Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 22:19, контрольная работа
Целью данной работы мы ставим охарактеризовать общественно-политический строй Древней Руси, показать основные социальные расслоения характерные для этого периода.
Введение……………………………………..…………………………………...3
1.Политический строй Руси…………………………….………………………4
2. Общественные отношения и социальная дифференциация…….…………5
3.Хозяйственно-экономическое развитие…………………………………....10
Заключение………………………………………………………….………….12
Литература………………………………………………………….…………..
Содержание
Введение……………………………………..………………
Русские земли привлекают к себе интерес исследователей, с одной стороны, своей самобытностью, а с другой — богатством материала для исследования. Время не щадило эти земли, - больше чем остальные, русские культурные центры подвергались набегам монголо-татарского нашествия, уничтожившее многие города Руси, прошли не одна опустошительные междоусобные войны русских князей. Однако, не смотря на все эти обстоятельства, до нашего времени дошли многие письменные памятники периода феодальной раздробленности и более ранние. Великая русская земля средневековья интересна своей уникальностью. Несмотря на тесные торговые связи Руси с западноевропейскими компаниями, законодательство мало что заимствовало из правовых систем Запада. Более позднее право Московского государства также не восприняло всех достижений правовой мысли северо-западных республик.
Целью данной работы мы ставим охарактеризовать общественно-политический строй Древней Руси, показать основные социальные расслоения характерные для этого периода.
Основной
формой государства в К. Р. была раннефеодальная
монархия. Власть принадлежала киевскому
князю, который был окружен дружиной,
зависящей от него и кормившейся
в основном за счёт его походов. Некоторую
роль играло в это время и вече.
Управление осуществлялось при помощи
тысяцких и сотских, т. е. по признаку военной
организации. Доходы князя имели различные
источники. В 10—начале 11 вв. это в основном
«полюдье», дань — «уроки», получаемые
ежегодно с городов. В 11—начале 12 вв. в
связи с появлением крупного землевладения
с различными видами феодальной ренты
функции князя расширились. Владея собственным
крупным доменом, князь вынужден был вести
в нём сложное хозяйство, назначать посадников,
волостелей, тиунов и т. д., руководить
всей многочисленной администрацией.
Он был военным руководителем государства,
но теперь ему приходилось организовывать
не столько дружину, сколько феодальное
ополчение, приводимое вассалами, нанимать
иноземные войска. Усложнились мероприятия
по укреплению и защите внешних границ.
Деятельность князя, в общем не ограниченная,
все же контролировалась и направлялась
верхушкой класса феодалов — боярством.
Роль веча снизилась. Оно всецело находилось
в руках бояр. Княжеский двор стал административно-
Во
главе городов стоял городской
патрициат, образовавшийся в 11 в. из крупных
местных землевладельцев — «
2.
Общественные отношения
и социальная дифференциация
Для характеристики общественных отношений и социальной дифференциации древней Руси можно использовать такие источники, как свод законов «Русская правда», летопись «Повесть временных лет», в которую включены Договоры Олега (907, 911 гг.), Игоря (944 г.), Святослава (971 г.) с Византией, а также свидетельства византийских, арабских и европейских авторов. На основании указанных источников можно дать характеристику населения Древней Руси.
«Русская правда» называет основным населением страны свободных общинников - людинов или людей (отсюда: сбор дани с крестьян - общинников - полюдье).
«Русская правда», рассматривая людинов, указывает, что они объединились в сельскую общину-вервь. Вервь обладала определенной территорией, в ней выделялись отдельные экономически самостоятельные семьи.
Вторая большая группа населения - смерды. Это, возможно, не свободные или полусвободные княжеские данники. Смерд не имел права оставлять свое имущество непрямым наследникам. Оно передавалось князю. С развитием феодальных отношений эта категория населения увеличивалась за счет свободных общинников.
Третья группа населения - рабы. Они известны под разным названием: челядь, холопы. Челядь-это раннее название, холопы - более позднее. «Русская правда» показывает рабов полностью бесправными. Раб не имел права быть свидетелем на суде. За его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и все, кто ему помогал.
Рабство было 2-х видов - полное и неполное. Источники полного рабства: плен, продажа себя в рабство, женитьба на рабыне или выход замуж за раба; поступление на службу к князю тиуном, ключником, ратайным старостой и незаключение договора и т.д.
Однако полное рабство было неоднородным. Основная масса рабов выполняла черную работу. Их головы оценивались в 5 гривен. Рабы -надсмотрщики, управляющие, ключники были на другой ступеньке социальной лестницы. Голова княжеского тиуна оценивалась в 80 гривен, он мог уже выступать свидетелем на суде.
Неполные рабы-закупы появились в ХП веке Закуп- это разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за определенную ссуду (купу). Он работал слугой или в поле. Закуп был лишен личной свободы, но у него сохранялось свое хозяйство и он мог выкупиться, вернув долг [2, c. 53-54].
Большинство историков считает, что рабство на Руси не получило широкого распространения. Другого мнения придерживаются А. П. Пьянков, М.Н. Покровский. «Захватывать рабов и торговать ими было промыслом первых властителей русской земли. Отсюда непрерывные войны между этими князьями, войны, целью которых было «ополониться челядью», т. е. захватить много рабов. Отсюда их сношения с Константинополем, где был главный тогда ближайший к России невольничий рынок» (М. Н. Покровский).
Небольшой группой зависимого населения Руси были рядовичи. Их жизнь тоже была защищена пятигривенным штрафом. Возможно, это были не пошедшие в холопство тиуны, ключники, старосты, мужья рабынь и т. д. Судя по «Русской правде», они были мелкими административными агентами.
Другая небольшая группа - изгои, люди, лишившиеся своего социального статуса: холопы, отпущенные на волю, общинники, изгнанные из верви и т. д. Видимо, изгои пополняли ряды городских ремесленников или княжескую дружину, особенно во время войны.
Довольно большой группой населения Руси были ремесленники. Города по мере роста общественного разделения труда становились центрами развития ремесла. К ХП веку в них насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей; русские ремесленники иногда производили более 150 видов железных изделий. На внешний рынок шли не только лен, пушнина, мед, воск, но и льняные ткани, оружие, изделия из серебра, пряслица и другие товары.
С ростом городов, развитием ремесленничества связана деятельность такой группы населения, как купцы. Уже в 944 г. русско-византийский договор позволяет утверждать существование самостоятельной купеческой профессии. Следует помнить, что каждый купец в те времена был и воином. И у воинов, и у купцов был один покровитель - бог скота Велес. Через Русь пролегали важные торговые пути по Днепру и Волге. Русские купцы торговали в Византии, в арабских государствах и в Европе.
Необходимо выделить и такую группу населения Древней Руси, как дружинники («мужи»). Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в военных походах, в сборе дани. Княжеская дружина- это составная часть аппарата управления. Дружина была неоднородна. Наиболее приближенные дружинники составляли постоянный совет, «думу». Они именовались боярами. С ними князь советовался по важным государственным делам (принятие православия Владимиром; Игорь, получив от Византии предложение взять дань и отказаться от похода, созвал дружину и начал советоваться и т. д.). Старшие дружинники могли иметь и свою дружину. Впоследствии бояре выступали в роли воевод.
Младшие дружинники исполняли обязанности судебных исполнителей, сборщиков штрафов и т.д. Княжеские дружинники составляли основу нарождающегося класса феодалов.
Дружина была постоянной военной силой, которая пришла на смену всеобщему вооружению народа. Но народные ополчения еще долгое время играли большую роль в войнах [3, c. 44-45].
В источниках прослеживается установление и усиление власти киевских князей над племенными союзами славян. Киевский князь объединял славянские земли, как с помощью насилия, так и согласия. Древлян Олег присоединил насильно, Владимир таким же образом присоединил радимичей. Северяне были присоединены под флагом освобождения от хазар и т. д.
Ко времени Святослава с князьями племен было покончено. Их свели на степень посадников князя Киевского. Князь Владимир посадил своих сыновей по землям: Вышеслава - в Новгород, Изяслава - в Полоцк, Святополка - в Туров, Ярослава - в Ростов, Глеба - в Муром, Мстислава - в Тмутаракань, Всеволода - во Владимир. Практически все княжества оказались в руках семьи князя Владимира. Все они подчинялись князю Киевскому. А на него возлагались задачи военного руководства, дипломатических сношений, поддержки военно-политического господства над соседями. Н. М. Покровский называет первых русских князей «предводителями шаек работорговцев», которые ничем не управляли и только с XI века начали понемногу заботиться о порядке в городах Однако Л. В. Черепнин утверждает, что на Руси уже в начале X в. существовал правовой кодекс - прототип «Русской правды». Функции князя были определены уже в легенде о призвании варягов.
Князь властвовал и управлял не безраздельно. Княжеская власть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. Активно действовало народное собрание - вече - в IX - XI вв. (в Новгороде и Пскове значительно дольше). Народные старейшины принимали участие в княжеской думе.
Время
появления феодального
М. Б. Свердлов разделяет мнение Л. В. Черепнина о разложении у восточных славян первобытнообщинного строя в VIII- IX вв. и постепенном утверждении на протяжении X - первой половины XI вв. раннефеодальных отношений. Согласно этой точке зрения, во второй половине XI-XII вв. завершается становление всех основных социально-экономических и политических институтов феодального строя.
И.
Я. Фроянов считает, что в Древнерусском
государстве существовало по крайней
мере два социально-экономических уклада.
Были свободные общинники и значительный
слой рабов. Этот же вывод поддерживает
А. П. Пьянков. Большинство историков считает,
что в Киевской Руси было раннефеодальное
государство, сочетающее в себе элементы
феодализма и пережитки первобытнообщинного
строя. Некоторые авторы отмечают, что
сохранились даже элементы матриархата,
что именно этим объясняется включение
князем Владимиром в пантеон богов богини
Мокошь [4, c. 57-58].
Известны три линии, по которым шло развитие форм феодальной собственности и обращение сельского населения в зависимое от господствующего класса. Во-первых, происходило «окняжение» земли и обложение свободных общинников данью, перераставшей в феодальную ренту. Так складывалась государственная собственность, получившая впоследствии наименование «черной». Во-вторых, наблюдалось расслоение соседской общины, из которой выделялись крестьяне - землевладельцы, превращавшиеся затем в феодалов, и безземельные люди, труд которых присваивался землевладельцами. Наконец, в-третьих, собственники феодалы сажали на землю рабов, становившихся зависимыми крестьянами.
До середины XI - XII вв. господствующей формой феодальной собственности была государственная, господствующим видом эксплуатации - взимание дани. К XI в. складывается землевладение княжеское (домениальное), боярское, церковное, основанное на присвоении прибавочного продукта, произведенного трудом зависимого крестьянина и посаженного на землю холопа. Процесс расслоения древнерусского общества (в том числе и общины) дает заметные результаты уже к началу X в. Так, в договорах Руси с Византией X в. упоминаются «светлые и великие князи», «князи», «великие бояре», «бояре» («боляре»).