и ушатов, разборке горящих соседних с ним строений.
Помощь в чрезвычайных ситуациях в дореволюционной России.
Корнева К.Ю.
Научный руководитель: Павлова И. П. .
Красноярский государственный аграрный университет
Работы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера широко известны в стране и пользуются почетом и уважением. Этот вид деятельности очень важен, ответственен, трудоемок и опасен. Поскольку спасательные работы в виде своих различных специальных составляющих возникли достаточно давно, эта сложная многосторонняя гуманная работа, совершаемая многими поколениями людей во имя защиты, спасения ближних и помощи им, не может не иметь своей истории.
По некоторым летописным и археологическим сведениям еще в IX веке наши предки научились создавать крупные общественные запасы продовольствия – «госрезерв», как говорят сейчас. Другое дело, что они предназначались, в первую очередь, для использования при военных походах, отражении осад поселений, а уже потом для помощи людям во время голода, в основном, родного племени. Здравый смысл, опыт предыдущих поколений, приобретенные на практике полезные навыки, привычка стойко противостоять многочисленным лишениям научили каждое племя и семью готовиться к возможным природным бедствиям загодя и в тяжелый час, в меру тогдашних возможностей, защищаться от них, смягчать их последствия.
При наступлении бедствия человек Удельной Руси, как и во времена до нее, всегда пытался защитить от стихии и себя, и семью, и нажитое, а также, по возможности, помочь соседу и общине. В свою очередь, уже в те далекие времена он мог в определенной мере рассчитывать на помощь соседей, общины, людей, посланных посадником, тысячником, князем. Порой пострадавшие могли получить помощь и из княжеских закромов.
Много столетий тушение пожаров осуществлялось населением, которое прибывало на пожар со своим инвентарем и участвовало в его тушении. Обычно тушение сводилось к спасению людей и движимого имущества, заливанию огня из ведер и ушатов, разборке горящих соседних с ним строений.
В XVII веке в организации процесса тушения пожаров наблюдается определенный прогресс. В 20-х годах XVII века была создана при Земском приказе первая пожарная команда.
В течение всего XVII века правителями России, особенно Алексеем Михайловичем, принимались законодательные, административные и другие общегосударственные меры по борьбе с бедствиями – с пожарами, моровыми поветриями, голодом. Тогда же возникли зачатки медицинского обслуживания населения. XVII век можно по праву считать столетием рождения профессиональных российских спасателей.
В XVIII веке улучшилась противопожарная защита. Были приняты меры по предотвращению несчастных случаев при переправе через реки летом и зимой, начали организовываться меры помощи при наводнениях. Наметилась новая практика по предотвращению эпидемий. Стали создаваться запасы продовольствия, специально предназначенные для помощи при голоде, система спасения на море и многое другое.
В сентябре 1802 года в ходе реформы государственного управления в числе восьми других министерств было создано Министерство внутренних дел (МВД), заметная часть функций которого была направлена на борьбу с бедствиями. В составе основного подразделения МВД – Департамента внутренних дел – были созданы четыре так называемые экспедиции, первая из которых ведала «делами народного продовольствия и соляной части». Экспедиция занималась устройством продовольственных магазинов, организовывала подвоз хлеба в местности, пострадавшие от неурожая, и снабжение населения солью, выполняла другие функции. Вторая экспедиция ведала полицией и пожарными командами, т.е. напрямую боролась с самым распространенным бедствием того времени – пожарами. Третья экспедиция управляла казенными фабриками и заводами, добычей угля и торфа, была ответственна за надзор за работами и их безопасностью. Четвертая экспедиция руководила больницами и подготовкой медперсонала, другими социальными учреждениями. Именно она организовывала медицинскую помощь пострадавшим от бедствий. В течение XIX века МВД многократно преобразовывалось, но многочисленные обязанности по противодействию бедствиям и оказанию помощи оставались за ним.
Для конца XIX века характерно усиление внимания общественности к вопросам пожарной безопасности и повышение активности в среде пожарных. В 1893 году при содействии Русского технического общества было создано Соединенное (с 1898 г. Императорское) Российское пожарное общество, среди основных задач которого, согласно принятому уставу, были провозглашены изыскание и развитие мер предупреждения и пресечения пожарных бедствий, а также всяческая пропаганда пожарного дела и огнестойкого строительства.
На угольных шахтах Донецкого бассейна часто происходили трагические аварии. Поэтому в 1907 году в Макеевке по решению Совета съезда горнопромышленников юга России была создана первая в России профессиональная горноспасательная станция. Несмотря на скудные ассигнования, станция сумела организовать оперативную работу по спасению людей в шахтах, ликвидации последствий аварий и обучению добровольных горноспасательных команд.
В 1918 году был учрежден Советский Красный Крест. Он ставил задачу оказания общественной помощи органам здравоохранения в мирное и военное время, в том числе в случае эпидемий и других бедствий так же они занимались:«выдача съестных припасов натурой- зерна, муки; хлеба из специально для этого устроенных пекарен; молока для детей и горячей пищи из столовых и чайных; Покупка и раздача топлива для печения хлеба и варки пищи; Устройство приютов для детей и стариков и ночлежных домов в местах скопления рабочих и бездомного народа; Открытие лечебниц и амбулаторий; Выдача зерна для посева, покупка земледельческих орудий, скота и кормовых средств; Выдача денежных пособий на руки лишь в случаях крайней необходимости и невозможности помочь населению одним из вышеуказанных средств».
Создание системы социальной помощи семьям призванных в армию стало необходимым после перехода Российской армии на формирование по принципу всеобщей воинской повинности. Государство либо должно было разработать систему государственного обеспечения, либо переложить ее на местные структуры власти и благотворительные общества. Однако был выбран промежуточный путь. С 25 июня 1867г. Было высочайше утверждено Положение об устройстве быта отставным и запасным чинам. В приказе военного министра говорилось о признании справедливым установления и выдачи единовременных денежных пособий из казны и определения мер к призрению этих категорий в случае болезни и невозможности «приобретать пропитание собственным трудом». Полицейские управления и воинские правления выдавали нуждающимся удостоверения об имущественной несостоятельности. Жены и дети погибших военнослужащих по Своду военных правил 1869г. Имели право на пенсию. По традиции продолжали существовать и элементы общинного попечения. По постановлению 1874г. Разведенные жены приравнивались к солдаткам. Они получали право на призрение в государственных богадельных.
В общественной практике в мещанских и крестьянских общинах существовал обычай, сформировавшийся еще до военной реформы 1874г., по которому общины обязывались снабжать рекрутов деньгами на обмундирование, продуктами питания, единовременным жалованием. Хотя «Рекрутский устав» был отменен, общины «дарили» новобранцам деньги или теплую одежду, в «награду».
Главную трудность при оказании помощи представляло «отсутствие в законе какого-либо определения состоятельности», поэтому помощь носила характер случайности. В некоторых местностях «нормой» был размер земельного надела- 10 десятин на человека (Орловская губерния), где-то мельница с доходом. Не получали пособие бездетные, трудоспособные жены, жены, жившие в общей семье с другими родственниками, ведшие торговлю и т.д. Поскольку население было против деления близких родственников на тех, кому полагались пособия, и тех, кто получал пособия в зависимости от решения местных органов, то на местах чаще всего «выравнивали» пособие. Не назначались пособия детям до одного года ( грудным детям). Если семья имела более пяти детей, то размер пособия, выплачиваемого на одного ребенка, сокращался. При определении нужды управа руководствовалась следующими признаками: 1)многочисленностью семьи и числом работников в ней,2)количеством имеющегося скота,3) количеством земли,4) наличием промысловых владений(мельница, маслобойка, круподерка и т.п.) При организации выплаты происходили нарушения. Из-за непродуманности кампании некоторые средства опекаемые должны были возвращать. Постановлению Алексеевского комитета от 11 марта 1906г., поскольку пособия выплачивались детям старше 10 лет в размере младшего возврата получали пособие от комитета при условии, если вдова не получала пенсию. В результате в Законе от 25 июня 1912г., принятом Государственной Думой и Государственным Советом, названные недостатки были учтены. По этому закону пособия до возвращения воинов домой или до получения постоянной пенсии назначались:1)женам и детям независимо от того, вместе или отдельно они жили;2)отцу, матери, деду, бабке, братьям и сестрам, если они содержались трудом призванного. Детям до 5 лет пособия начислялись в половинном размере. В законе не содержалось указаний на возраст и трудоспособность родственников. Одному ребенку начислялась половина пенсии, двум- две трети, трем и больше сиротам полная сумма материнской пенсии.
Бедность обострялась в условиях стихийных бедствий: пожаров, наводнений, эпидемий. Значительные слои населения нуждались в помощи при переселениях, массовой безработице в период кризисов и т.п. Социальное попечение переселенцам оказывалось в основном местными благотворительными обществами при финансовой поддержке официальных властей и прежде всего Переселенческого управления. Главным направлением социальной помощи стала организация приютского призрения детей-сирот переселенцев. Организация экстренной помощи погорельцам развивалась в 3-х направлениях Во-первых, создавались постоянно действовавшие общества, которые представляли собой страховые объединения, выдававшие суммы в случае пожара членам обществ, уплачивавшим взносы. Во-вторых, это помощь местных властей- земских и городских управлений. Она в исследуемый период только оформлялась. Местные власти не имели необходимых средств. Третье направление-это непосредственная добровольная разовая помощь от сочувствующих сограждан. Это были традиционные сборы пожертвований, которые перечислялись в распоряжение в экстренном порядке создаваемых комитетов помощи пострадавшим. Всем пострадавшим помощь не могла быть оказать. Поэтому встал вопрос об адресатах помощи. Трагические ситуации складывались также в периоды наводнений. И в этих случаях помощь оказывалась через специально организуемые комитеты или в виде непосредственной помощи от человека к человеку. Еще одна группа нуждающихся- это рабочие и их семьи, оказавшиеся по различным причинам в тяжелой жизненной ситуации, когда без поддержки общества им было не обойтись. Примером такого общества может служить Общество вспомоществования рабочим горным и золотых промыслов в Сибири, основанное в 1894г. Но уже в конце века становилось понятие, что лучшим способом решения проблемы помощи нетрудоспособным является социальное страхование. В 1912г.введен в действие Закон о страховании от болезней и предприятиях учреждались больничные кассы, взносы в которые поступали от рабочих и предпринимателей. Что касается обычного амбулаторного и стационарного лечения, то оно не может рассматриваться как вид чрезвычайной помощи, хотя отдельные семьи и оказывались в кризисном положении. Требовалась чрезвычайная помощь нуждающимся и в периоды эпидемий. В этих ситуациях государственная помощь не была обязательной и организованной. Если эпидемии были в масштабах города, уезда, губернии, то задачу помощи нуждающимся брали на себя земства или соответствующие органы самоуправления.
В целом помощь нуждающимся в критических ситуациях: в период войн, неурожаев, пожаров и наводнений, эпидемии, болезней и др. – имела в исследуемый период общие черты. Во-первых, увеличивалась роль государства как главное органа, финансирующего попечение об особенно нуждающихся. Во-вторых, приоритет в социальной помощи отдавался социально-реабилитационной работе, т.е. таким видам поддержки, при которых нуждающиеся могли бы сами обеспечивать свое существование. Полноценная борьба с бедствиями стала возможной только в новой России, когда всю эту работу в стране возглавило специальное федеральное ведомство – Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – МЧС России, и в 1992 году была создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС создавалась на базе существовавших ранее организаций. Основной ее предшественницей, как указывалось выше, была Гражданская оборона, на основе структур которой она и формировалась. Однако гораздо более широкая и глубокая интеграция, достигнутая при этом формировании, высокий статус головного органа системы (госкомитет, министерство), более мощные ресурсные возможности, преодоление существовавшего формализма позволили поднять потенциал вновь образованной системы на достаточно высокий уровень.
Россия,
развиваясь, прошла эпохальный путь от
почти полной беспомощности человека
перед стихией до способности в государственных
масштабах достаточно эффективно противостоять
им.
Список литературы
Красноярский государственный аграрный университет .ун-т.-Красноярск 2003.
Информация о работе Помощь в чрезвычайных ситуациях в дореволюционной России