Полоцк музейный

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 00:56, реферат

Описание работы

Полоцк представляет собой уникальную историческую территорию, памятники которой охраняются, изучаются, реставрируются и приспосабливаются под музейные экспозиции. Недвижимые памятники (архитектурные и археологические) включены в музейное собрание Национального полоцкого историко-культурного музея-заповедника и являются музейными предметами.
Музейные традиции Полоцка берут начало с XI—XII вв., когда в Софийском соборе и Спасском монастыре начали собирать книги и иконы. Условно монастырские собрания можно назвать коллекциями музейного характера. Их существование в XI—XVIII вв. стало фундаментом, на котором с создания музея в Полоцком иезуитском коллегиуме началось музейное строительство в городе.

Работа содержит 1 файл

Пишет marinaizminska.docx

— 32.56 Кб (Скачать)
   

 

Полоцк музейный.

 

Полоцк представляет собой уникальную историческую территорию, памятники которой охраняются, изучаются, реставрируются и приспосабливаются  под музейные экспозиции. Недвижимые памятники (архитектурные и археологические) включены в музейное собрание Национального полоцкого историко-культурного музея-заповедника и являются музейными предметами. Сам заповедник с его охранной зоной, существующими и будущими музеями является ядром, вокруг которого создаются условия для превращения исторического Полоцка в город-музей. Сегодняшний уровень развития музейного дела в городе позволяет надеяться на возможность получения Полоцком такого статуса в недалеком будущем.

Музейные традиции Полоцка берут начало с XI—XII вв., когда в Софийском соборе и  Спасском монастыре начали собирать книги и иконы. Условно монастырские собрания можно назвать коллекциями музейного характера. Их существование в XI—XVIII вв. стало фундаментом, на котором с создания музея в Полоцком иезуитском коллегиуме началось музейное строительство в городе.

Развитие музейного  дела в Полоцке отображает историю  самого города и страны в целом  и подразделяется на следующие периоды:

1780—1926 гг. — от  музеев учебных заведений до  Краеведческого музея;

1926—1967 гг. — деятельность  Краеведческого музея;

1967—2000 гг. — создание  структуры Историко-культурного  музея-заповедника.

Начало первого  периода было связано с просветительским характером предмузейных собраний, дифференциацией наук и реформированием в сфере образовательной политики Российской империи в связи с присоединением к ней новых территорий в результате разделов Речи Посполитой, поэтому развитие музейного дела в Полоцке имело общеевропейские черты. Стараниями полоцких иезуитов был создан крупный музей при иезуитском коллегиуме (1788—1820), который стал одним из первых музеев при учебных заведениях на территории Беларуси. Большое количество музейных предметов, разделенных на коллекции, экспонировалось в залах трехэтажного корпуса, спроектированного и построенного специально для музея генералом ордена Г.Грубером. Музейное собрание расширяло кругозор учащихся, знакомило их с общечеловеческими ценностями, формировало художественный вкус, способствовало усвоению знаний, побуждало к исследованию природы и истории Полоцкой земли. Образовательно-воспитательная функция Музея иезуитского коллегиума и академии заложила фундамент, на котором создавались музейные традиции Полоцка.

 Главный вклад в музейное дело Полоцка других учебных заведений (пиарского училища и кадетского корпуса в 1820—1918 гг.), пришедших на смену иезуитскому, заключался в научном и материальном фиксировании жизни и деятельности пиаров и кадет. Новое развитие в тот период получил процесс презентации коллекций. Они экспонировались на художественно-промышленных выставках, которые проводились в России и за рубежом. Отличительной чертой развития музейного дела стала активная выставочная деятельность.

В период, когда  Полоцк находился в составе РСФСР (1918—1924), музейным строительством в  городе занима-лись отдел народного образования, окружная комиссия по охране памятников старины и искусства, а с 1925 г. — крае-ведческое общество. Подготовка к созданию Краеведческого музея совпала с началом открытия первых советских музеев и выработкой основных законодательных актов, которые регулировали музейное строительство на территории РСФСР, БССР и СССР. Отличительными чертами того периода были: использование в музеетворческом процессе дореволюционных кадров художественной и научной интеллигенции; удачно найденные организационные формы для сбора и сохранения музейных ценностей; факт создания феномена городского музея, заключавшегося в процессе музеефикации памятников истории и культуры, и выхода музейного строительства из сферы любительского крае-ведческого движения.

Следующий период (1926—1967) начался с открытия Краеведческого музея, который содействовал сохранению историко-культурных ценностей и  воспитанию самосознания горожан, консолидировал общество и стал формой про-явления демократической самодеятельности населения по отношению к национальному наследию. Процесс демокра-тизации в области культуры, начавшийся после 1956 г., повысил интерес общества к отечественной истории, что в свою очередь содействовало развитию музейного дела и реставрации памятников архитектуры. В 1960-х гг. ком-плексный подход к изучению и сохранению историко-культурного наследия стал отличительной чертой деятельности Полоцкого краеведческого музея, на базе которого в 1967 г. был создан Полоцкий историко-культурный музей-заповедник.

Третий период музейного  строительства в Полоцке (1967—2000) начался с решения проблем  сохранения истори-ко-культурного наследия на государственном уровне и создания условий для полноценной реставрации памятников истории и культуры. В результате их музеефикации в структуре Полоцкого историко-культурного музея-заповедника в период с 1967 по 2000 г. было создано 8 постоянных музейных экспозиций, объединенных истори-ческой территорией города в единый комплекс. В 1980—1990-х гг. в музейном проектировании доминировала экспериментальная идея музейного объединения, которая получила теоретическое и фактическое подтверждение своевременности на примере Национального полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

Музеефикация уникальной исторической территории города, которая началась в 1970-е гг., — процесс не мол-ниеносный, но, как показывает объективный анализ исторического развития полоцких музеев, он имеет тенденцию к ускоренному развитию. Действительно, если с момента появления первых коллекций и библиотеки в Софийском соборе и монастырях до создания первого настоящего музея при иезуитском коллегиуме прошло около 7 столетий, а от Музея коллегиума — академии — кадетского корпуса до первого городского общедоступного музея — около сто-летия, то с момента основания Полоцкого музея-заповедника до существующих сегодня 11 музеев — всего 38 лет.

Традиции, характерные  для каждого из периодов музейного  строительства в Полоцке, получили продолжение и были качественно  обогащены в процессе создания функциональной модели перспективного развития Национального  полоцкого историко-культурного  музея-заповедника. Полоцк с его сохранившимися памятниками архитектуры, исторической застройкой XVIII — начала XX в. и большим количеством музеев способен выполнить основную со-циальную функцию — документировать культурно-историческую среду и стать городом-музеем. Показательно, что при использовании сохранившихся традиций происходит переход на новый качественный уровень осмысления необ-ходимости музея как общественного института.

Участниками музейного  строительства в Полоцке были люди разных профессий и социального  положения. Уче-ные, получившие европейское образование, К.Схопфер, К.Схмидт, Я.Сомерер, АЛбрамсперг, Я.Вогт, Ф.Рика, Ю.Титович, Ю.Полонский, МЛГейн, С.Петрович, Ф.Машевский, ФДерожин-ский и другие во главе с Г.Грубером созда-ли Музей иезуитского коллегиума. Преподаватели кадетского корпуса принимали активное участие в работе своего музея, изучали историю края, пробовали создать музей местных памятников старины, кружок любителей археоло-гии и «подземный музей» в Софийском соборе. Интерес к истории своего края среди жителей Полоцка оставался традиционным и достаточно устойчивым. Этот период музейного строительства дал много имен людей, которые ос-тавили множество воспоминаний о своем увлечении историей и идеей создания музея. Среди них И.И.Долгов, А.К. Морель, Н.И.Зорин, А.П.Тыртов, Я.Стабровский, М. Кайгородов, В.П.Викентьев и другие. Вдохновленные идеей созда-ния «универсального музея», любители музейного дела П.М.Перовский, А.С.Еленев, С.С.Матвеев, П.С.Иванов, А.А.Багданаш, К.П.Аепетов, Я.В.Голиков, В.Г.Савицкий, А.Ф.Пигулевский, Э.С.Путята, А.И.Рыбицкий, В.П.Левицкий, М.З.Стрельцов, С.С.Цибульский, П.И. Дейнис, И.П.Дейнис, С.М.Мелешко смогли открыть в Полоцке в 1926 г. Краеведческий музей. Члены Комиссии по охране памятников стояли ближе всех к современному понима-нию института музея и музейного дела. Под «музеем» они понимали не только экспозицию, но и саму городскую среду, впервые обратившись к проблеме сохранения памятников архитектуры и их обязательной музеефикации, что в дальнейшем непосредственно повлияло на развитие музееведения и появление феномена городского музея в По-лоцке. В разное время Краеведческий музей возглавляли Г.Т.Дщенко, В АКарелина, В. А.Гатеих, Н.М.Козленок, Э.М.Хазин. На первых порах это были любители-краеведы, в последнее время — профессиональные музеологи. Всех их объединяла идея создания музейной среды в городском пространстве и превращение Полоцка в город-музей. Процессу создания соответствующих условий для реализации этой цели содействует Государственная комплексная программа развития Полоцка и Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

Последний период отражает развитие музеологии как науки и характеризуется процессом формирования функ-циональной модели дальнейшего развития Национального полоцкого историко-культурного музея-заповедника в системе «музей — культура — общество» с обязательным использованием как традиций, так и научных методологий и новых технологий.

Национальный полоцкий историко-культурный музей-заповедник выступает как символ стабильности развития музейного дела республики. Опираясь на многовековую историю и  выполняя свою социальную функцию, он участ-вует в процессе воспитания полноценных граждан — строителей своей страны, творцов будущего. В условиях му-зеефикации целых исторических территорий, как это происходит в Полоцке, процесс идет тем быстрее, чем больше он способствует приобщению сегодняшнего человека к вечным историческим ценностям своего города, региона и, наконец, страны. Музей уже сегодня является неотъемлемой частью самоидентификации народа, формирования его самосознания на фундаменте общечеловеческих моральных ценностей и принципов.

Сегодня в составе  заповедника работают 11 музеев:

Музей истории архитектуры  Софийского собора (время создания экспозиции — 1985—1987 гг.) 

Музей боевой славы (1985 г.) 

Краеведческий музеи (новая экспозиция с 1986 г,) 

Музей-квартира Героя  Советского Союза З.М. Туснолобовой-Марченко (1987 г.)

Музей белорусского книгопечатания (1990 г.)

Музей-библиотека Симеона Полоцкого (1994 г.)

Музей традиционного  ручного ткачества Поозерья (1998 г.)

Стационарная выставка «Прогулка по Нижне-Покровской» (1998 г.)

Художественная  галерея (2002 г.)

Детский музей (2004 г.)

Природно-экологический  музей (2005 г.)

Музей истории и  архитектуры Софийского собора

 
 
Многие столетия Софийский собор  является символом независимости, величия, политической, экономической и культурной значимости Полоцка среди «городов ему равных». Несмотря на то, что  многочисленные войны, разру-шения и перестройки не позволили сохранить первоначальный вид храма, Софийский собор в истории Беларуси по праву считается тем источником, с которого началось отечественное зодчество.

Построенный легендарным  полоцким князем Всеславом Чародеем в середине XI в., Софийский собор  стал местом, где находилась кафедра  архиепископа, заключались политические и торговые соглашения, хранилась  княжеская казна, создавались полоцкие летописи и переписывались книги, находилась библиотека, а во время войн тут  укрывались от врагов жители города.

До сегодняшних  дней сохранились свидетели событий  времен Полоцкого княжества: фундаменты, алтарная апсида, фрагменты древней  кладки и фресковой росписи, синтрон (каменная скамья для священников) и крещатые столбы, которые некогда делили пространство храма на пять нефов. Все это, а также предметы, найденные во время архи-тектурно-археологических исследований, проводившихся в соборе в 1969—1983 гг., можно увидеть в экспозиции му-зея, который рассказывает об истории архитектуры древнего памятника.

Одной из самых интересных находок является камень-известняк  с процарапанными на нем в середине XI в. име-нами: «Давыд, Тума, Микула, Копесь, Петр, Воришко». Этот памятник эпиграфики был найден в фундаменте южной стены. Возможно, свои автографы на нем оставили участники строительства храма или наблюдатели.

В витринах демонстрируются: плинфа XI в. с насечками, буквами, цифрами, различными знаками и символами, включая трезубец Рюриковичей; наконечники стрел из мужского захоронения XIII в.; фрагмент шелкового покрыва-ла с вышивкой золотыми нитками из женского захоронения XVI в. Среди экспонатов есть предметы, найденные во время раскопок Верхнего замка: золотой витой перстень XI в., привезенный в Полоцк из далекого скандинавского Готланда, и вислая печать киевского князя Всеволода Ярославича (1078—1093).

Вместе с Полоцком Софийский собор пережил много  драматических событий, разрушений и пожаров. На рубеже XV—XVI вв. он был  перестроен в храм оборонительного  типа. В 1596 г. православная София перешла  к униатам и оставалась униатской  до 1839 г.

На этот период пришлась последняя перестройка собора, которая  произошла в 1728—1750 гг. под руководством виленского зодчего Яна Криштофа Глаубица. В новой архитектуре собора воплотились все лучшие традиции белорус-ского барокко. Воскресший из руин храм явился началом нового этапа в истории белорусской архитектуры и про-должением истории древнего Полоцка.

Автором проекта  реставрации Софийского собора, начатой  в 1969 г., стал известный белорусский  архитектор Ва-лерий Григорьевич Слюнченко (1945—1992). В работе принимали участие белорусские и литовские реставраторы, российские археологи (П.А.Раппопорт, В.А.Булкин), чешские мастера органостроения. Экспозиция начала работать в 1985 г.

Благодаря уникальной акустике в 1983 г. в Софийском соборе был открыт зал камерной музыки. Первым музы-кальным событием в отреставрированной Софии стало исполнение ансамблем «Кантабиле» произведений из так называемого «Полацкага сшытка» (XVI в.). В 1985 г. в зале собора зазвучала величественная органная музыка. Спе-циально для ПОЛОЦКОГО храма известной чешской фирмой «Ригер Клосс» был спроектирован 
и построен орган. Он имеет 3905 труб различной величины, 48 регистров, систему ножных педалей и три ручные клавиатуры. Первым исполнителем был известный органист и композитор Олег Янченко (1939—2002). 
Вот уже 19 лет подряд в апреле в древнем соборе проводятся международные фестивали старинной и современ-ной камерной музыки, а в ноябре — международные фестивали органной музыки «Званы Сафи». Знаменательно, что именно в Полоцке на открытии III органного фестиваля в ноябре 1998 г. прозвучала премьера симфонии № 4 О. Янченко «Слово о полку Игореве» в исполнении Государственного симфонического оркестра, Белорусской государ-ственной хоровой капеллы имени Г.Ширмы и вокального ансамбля «Камерата».

Информация о работе Полоцк музейный