Политика Хрущева

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:29, доклад

Описание работы

5 марта 1953 года умер И.Сталин, со смертью которого завершилась целая эпоха в истории страны.
Уже первые действия послесталинского политического руководства во главе с Г.Маленковым отражали попытку выработать новую политическую линию. Решения августовской сессии Верховного Совета СССР (1953 г.) фактически обозначили поворот к социальным программам. Свободнее вздохнуло крестьянство, освобожденное от бремени сверхналога и получившее возможность для развития приусадебного хозяйства. Заговорили о материальном интересе. Менялся и внешнеполитический курс, который определял новый термин - "разрядка".

Работа содержит 1 файл

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ДОКЛАДА.docx

— 19.82 Кб (Скачать)
 

 5 марта  1953  года умер И.Сталин,  со смертью которого   завершилась целая эпоха в истории страны.

  Уже первые  действия послесталинского политического руководства во главе с Г.Маленковым отражали  попытку  выработать  новую политическую линию.  Решения августовской сессии   Верховного Совета СССР (1953 г.) фактически обозначили поворот к социальным программам.  Свободнее вздохнуло крестьянство,  освобожденное от бремени сверхналога и получившее возможность для развития приусадебного хозяйства.  Заговорили о   материальном интересе.  Менялся и  внешнеполитический  курс,   который определял новый термин - "разрядка".

  В дальнейшем политическое руководство,  которое с  сентября  1953  года возглавил Н.С.Хрущев,  стремилось ускорить   ход экономического развития, при этом предпринимались попытки  ввести в действие материальные стимулы.  Особое внимание   было обращено на развитие сельского хозяйства,  началось освоение целинных и залежных земель.За 1954-1956 гг. в районах   Казахстана, Поволжья, Урала и Сибири было освоено 42 млн. га   новых земель, создано 425 зерновых совхозов. В июле 1955 года анализ развития промышленности привел в выводу о  необходимости  ускорения  научно-технического  прогресса  с учетом   разворачивавшейся в мире НТР.

  В середине  50-ых годов в стране начались  важнейшие по литические сдвиги ., значительный импульс которым дал ХХ съезд   КПСС  (февраль  1956 года).  Его решения открыли возможности   для многих позитивных перемен, социально-экономическим и политическим реформам, которые затронули практически все сферы   жизни советского общества. Стали меняться прежние подходы во   внутренней и внешней политике.    

    

  К середине  50-ых годов многое изменилось и  в жизни советского общества. .  Оно вышло на новые рубежи своего  развития.  Однако  дальнейшее  его  развитие объективно требовало   проведения преобразований в политической и  социально-экономической сферах.

  Процесс обновления начался прежде  всего  с  обновления   демократических основ деятельности Коммунистической партии и   осуждения культа личности Сталина. Критика и осуждение культа  личности  Сталина  прозвучали с трибуны ХХ съезда КПСС в   докладе, с которым выступил Н.С.Хрущев.

  В целом  была  дана  открытая  и принципиальная критика   культа личности Сталина и его  последствий.  В  этой  критике   признавались  злоупотребления властью,  грубые искажения ленинских принципов социализма, попирание демократии, вопиющие   факты беззакония и произвола.

  30 июня 1956 года было принято постановление  ЦК КПСС "О   преодолении культа личности и его последствий", которое сыграло важную роль в утверждении демократических  принципов  в   стране и партии.

  Политическая  система нуждалась в коренной перестройке в   связи  с  новой политической обстановкой.  Однако продолжали   сохраняться авторитарные, волюнтаристские методы управления.   Н.С.Хрущев  вместе с постом Первого секретаря ЦК КПСС принял   на себя также пост главы правительства,  Председателя Совета   Министров СССР.

  Действия  политического руководства,  которое возглавлял   Н.С.Хрущев, не  вызвали глубоких перемен в политической жизни   и в социальной психологии народных масс.  Практически оказались незатронутыми и старые общественные структуры:  власть,   экономические отношения, управление, судопроизводство и право, место партии в обществе и т.д.

  Вместе  с тем, после развенчания культа личности Сталина   и  осуществления  некоторых  демократических преобразований,   полная реставрация порядков старого режима была  уже  невозможной.  Но  командно-административная  система сохранилась,   правда,  уже в несколько смягченном виде.  Это проявилось  в   рецидивах  применения  осужденных  методов сталинского руководства обществом,  в том числе гонении на творческую интеллигенцию, применение силы к выступлениям протеста со стороны   рабочих (Новочеркасск,1962 г.),  в нарушении принципов внутрипартийной демократии, коллективности руководства.

  Попытки демократизировать общественную жизнь  должны были  найти  адекватное продолжение в экономике.  Послевоенный   восстановительный период закончился - об этом свидетельствовали показатели развития народного хозяйства,  известные успехи в области науки и техники: 1954 г. - первая в мире АЭС,   1956 г.  - атомный ледокол "Ленин",  реактивный пассажирский   самолет ТУ-104,  1957 г. - запуск в космос спутника, 1961 г.   -  первый  в  мире  полет  советского человека в космическое   пространство.  Имелись крупные достижения в области  физики,   математики, но сохранилось отставание в области ЭВМ, генетики, сельскохозяйственных наук, кибернетики, химии.

  Окрепнувшая экономика  позволила  решать  и  социальные   вопросы:  принимается закон о пенсиях, увеличивается продолжительность декретных отпусков для женщин,  отменяется плата   за обучение в старших классах школ и вузах,  вводится обязательное восьмилетнее обучение в школах,  осуществлен перевод   рабочих на шести- и семи-часовой рабочий день,  широко  развертывается  жилищное строительство на основе индустриальных   методов, расширяются права союзных республик, восстанавливаются права репрессированных в годы войны народов:  чеченцев,   ингушей, карачаевцев, калмыков.

  Экономическая перестройка второй половины 50-х  годов по   замыслу, была призвана решить проблему  демократизации управления .: расширить хозяйственные права союзных республик путем передачи в их ведение вопросов,  которые раньше  решались  в   центре,  приблизить управление к "местам",  выработать новый   хозяйственный механизм,  сократить управленческий аппарат  и   др.

  И объективно и субъективно реформа  была  направлена  на   модернизацию  громоздкой  командно-административной  системы   управления экономикой.

  В 1957  году  были упразднены отраслевые министерства и   осуществлен переход на территориальный  принцип  управления.   Страна была разделена на 105 экономических районов,  созданы   совнархозы,  что на  первое  время  способствовало  развитию   местной  инициативы и дало положительные результаты.  Однако   уже через короткий период выявилось влияние негативных  тенденций новой системы управления:  быстро росло местничество,   бумаготворчество, терялась отраслевая перспектива развития и   единая научно-техническая политика.

  Поиски  причин сбоев  экономической  реформы  привели  к   возврату к методам нажима и диктата.

  В действиях политического руководства  страны по  проведению  преобразований  все больше ощущалась непоследовательность.  Были допущены и ошибки в определении перспектив развития советского общества. Анализ объективных изменений,  которые произошли в мире   и  внутри  страны привели политическое руководство к выводу,   сделанному на ХХI съезде КПСС (январь-февраль  1959  г.),  о   полной и окончательной победе социализма в СССР. Это положение трактовалось как завершение строительства в СССР  первой   фазы  коммунистической  формации  -  социализма и вступлении   страны в новый исторический период развития - в период  развернутого строительства коммунизма.

  При этом решение задач строительства  коммунизма  мыслилось  главным образом в рамках уже существовавших форм политической и экономической  организации  общества.  Какие-либо   новые формы его организации предложены не были.

  В октябре 1961 года на ХХII съезде  КПСС  была  принята третья  Программа партии,  в которой ставилась задача строительства коммунистического общества,  на что  отводилось  20   лет. Такие сроки явились результатом поспешных умозрительных   выводов, основанных на волюнтаризме.

  Жизнь, вместе  с тем,  все более настоятельно требовала   отказа от умозрительных представлений о перспективах общественного развития, властно диктовала необходимость творческого анализа состояния дел в обществе  и  принятия  адекватных   практических шагов.

  Однако  вместо коренных  преобразований  политических  и   экономических отношений, принципиального пересмотра основ научно-технической политики руководство страны упорно  предлагало различные варианты реорганизации партийного и государственного аппарата.

  Венцом  этих  реорганизаций  явилось разделение в ноябре   1962 года партийных и советских органов по производственному   принципу,  на  промышленные и сельскохозяйственные.  Абсурдность этих решений показывала,  что  реорганизаторская  деятельность зашла в тупик.

  Реформа хозяйственной системы во многом оказалась  формальной. Хозяйственный механизм не обновился и продолжал работать,  ориентируясь на количественные показатели.  Авторитарно-командные отношения в экономике оказались незатронутыми.  Повышения темпов роста  промышленного  производства  не   произошло. Более того, новые капитальные вложения давали все   меньшую отдачу.  Развитие научно-технического прогресса  замедлилось.

  Особенно  заметное отставание наблюдалось в  сельском хозяйстве.  Многочисленные планы подъема сельскохозяйственного   производства оставались нереальными.  Более того, по отношению к сельскому хозяйству во второй половине 50-х годов стали проявляться рецидивы старых  подходов,  то  есть  изъятие   средств из этой отрасли на иные нужды, в том числе было принято решение о ликвидации МТС и продаже сельскохозяйственной   техники колхозам по высоким ценам, о сокращении приусадебных участков и части домашнего скота, обложении крестьян высокими налогами и др.

  В первой половине 60-х годов  ежегодно  рассматривались   проблемы  развития  сельского  хозяйства.  Однако ситуация в   этой отрасли продолжала ухудшаться.  Критическим  стал  1963   год,  когда  производство  зерна было ниже уровня 1913 года.   Закончилось дело тем,  что страна стала делать массовые  закупки зерна за рубежом.

  Жизнь диктовала проведение коренных  преобразований  во   всем народном хозяйстве с учетом требований научно-технической революции.  Развитые капиталистические страны на  основе   НТР  начали  осуществлять переход на интенсивный путь развития.  Наша страна продолжала ориентироваться на экстенсивный   путь и на количественные показатели.

  Таким образом,  многообещающие реформы, начатые во второй половине 50-х годов не состоялись.  Они сошли постепенно   на нет и уступили место прежним методам руководства и управления.

  Вторая  половина 50-х и начало  60-х  годов  прошла  под   знаком  борьбы демократической и бюрократической тенденций в   развитии общественной жизни. В конце этого периода в результате  ошибок руководства демократическая тенденция стала ослабевать, что впоследствии послужило прямой предпосылкой для   укрепления позиций командно-административной системы.

  Одним из  результатов  неосуществившихся   преобразований   второй  половины  50-х  - начала 60-х годов явилась отставка   Н.С.Хрущева. 

  Список  литературы

  Народное  хозяйство СССР за 70 лет.


Информация о работе Политика Хрущева