Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:06, контрольная работа
XVIII век характерен сильными политическими и социальными колебаниями в Европе. Британская, Голландская, Французская революции… Происходило преобразование самого политического менталитета, отношений страны и народа, развивался новый экономический уклад, возник наёмный труд как средство заслуги материального благополучия.
Введение …...........................................................................................................................2
Глава 1. Якобинский клуб.................................................................................................3
1.1. Роль Якобинского клуба во французской революции................................................3
1.2. Якобинцы как политический и психологический тип...............................................5
Глава 2. Деспотизм как центральная тема произведений.........................................8
2.1. Политико — юридические идеи Жан-Роль Марата...................................................8
2.2. Система государственно — правовых воззрений Максимилиана Робеспьера.....12
Заключение …………………………………………………………………………….....18
Список используемой литературы ……………………………………………………...19
Чтобы «честность», добродетели революционного правительства победили в войне, надо, согласно Робеспьеру (занявшему с лета 1793 г. руководящее положение в Комитете общественного спасения), дополнить и подкрепить их террором. Именно благодаря террору эти добродетели станут, так думает Робеспьер, по-настоящему всесильными, позволят в конце концов умиротворить и спасти страну, ввести республиканско-конституционные порядки. В робеспьеровских рассуждениях о принципах политической морали содержится следующая легитимация террористического режима: «То, что деспот управляет своими забитыми подданными террором, он прав как деспот. Подавите врагов свободы террором — и Вы будете правы как основатели республики. Революционное правление — это деспотизм свободы против тирании».
Робеспьер, кажется, не замечает, что «деспотичная свобода» есть такой же нонсенс, как «свободолюбивая деспотия». Вероятно, он идеологически и психологически «закрыт» для восприятия мысли о неминуемости завершения всякой террористической политики (проводится ли она от имени деспота или от какого-то другого имени) смертью свободы и прав человека, уничтожением безвинных людей. Апология террора, в особенности его якобинская практика, опрокидывает проповедовавшийся Робеспьером конституционно-республиканский идеал.
Мотивы, побудившие Робеспьера защищать тезис об обязательности обращения к мерам насилия, применения террора в борьбе со старым порядком ради установления республиканско-
Робеспьер, правда, уточняет, что террор надобно пускать в ход «при наиболее неотложных нуждах отечества». Но кто и по каким конкретно критериям будет определять, когда и на какой срок возникают эти «наиболее неотложные нужды»? Ясного ответа на такие вопросы нет. В сознании Робеспьера и его сторонников, спасателей Отечества, подспудно присутствует мысль о возможности мерами насилия заставить нацию построить свободное, справедливое общество, а равно мысль о пригодности некоторых упомянутых мер и в условиях жизни будущего республиканско-
Господство силы над правом, правовой нигилизм разрушают свободу, делают ее беззащитной перед лицом тирании, заводят народную революцию в тупик. Трагедия Робеспьера, трагедия якобинской диктатуры — закономерный итог стечения многих обстоятельств. Не самое последнее среди них — как раз проявленное якобинцами в теории и на практике «величайшее пренебрежение» правовыми началами социальной жизни.
Заключение.
Французская революция XVIII века была действительно великой революцией. Она покончила с феодальным строем, с пережитками средневековья и прожила путь к развитию нового, прогрессивного для того времени строя – капитализма. Великая французская революция покончила и с монархией, установила новый порядок, содействующий развитию, как экономики, так и общественной мысли, искусству, науке – всем областям материальной и духовной жизни французского общества. Французская революция потрясла феодальный строй во многих странах.
Французская революция произошла почти на полтора столетия позже английской. Если в Англии буржуазия выступала против королевской власти в союзе с новым дворянством, опираясь на плебейские массы города и крестьянства.
Революция развивалась по восходящей линии, и наиболее смелых и действенных результатов она добилась в 1793 году во время якобинской диктатуры, когда влияние народных масс было наиболее сильным.
Именно благодаря участию в революции народных масс и их влиянию на её ход французская революция была буржуазно – демократической и имела такое огромное значение для последующих событий как во Франции, так и в других странах.
Таким образом, говоря об актуальности исследования революции, как общественно – политического парадокса, можно с уверенностью сказать, что ни одна страна не застрахована от подобного явления. И было бы большой ошибкой, не вынеся никаких уроков из истории, сказать, что революция и ее способы – пережиток прошедшего и является уже навеки явлением сугубо историческим.
Это был первый опыт в мировой истории, когда революция напоминала быстрее ужасную бойню, ежели политическую борьбу. Не считая того, на Францию обрушилась иностранная интервенция, в итоге чего началась война Франции с Англией, Бельгией, ещё больше усугубившая ситуацию.
Список используемой литературы
1. Генифе П. Французская революция и Террор // Французский ежегодник 2000: 200 лет Французской революции 1789-1799 гг.: Итоги юбилея. М.: Эдиториал УРСС, 2000 // Информационный портал: http://annuaire-fr.narod.ru/
2. Левандовский А. П. Робеспьер. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
3. Манфред А.З. Великая французская революция. М., 1983.
4. Митрофанов А. А. Образ России в революционной публицистике и периодической печати Франции периода якобинской диктатуры // Россия и Франция: XVIII-ХХ века. 2009.
5. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. Учебник для ВУЗов. Издание 2-е, стереотип. М., 1998.
6. Проблемы якобинской диктатуры. Симпозиум в секторе истории Франции Института всеобщей истории АН СССР 20-21 мая 1970 г. // Французский ежегодник, 1970 // Информационный портал: http://annuaire-fr.narod.ru/
7. Сорель А. Европа и французская революция. М., 2000.
8. Чудинов А.В. Размышления о скрытых смыслах дискуссии по проблеме якобинской диктатуры (60-е – 80-е годы ХХ в.) // Французский ежегодник. 2007// Информационный портал: http://annuaire-fr.narod.ru/
9. Информационный исторический портал: http// www.in-past.ru/
19
1. [1] Сорель А. Европа и французская революция. М., 2000. С. 33-34.
2. [2] Манфред А.З. Великая французская революция. М., 1983. С. 54-55.
4. [4] Проблемы якобинской диктатуры. Симпозиум в секторе истории Франции Института всеобщей истории АН СССР 20-21 мая 1970 г. // Французский ежегодник, 1970 // Информационный портал: http://annuaire-fr.narod.ru/
6. [6] Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. Учебник для ВУЗов. Издание 2-е, стереотип. М., 1998. С. 133-135.
12. [12] Левандовский А. П. Робеспьер. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 120-121.
14. [14] Проблемы якобинской диктатуры. Симпозиум в секторе истории Франции Института всеобщей истории АН СССР 20-21 мая 1970 г. // Французский ежегодник, 1970 // Информационный портал: http://annuaire-fr.narod.ru/
15. [15] Левандовский А. П. Робеспьер. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 136-137.
16. [16] Митрофанов А. А. Образ России в революционной публицистике и периодической печати Франции периода якобинской диктатуры // Россия и Франция: XVIII-ХХ века. 2009. С. 69-99.
17. [17] Левандовский А. П. Робеспьер. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 157-158.