В письменных источниках раннефеодальное
государственное образование восточных
славян Полоцкое княжество известно
под названием «земля». Его центром
являлся город Полоцк, который
упоминается и летописи «Повесть
временных лет» под 862 г. Город находился
на реке Западная Двина, которая была
частью важнейшего торгового пути «из
варяг в греки». Выгодное географическое
положение способствовало быстрому
росту Полоцка и превращению
его в крупный центр торговли
и ремесел.
Первым исторически
известным полоцким князем был
Рогволод. В 60–70-х гг. X в. Полоцку
как возможному союзнику придавалось
важное значение в соперничестве
между Киевом и Новгородом, также
находившимися на пути «из
варяг в греки». Рогволод дал
согласие на брак своей дочери
Рогнеды с более сильным киевским
князем Ярополком. Новгородскому
князю Владимиру, который также
просил руки дочери полоцкого
князя, было отказано. Отказ оскорбил
Владимира. Полоцк был взят
и сожжен его войсками. Рогволод
вместе с двумя сыновьями были
убиты. Рогнеда насильно стала
женой Владимира. Это событие
произошло около 980 г.
В дальнейшем Владимир
убил своего брата Ярополка
и стал великим киевским князем.
Сего именем связано принятие
в 988 г. и распространение на
землях восточных славян новой
религии – христианства. При Владимире
достигло своего наивысшего расцвета
древнерусское государство восточных
славян Киевская Русь, в состав
которого, как считают некоторые
историки, входила Полоцкая земля.
Владимир дал Рогнеде
новое имя Горислава. Возможно,
Рогнеда, прожившая с Владимиром
несколько лет, так и не простила
ему смерти отца и совершила
покушение на его жизнь. Но
покушение не удалось, и Рогнеду
по тогдашним законам должны
были убить. Мать защитил с
детским мечом в руках малолетний
сын Изяслав, который сказал
Владимиру: «Отец! Ты здесь
не один!» Владимир приказал
выслать Рогнеду с сыном и
Полоцкую землю. Тут для нее
был построен город, названный
именем сына – Изяславль. Рогнеда
постриглась (по другому мнению,
была пострижена) в монахини под
именем Анастасия. Она осталась
известной в истории как княжна
с тремя именами и одна из
первых монахинь среди восточных
славян.
При жизни Рогнеды
жители Полоцка пригласили Изяслава
на княжение. Он известен в
истории как князь-книжник, который
знал и распространял письменность
вместе с христианством в Полоцке.
Князь Изяслав умер молодым
в 1001 г., на год пережив свою
мать.
Усиление Полоцкого
княжества произошло в XI в.
при сыне Изяслава, полоцком князе
Брячиславе. Он со своими войсками
захватил волоки, соединявшие реки
Западную Двину и Днепр на
пути «из варяг в греки»
и принадлежавшие Новгороду. Они
позволяли с помощью бревен
провести («проволочь») суда и
таким образом пройти от Балтийского
(Варяжского) до Черного (Русского)
моря. Однако войско Брячислава
было разбито его дядей
киевским князем Ярославом Мудрым.
Тот сам хотел контролировать
путь «из варяг в греки»
и собирать дань с купцов.
Легендами овеяно имя
сына Брячислава – полоцкого
князя Всеслава, прозванного Чародеем.
Он будто бы родился при
помощи колдовства. Неизвестный
автор «Слова о походе Игореве»
сравнивает князя Всеслава с
оборотнем. Более 50 лет, с 1044
по 1101 г., князь управлял Полоцкой
землей, которая достигла при
нем наивысшего расцвета.
Всеслав, расширяя свою
власть, стремился захватить земли
и города за пределами Полоцкого
княжества. Не сумев взять Псков,
он захватил и разграбил Новгород.
В ответ на действия Всеслава
трое сыновей киевского князя
Ярослава Мудрого напали в
1067 г. на пограничный город
Полоцкой земли Менск (нынешний Минск).
Город был сожжен, а его жители – меняне
– взяты в плен и проданы в рабство.
Способ государственного
управления в Полоцкой земле
представлял собой княжеско-вечевой
строй. Власть князя была связана
с существованием веча – общего
собрания взрослых мужчин, которое
могло снимать и назначать
князя. Название «вече», вероятно,
происходит от того, что па
собрании вели разговоры («вещали»)
о важных общественных делах.
Па собрание граждан призывал
звук вечевого колокола, а решение
принималось по силе крика
тех, кто его поддерживал. В
обязанности князя входили организация
и командование войском, сбор
дани с местного населения.
Войска и Полоцке
состояли из дружины – специально
обученного военному делу вооруженного
отряда людей – и народного
ополчения, состоявшею из горожан
и называвшегося «полкой».
На восточнославянских
землях действовали законы, называвшиеся
«правдами». Наиболее известен среди
них сборник «Русская правда»,
разработанный при великом киевском
князе Ярославе Мудром. Суд осуществлял
князь или его представители.
Вина обвиняемого определялась
обычно в пользу князя через
денежные штрафы либо физические
наказания. Считалось, что доказательство
вины зависит от «суда божьего».
Например, если у обвиняемого
оставались ожоги после держания
руки над огнем, то это показывало,
что он действительно виновен.