«Политики нового мышления » М.С.Горбачева

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:15, реферат

Описание работы

Приход Горбачева к власти вначале не предвещал ничего нового в области советской внешней политики. Он по традиции заявлял о необходимости борьбы с военной угрозой, укрепления социалистического содружества, поддержки национально-освободительных движений. Спустя два месяца после избрания руководителем страны, в мае 1985 г., на праздновании 30-летия Организации Варшавского договора, Горбачев вновь обрушился с резкой критикой на Запад.

Работа содержит 1 файл

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА.docx

— 35.26 Кб (Скачать)

     Впервые от переговоров об ограничении вооружений две великие державы перешли к ликвидации накопленного оружия. Компромисс Советского Союза и США создал благоприятную обстановку для разрешения других межгосударственных проблем.

     Советское политическое руководство искало возможность  с достоинством покинуть Афганистан. В свою очередь, администрация США откровенно поддерживала эскалацию конфликта. Сумма Американской помощи моджахедам к середине 80-х годов достигла 250 млн. долларов в год. Около 20 тыс. повстанцев проходило обучение в центрах подготовки, организованных ЦРУ на территории Пакистана. Численность боевых формирований афганской оппозиции составляла около 150 тыс. человек. Им противостояло около 100 тыс. советских и около 300 тыс. афганских войск, распыленных по всей стране и надежно контролировавших около 23% территории Афганистана. Не смотря на это, СССР продолжал платить кровью за сдерживание джихада на подступах к своим южным границам. Генерал Б. В. Громов вспоминает: «Обстановку в 1985 г. можно охарактеризовать одним словом – тупиковая». Росли материальные издержки войны. Расходы СССР в Афганистане составили в 1985 г. 2623,8 млн. рублей. Фактор психологического воздействия, начиная от страха молодежи перед перспективой военной службы в Афганистане и заканчивая возникновением особого социального слоя – ветеранов афганской войны.

     В 1985 г. в недрах партийно-государственного аппарата сформировалось два подхода к решению афганской проблемы. Суть первого подхода, который поддерживали заместитель министра иностранных дел СССР Г. Корниенко и начальник Генерального штаба Министерства обороны СССР С. Ф. Ахромеев, заключалась в том, что «совершенно нереально было бы рассчитывать на то, что после вывода из страны советских войск НДПА (Народно-демократическая партия Афганистана) там сможет остаться у власти или просто играть весомую роль в новых структурах власти. Максимум, на что можно было рассчитывать, так это на то, чтобы НДПА заняла законное, но весьма скромное место в новом режиме. Для этого она должна была еще до вывода советских войск добровольно уступить большую долю власти, проявив инициативу по созданию коалиционного правительства, в котором были бы представлены разные слои афганского общества». В реальной жизни этот подход воплотился в «политику национального примирения» просоветского режима в Кабуле. Другой вариант принадлежал министру иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе и заместителю председателя КГБ СССР, руководителю советской внешней разведки В. А. Крючкову. Они исходили из того, «что и после вывода советских войск НДПА сможет если и не сохранить всю полноту власти, то, во всяком случае, играть определяющую, руководящую роль в новом режиме». Этот план на практике воплотился в форме закачивания значительных материально-финансовых  средств на поддержание Кабульского режима. В 1987 году в ходе переговоров М. С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане, а в феврале 1988 г. Горбачев принял решение о выводе советских войск из Афганистана, весной того же года в Женеве СССР и США достигли договоренности о механизме вывода. 15 февраля 1989 г. последний советский солдат покинул афганскую землю. За 10 лет войны, крайне непопулярной среди простого населения СССР, было потеряно 13.310 человека, ранено 35.478. В декабре 1989 года II съезд Советов народных депутатов СССР осудил и признал «грубой политической ошибкой необъявленную войну» в соседней стране.

     Подверглись пересмотру советские внешнеполитические подходы во взаимоотношениях со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В  ходе поездки М. С. Горбачева во Владивосток  в июле 1986 г. была высказана идея о смещении акцента с военного на экономическое присутствие СССР в регионе и нормализации отношений со всеми странами этой части мира, включая Китай  Японию и Южную Корею. Прежде Советский Союз не был готов преодолеть формировавшийся на протяжении двух десятилетий синдром «китайской опасности», реакцией на которую было постоянное наращивание советского военного присутствия в пределах своей дальневосточной территории и за её рубежами. Численность советских войск на советско-китайской границе и на территории Монголии достигла почти полумиллиона человек. Пополнялся Тихоокеанский флот. В его состав входило 850 надводных кораблей, 130 подводных лодок, из которых 30 несли межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) на борту. Советская авиация на Дальнем Востоке насчитывала 2 тыс. самолетов. К востоку от Урала размещалось около 400 МБР наземного базирования (около 40% общей численности).

     В конце 80-х гг. советская сторона  провела серию крупных мероприятий по сокращению военного присутствия. В декабре 1988 г. СССР объявил о 500-тысячном сокращении численности Советской Армии, 40% из которого пришлось на восточные районы. Кроме того, все советские дивизии были выведены из Монголии. Советский Союз обещал не расширять в азиатской части страны число ядерных ударных средств наземного базирования и самолетов-носителей ядерного оружия. Положительно повлиял на нормализацию советско-китайских отношений вывод в 1989 г. ограниченного контингента советских войск из Афганистана. Изменилась точка зрения Москвы на пребывание вьетнамских войск в Камбодже. В декабре 1988 г. на переговорах министров иностранных дел КНР и СССР была отмечена близость позиций двух государств в отношении иностранного военного присутствия в этой стране как условия урегулирования ситуации в ней. Под влиянием СССР в начале 1989 г. Вьетнам объявил о намерении вывести к осени того же года свои войска из Камбоджи. Эти шаги подготовили почву для визита М. С. Горбачева в Пекин весной 1989 г., в ходе которого были полностью нормализованы  советско-китайские межгосударственные и партийные контакты и отношения. Вслед за тем в апреле 1990 г. в ходе визита в Москву премьера Госсовета Китая. Ли Пэна состоялось подписание соглашения о демилитаризации советско-китайской границы, а в мае того же года была достигнута первая за многие годы договоренность о закупках Китаем в СССР военной техники (самолетов МИГ-29 и СУ-27).

     Важным  условием успешного претворения  в жизнь нового типа межгосударственных отношений объявлялась деидеологизация внешней политики. При сохранении социализма в Советском Союзе, странах Восточной и Центральной Европы деидеологизация международных отношений означала на практике отход от претензий на вседозволенность с использованием силовых методов, терпимости к инакомыслию, признание права страны на свободный выбор. Выступая за деидеологизацию, советское политическое руководство предлагало, что администрация США и их союзники также будут строить свою политику в соответствии с общечеловеческими идеалами, признают окончание холодной войны, откажутся от попыток «выбросить социализм на свалку истории».

     К концу 1988 г. окончательно сложилась  концепция «нового политического мышления» во внешней политике СССР. Её основные принципы были сформулированы М. С. Горбачевым и озвучены на международной конференции ООН в Нью-Йорке в ноябре 1988 г. Они сводились к следующему:· На той же конференции Горбачев объявил о намерении вывести часть советских войск из ГДР, Чехословакии, Польши и Венгрии к началу 90-х годов. Это заявление, а также надежда на то, что Советы не решатся на военное вмешательство, вселили в восточноевропейскую оппозицию решимость взять власть. В течение 1989–1990 гг. по странам Восточной Европы прокатились «бархатные революции» в ходе массовых антикоммунистических выступлений пали просоветские режимы в Венгрии (октябрь 1989 г.), Чехословакии (ноябрь 1989 г.), начало набирать силу объединительное движение в Германии (ноябрь 1989 г. – разрушена Берлинская стена) и т.д.

     Вопрос  о Германии был ключевым. На переговорах  о будущем Германии, в которых приняли участие представители Великобритании, Франции, СССР, США и двух немецких государств – ГДР и ФРГ, советская делегация не смогла отстоять целый ряд принципиальных положений, в том числе неучастие объединенной Германии в НАТО.

     В ГДР к власти пришли христианские демократы под лозунгом объединения страны. Эти лозунги не поддерживало все население ГДР. В феврале 1989 г. на встрече с Г. Колем в Москве М. С. Горбачев предоставил ему право «взять в свои руки» дело объединения Германии.

     Начало  концу «холодной войны» было положено встречей нового президента США Дж. Буша и М. С. Горбачева на Мальте в декабре 1989 г. Обсудив важнейшие вопросы быстростремящегося положения в мире, руководители США и СССР продемонстрировали всему миру взаимопонимание основных проблем.

     Процесс углубления взаимоотношений с Западом  шел параллельно с распадом ОВД  и Совета Экономической Взаимопомощи. В июне 1990 г. Венгрия заявила о  своем выходе из ОВД, за ней последовали  остальные страны. Так перестали  существовать военные и экономические  организации бывших социалистических стран. До минимума были свернуты связи  с Кубой и Северной Кореей, где сохранились коммунистические режимы.

     1 июля 1990 г. вступил в силу договор  о заключении экономического, социального  и финансового союза между  немецкими государствами. 12 сентября того же года в Москве министры иностранных дел ГДР, ФРГ, Великобритании, Франции, США и СССР, при участии Польши, поставили свои подписи под договором «Об окончательном урегулировании в отношении Германии». В соответствии с ним, страны – победительницы отказывались от своих прав и ответственности в отношении Берлина и Германии в целом, объединенная Германия обретала полный суверенитет в своих внутренних и внешних делах. Советский Союз брал обязательства до конца 1994 г. вывести свои войска, расположенные в Восточной Германии, и урегулировать связанные с этим проблемы на двусторонней основе с правительством объединенной Германии. Договор подтверждал незыблемость послевоенных границ Германии, ограничивал численность бундесвера и гарантировал неразмещение иностранных войск и ядерного оружия на территории бывшей ГДР. В октябре состоялись торжества по поводу объединения Восточной и Западной Германии, а М. С. Горбачев был удостоен Нобелевской премии мира за 1990 г.

     Вывод советских войск с территории бывших социалистических государств напоминал поспешную эвакуацию. Армейские соединения и объединения выводились в кратчайшее сроки на основе двусторонних соглашений с каждой из этих стран на фоне антисоветской истерии. При этом одни из них расформировывались, другие перебрасывались к совершенно необустроенным новым местам дислокации. Спешка порождала множество вопросов, связанных с социальной защитой военнослужащих и членов их семей.

     Подведем  итоги. Внешнеполитическая деятельность СССР в период горбачевских реформ, основанная на принципах «нового  политического мышления», кардинально  изменила геополитическое пространство не только в Европе, но и во всем мире. Прекратилось противостояние США –  СССР, были ликвидированы военные  конфликты в нескольких десятках точек земного шара, изменились направления внешней политики десятков государств, обрели перспективы политического развития страны и народы Европы, Азии, Латинской Америки. Результаты последовательной политики СССР, направленной на сокращение гонки вооружений, освободили бюджет страны от непосильных военных расходов.

     Смена внешнеполитического курса, произошедшая в течение нескольких лет, не была результатом деятельности только М. С. Горбачева. В конце мая 1989 г. на совещании в Министерстве иностранных дел был поставлен вопрос о новой роли советской дипломатии, куда были приглашены все послы и «дипломатическая элита». «Новое политическое мышление» как внешнеполитическая доктрина получило одобрение на партийных форумах и в советском обществе.

     Сложный процесс поворота внешнеполитического курса практически на 180 градусов в отношении со странами Запада был обусловлен внешними и внутренними причинами. Истощение советской экономики в результате гонки вооружений, военное и экономическое давление со стороны Североатлантического блока во многом предопределяли необходимость реформ как внутри страны, так и во внешней деятельности. Снижение динамизма экономического развития, война в Афганистане, продолжение которой ставило под угрозу экономическую безопасность страны, превратились в узел проблем, решение которых в рамках старой идеологии было невозможно. Советский режим испытывал и острейший идеологический кризис. Традиционные марксистские догмы, теория «развитого социализма» перестали быть убедительными в международном коммунистическом движении и социалистической политической мысли. В странах социализма имел место глубочайший политический кризис, вызванный противоречиями теории и практики строительства социализма. Наиболее отчетливо он проявился в 80-х гг. в Польше. В этой самой большой после СССР социалистической стране Европы возникла рабочая оппозиция коммунистическому режиму. Решить проблему Польши в традициях так называемой «доктрины Брежнева», т.е. путем военного подавления оппозиции, было практически невозможно в условиях новой расстановки сил на международной арене.

     Это обстоятельство было использовано администрацией США для сплочения западных и  восточных стран в целях проведения активной антисоветской политики. К середине 80-х гг. 120 государств – членов ООН выступали на всех международных форумах с осуждением агрессивной политики СССР в Афганистане, в поддержку Польши, антисоветских сил в странах социалистического лагеря и в самом Советском Союзе.

     Изменения внешнеполитического курса имели  и негативные последствия. Так, СССР утратил экономическую и политическую самостоятельность, его влияние в целом мире ослабло.

     Страна  следовала в русле политики НАТО, что стало особенно очевидным во время ирако-кувейтской войны и военной операции США под названием «Буря в пустые» в январе 1991 г., когда СССР отказался от самостоятельной политики в Ираке. Поддержка операции «Буря в пустыне», вывод советских военных специалистов из Ирака и участие СССР в экономических санкциях против этой страны имели негативные последствия для советской экономики. СССР утратил статус одной из ведущих мировых держав.

Информация о работе «Политики нового мышления » М.С.Горбачева