Политико-правовые идеи в Древнем Риме

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:27, реферат

Описание работы

Основные задачи моего реферата рассмотреть общую характеристику основных направлений политической и правовой мысли в Древнем Риме, а также рассмотреть политико-правовые воззрения римских стоиков.
Цели моего реферата подробнейшим образом разобрать, как проходила история создания и развития политических и правовых учений Древнего Рима.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика основных направлений политической и правовой мысли Древнего Рима…………………………………………………………….4
2. Учение Цицерона о государстве и праве……………………………………..9
3. Политико-правовые воззрения римских стоиков…………………………..20
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

Реферат ИППУ.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

     В духе воззрений греческих стоиков  Сенека считает судьбу (или, что для  него то же самое, - бога, божественный дух, провидение, природу, мировое целое) причиной всех причин. Идя " своим  невозвратным путем", "закон судьбы совершает свое право". Люди не в силах изменить мировые отношения, частью которых являются их собственные отношения, но могут лишь мужественно и стойко переносить развертывающиеся предначертания судьбы, отдаться воле законов природы.

     Исходя  из стоической идеи единства божественного  и человеческого мира, Сенека заключает, что люди "родные друг другу", "члены единого тела": ведь природа сотворила всех людей из одной и той же материи и для одних и тех же целей. Высшее благо - в разуме, который есть не что иное, как божественный дух, погруженный в тело человека. И разумность делает человека богоподобным. Помимо разума, природа одарила человека еще и общительностью, лежащей в основе единства человеческого рода. Благодаря разуму и общительности люди в борьбе за существование достигли господства над животными, овладели природными стихиями и живут тесными сообществами.

     В естественно-правовой концепции Сенеки неминуемый и божественный по своему характеру "закон судьбы" играет роль того права природы, которому подчинены  все человеческие установления, в том числе государство и законы. Причем само естественное право здесь выступает и как природный факт (порядок мироустройства и причинная цепь событий), и одновременно как необходимый императив разума. Разум как факт и норма естественного порядка воплощен и в человеческом сообществе как части' мирового целого. Соответствие человеческих отношений божественному началу базируется на разуме: человеческий разум часть божественного духа.

     Вселенная, согласно Сенеке, - естественное государство  со своим естественным правом, признание которых дело необходимое и разумное. Членами этого государства по закону природы являются все люди, признают они это или нет. Что же касается отдельных государственных образований, то они случайны и значимы не для всего человеческого рода, а лишь для ограниченного числа людей.

     Этически  наиболее ценным и безусловным, согласно концепции Сенеки, является "большое  государство". Разумность и, следовательно, понимание " закона судьбы" (естественного  права, божественного духа) как раз  и состоят в том, чтобы, противодействуя случаю (в том числе и случайной принадлежности к тому или иному "малому государству"), признать необходимость мировых законов и руководствоваться ими. Эта этическая максима в равной мере значима как для отдельных людей, так и для их сообществ (государств).

     Сходные идеи развивали и другие римские  стоики - раб по происхождению Эпиктет  и император (в 161 - 180 гг.) Марк Аврелий  Антонин. У Эпиктета призывы к  личному нравственному совершенствованию  и надлежащему исполнению той роли, которая ниспослана каждому судьбой, дополняются резкой критикой богатства и осуждением рабства. Акцент при этом делается на безнравственности рабства.

     Марк  Аврелий Антонин развивал "представление  о государстве с равным для  всех законом, управляемом согласно равенству и равноправию всех, и царстве, превыше всего сущем свободу подданных". Из общего всем людям духовного начала, замечает Марк Аврелий в сочинении "К самому себе", следует, что все мы - разумные существа.

     Дух целого, говорит Марк Аврелий, требует общения, но не хаотического, а соответствующего стройному порядку мира. Отсюда вытекает и повсеместное в мире "подчинение и соподчинение", а среди людей ("наиболее совершенных существ") - "единомыслие", достижению чего и служит стоическая философия.

     Некоторые идеи греческих и римских стоиков (в частности, отстаиваемый ими индивидуализм, а также естественно-правовые положения) оказали влияние на взгляды римских юристов. 
 
 
 
 

     Заключение.

     Творчество  римских юристов оказало большое  влияние на последующее развитие правовой мысли. Это обусловлено как высокой юридической культурой римской юриспруденции (обстоятельность и аргументированность анализа, четкость формулировок, обширность разработанных проблем общетеоретического и юридико-технического профиля и т.д.), так и той ролью, которая выпала на долю римского права в дальнейшей истории права.

     Творческие  достижения римских юристов, разработавших  целый ряд фундаментальных положений  юриспруденции как самостоятельной  научной дисциплины, продолжают привлекать пристальное внимание и современных исследователей. И это вполне закономерно и естественно уже потому, что многие современные понятия, термины и конструкции восходят к римскому праву и римским юристам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы:

  1. Графский В.Г. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Проспект, 2007.
  2. Марченко М.Н. История политических и правовых учений. Учебное пособие. М.: Проспект, 2007.
  3. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений. Учебное пособие, 2-е изд., перераб. и дополн. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  4. Хрестоматия по истории государства и права, политологии. Истории политологии и правовых учений/ Авт. - сост. О.Т. Мухаев. М., 2005.
  5. Юридическая энциклопедия. / Под ред. Л.В. Тихомирова. М.: Инфра-М, 2007.

Информация о работе Политико-правовые идеи в Древнем Риме