Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:17, реферат
Глобальная екатерининская политика имела вполне определённую политическую программу, основанную, с одной стороны, на идеях просвещения и, с другой, учитывавшую особенности исторического развития России. Именно это заставляло признать в ней первостепенного исторического деятеля, в первую очередь, потому что Екатерина II серьёзно задумалась над приведением в действие реформы российских законов.
3.3 Судебная реформа
Очень
сложно было судоустройство. Впервые
в России появился суд, отделённый от
исполнительной власти, хотя и зависимый
от неё. Деятельность новых органов
приобрела черты
Судебная реформа отнюдь
не означала ослабления мощной и разветвлённой
системы центрального управления: её лишь
"разгрузили" от мелких текущих дел,
дав сословиям (дворянам, мещанам, крестьянам)
права решать их самостоятельно. Таким
образом, реформа 1775 года сделала большой
шаг вперёд в разделении административных,
судебных и финансовых дел.
3.4 «Жалованная грамота дворянству»
В 1785 году Екатерина II обнародовала Жалованную грамоту дворянству и в ней подтвердила все его права, полученные от прежних государей, наделив новыми. При Петре I дворянин обладал обязанностью бессрочной службы и правом личного землевладения, причём это право принадлежало ему не исключительно и не вполне. При Елизавете он достиг первых сословных привилегий в сфере имущественных прав и положил начало сословной замкнутости. При Петре III с дворян была снята служебная повинность и они получили некоторые личные права.
Становясь привилегированным и обособленным сословием, дворянство до 1785 года не имело ещё сословной организации, а с уничтожением обязательной службы могло потерять и служебную организацию Учреждения 1775 года, которая давала дворянству самоуправление и внутреннюю организацию. Каждые три года для избрания должностных лиц дворяне должны были съезжаться всем уездом, избирали уездного предводителя, капитана-исправника и заседателей в различные учреждения. Дворянство каждого уезда становилось целым сплочённым обществом и через своих представителей управляло всеми делами уезда; и полиция, и администрация находились в руках дворянского учреждения (нижний земский суд). По своему сословному положению дворяне становились с 1775 года не только землевладельцами уезда, но и его администраторами.
Так как большое число чиновников принадлежало к дворянству, то не только уездное, но и губернское управление вообще сосредотачивалось в руках дворянства. Дворянство из своих родов поставляло главных деятелей в центральные управления. Таким образом, с 1775 года вся Россия от высших до низших ступеней управления (кроме разве городских магистратов) стала управляться дворянством: вверху оно действовало в виде бюрократии, внизу - в качестве представителей дворянских самоуправляющихся обществ. Такое значение имели для дворянства реформы 1775 года, они дали ему сословную организацию и первенствующее административное значение в стране. В изданной 21 апреля 1785 года Жалованной грамоте дворянству начала сословного самоуправления рассматриваются уже как сословные привилегии наряду со всеми правами и льготами, какие дворяне имели раньше.
При Екатерине II дворянин стал членом губернской дворянской корпорации, привилегированной и державшей в своих руках местное самоуправление. Грамота 1785 года установила, что дворянин не может иначе, как по суду, лишиться своего звания, передаёт его жене и детям. Он освобождался от податей и телесных наказаний, владел как неотъемлемой собственностью всем, что находилось в его имении, освобождался окончательно от обязательной прежде государственной службы, но не мог принимать участие в выборах на дворянские должности, если не имел офицерского чина. Лишение дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената с высочайшим утверждением. Имения осуждённых дворян не подлежали конфискации. Дворянство отныне именовалось "благородным".
К таким результатам пришло дворянство к концу XVIII века. Политика императрицы дала дворянскому сословию исключительные личные права, широкое право сословного самоуправления и сильное влияние на местное управление. Эти привилегии дворянства способствовали дальнейшему закрепощению крестьян, ограничению их прав и усилению над ними господства помещиков.
3.5 «Жалованная грамота городам»
Одновременно с Жалованной грамотой дворянству была издана «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» или «Жалованная грамота городам». Подобно дворянскому, городское общество рассматривалось как юридическое лицо, пользующееся корпоративными правами, главным из которых являлось право самоуправления. Его первичным органом было городское собрание, избиравшее городского главу и представителей судебных учреждений. Распорядительным органом сословного самоуправления становилась общая городская дума, собиравшаяся раз в три года. В ней были представлены городской голова и так называемые гласные (депутаты) от шести разрядов городского населения ("настоящих городовых обывателей", то есть владельцев недвижимой собственности в черте города); купцов трёх гильдий; цеховых ремесленников; русских и иностранных специалистов; "именитых граждан" - большой группы лиц, отслуживших по выборам, коммерсантов, интеллигенции, посадских. В промежутке между собраниями городской думы её функции передавались исполнительному органу - шестигласной думе, включавшей по одному гласному от каждого разряда населения. По сравнению с дворянским самоуправлением выборные городские органы имели гораздо меньше прав и подвергались мелочной государственно-бюрократической опеке.
Сопоставление всех трёх документов (Жалованной грамоты дворянству, Жалованной грамоты городам и неопубликованной Жалованной грамоты государственным крестьянам) позволяет считать, что императрица не столько стремилась поддержать то или иное сословие, сколько заботилась об усилении государства, основой которого были, по её мнению, сильные сословия западноевропейского типа. Именно при Екатерине II начинает складываться гражданское общество, основанное на усилении сословий.
3.6 Секуляризация церковных и монастырских земель
Указ о секуляризации имел причиной давние побуждения государства забрать церковные земли, чтобы увеличить свои доходы. Екатерина опасалась ропота духовенства, что было бы для нее совершенно некстати. Но развитие событий показало, во-первых, что Екатерина увеличивала влияние духовенства, во-вторых, усиливались волнения монастырских крестьян. В 1764 г. все церковные земли были переданы в ведение Коллегии экономии. Тем самым духовенство лишалось экономической мощи и попадало в полную материальную зависимость от государства. Положение бывших монастырских, а ныне экономических крестьян, переведенных с барщины на оброк, несколько улучшилось.
Секуляризация церковных земель была важнейшим проявлением политики «просвещенного абсолютизма». Она была явлением общеевропейским и в той или иной форме проводилась во многих европейских странах.
3.7 Крестьяне и крепостное право
Какие бы свободолюбивые идеи ни исповедовала Екатерина II, как бы ни было велико её желание искоренить в России "крепостное рабство", пойти на радикальные меры она не решалась. Императрица понимала, что тем самым противопоставит себя опоре трона - дворянству, не готовому поступиться собственными привилегиями. Она пыталась действовать окольными путями и предложила членам российского Вольного экономического общество публично обсудить положение крестьян, надеясь заставить своих подданных хотя бы осознать политическую опасность и аморальность крестьянского права. Екатерина допустила обсуждение этого вопроса не только в правительственных кругах, но и в сфере общественной жизни. Таким образом, именно в век Екатерины общественная мысль обратилась к теоретическому обсуждению крепостного права.
Екатерина
предпринимала более
3.8 Развитие торговли и промышленности
Из
отдельных мероприятий
В
ноябре 1775 года для развития торговли
и промышленности был издан Манифест
о свободе заведения
3.9 Социальная политика
Расширение народного образования
К важным результатам деятельности правительства "просвещённого абсолютизма" относятся меры, предпринятые Екатериной II относительно народного образования. С Петра I образование в России носило практический характер - усвоение знаний для потребностей деятельной службы государству и непосредственно для применения в жизни, быту. Екатерина II в своём "Наказе" первая заговорила о воспитательном значении образования и стала затем заботиться об учреждении различных воспитательных заведений. Для того чтобы воспитать русское общество, Екатерина лучшим средством считала "произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу или новых отцов и матерей", нравственно совершенных. Эта "порода людей" должна была вырасти в воспитательных училищах под надзором опытных педагогов, в полном разобщении с семьёй и обществом. Таким воспитательным училищем являлся, в первую очередь, воспитательный дом в Москве И. И. Бецкого. В правилах Дома было записано, что "все воспитанные в сём доме обоего пола, и дети их, и потомки… останутся вольными…". Сам Бецкой внимательно следил за тем, чтобы дети, переданные на воспитание в деревни, не попали в крепостную зависимость. Образование в Московском воспитательном доме финансировалось членами императорской фамилии, дворянами. Дому приносили прибыль принадлежащие ему харчевни, кузницы, мельницы, сдававшиеся внаём, а также находившиеся на его территории частные дома, пивоварни, харчевни, бани, перевоз и пристань на Москва-реке. Среди доходов Дома были не только деньги. Например, Дому был подарен замечательный кабинет истории; из кладовых Кремлёвского дворца и Академии художеств музею и библиотеке Воспитательного дома были переданы картины, скульптуры, иконы, книги.
Для детей, воспитывавшихся в крестьянских семьях, Дом организовывал обучение грамоте и арифметике. Если они заболевали, их отправляли лечиться в больницы дома. Усыновлять воспитанников позволялось лишь бездетным государственным крестьянам в том случае, если у них было свидетельство о хорошем поведении и они могли содержать питомца. Заранее оговаривалось условие, что, если в семье появлялись родные дети, приёмыш должен был иметь равные с ними права.
Детей, возвращённых из деревень в Дом для обучения ремёслам, с восьмилетнего возраста отдавали на воспитание мастерам - мальчиков на шестнадцать, а девочек на двенадцать лет. Воспитанники становилась садоводами, лесоводами, фельдшерами. Получившие технические специальности работали на столичных заводах.
Организация врачебной помощи населению
Примечательно
и то, что при Екатерине II организация
врачебной помощи населению возлагалась
на власти. Заботы о народном здоровье
и гигиене вызвали при императрице
попытку правильно организовать врачебную
помощь по всей стране. Медицинская комиссия,
учреждённая в 1763 году, и приказы общественного
призрения должны были блюсти медицинскую
часть в империи и готовить медицинских
работников. Каждый город обязан был иметь
больницу и аптеку, где больным предлагались
не те лекарства, которые дешевле, а те,
которые назначал врач. Город должен был
также заводить приюты для неизлечимых
больных и сумасшедших. Так как врачей
недоставало, то их выписывали из-за границы
и проводили обучение русских лекарей
и хирургов. В то же время основывали аптеки
и фабрики хирургических инструментов.
В 1783 году Екатерина II организовала медицинскую
службу для наблюдения за состоянием здоровья
населения. Она учреждала больницы и психиатрические
лечебницы. Страшным бедствием для жителей
России оставались эпидемии оспы, и Екатерина
собственным примером положила начало
проведению вакцинации, специально вызвав
для этого из Англии врача Томаса Димсдейма.
Когда императрица привила себе и наследнику
престола сыну Павлу оспу, то в ответ на
восхищение придворных возразила, что
"она только исполнила свой долг, потому
что пастырь обязан полагать жизнь свою
за своё стадо"1. Поступок Екатерины
II становился примером для подданных.
4.Заключение
Тридцатичетырёхлетнее
царствование Екатерины Великой
оставило яркий след в истории
России. Её правление выделяют неординарность
личности императрицы, её выдающиеся качества
государственного деятеля и величие
ею содеянного: если Пётр Великий утвердился
не берегах Балтики, то Екатерина Великая
- на берегах Чёрного моря, раздвинув границы
на юг и включив в состав империи Крымский
полуостров. Екатерина II поняла и счастливо
закончила то, чего не успел закончить
Пётр I. Многие мероприятия, да и сам дух
правления Екатерины II носили либеральный
характер, в котором отражались как её
личные качества, так и стремление своей
реформаторской активностью укрепить
могущество России.
Историческое значение деятельности Екатерины
Великой занимает важное место в самом
историческом развитии Российской империи.
По вступлении на престол Екатерина II
мечтала о широких внутренних преобразованиях.
Она сознательно отступала от традиций,
сложившихся при Петербургском дворе,
не следуя ни за Елизаветой Петровной,
ни за Петром III. А между тем результаты
её деятельности по своему существу были
таковы, что завершили собой именно традиционные
стремления русского народа и правительства
к укреплению могущества государства.
В делах внутренних законодательство
Екатерины II завершило собой тот исторический
процесс, который начался при временщиках.
Равновесие в положении главных сословий,
во всей силе существовавшее при Петре
Великом, начало разрушаться именно в
эпоху временщиков (1725 - 1741 гг.), когда дворянство,
облегчая свои государственные повинности,
стало достигать некоторых имущественных
привилегий и большей власти над крестьянами
по закону. Увеличение дворянских прав
существовало во времена и Елизаветы Петровны,
и Петра III.
При Екатерине же дворянство становится
не только привилегированным сословием,
имеющим правильную внутреннюю организацию,
но и сословием, господствующим в уезде
(в качестве землевладельческого сословия)
и в общем управлении (как бюрократия).
Параллельно росту дворянских прав и в
зависимости от него падают гражданские
права владельческих крестьян. Расцвет
дворянских привилегий в XVIII веке необходимо
соединялся с расцветом крепостного права.
Поэтому время Екатерины Великой было
тем историческим моментом, когда крепостное
право достигло полного и наибольшего
своего развития. Таким образом, деятельность
Екатерины II в отношении сословий (административные
меры императрицы носили также характер
сословных мер) была прямым продолжением
и завершением тех уклонений от старорусского
строя, какие развивались в XVIII веке. Екатерина
II в своей внутренней политике действовала
по традициям, завещанным ей от ряда ближайших
её предшественников, и довела до конца
то, что они начали.
Но особенно важно, пожалуй, то, что новое
правительство только принимало в расчёт
хорошие образцы своих предшественников,
но вело государство по собственной программе.
И значительное место в этой программе
занимали не только задачи, вытекающие
из практической потребности времени
(усиление могущества империи, укрепление
государственного строя и позиций в нём
дворянства и прочее), но и отвлечённые
теории, усвоенные императрицей преимущественно
из французской литературы - Вольтера,
Дидро, Монтескье, Деламбера. Это последнее
обстоятельство и позволяет характеризовать
время Екатерины II как период "просвещённого
абсолютизма".
В России развитие и воплощение начал
просвещённого абсолютизма приобрело
характер целостной государственно-политической
реформы, в ходе которой сформировался
новый государственный и правовой облик
абсолютной монархии. При этом для социально-правовой
политики было характерно сословной размежевание:
дворянство, мещанство и крестьянство.
В России задачи просвещённого абсолютизма
сводились к укреплению самодержавия
за счёт модернизации и совершенствования
системы управления; устранению наиболее
архаичных её элементов; созданию условий
для экономического развития страны. Екатерина
II действительно мечтала о государстве,
способном обеспечить благоденствие подданных.
Свойственная веку Просвещения вера во
всемогущество человеческого разума заставляла
императрицу полагать, что все препятствия
к этому могут быть устранены принятием
разработанных законов. Кроме того, активное
законотворчество Екатерины II было призвано
укрепить законодательную базу самодержавия.
Таким образом, в итоге политики просвещённого
абсолютизма укрепилось и модернизировалось
самодержавие, появились зачатки гражданского
общества; усилилось крепостничество,
но впервые был поставлен вопрос о смягчении
или даже отмене крепостного права; зародились
понятия свободы и прав личности.
Историческое значение екатерининского
времени чрезвычайно велико потому, что
в эту эпоху были подведены итоги предыдущей
эпохи, завершились исторические процессы,
раньше развивавшиеся. Как и другие европейские
страны, Россия в XVIII веке окончательно
вступила на путь структурной модернизации
- перехода от традиционного к индустриальному
обществу. Однако за блестящим фасадом
имперского могущества и внешней приобщённости
к западноевропейским образцам скрывались
глубокие противоречия между новыми методами
хозяйствования в промышленности и торговле
и сохранявшейся в неприкосновенности
государственной системой крепостничества,
становившейся основным тормозом на пути
социально-экономического развития России.
Информация о работе Политика просвещенного абсолютизма Екатерины II