Политика России на Кавказе в 19 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 06:32, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является исследование и анализ политики России на Кавказе в XIX веке.
В задачу работы входит:
1. Теоретическое исследование процесса трансформации Кавказа в единый социально-экономический регион.
2. Анализ политики России на Кавказе в XIX веке.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….3
1. Процесс трансформации Кавказа в единый социально-экономический регион……………………………………………………………………………...5
2. Политика России на Кавказе………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………...20
Список использованной литературы………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

Политика России на Кавказе в 19 веке.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение………………………………………………………………….……….3

1. Процесс трансформации  Кавказа в единый  социально-экономический  регион……………………………………………………………………………...5

2. Политика России  на Кавказе………………………………………………10

Заключение……………………………………………………………………...20

Список использованной литературы………………………………………..25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Актуальность  исследования. Более двух столетий Кавказ остается "головной болью" России. Война, закончившаяся в XIX веке победой России и "замирением" горцев, вспыхивает вновь при малейшем ослаблении центральной власти. Так случилось и в начале 90-х, когда в стране рухнул советский строй. Распад Союза начался с Карабаха.

     После распада СССР, происходит борьба за сферы влияния на Кавказе между теми странами, которые еще в XIX веке соперничали в регионе. Таким образом, история повторяется и та ситуация, наблюдавшаяся в начале XIX века, имеет место и сейчас, в иных сложившихся геополитических реалиях, с участием главной военно-политической силы современного однополярного мира – США и НАТО.

     Кавказ  всегда являлся стратегически важным регионом, к военно-политическому  и экономическому присутствию в  котором стремились мировые державы. Первая треть XIX века явилась одной  из важных вех этой борьбы, которая  велась не только на дипломатическом  уровне, но выливалась в жесткое военное противостояние.

     Европейские события: войны, дипломатическая борьба – находили свое отражение в важнейших  принципах политики России, Персии и Османской Порты, которыми эти  государства руководствовались  при выборе для себя вариантов решения кавказской проблемы. Более того крупнейшие европейские страны, такие как Великобритания и Франция, не только оказывали военно-дипломатическую помощь османским и персидским официальным властям, но и планировали при благоприятном стечении обстоятельств превратить Кавказ в свою колонию.

     Поэтому сегодня, как никогда, важно показать реалии вхождения в состав России территорий и народов региона, найти  примеры военно-политического и  социально-экономического сотрудничества и дружбы между народами Кавказа и России, не сводя проблему к псевдонаучным рассуждениям о геноциде горских народов.

     Целью работы является исследование и анализ политики России на Кавказе в XIX веке.

     В задачу работы входит:

     1. Теоретическое исследование процесса трансформации Кавказа в единый социально-экономический регион.

     2. Анализ политики России на  Кавказе в XIX веке.

     Отдельные аспекты исследуемой проблемы нашли  отражение в отечественной и  зарубежной историографии.

     Этнографические работы П.П. Свиньина и С.Д. Нечаева  дают богатый материал по изучению традиций и обычаев горцев, которые, несомненно, отразились на процессах становления российского управления в регионе.

     Анализируя  работы по исследуемой проблематике, можно выделить значительный объем  исследований, посвященных правителям, политикам, военным дипломатам XIX века. Несмотря на отрывочность сведений, содержащихся в этих работах, последние представляют интерес в качестве дополнительной информации о планах различных государственных деятелей в отношении Кавказского региона. К таким работам относятся труды А. Лашук, А. Валлоттона, А. Манфреда, П.А. Жилина, Г.Л. Кессельбренера, В.В. Дегоева.

     Политика  России на Кавказе раскрывается в  широком спектре научных работ, среди которых наиболее значимыми, касающихся нашей проблематики стоит считать специализированные работы по проблемам деятельности российских властей Матвеева В.А., Виноградов, В.Б., Дегоев, В.В. и др. 
 
 
 
 

     1. Процесс трансформации Кавказа в единый социально-экономический регион 

     Процесс трансформации Кавказа в единый социально-экономический регион со своей системой общерегионального управления (в том числе Центральным Кавказом) имеет давнюю историю. В разные исторические периоды и в составе различных империй эта система прошла путь больших модификаций. Вполне естественно, что имперские системы управления оставляли свой отпечаток на интеграции Центрального Кавказа. В целом они (как субъекты управления) играли в отношении Кавказа (как объекта управления) цементирующую роль, придавая ему свойства целостности. Тем не менее в отдельные короткие исторические отрезки, ощущалась хрупкость централизованного управления Кавказом.

     В начале XVI века на Северном Кавказе  существовали независимые государственные  образования, среди которых наиболее значительными были Аварское ханство, Дагестанское шамхальство и др. К середине XVI века все эти самостоятельные феодальные владения оказались под протекторатом Османской империи, сохраняя в то же время свою систему управления и валюту. Несколько иначе обстояло дело на Центральном Кавказе.

     В результате распада в XV столетии единого Грузинского государства, которое существовало с XII века, в западной части региона возникли сразу три независимых царства (Имерети, Картли и Кахети) и одно княжество (Самцхе). В восточной части Центрального Кавказа продолжали доживать свой век древнее азербайджанское государство Ширваншахов, возникшее в IX веке1, и Шекинское феодальное владение. Что касается Южного Кавказа, то он был поделен между двумя могущественными соседями — Сефевидской и Османской державами.

     Длительное противостояние сефевидских шахов и османских султанов привело к резкому изменению ситуации на Кавказе. В результате Амасийского мирного договора (1555 г.), заключенного между соперничавшими в борьбе за Кавказ сторонами, Имеретское царство2 и княжество Самцхе более чем два века были подчинены Османской империи. На территории княжества Самцхе-Саатабаго в 1628 году османами был создан Ахалцихский пашалык. Вся же восточная часть Центрального Кавказа — включая грузинские царства Картли и Кахети, а также территории уже бывшего государства Ширваншахов (ликвидировано в 1538 г.) и Шекинского феодального владения (ликвидировано в 1551 г.) — находилась в подчинении Сефевидской державы. Указанные земли вошли в состав трех бейлербейств — Ширванского, Карабахского и Чухурсаадского. Сефевиды в своей (юго-восточной) части Южного Кавказа создали Азербайджанское (Тебризское) бейлербейство. Управление находилось под непосредственным контролем шахского двора, и здесь имела хождение сефевидская валюта — аббаси (абаз).

             В горной части Северного Кавказа и западных частях Центрального и Южного, находившихся в составе Османского государства или под его мощным влиянием, была распространена османская система управления. В этих местностях использовалась единая османская валюта — пиастр (куруш).

     Такое положение в Кавказском регионе, с незначительными изменениями  в соотношении влияния османов  и сефевидов, сохранялось вплоть до первой четверти XVIII века, когда в  противоборство активно включилась Российская империя. Еще до своего окончательного утверждения на Северном и Центральном Кавказе она начала последовательно формировать в регионе новое административно-территориальное устройство — внедрять российскую модель управления, территориального деления и взаимоотношений с бывшими независимыми государственными и этнополитическими образованиями. В 1785 году Российская империя впервые создала на завоеванной северо-восточной части Кавказа (Астраханская и Кавказская губернии/области) целостную систему управления — Кавказское наместничество (с центром в г. Екатеринограде), которое с 1844 года управляло также и завоеванным Центральным Кавказом. Были созданы губернии, области и округи, которыми руководили российские чиновники. Во главе центрального органа управления всей социально-экономической жизнью Северного и Центрального Кавказа стоял царский наместник с резиденцией в городе Тифлис.3 Россия начала активно внедрять на Кавказе свою валюту — рубль.

     В 1846 году правительство России провело  на Кавказе административную реформу. На Центральном Кавказе были созданы пять губерний — Шемахинская (с 1859 г. — Бакинская), Тифлисская, Кутаисская, Иреванская и Елизаветпольская. Еще в 1844 году, в связи с активизацией выступлений Шамиля, Джаро-Белоканская область была превращена в одноименный военный округ, начальник которого обладал правами губернатора. На Северном Кавказе в дополнение к существовавшей Астраханской губернии в 1846—1847 годах были созданы Дербентская и Ставропольская губернии, а в 1867 году — Черноморский округ (см. табл. 1).

     Со  второй половины XIX века были полностью уничтожены остатки “самостоятельности” местных государственных образований. Так, в 1860-х годах были ликвидированы дагестанские ханства (Кюринское, Мехтулинское, Аварское) и шамхальство. На Центральном Кавказе в те же годы лишились остатков своей автономии Абхазия, Мегрелия и Сванетия.4

     На  Южном Кавказе, как в его западной, так и восточной частях, включая  Карский пашалык (в составе Османского государства) и Азербайджанское (Тебризское) бейлербейство (в составе Ирана), к середине XIX века сохранялись прежние системы управления соответствующих державных центров и их валюта. В результате победы России в войне против Османской империи Карский пашалык (юго-западный Кавказ) перешел в 1878 году под ее контроль. Здесь также была установлена российская система управления, создана Карская область (в составе Кавказского наместничества) и внедрен русский рубль.

     Таблица 1  Административно-территориальное деление Кавказа в составе Российской империи: 1721—1917 гг.

 

     Таким образом, с 1878 года почти весь Кавказ (без восточной части Южного Кавказа) находился в составе Российской империи и функционировал как единая, целостная социально-политическая и финансово-институциональная система — Кавказское наместничество.

     Только  с распадом Российской империи в феврале 1917 года это наместничество было ликвидировано. С 1918 года на территории Кавказа образовались независимые республики и интегрированные государственные образования. Так, в предгорной части Северного Кавказа возникли и некоторое время просуществовали Донская, Терская, Кубанская и Черноморская советские республики и др.

     В 1918 году часть этих новых государственных  образований (Кубано-Черноморская, Терская  и Ставропольская советские республики) интегрировались в Северо-Кавказскую советскую республику. Такие же процессы происходили на Центральном Кавказе, где в 1918 году — на базе интегрирования бывших губерний — возникла Закавказская Демократическая Федеративная Республика (ЗДФР). Просуществовав чуть более одного месяца, она распалась на три независимых государства: Азербайджанскую Демократическую Республику, Араратскую Республику и Демократическую Республику Грузия. Аналогично в западной части Южного Кавказа возникли Юго-Западная Кавказская (Карская) Демократическая Республика и Араз-Тюркская Республика, а в восточной — Республика Азадестан и Советская Гилянская Республика.

     Вместе  с тем необходимо особо отметить, что в периоды своей независимости  кавказские народы также создавали  интегрированные государственные  образования и соответственно общие экономико-финансовые и правовые институты управления. Так, на Северном Кавказе образовался Имамат Шейха Шамиля (1835—1856 гг.) и Горская Республика (1920—1924 гг.), а на Центральном Кавказе — ЗДФР (апрель 1918 г.).

     Таким образом, исторический экскурс показывает, что, несмотря на насыщенную противоречивыми тенденциями историю Кавказа, здесь формировались интегрированные государственные образования (системы управления). Это происходило как в периоды независимости коренных народов Кавказа, так и тогда, когда они находились в составе различных империй, что свидетельствует об объективных закономерностях региональной интеграции, то есть неизбежности становления Кавказа как единого целостного объекта глобализации. 

     2. Политика России на Кавказе 

     По  мере того как Россия становилась многонациональной империей, в середине ХVI в. она начала проникновение на Кавказ. Потребовалось три столетия неустанных усилий, чтобы включить весь этот регион в метрополию по известной модели завоевания: путем ведения войны и оказания покровительства. Движущей силой этой экспансии являлись не столько торговля и идеология, сколько геополитические и стратегические интересы. Большая часть войн велась против двух других крупных держав в регионе: Турции и Ирана, и в XVIII и XIX веках установилась динамика трехугольного «великодержавного» соперничества. Это соперничество часто приводило к конфронтации в районе, лежащем между Черным и Каспийским морями. Кавказ и особенно Закавказье стали как «буферной зоной», так и полем битвы между преимущественно православной империей на севере и главным образом мусульманскими державами на Ближнем Востоке. Ввиду того что Россия была сравнительно толерантна к неправославным верованиям, ее «поход на юг» никогда не приобретал размаха крестового похода.

     Пик русской экспансии на Кавказе совпал с упадком Османской империи и увяданием мощи Персии. Поэтому русские были победоносны в боях, хотя им поначалу приходилось преодолевать ожесточенное сопротивление их тогдашнего противника. С начала ХIX века русские утвердили свою гегемонию в регионе. И все же им всегда нужно было помнить о том, что их собственные внутренние и международные слабости могут открыть «окно возможности» для соперников, которым последние не преминут воспользоваться. Слабость России также навлекла бы интервенцию внешних держав, таких, как Великобритания, Германия или США.5

Информация о работе Политика России на Кавказе в 19 веке