Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 03:35, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение политико-правовых учений Древней Индии.
Задачами работы ставится охарактеризовать общие особенности политико-правовых учений Древнего Востока, Индии в частности.
Будут охарактеризованы две характерные для Древней Индии крупнейшие религии, брахманизм и буддизм, каждая из которых в равной степени может быть расценена и как политико-правовое учение.
Отдельное внимание следует уделить «Артхашастре, или Науке политики» - крупнейшему политическому произведению Древней Индии, являющемуся энциклопедией политической и экономической жизни страны своей эпохи.
Введение……………………………………………………………….……….3
Общая характеристика политико-правовых учениё Древнего Востока…...4
Государственно-правовые аспекты брахманизма………………….….....….6
Политико-правовые аспекты буддизма………………………………..……12
Брахманская наука политики…………………………………...….………..16
Заключение…………………………………………...………………………21
Список литературы……………………………………..……………………22
Неравенство прав и обязанностей членов различных варн включает и их неравенство перед лицом закона в вопросах преступления и наказания. Особыми привилегиями и в этом отношении пользовались брахманы. Определяя принуждение как главный метод осуществления власти, идеологи жречества усматривали его назначение в том, чтобы «ревностно побуждать вайшьев и шудр исполнять присущие им дела, так как они, избегая присущих им дел, потрясают этот мир».
Используя представления о переселении душ после смерти, «Законы Ману» наряду со многими земными наказаниями перечисляют и те загробные кары, которым подлежат нарушители дхармы.
Одним из краеугольных положений религии брахманизма был догмат о перевоплощении душ, согласно которому душа человека после смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений либо, если он грешил и нарушал предначертанную ему дхарму. Если же он провел праведную жизнь, он возродится в человеке более высокого общественного положения или в небожителе. Таков закон сансары (жизненного круговорота) и кармы закона (воздаяния): человек – высший судья самому себе, он сам – причина своей нынешней судьбы, и тем самым он определяет свое будущее9.
Схожие черты с «Законами Ману» имеет еще один важный документ политической мысли Индии того периода – «Книга мудреца Яджнавалкьи». Она более обширна, конкретна, в ней содержится множество правовых положений, есть даже самостоятельный раздел «Судопроизводство».
Таким образом, брахманская концепция нормативного регулирования поведения людей базировалась, в основном, на философско-религиозных мифах. В понимании древних индийцев право еще не было дифференцировано от морали, религии, ритуалов, что обусловило отсутствие четкой правовой доктрины.
Напротив, государственная власть анализировалась на более высоком уровне обобщения, в частности были предприняты попытки создания модели государства через его элементы, выведен образ идеального правителя и даже в зачаточном виде сформулированы функции государства.
3 Политико-правовые
аспекты буддизма
Формирование крупных государств сопровождалось изживанием родоплеменной организации и идеологии. Происходили ассимиляция арийских племен, их поглощение местным населением, а также взаимопроникновение культур. В религиозно-философском плане это нашло отражение в еретических, антибрахманистских течениях, крупнейшим из которых был буддизм.
Возникновение буддизма легенды связывают с деятельностью Сиддхартхи Гаутамы или Шакья Муни (563-483 гг до н.э.), прозванного Буддой просветленным. Его учение зафиксировали буддийские каноны «Дхаммапада» («Стезя закона»), «Трипитака» («Три корзины» – название, видимо, произошло от того, что тексты канона были тематически разделены на три части) и др.
Сиддхартха был принцем царствующего дома, т.е. принадлежал к кшатриям, на территории современного Непала. Однажды он встретил монаха, который предсказал, что Сиддхартха изменит свое представление о жизни после того, как встретит похоронную процессию. Это предсказание вскоре сбылось: Будда понял бренность мира и отправился странствовать по свету в поисках смысла жизни. Спустя много лет на него снизошло просветление и он начал проповедовать свое учение10.
Ранний буддизм представлял собой религиозно-мифологическое учение. В качестве центральной им была выдвинута идея освобождения человека от страданий, причиной которых являются мирские желания11. Будда предлагает путь, открытый для каждого человека – освобождение от желаний и страстей, спокойное, философски-созерцательное отношение к бренному миру, самоуглубление и достижение нирваны (состояние абсолютного совершенства и успокоения).
Предварительным условием спасения буддисты объявили выход человека из мира и вступление его в монашескую общину – сангху (такое же название носили и своеобразные республики в Древней Индии). В раннем буддизме существовали две системы религиозно-моральных предписаний: одна – для членов монашеской общины, другая – для мирян, однако правила для мирян подробно не разрабатывались и во многом были заимствованы из традиционных норм ведической религии.
В буддийские монашеские общины допускались только свободные (рабов не принимали). Монахи не могли иметь собственности, кроме желтой одежды и чаши для подаяний, не полагалось добывать пропитание трудом, а надлежало жить только милостыней. Вся энергия членов сангхи должна была направляться только на внутреннее самосовершенствование.
Жизнь членов сангхи регулировалась сводом этико-правовых норм «Пратимокша». Дважды в месяц все члены общины коллективно читали «Пратимокшу» и публично заявляли о своих прегрешениях. Община решала, подвергнуть ли провинившегося наказанию и какому именно.
В целом, буддизму присуща тенденция к ограничению роли и масштабов наказания, что отчетливо проявляется в своде буддийского канона «Дхаммападе». Специально подчеркивается недопустимость применения наказания при отсутствии вины.
Традиционно-
Будда отверг священный характер Вед и противопоставил им попытки рационального объяснения природы и общества. Он отверг теорию божественного происхождения каст и царской власти. Интересные соображения по этому поводу изложены в сборнике «Дигха Никайя».
Там рассказывается, что люди жили сначала счастливо, мирно, питались дикорастущим рисом. Однако запасы его стали иссякать, и дабы обеспечить каждому пропитание, было решено поделить рисовые поля. Нашелся один жадный человек, который сохранил свой собственный надел, присвоил себе и участок, принадлежащий другому, и стал его обрабатывать. Ему делали внушение, но он опять дважды пытался овладеть чужими участками, за что его и убили. Так возникли четыре зла: кража, осуждение, ложь и насилие. Почуяв неладное, люди собрались вместе и, сокрушаясь по поводу появления четырех зол, решили избрать правителя. В награду они согласились отдать ему часть своего риса.
Идея выборов проводиться здесь в отличие от других древнеиндийских источников с полной последовательностью, без всякого божественного вмешательства или одобрения. Подчеркивается мысль, что государство появилось вместе с конфликтами из-за собственности на землю, а не из-за нарушений дхармы.
С общественными неурядицами и избранием правителя связывает «Дигха Никайя» и возникновение сословно-кастового строя. Первые правители положили начало варне кшатриев. Люди, удрученные зрелищем нарушения дхармы, искали уединения в лесах и предавались там благочестивым размышлениям. От них пошла группа, называемая брахманами. Ремесленники стали называться вайшьями, а те, кто жил охотой и другими низшими занятиями составили варну шудр. К кастовому строю привела дифференциация общества, его расслоение.
Будда рассматривал варны как профессиональные группы, причем на первое место ставились кшатрии, а не брахманы. Брахманы подвергались суровой критике за привязанность к земным благам, роскоши, излишествам. Такой подход подрывал авторитет наследственных брахманов, их притязания на идейное и политическое руководство обществом и объективно способствовал усилению позиций кшатриев. Естественно, что кшатрийская верхушка общества охотно принимала буддизм.
Но, принимая социальное неравенство и варновый строй, Будда настаивал на том, что для духовного совершенствования и для достижения нирваны сословные различия не имеют никакого значения. Важнейшими полагались нравственные заслуги человека. Равенство людей «по рождению» было одной из первооснов буддизма.
Социальные требования буддизма, по существу, сводились к уравнению каст в религиозной сфере и не затрагивали основ общественного строя. Оппозиционный, антижреческий характер буддизма, его безразличие к кастам в делах веры, проповедь психологического самоутверждения человека перед лицом страданий – все это снискало ему широкую популярность среди обездоленных и неимущих.
Первоначально буддизм отражал взгляды рядовых земледельцев-общинников и городской бедноты. В его состав вошли многие представления, возникшие на почве общинных порядков, пережитков племенной демократии и патриархальных традиций. Например, первые цари изображались выборными и правившими в полном согласии с народом. В книгах канона нередко звучит осуждение правителей, поправших древние обычаи из-за корыстных вожделений. Буддийские притчи сохранили также рассказы о том, как народ, возмущенный несправедливостью правителей, забивает до смерти дворцового жреца, а царя изгоняет из страны. Вероучители буддизма не призывали, однако, к активной борьбе с несправедливостью13.
Буддизм возник в эпоху образования крупных государств в долине Ганга и показательно, что наличие централизованной власти считалось в новом учении важным условием «защиты морали». Именно в этой системе впервые в индийской традиции сложилось представление о сильном правителе, «вращающем колесо праведного могущества» – чакравартине. Когда Будда рисовал картину идеального общества и государства, он указывал на развитое и хорошо организованное хозяйство, поддерживаемое централизованной властью. Царю вменялось в обязанность снабжать земледельцев зерном, помогать скотоводам, оказывать финансовую поддержку купцам.
Впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. В нем усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти, смягчаются требования крайнего аскетизма, появляются идеи спасения мирян.
Светские
правители, в свою очередь, начинают
использовать учение в борьбе против засилья
жречества и стремятся приспособить буддистские
догматы к официальной идеологии. Процесс
сближения буддистского учения с официальной
идеологией достигает апогея в III в. до
н. э., когда царь Ашока, правивший империей
Маурьев, перешел в буддийскую веру.
4
Брахманская наука политики
Особого внимания заслуживает выдающееся политическое произведение Древней Индии, своего рода энциклопедия политического искусства – «Артхашастра, или Наука политики». Книга содержит ценнейшие сведения по государственному, политическому и хозяйственному устройству древнего индийского общества и является настоящей энциклопедией политической и экономической жизни страны своей эпохи.
Точный перевод книги с санскрита на русский язык означает: «Наука о государственном устройстве, управлении и его пользе». Такой перевод можно назвать наиболее точным, представляющим собой одно из удачных и ярких определений политической науки.
«Артхашастра» приписывается мудрому брахману Каутилье (известному также под именем Чанакья), влиятельному советнику и министру Чандрагупты I (IV-III вв. до н.э.). По данным современной науки, она оформлялась на протяжении длительного времени между первыми веками до нашей эры и первыми веками нашей эры, суммируя и критически воспринимая все то, что было создано до нее древними мыслителями Индии.
Произведение Каутильи состоит из 15 книг и посвящено различным вопросам теории государства и политики. «Артхашастра» не столько отражает государственный строй какой-то конкретной страны, сколько рисует некое идеальное государство, представление о котором сложилось в умах ряда мыслителей, сделавших политику объектом своих рациональных и логически последовательных изысканий. Не случайно, что текст построен в рекомендательной форме.
В «Артхашастре» обосновано положение о том, что «учение о государственном управлении» – является одной из важнейших (после философии и учения о хозяйстве) системообразующих и самостоятельных наук. «Наука о государственном управлении – средство для обладания тем, чем не обладали, для сохранения приобретенного, для увеличения сохраненного, и она распределяет среди достойных приращенное добро. С нею связаны все мирские дела»14.