Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:45, реферат
Одной из самых непонятных и противоречивых фигур начала XX века
является император – Николай II.
Правление Николая II было ознаменовано экономическим развитием России и одновременно — ростом в ней социально-политических противоречий, революционного движения, вылившегося в революцию 1905—1907 годов и революцию 1917 года; во внешней политике — экспансией на Дальнем Востоке, войной с Японией, а также участием России в военных блоках европейских держав и Первой мировой войне.
Введение
1.Начало правления
2.Внутренняя политика
3.Внешняя политика 3.1.Русско-Японская война
3.2.Революция 1905-1907 г.
3.3.Первая мировая война
3.4.Революция 1917 г.
Заключение
Введение
Одной из самых непонятных
и противоречивых фигур начала XX века
является император – Николай II.
Правление Николая II было ознаменовано экономическим развитием России и одновременно — ростом в ней социально-политических противоречий, революционного движения, вылившегося в революцию 1905—1907 годов и революцию 1917 года; во внешней политике — экспансией на Дальнем Востоке, войной с Японией, а также участием России в военных блоках европейских держав и Первой мировой войне. Самым сложным при оценке роли личности в истории является вопрос характеристики этих событий, о чём хорошо писал русский историк Николай Иванович Костомаров: «В важных исторических событиях надобно различать две стороны: объективную и субъективную. Первая составляет действительность, тот вид, в котором событие происходило в своё время; вторая - тот вид, в каком событие запечатлелось в памяти потомков. И то, и другое имеет значение исторической истины…, исторические лица у потомков принимают образ совсем иной жизни, какой она имела у современников…, их качества идеализируются: у иных предполагают побуждения, каких они, может быть, и не имели вовсе…». [1]
Целью данной работы
является рассмотрение
российского императора как государственного
и политического деятеля в контексте исторических
событий.
Задачами данной работы являются:
1. Рассмотрение начала правления;
2.внутренняя политика Николая II;
3.внешняя политика Николая II.
Начало правления.
Император Николай II вступил на престол 20 октября 1894 года после смерти своего отца Александра III и до 2 марта 1917 года олицетворял высшую власть в Российском государстве.
Одними из первых кадровых решений императора Николая II было увольнение в декабре 1894 года конфликтного И. В. Гурко с поста генерал-губернатора Царства Польского и назначение в феврале 1895 года на пост министра иностранных дел А. Б. Лобанова-Ростовского — по смерти Н. К. Гирса.
В результате обмена нотами от 27 февраля (11 марта) 1895 года было установлено «разграничение сфер влияния России и Великобритании в области Памиров, на восток от озера Зор-Куль (Виктория)», по реке Пяндж; Памирская волость вошла в состав Ошского уезда Ферганской области; Ваханский хребет на русских картах получил обозначение хребта императора Николая II. Первым крупным международным актом императора явилась Тройственная интервенция — одновременное (11 (23) апреля 1895 года), по инициативе русского МИД, предъявление (вместе с Германией и Францией) требований к Японии пересмотреть условия Симоносекского мирного договора с Китаем, отказавшись от притязаний на Ляодунский полуостров.[3]
Первым публичным выступлением
императора в Петербурге стала его
речь, произнесённая 17 января 1895 года в
Николаевской зале Зимнего дворца пред
депутациями дворянства, земств и
городов, прибывших «для выражения
их величествам
Историк С. С. Ольденбург писал о речи 17 января: «Русское образованное общество, в своём большинстве, приняло эту речь как вызов себе <…> Речь 17 января рассеяла надежды интеллигенции на возможность конституционных преобразований сверху. В этом отношении она послужила исходной точкой для нового роста революционной агитации, на которую снова стали находить средства.» [1]
В 1896 году Николай II совершил большую поездку в Европу, встретившись с Францем-Иосифом, Вильгельмом II, королевой Викторией (бабка Александры Фёдоровны); завершением поездки стало его прибытие в столицу союзной Франции Париж. Ко времени его приезда в сентябре 1896 года в Британию, произошло резкое обострение отношений между Лондоном и Портой, связанное с резнёй армян в Османской империи, и одновременное сближение Петербурга с Константинополем; гостя́ у королевы Виктории в Балморале, Николай, согласившись на совместную разработку проекта реформ в Османской империи, отверг сделанные ему английским правительством предложения сместить султана Абдул-Гамида, сохранить Египет за Англией, а взамен получить некие уступки по вопросу о Проливах. Прибыв в начале октября того же года в Париж, Николай утвердил совместные инструкции послам России и Франции в Константинополе (от чего русское правительство до того времени категорически отказывалось), одобрил французские предложения по египетскому вопросу (что включало «гарантии нейтрализации Суэцкого канала» — цель, которую ранее наметил для русской дипломатии скончавшийся 30 августа 1896 года министр иностранных дел Лобанов-Ростовский). Парижские соглашения царя, которого в поездке сопровождал Н. П. Шишкин, вызвали резкие возражения со стороны Сергея Витте, Ламздорфа, посла Нелидова и других; тем не менее, к концу того же года русская дипломатия вернулась в своё прежнее русло: укрепление союза с Францией, прагматичное сотрудничество с Германией по отдельным вопросам, замораживание Восточного вопроса (то есть поддержка султана и оппозиция планам Англии в Египте). От одобренного на совещании министров 5 декабря 1896 года под председательством царя плана высадки российского десанта на Босфоре (при определённом варианте развития событий) в конечном итоге было решено отказаться. В течение 1897 года в Петербург прибыли 3 главы государств, чтобы отдать визит российскому императору: Франц-Иосиф, Вильгельм II, президент Франции Феликс Фор; в ходе визита Франца-Иосифа между Россией и Австрией было заключено соглашение на 10 лет.[6]
Манифест от 3 (15) февраля
1899 года о порядке законодательства
в Великом княжестве
Внутренняя политика.
Хотя Россия вступала в новый 20 век, государственное устройство продолжало оставаться неизменным. В руках императора по-прежнему сосредотачивалась абсолютная власть - законодательная, исполнительная и судебная одновременно. Ему принадлежало право контроля за аппаратом управления всеми государственными организациями. Россия не имела парламента, элементарных демократических свобод, в стране вне закона были политические партии и профсоюзы.[7]
Согласно данным впервые проведённой в январе 1897 года всеобщей переписи, численность населения Российской империи составила 125 миллионов человек; из них для 84 миллионов родным был русский язык; грамотных среди населения России было 21 %.
В январе того же года была осуществлена денежная реформа, установившая золотой стандарт рубля. Переход на золотой рубль, среди прочего, явился девальвацией национальной валюты: на империалах прежних веса и пробы значилось теперь «15 рублей» — вместо 10-и; тем не менее, стабилизация рубля по курсу «двух третей», вопреки прогнозам, прошла успешно и без потрясений.
Большое внимание уделялось рабочему вопросу. 2 июня 1897 года был издан закон об ограничении рабочего времени, которым устанавливался максимальный предел рабочего дня не более 11,5 часов в обычные дни, и 10 часов в субботу и предпраздничные дни, или если хотя бы часть рабочего дня приходилась на ночное время. На фабриках, имеющих более 100 рабочих, вводилась бесплатная медицинская помощь, охватившая 70 процентов общего числа фабричных рабочих (1898 год). В июне 1903 года высочайше утверждены Правила о вознаграждении потерпевших от несчастных случаев на производстве, обязывавший предпринимателя выплачивать пособие и пенсию потерпевшему или его семье в размере 50-66 процентов содержания потерпевшего. В 1906 году в стране создаются рабочие профсоюзы. Законом от 23 июня 1912 года в России вводилось обязательное страхование рабочих от болезней и от несчастных случаев.
Был отменен особый налог
на землевладельцев польского
Царствование Николая II явилось периодом экономического роста: в 1885—1913 годы темпы роста сельскохозяйственного производства составляли в среднем 2 %, а темпы роста промышленного производства 4,5-5 % в год. Добыча угля в Донбассе увеличилась с 4,8 млн тонн в 1894 году до 24 млн тонн в 1913. Началась добыча угля в кузнецком угольном бассейне. Развивалась добыча нефти в окрестностях Баку, Грозного и на Эмбе.
Продолжалось строительство
железных дорог, суммарная протяженность
которых, составлявшая 44 тыс. км в 1898 году,
к 1913 году превысила 70 тыс. километров.
По суммарной протяженности
Внешняя политика
В конце 19 - начале 20 века политическое положение в Европе было напряжённым из-за наличия двух противостоящих союзов - Тройственного союза и Антанты. Обе стороны усиленно вооружались, Тройственный союз был заключён Германией, Австро-Венгрией и Италией в 1882 году. Николай II сохранил союз с Францией как главную основу своей европейской политики.
Подчёркнутое миролюбие европейской политики России прекрасно отражают мирные инициативы Николая II. В1898 году он предложил созвать международную конференцию для обеспечения мира и сдерживания программ перевооружения, осуществлявшихся всеми крупными державами. Первая конференция прошла в июне 1899 года в столице Голландии Гааге при участии 26 государств Европы, Азии и Америки. Вторая конференция прошла в 1907 году также в Гааге. Всеобъемлющего соглашения о разоружении принять не удалось. Однако участники конференции всё же подписали ряд договоров, запрещавших использовать удушливые газы и снаряды, начинённые газом, применять разрывные пули. Решениями конференций были заложены основы современного гуманитарного права, определяющего порядок мирного решения международных конфликтов.[8]
3.1 Русско-японская война
Историк Ольденбург, будучи в эмиграции, утверждал в своём апологетическом труде, что ещё в 1895 году император предвидел возможность столкновения с Японией за преобладание на Дальнем Востоке, и потому готовился к этой борьбе — как в дипломатическом, так и в военном отношении. 3 июня 1896 года в Москве был заключён русско-китайский договор о военном союзе против Японии; Китай согласился на сооружение железной дороги через Северную Маньчжурию на Владивосток.[1]
В 1899 и 1907 годах состоялись Гаагские конференции мира, отдельные решения которых действуют и по сей день (в частности, был создан Постоянный арбитражный суд в Гааге). В 1900 году Николай II отправил русские войска на подавление Ихэтуаньского восстания совместно с войсками других европейских держав, Японии и США.
Аренда Россией Ляодунского полуострова, постройка Китайско-Восточной железной дороги и основание морской базы в Порт-Артуре, растущее влияние России в Манчжурии сталкивались с устремлениями Японии, которая также претендовала на Манчжурию.[6]
24 января 1904 года японский
посол вручил русскому
За пограничным сражением на реке Ялу последовали сражения под Ляояном, на реке Шахэ и под Сандепу. После крупного сражения в феврале — марте 1905 года, русская армия оставила Мукден. 20 декабря 1904 года был сдан Порт-Артур.
Исход войны решило морское сражение при Цусиме в мае 1905 года, которое завершилось полным поражением русского флота.[7]
23 августа (5 сентября) 1905 года в Портсмуте русскими представителями С. Ю. Витте и Р. Р. Розеном был подписан мирный договор. По условиям последнего, Россия признала Корею сферой влияния Японии, уступала Японии Южный Сахалин и права на Ляодунский полуостров с городами Порт-Артур и Дальний.
Поражение в русско-японской войне (первое за полвека) и последующее подавление смуты 1905—1907 гг. привели к падению авторитета императора в правящих и интеллигентских кругах. [4]
3.2 Революция 1905-1907 г.
9 января 1905 года в Петербурге,
столице Российской империи,
И революция полыхнула по всей стране. Рабочие забастовки охватили промышленные центры. Правительство пыталось взять ситуацию под свой контроль. 18 февраля по настоянию министра внутренних дел страны А.Г.Булыгина царь опубликовал указ, разрешавший организациям и частным лицам подавать на имя императора предложения об усовершенствовании государственного благоустройства. Вечером того же дня был подписан рескрипт о создании законосовещательного органа для разработки законодательных предложений - Думы.