Политическое развитие Новгородской вечевой республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:25, доклад

Описание работы

Практически весь период Киевской Руси Новгород боролся за свою самостоятельность, автономию от Киева. Однако новгородские князья, которых горожане делали князьями всей Руси (Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый и др.), заняв главный престол государства и, будучи с тех пор заинтересованные в централизации своих владений, постоянно ограничивали особое положение Новгородской земли...

Работа содержит 1 файл

новгород.docx

— 23.43 Кб (Скачать)

Политическое  развитие Новгородской вечевой республики. Практически весь период Киевской Руси Новгород боролся за свою самостоятельность, автономию от Киева. Однако новгородские князья, которых горожане делали князьями всей Руси (Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый и др.), заняв главный престол государства и, будучи с тех пор заинтересованные в централизации своих владений, постоянно ограничивали особое положение Новгородской земли.

В XII веке на Руси усиливаются процессы децентрализации, и Новгород выступил здесь в роли своеобразного индикатора идущих в стране процессов. Как уже упоминалось в предыдущих лекциях, в 1136 году новгородцы изгнали князя Всеволода Мстиславича, это событие и стало отправной точкой раздробленности древнерусского государства.

Однако, изгнав одного князя, новгородцы не отказались от идеи присутствия  князя вообще. Князья в Новгороде  продолжали находиться. Но это уже  не те князья, что правили городом  до этого. Князь теперь – это наемник, необходимый для защиты от внешних врагов. Князей теперь приглашали, но с таким же успехом его могли изгнать и выбрать другого. Не случайно, что в своих договорах с князем новгородцы тщательно прописывали, чего не должен он делать:

  • князь не имел права начинать войны без согласия с вече;
  • не мог в правители пригородов и зависимых областей назначать неновгородцев;
  • не имел права смещать должностных лиц без суда;
  • управление и суд князь должен был вести совместно с посадником и тысяцким. Это были высшие должности в системе управления Новгородской земли, в отличие от других княжеств, где это были люди, полностью подконтрольные князю. В Новгороде посадник сосредоточил в своих руках всю гражданскую власть, а тысяцкий – военную. Вначале они назначались князем (опять же из новгородцев), но вскоре их стали выбирать.
  • ни князь, ни его дружинники не могли покупать земель в Новгородских областях, т.к. местные власти опасались возможного усиления князей в качестве местных крупных землевладельцев. Более того, чаще всего князю даже не разрешали селиться в самом городе, предоставляя ему хоромы в пригородах.

Казалось бы, имея такие  претензии, новгородцы не могли рассчитывать, что будет много желающих побывать в роли их князя. Однако желающие находились и этому были веские основания:

1.      большие доходы, которые получал новгородский князь. Местные жители щедро оплачивали своего главного наемника;

2.      дефицит княжеских престолов в условиях разрастающейся династии Рюриковичей;

3.      возможность проявить свою удаль наиболее воинственным князям. Пограничные конфликты в этой земле практически не прекращались.

Официально главным органом  управления было вече. Оно собиралось по мере надобности, в нем мог участвовать любой полноправный житель Новгорода. Решения на нем требовались единогласные, что часто вело к бурным и кровопролитным потасовкам на вече, где победители навязывали волю побежденным. Бояре часто использовали вече для достижения собственных целей (путем подкупа отдельных представителей вече и т. п.).

Каковы же были права вече?

1.      вече заключает с князем договоры («ряды»), призывает, изгоняет, судит князей;

2.      избирает посадника и тысяцкого;

3.      избирает и сгоняет владык-архиепископов;

4.      законодательствует;

5.      решает вопросы войны и мира.

Совет Господ – еще один орган власти в Новгороде. В него входили посадники и тысяцкие, старосты концов, сотские и др. Они носили общее имя – бояре. Председателем Совета был архиепископ. Совет разрабатывал законодательные вопросы и предлагал вечу готовые проекты законов и решений.

Высшим церковным иерархом был архиепископ. Но на церковных делах его полномочия не заканчивались. Выше уже указывалось, что он возглавлял Совет Господ, а также являлся хранителем государственной печати, государственного архива. Кроме того архиепископ был духовным авторитетом в противостоянии между враждующими партиями.

Таким образом, Новгородская земля представляла собой своеобразную вечевую республику с выборным князем. Ряд исследователей сравнивает Новгородскую республику с городами-республиками Западной Европой того времени (Венецией, Генуей и т. п.). Подобная точка зрения имеет право на существование, хотя Новгород имел и свою специфику (наличие князя в системе управления и т. п.). В любом случае, Новгород был самым «западным» городом средневековой Руси.

Тринадцатый век стал для Новгорода временем тяжких испытаний. В самом начале столетия на западных рубежах Новгородской земли возникает военная опасность  со стороны обосновавшегося в  Прибалтике немецкого ордена. На северо-западных рубежах — угроза шведской агрессии. В 1238 году в ходе татаро-монгольского нашествия началось вторжение ордынских  полчищ на новгородскую территорию. Войска Батыя в течение месяца осаждали принадлежавший Новгороду город Торжок, уничтожив его героических защитников. Оборона Торжка спасла Новгород. Торжок пал в марте; к этому времени запасы фуража для конницы истощились и для татарского войска появилась реальная угроза потери коней — главного средства передвижения. Не дойдя примерно ста километров до Новгорода, войско повернуло в южные степи.

Новгородцы  сосредоточили военные силы на защите своих западных рубежей, где в 1240 году Александр в битве на Неве победил шведов, за что и получил  прозвище «Невский», а в 1242 году он разбил войско немецких рыцарей на льду Чудского озера. Однако эта победа не была окончательной, только после кровопролитного сражения под Раковором (ныне городе Раквере в Эстонии) в 1268 году на западных рубежах установилось затишье.

В то же время татаро-монгольское нашествие  не прошло без последствий для  Новгорода. Была разорвана система  традиционных торговых и культурных связей с лежащими в развалинах русскими княжествами. На шестьдесят лет замерло  строительство каменных храмов. Только в 1302 году началось возведение каменного  кремля на месте древнего деревянного. Существенным образом изменились взаимоотношения  боярского Новгорода с русскими князьями. Если раньше в основе этих взаимоотношений лежал принцип  «вольности в князьях», то теперь новгородцы автоматически признавали своим  князем того, кого золотоордынские  ханы утверждали главой русских князей (великим князем). Однако, поскольку  главное поле деятельности великого князя оставалось за пределами Новгорода, его стали представлять присылаемые  княжеские наместники. Так что  участие великого князя в новгородских делах свелось к минимуму, укрепив  тем самым боярский республиканский  строй. Последним князем, который  более или менее регулярно  бывал в Новгороде, был внук Александра Невского — Юрий Данилович.

Деятельность  великого князя Александра Невского, который распространил на не завоёванный  монголами Новгород обязанность  выплаты дани и нарушил ряд  боярских республиканских прерогатив, вызвала возмущение новгородцев. После смерти Александра в договоре с его братом великим князем Ярославом Ярославичем в 60-х годах XIII столетия были подтверждены давно завоёванные новгородцами «вольности»: князь не имел права пользоваться государственными доходами с территории Новгородской земли, не имел права владеть на территории Новгородского государства земельными участками на основе частной собственности, он также не имел права выносить судебных решений без санкции посадника.

Избежав военного разорения со стороны Золотой  Орды и отбив агрессию шведов и  немецких рыцарских орденов на западных рубежах, Новгород остался единственным регионом, в который в обмен  на продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства и пчеловодства из Западной Европы в значительных количествах  поступало серебро. Русь нуждалась  в серебре как для собственных нужд, так и для выплаты дани Золотой Орде.

Между прочим, постоянный приток в Новгород западноевропейского серебра именно на рубеже XIII—XIV столетий привёл к возникновению  новой денежной единицы — рубля, который и сегодня остаётся основой  русской денежной системы.

Поставка  серебра из Новгорода в Тверь, Москву, Суздаль и другие города центральной Руси не только укрепляла  экономику Новгорода, но и будила агрессивные вожделения его соседей, провоцируя перманентные военные конфликты  с Тверью, а потом с Москвой.

До  решительной победы Руси над Золотой  Ордой на Куликовом поле происходила  борьба за обладание великокняжеским  титулом между представителями  разных русских центров, в основном между Тверью и Москвой. Победа 1380 года окончательно закрепила этот титул  за московскими князьями. Но для  Новгорода это обстоятельство было равносильно потере традиционного  выбора союзника, что привело к  обострению взаимоотношений с Москвой  и попыткам искать альтернативу Москве в среде её противников.

В 1384 году новгородцы провозгласили свою неподсудность московскому митрополиту. Спустя два года московский князь  Дмитрий совершил военный поход  на Новгород в отместку за нападение  новгородцев на его владения. В 1397 году сын Дмитрия Василий I разорвал мир с новгородцами, добился от двинских бояр признания своей власти над принадлежавшей Новгороду Двинской землёй, а также захватил Волоколамск, Торжок, Вологду и Бежецк. Положение  было частично восстановлено только в 1398 году.

Сложность отношений с Москвой стала  важным поводом для расширения фортификаций Новгорода. В 80-х годах XIV века появилось  кольцо внешних оборонительных сооружений — окольный город протяжённостью около 9 километров — земляной вал  с деревянной стеной на нём и каменными  проездными башнями.

Усилившееся именно при Дмитрии Донском соперничество  с Москвой породило гордое самоназвание — Великий Новгород, как бы уравнивающее его с титулом великого князя.

Отсутствие  традиционной альтернативы в выборе князя стало одной из причин консолидации новгородского боярства. Вторая столь  же серьёзная причина консолидации — усиление антибоярских настроений в массе непривилегированного населения Новгорода. Ещё в середине XIV века орган боярской власти был реорганизован. Если прежде каждый из пяти новгородских концов избирал в этот орган пожизненного представителя, из числа которых (и только из этого числа) ежегодно избирался посадник, то теперь все пять представителей стали посадниками, а на общегородском вече избирался главный (степенный) посадник. Вскоре число посадников увеличилось до 18, а выборы степенного посадника стали происходить не один, а два раза в год. Однако и это новшество не разрядило социальную обстановку. В 1418 году произошло мощное антибоярское восстание под руководством некоего Степанки. Восставшие бросились грабить монастыри, говоря: «Здесь житницы боярские, разграбим супостатов наших!». С помощью архиепископа толпу удалось утихомирить.

Тем временем противостояние Новгорода  Москве от десятилетия к десятилетию  усиливалось. Знаменитый конфликт московского  князя Василия Тёмного и галичского князя Дмитрия Шемяки не обошёл стороной и Новгород. Потерпевший поражение от ослеплённого им Василия, Дмитрий Шемяка нашёл приют в Новгороде, где его настигла месть Василия Тёмного: Дмитрий был отравлен по распоряжению московского князя, который вскоре после этого — в 1456 году — совершил военный поход на Новгород. Новгородцам было предписано не оказывать какой-либо поддержки сыну Дмитрия Шемяки — Ивану и его союзнику можайскому князю Ивану Андреевичу. Характерно, что в 1463 году, когда новгородцы нарушили этот запрет, декларируя таким актом решительный разрыв с Москвой, была проведена последняя реформа расширения боярского представительства в высшем органе власти. Столь решительный шаг не мог быть осуществлён без демонстрации нового единения боярских группировок.

Приближался финал новгородской независимости. Острие антиновгородской политики Ивана III было направлено против приписываемого Новгороду желания перейти под власть Литвы и отречься от православной веры. Действительно, опасаясь московской экспансии, Новгород искал союза с Литвой и выдвигал идею приглашения на свой престол литовского великого князя Казимира, однако в проектах возможного соглашения специально оговаривалась конфессиональная независимость и неприкосновенность православных святынь. Тем не менее под лозунгом защиты православия Иван III в 1471 году совершает поход на Новгород, который терпит жестокое поражение в битве на реке Шелонь. Инициаторы союза с Литвой были казнены, но структура боярской власти не подверглась какой-либо деформации.

В 1475 году московский князь предпринимает  «мирный поход» на Новгород. На пути следования его встречают делегации  новгородцев, а затем он демонстрирует  некую объективность судебных решений  по жалобам жителей Новгорода.

Финал новгородской независимости наступил в 1477 году, когда Иван III двинул на Новгород многочисленные войска. Оказывается, московский великий князь не имел прямого  намерения покорить Новгород. Сохранилась  тетрадь, сопровождавшая его в походе, в которой были собраны документы, обосновывающие права Москвы только на владение территорией, примыкающей  к Северной Двине. Отобрать у Новгорода  Двинские земли было конечной целью  этого военного предприятия. Однако у боярской власти не нашлось защитников, и Новгород «упал в руки» московского князя, утвердившего полную власть над новгородцами в январе 1478 года. Вече было запрещено, посадничество как символ самостоятельности ликвидировано, вечевой колокол увезён в Москву. Московский князь поклялся не вторгаться в земельную собственность новгородцев, но спустя каких-нибудь десять лет тысячи новгородских землевладельцев переселили в московские земли, а на их место привели московских помещиков.

Информация о работе Политическое развитие Новгородской вечевой республики