Политико-правовые взгляды якобинцев

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:06, контрольная работа

Описание работы

XVIII век характерен сильными политическими и социальными колебаниями в
 Европе. Британская, Голландская, Французская революции… Происходило преобразование самого политического менталитета, отношений страны и народа, развивался новый экономический уклад, возник наёмный труд
 как средство заслуги материального благополучия.

Содержание

Введение …...........................................................................................................................2
Глава 1. Якобинский клуб.................................................................................................3
1.1. Роль Якобинского клуба во французской революции................................................3
1.2. Якобинцы как политический и психологический тип...............................................5
Глава 2. Деспотизм как центральная тема произведений.........................................8
2.1. Политико — юридические идеи Жан-Роль Марата...................................................8
2.2. Система государственно — правовых воззрений Максимилиана Робеспьера.....12
Заключение …………………………………………………………………………….....18
Список используемой литературы ……………………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

История полит. учений.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

Чтобы «честность», добродетели революционного правительства победили в войне, надо, согласно Робеспьеру (занявшему с лета 1793 г. руководящее положение в Комитете общественного спасения), дополнить и подкрепить их террором. Именно благодаря террору эти добродетели станут, так думает Робеспьер, по-настоящему всесильными, позволят в конце концов умиротворить и спасти страну, ввести республиканско-конституционные порядки. В робеспьеровских рассуждениях о принципах политической морали  содержится следующая легитимация террористического режима: «То, что деспот управляет своими забитыми подданными террором, он прав как деспот. Подавите врагов свободы террором — и Вы будете правы как основатели республики. Революционное правление — это деспотизм свободы против тирании».

Робеспьер, кажется, не замечает, что «деспотичная свобода» есть такой же нонсенс, как «свободолюбивая деспотия». Вероятно, он идеологически и психологически «закрыт» для восприятия мысли о неминуемости завершения всякой террористической политики (проводится ли она от имени деспота или от какого-то другого имени) смертью свободы и прав человека, уничтожением безвинных людей. Апология террора, в особенности его якобинская практика, опрокидывает проповедовавшийся Робеспьером конституционно-республиканский идеал.

Мотивы, побудившие Робеспьера защищать тезис об обязательности обращения к мерам насилия, применения террора в борьбе со старым порядком ради установления республиканско-демократического строя, «подсказаны» ему определенными мировоззренческими и идеологическими представлениями. Среди них— стойкая убежденность в том, что война потребна не только для уничтожения контрреволюционеров (открытых и тайных), но и для искоренения слабостей человеческой натуры, пороков, предрассудков, ибо также они прокладывают путь королевской власти. Робеспьер уподобляет террор справедливости, которую считает эманацией добродетели. Почитая террор за добродетельное средство, он, кроме того, усматривает в нем «следствие общего принципа демократии».

Робеспьер, правда, уточняет, что террор надобно пускать в ход «при наиболее неотложных нуждах отечества». Но кто и по каким конкретно критериям будет определять, когда и на какой срок возникают эти «наиболее неотложные нужды»? Ясного ответа на такие вопросы нет. В сознании Робеспьера и его сторонников, спасателей Отечества, подспудно присутствует мысль о возможности мерами насилия заставить нацию построить свободное, справедливое общество, а равно мысль о пригодности некоторых упомянутых мер и в условиях жизни будущего республиканско-конституционного государства.[17]

Господство силы над правом, правовой нигилизм разрушают свободу, делают ее беззащитной перед лицом тирании, заводят народную революцию в тупик. Трагедия Робеспьера, трагедия якобинской диктатуры — закономерный итог стечения многих обстоятельств. Не самое последнее среди них — как раз проявленное якобинцами в теории и на практике «величайшее пренебрежение» правовыми началами социальной жизни.

Заключение.

 

Французская революция XVIII века была действительно великой революцией. Она покончила с феодальным строем, с пережитками средневековья и прожила путь к развитию нового, прогрессивного для того времени строя – капитализма. Великая французская революция покончила и с монархией, установила новый порядок, содействующий развитию, как экономики, так и общественной мысли, искусству, науке – всем областям материальной и духовной жизни французского общества. Французская революция потрясла феодальный строй во многих странах.

     Французская революция произошла почти  на полтора столетия позже английской. Если в Англии буржуазия выступала против королевской власти в союзе с новым дворянством, опираясь на плебейские массы города и крестьянства.

Революция развивалась по восходящей линии, и наиболее смелых и действенных результатов она добилась в 1793 году во время якобинской диктатуры, когда влияние народных масс было наиболее сильным.

      Именно благодаря участию в революции народных масс и их влиянию на её ход французская революция была буржуазно – демократической и имела такое огромное значение для последующих событий как во Франции, так и в других странах.

Таким образом, говоря об актуальности исследования революции, как общественно – политического парадокса, можно с уверенностью сказать, что ни одна страна не застрахована от подобного явления. И было бы большой ошибкой, не вынеся никаких уроков из истории, сказать, что революция и ее способы – пережиток прошедшего и является уже навеки явлением сугубо историческим.

Это был первый опыт в мировой истории, когда революция напоминала быстрее ужасную бойню, ежели политическую борьбу. Не считая того, на Францию обрушилась иностранная интервенция, в итоге чего началась война
 Франции с Англией, Бельгией, ещё больше усугубившая ситуацию.

 

Список используемой литературы

1.              Генифе П. Французская революция и Террор // Французский ежегодник 2000: 200 лет Французской революции 1789-1799 гг.: Итоги юбилея. М.: Эдиториал УРСС, 2000 // Информационный портал: http://annuaire-fr.narod.ru/

2.              Левандовский А. П. Робеспьер. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

3.              Манфред А.З. Великая французская революция. М., 1983.

4.              Митрофанов А. А. Образ России в революционной публицистике и периодической печати Франции периода якобинской диктатуры // Россия и Франция: XVIII-ХХ века.  2009.

5.              Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. Учебник для ВУЗов. Издание 2-е, стереотип. М., 1998.

6.              Проблемы якобинской диктатуры. Симпозиум в секторе истории Франции Института всеобщей истории АН СССР 20-21 мая 1970 г. // Французский ежегодник, 1970 // Информационный портал: http://annuaire-fr.narod.ru/

7.              Сорель А. Европа и французская революция. М., 2000.

8.              Чудинов А.В. Размышления о скрытых смыслах дискуссии по проблеме якобинской диктатуры (60-е – 80-е годы ХХ в.) // Французский ежегодник. 2007// Информационный портал: http://annuaire-fr.narod.ru/

9.              Информационный исторический портал: http// www.in-past.ru/

 

19



1.               [1]              Сорель А. Европа и французская революция. М., 2000. С. 33-34.

2.               [2]              Манфред А.З. Великая французская революция. М., 1983. С. 54-55.

  1. [3]              Чудинов А.В. Размышления о скрытых смыслах дискуссии по проблеме якобинской диктатуры (60-е – 80-е годы ХХ в.) // Французский ежегодник. 2007// Информационный портал: http://annuaire-fr.narod.ru/

4.               [4]              Проблемы якобинской диктатуры. Симпозиум в секторе истории Франции Института всеобщей истории АН СССР 20-21 мая 1970 г. // Французский ежегодник, 1970 // Информационный портал: http://annuaire-fr.narod.ru/

  1. [5]              Информационный исторический портал: http// www.in-past.ru/

6.               [6]              Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. Учебник для ВУЗов. Издание 2-е, стереотип. М., 1998. С. 133-135.

  1. [7]              Генифе П. Французская революция и Террор // Французский ежегодник 2000: 200 лет Французской революции 1789-1799 гг.: Итоги юбилея. М.: Эдиториал УРСС, 2000 // Информационный портал: http://annuaire-fr.narod.ru/
  1. [8]              Информационный исторический портал: http// www.in-past.ru/
  1. [9]              Чудинов А.В. Размышления о скрытых смыслах дискуссии по проблеме якобинской диктатуры (60-е – 80-е годы ХХ в.) // Французский ежегодник. 2007// Информационный портал: http://annuaire-fr.narod.ru/
  1. [10]              Генифе П. Французская революция и Террор // Французский ежегодник 2000: 200 лет Французской революции 1789-1799 гг.: Итоги юбилея. М.: Эдиториал УРСС, 2000 // Информационный портал: http://annuaire-fr.narod.ru/
  1. [11]              Информационный исторический портал: http// www.in-past.ru/

12.            [12]              Левандовский А. П. Робеспьер. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 120-121.

  1. [13]              Информационный исторический портал: http// www.in-past.ru/

14.            [14]              Проблемы якобинской диктатуры. Симпозиум в секторе истории Франции Института всеобщей истории АН СССР 20-21 мая 1970 г. // Французский ежегодник, 1970 // Информационный портал: http://annuaire-fr.narod.ru/

15.            [15]              Левандовский А. П. Робеспьер. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 136-137.

16.            [16]              Митрофанов А. А. Образ России в революционной публицистике и периодической печати Франции периода якобинской диктатуры // Россия и Франция: XVIII-ХХ века.  2009. С. 69-99.

17.            [17]              Левандовский А. П. Робеспьер. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 157-158.


Информация о работе Политико-правовые взгляды якобинцев