Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:27, реферат
Основные задачи моего реферата рассмотреть общую характеристику основных направлений политической и правовой мысли в Древнем Риме, а также рассмотреть политико-правовые воззрения римских стоиков.
Цели моего реферата подробнейшим образом разобрать, как проходила история создания и развития политических и правовых учений Древнего Рима.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика основных направлений политической и правовой мысли Древнего Рима…………………………………………………………….4
2. Учение Цицерона о государстве и праве……………………………………..9
3. Политико-правовые воззрения римских стоиков…………………………..20
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………………...24
В духе воззрений греческих стоиков Сенека считает судьбу (или, что для него то же самое, - бога, божественный дух, провидение, природу, мировое целое) причиной всех причин. Идя " своим невозвратным путем", "закон судьбы совершает свое право". Люди не в силах изменить мировые отношения, частью которых являются их собственные отношения, но могут лишь мужественно и стойко переносить развертывающиеся предначертания судьбы, отдаться воле законов природы.
Исходя из стоической идеи единства божественного и человеческого мира, Сенека заключает, что люди "родные друг другу", "члены единого тела": ведь природа сотворила всех людей из одной и той же материи и для одних и тех же целей. Высшее благо - в разуме, который есть не что иное, как божественный дух, погруженный в тело человека. И разумность делает человека богоподобным. Помимо разума, природа одарила человека еще и общительностью, лежащей в основе единства человеческого рода. Благодаря разуму и общительности люди в борьбе за существование достигли господства над животными, овладели природными стихиями и живут тесными сообществами.
В естественно-правовой концепции Сенеки неминуемый и божественный по своему характеру "закон судьбы" играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе государство и законы. Причем само естественное право здесь выступает и как природный факт (порядок мироустройства и причинная цепь событий), и одновременно как необходимый императив разума. Разум как факт и норма естественного порядка воплощен и в человеческом сообществе как части' мирового целого. Соответствие человеческих отношений божественному началу базируется на разуме: человеческий разум часть божественного духа.
Вселенная, согласно Сенеке, - естественное государство со своим естественным правом, признание которых дело необходимое и разумное. Членами этого государства по закону природы являются все люди, признают они это или нет. Что же касается отдельных государственных образований, то они случайны и значимы не для всего человеческого рода, а лишь для ограниченного числа людей.
Этически наиболее ценным и безусловным, согласно концепции Сенеки, является "большое государство". Разумность и, следовательно, понимание " закона судьбы" (естественного права, божественного духа) как раз и состоят в том, чтобы, противодействуя случаю (в том числе и случайной принадлежности к тому или иному "малому государству"), признать необходимость мировых законов и руководствоваться ими. Эта этическая максима в равной мере значима как для отдельных людей, так и для их сообществ (государств).
Сходные
идеи развивали и другие римские
стоики - раб по происхождению Эпиктет
и император (в 161 - 180 гг.) Марк Аврелий
Антонин. У Эпиктета призывы к
личному нравственному
Марк Аврелий Антонин развивал "представление о государстве с равным для всех законом, управляемом согласно равенству и равноправию всех, и царстве, превыше всего сущем свободу подданных". Из общего всем людям духовного начала, замечает Марк Аврелий в сочинении "К самому себе", следует, что все мы - разумные существа.
Дух целого, говорит Марк Аврелий, требует общения, но не хаотического, а соответствующего стройному порядку мира. Отсюда вытекает и повсеместное в мире "подчинение и соподчинение", а среди людей ("наиболее совершенных существ") - "единомыслие", достижению чего и служит стоическая философия.
Некоторые
идеи греческих и римских стоиков
(в частности, отстаиваемый ими индивидуализм,
а также естественно-правовые положения)
оказали влияние на взгляды римских
юристов.
Заключение.
Творчество
римских юристов оказало
Творческие
достижения римских юристов, разработавших
целый ряд фундаментальных
Список использованной литературы: