Политический портрет Н.С.Хрущёва

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

Время Хрущева - один из наиболее значительных и непростых периодов нашей истории. Значительных, потому что перекликается с идущими сейчас в нашей стране реформами, с процессом демократизации, который, как многие считают все еще продолжается стране. Непростых - потому что касается десятилетия, которое поначалу называли «славным», а потом осуждено как время «волюнтаризма» и «субъективизма».

Работа содержит 1 файл

к.р. по отечественной истории 2.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ  В ГОРОДЕ СУРГУТЕ 
 
 
 
 
 

        

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по  дисциплине:  «Отечественная история»

тема: «Политический портрет  Н.С.Хрущёва» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                             Выполнил: студентка 1 курса 2 обр. СОП

                                                     специальность «Юриспруденция»

                                                     Мусакаева Лилия Ринатовна

                           

                                Проверил: Ищенко Оксана Владимировна 
 
 

 

СУРГУТ 2008

Время Хрущева - один из наиболее значительных и непростых периодов нашей истории. Значительных, потому что перекликается с идущими сейчас в нашей стране реформами, с процессом демократизации, который, как многие считают все еще продолжается стране. Непростых - потому что касается десятилетия, которое поначалу называли «славным», а потом осуждено как время «волюнтаризма» и «субъективизма». А ведь именно тогда состоялись ХХ и ХХII съезды партии, отразившие острые политические борения и определившими относительно новый политический курс страны. Тогда же был начат процесс перехода от «холодной войны» к мирному сосуществованию, было приоткрыто окно в современный мир. На том крутом изломе истории общество вдохнуло полной грудью воздух обновления - и замерло… то ли от избытка, то ли от нехватки кислорода.

Историческая  заслуга Н.С. Хрущева заключалась прежде всего в разоблачении культа личности Сталина, в активных попытках демократизировать общество и реформировать народнохозяйственный механизм, в большом внимании к социальным проблемам, к человеку. Но при всем этом он оставался порождением административно-командной системы и был наделен всеми чертами сформировавшей его эпохи. Его психология, восприятие действительности содержали в себе те самые стереотипы, которые он пытался разрушить. Его поиски реорганизации политической системы не опирались на коллективное мнение партии и общества. Импонирующая раскованность Никиты Сергеевича, его политическая смелость, энергия и порой необходимая политику готовность идти на риск уживались в нем с недостатком общей культуры, склонностью к поспешным и необоснованным решениям, может быть, с излишней грубостью. Все это, вместе взятое, определило трагедию его личности. 
 
 
 

1.  Краткая биография.

Родился в 1894 году в селе Калиновка Курской  губернии, рано начал трудовую жизнь. С двенадцати лет уже работал на заводах и шахтах Донбасса.

О своей  рабочей молодости и слесарном  ремесле он часто вспоминал. В 1918 году Хрущева принимают в партию большевиков.Он участвует в гражданской  войне, а после ее окончания находится  на хозяйственной и партийной  работе. Был делегатом от Украины на ХIV и XV съездах ВКП (б). В 1929 году поступил учиться в Промышленную академию в Москве, где был избран секретарем парткома. С января 1931 года - секретарь Бауманского, а затем Краснопресненского райкомов партии, в 1932 - 1934 годах работал сначала вторым, а затем первым секретарем МГК и вторым секретарем МК ВКП (б). На ХVII съезде ВКП (б), в 1934 году Хрущева избирают членом ЦК, а с 1935 года он возглавляет Московскую городскую и областную партийные организации. В 1938 году становится первым секретарем ЦК КП (б) Украины и кандидатом в члены Политбюро, а еще через год - членом Политбюро ЦК ВКП (б).

В годы Отечественной войны Хрущев был  членом военных советов Юго-

Западного направления, Юго-Западного, Сталинградского, Южного, Воронежского и 1-го Украинского фронтов. С 1944 по 1947 работал Председателем совета министров (СНК) Украинской ССР, затем вновь избран первым секретарем ЦК КП (б)У.

С декабря 1949 года он вновь первый секретарь  Московского областного и секретарь  Центрального комитетов партии. В марте 1953 года, после смерти

Сталина, целиком сосредотачивается на работе в ЦК, а в сентябре 1953 года избирается Первым секретарем ЦК. С 1958 года - Председатель совета министров СССР. На этих постах находился до 14 октября 1964 года. Октябрьский пленум (1964) освободил Хрущева от партийных и государственных должностей «по состоянию здоровья». Был персональным пенсионером союзного значения. Умер 11 сентября 1971 года.

2 .ОБСТАНОВКА  В СТРАНЕ ПОСЛЕ  СМЕРТИ И. В.  СТАЛИНА. 

     5 марта 1953 года умер И. В. СТАЛИН - человек, олицетворявший целую эпоху в жизни СССР. Как это ни странно, но смерть его все связывали с концом процветания всей страны. Образ этого политика настолько тесно слился с представлением о государстве, что эти два понятия не могли уже существовать раздельно. Со смертью СТАЛИНА закончилась пора расстрелов, фальсификации документов, бесправия, ночныx страxов. Шла ломка сознания. Грели  большие перемены. Это было ясно многим.

После погребения «великого вождя всех времен и народов» в мавзолее на Красной площади, высшее руководство СССР перераспределило свои обязанности. Главой государства был избран маршал К.Е. Ворошилов, главой правительства стал Г.М. Маленков, министром обороны - маршал Л.П. Берия. Однако пост главы партии оставался свободным, фактически же власть сконцентрировалась в руках Маленкова и Берии. Летом 1953 года, вернувшись из Берлина, Берия высказался против поддержки ГДР и за его отход к ФРГ. После этого последовал его арест. Инициаторами этой чрезвычайно опасной акции были секретарь ЦК КПСС НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ ХРУЩЕВ и министр обороны Н.А. Булганин. В декабре состоялся суд над Берией и его сподвижниками. Уже 14 марта Маленков был поставлен перед необходимостью выбора между руководством правительства и руководством Секретариата ЦК. Он выбрал первое. Во главе партии встал Хрущёв. В его руках сконцентрировалась власть над партией, которая сумела проникнуть во все области общественной жизни. Таким образом, Никита Сергеевич получил возможность влиять на все сферы жизни страны, однако, всей полноты власти он еще не имел.

     Хрущёв  был приближенным Сталина, во многом разделял его взгляды, участвовал в  репрессиях. Но, придя к руководству  партии, он, вопреки всем ожиданиям, предпринял шаги, направленные против злоупотреблений прошлых лет. Именно тогда был задан курс на освобождение от старых устоев. Пришел политик, готовый действовать нетрадиционными для данной страны методами. Всем своим видом он как бы старался развеять привычный стереотип советского лидера. Этот человек родился, вырос и работал в старой системе, но сам был представителем нового поколения с новыми, прогрессивными взглядами. Удивляла и его живая любознательность, выгодно отличавшая его от других политиков старого закала, смотревших на все с позиций, типичных для сталинского времени, бюрократов. Всеобщее внимание привлекала личность, непосредственно вникающая в суть каждой проблемы, которую приходилось решать.  

3. НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО  И ИЗМЕНЕНИЯ В  НЁМ.

     Крупнейшей  хозяйственной реформой, проведенной  во второй половине 50-х годов были преобразования гражданской промышленности и строительства. Был совершен переход от отраслевого к территориальному принципу управления, создание министерств, вместо совнархозов преследовало благородную цель: разрушить ведомственную монополию, приблизить управление к местам, поднять их инициативу, сбалансировать экономическое развитие республик, регионов, укрепить их хозяйственные связи и в итоге - ускорить экономическое развитие всей страны. Только управление ВПК оставалось централизованным. Более 3,5 тысяч предприятий было передано из общесоюзного в республиканское подчинение, а в ведение местных Советов переданы вопросы производства и распределения продукции местной промышленности. Эти меры укрепили экономическую власть республик, которая до этого была значительно ограничена.

Однако  реформа ударила по единой технической  и технологической политике, которую  собиралось развивать правительство. Укрепив хозяйственные связи  внутри республик, были разрушены эти  связи между ними. Местные ведомства  стали тянуть «финансовое одеяло» на себя.  Руководство страны вновь обратилось к административному рычагу-стали наращивать этажи управленческого аппарата: создавать республиканские совнархозы, затем Высший Совет народного хозяйства СССР. Управление становилось громоздким, неуклюжим, не способным быстро реагировать, нерешительным.

     Наибольший  успех гражданского сектора наблюдался в направление жилищного строительства. В СССР эта отрасль была плохо  развита, а в иные периоды жилья  просто не строили. Еще с войны многие люди жили в бараках, землянках, коммуналках. Получить отдельную квартиру было мечтой многих, но где взять столько жилого помещения? Был специально застроен экспериментальный район Черёмушки. Этот эксперимент повторился во многих других районах страны. Стали строить маленькие, дешевые дома в пять этажей, которые буквально росли как грибы. После смещения Хрущёва с поста главы правительства в его адрес слышалось много упреков по поводу пятиэтажек, но что можно было сделать лучшего в кратчайшие сроки, ведь не было в достаточной мере даже цемента, не говоря о других материалах? Как бы то ни было, но в кратчайшие сроки людей обеспечили жильем. Условия проживания стали сразу в несколько раз лучше. Таких темпов строительства наша страна не знала не до, не после 60-х годов.

     Крупным народнохозяйственным экспериментом  конца 50-х годов был переход  с пятилетнего к семилетнему  планированию. Утвержденный в 1956 году, пятилетний план развития народного  хозяйства СССР уже через год  посчитали неудачным и решили разработать новый, но только уже семилетний. Семилетка 1959-1965 гг. охватила два последних года шестой пятилетки и следующее пятилетие. По мнению руководства, с помощью нового плана можно было добиться форсированного освоения Востока страны, открыть простор для научно-технического прогресса, наконец, скоординировать народнохозяйственные планы стран-членов СЭВ. За семилетие, промышленный потенциал СССР увеличился почти вдвое. Вместо плановых 80% рост составил 84%, но предприятия группы «Б» план так и не выполнили.  

     А). Реформы в сельском хозяйстве.

Новый курс во внутренней политике СССР был  провозглашен в августе 1953 года на сессии Верховного Совета. Глава правительства  Г.М. Маленков, впервые поставил вопрос о «повороте экономики лицом  к человеку», о первоочередном внимании государства к благосостоянию народа через ускоренное развитие сельского хозяйства и промышленности.

Но не все шло гладко у нового руководителя партии: после устранения Л. П. Берии, между ним и Маленковым начались разногласия. «Союз» сельского хозяйства и тяжелой промышленности, за который выступал Хрущёв, не находил поддержки у Маленкова. Встал вопрос о первоочередной помощи селам через повышение государственных закупочных цен на продукцию колхозов, находившихся на грани разорения, и расширение посевных площадей. Освоение целинных земель должно было стать не только быстрым способом немедленного увеличения производства, но и весомым аргументом в силу необходимости увеличения парка сельхозмашин и тракторов, которого требовал этот замысел - в пользу подчинения этой программе значительных секторов тяжелой промышленности. Отстаивая такую позицию, появлялась возможность начать маневр против основного противника. Никита Сергеевич, от имени партийного руководства, впервые после свёртывания НЭПа, четко и определенно заявил, что без материального стимулирования крестьян сельское хозяйство не поднять.

Он смог добиться существенного повышения  закупочных цен на продукцию колхозов (в 5 раз на мясо и масло, на 50%--на зерновые). Все это сопровождалось уменьшением обязательных поставок, списанием долгов, снижением налогов на владение приусадебным участком и на продажу сельскохозяйственной продукции на свободном рынке. В 1953-1958 годах заметен рост доходов колхозов.

     Расширение  посевных площадей, освоение новых земель Северного Казахстана, Сибири, Алтая и Южного Урала составляло второй пункт экономической программы Никиты Сергеевича. Ее принятия он добился в 1954 году на февральском пленуме ЦК. В том же году был взят курс на поднятие целинных земель. Этого требовала необходимость немедленного решения проблемы недостатка зерна. Для укрепления же руководящих кадров колхозов на работу в них, в качестве председателей, было направлено более 120 тыс. специалистов сельского хозяйства из управленческого аппарата.

     В целом, крупные меры в области аграрной политике, проведенные в 1953-1958 годах, заключались в следующем: резко были повышены закупочные цены (они не компенсировали всех затрат на производство, но стали более обоснованными); были списаны долги прошлых лет; в несколько раз были увеличены государственные дотации на нужды сел; был отменен налог на личные подсобные хозяйства и разрешено пятикратное увеличение его размера; был провозглашен принцип «планирования снизу»; стали вводить пенсии и паспорта для колхозников; сами колхозы получили право вносить изменения в свои уставы с учетом местных особенностей; наконец, за 5 лет реализовали крупную программу освоения 42 млн. га целинных и залежных земель.

Информация о работе Политический портрет Н.С.Хрущёва