Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 21:26, реферат
После распада СССР страна была в тяжелом экономическом положении, имела большое количество нерешенных политических проблем – осталась без прошлого, но у нее еще не было будущего. И это напряженно искомое будущее стране дал Б. Ельцин. Именно его государственная политика в кратчайшие сроки позволила перейти от застойного прошлого к бурно развивающейся современности России – нашему времени. Поэтому данный вопрос остается и, как мне кажется, останется в ближайшие годы, одним из самых значимых в истории страны
Введение………………………………………………2
Глава I. Ситуация в России перед «эпохой Ельцина».
1)Социально-экономические причины распада СССР……3
Глава II. Ельцин – миф, политик, человек.
1. Краткая биография …………5
2. Политическая деятельность……………….7
3) Отставка……………………………………17
III. Борис Ельцин – символ новой России.
Заключение…………………………………………..20
Список литературы…………………………………21
Одним из главнейших исторических вопросов является причина, по которой бывшие коммунисты встали на этот путь. Как предполагает Федор Бурлацкий в своих работах, причиной тому явилось то, что представители политической элиты «как прежде верили в коммунизм, стали верить в капитализм» [1, 228]. Я хочу согласиться с этим авторитетным политологом, т.к. считаю, что это очередной «русский феномен». Ельцин того времени, пришедший к власти благодаря обещанию быстро осуществить реформы, сам верил в возможность их быстрого проведения.
Следующим
этапом реформы экономики была либерализация
цен, начатая 2 января 1992 года, при этом
основная экономическая нагрузка легла
на население: в горниле инфляции
сгорели практически все
Новым министром была продолжена приватизация. Государственная собственность, как правило, не выставлялась на свободные аукционы, а оценивалась по значительно заниженной цене. Интересы коллективов предприятий гарантировались путем продажи им контрольного пакета акций. Права населения обеспечивались системой банковских билетов – ваучеров, стоивших 10 тысяч рублей, которые вскоре начали продаваться по 6-8 тысяч рублей.
А
приняло ли население реформы? В
этом вопросе разные слои населения
показали себя по-разному. Молодое поколение
– в целом да, т.к. в реформах они видели
для себя больше возможностей, пожилое
– скорее нет.
Принятие конституции.
Одним из важнейших достижений Бориса Ельцина является принятие новой демократической Конституции. Для разработки президентского проекта в конце весны 1993 года Борисом Ельциным было созвано Конституционное Совещание. В Совещании приняло участие более 700 человек, представлявших партийную, властную региональную, местную, экономическую и бюрократическую элиты. Многие из участников не имели никаких профессиональных знаний в области законотворчества. Но несмотря на столь разнообразный состав, в итоге удалось договориться.
В этом проекте закреплялась смешанная форма президентской и парламентской республики. Во многом, президентский проект представлял собой компиляцию западных норм, лишь статьи о Федеральном устройстве были написаны полностью самостоятельно. Были созданы гарантии против нового культа и режима личной власти путем четкого баланса власти между президентом и парламентом. Но на последнем этапе редакционная комиссия внесла ряд изменений, которые определили сильный перекос в сторону президентской власти. Заключительный вариант проекта был подписан участниками во Дворце Съездов Кремле.
21 сентября 1993 года Президент России Борис Ельцин выступил по телевидению с обращением к народу Федерации. Он сообщил, что подписал указ о прекращении деятельности Верховного Совета России и назначил выборы в Государственную Думу. В указ были включены поправки к действующей Конституции. Президент осознавал, что этот акт неконституционен, но он не видел другого выхода из политического кризиса.
В ответ Верховный совет РФ принял решение отстранить Ельцина от занимаемой должности, и около 150 народных депутатов отказались подчиниться указу и заперлись в здании парламента. 4 октября после обстрела здания танками начался исход обитателей парламента.
Так почему же Ельцин пошел таким путем? Это можно объяснить тем, что он попал в парламентский капкан: шантаж импичментом становился в борьбе с президентом главным оружием Хасбулатова и всего парламента в целом. Ельцин «не импичмента боялся, а именно простого русского слова «сняли». Или еще как-нибудь похлеще». В этой цитате из книги «Записки президента» видно одно из его качеств, благодаря которому он столь успешно боролся за власть – интуитивное понимание психологии российских людей. Решение о роспуске парламента, как утверждает Ф. Бурлацкий, «было сугубо личным решением, выношенным в глубине сердца, выстраданным в полемике, борьбе, перенесенных оскорблениях со стороны депутатов» [1, 261].
12
декабря 1993 года всенародным голосованием
была принята новая
Война в Чечне.
Поддавшись
влиянию своего ближайшего окружения
и поверив военному командованию,
которое убедило президента в
быстрой и малоболезненной
Пожалуй, не стоит упоминать обо всех перипетиях первой войны в Чечне. Упоминания стоят такие страшные и унизительные для всей страны и правящей верхушки, в первую очередь Ельцина, моменты, как захват террористами Кизляра, позже – Буденовска.
В
вопросах войны в Чечне, едва ли не
впервые в своей политической
карьере Б. Ельцин пошел на поводу у своих
приближенных, за что и поплатился резким
снижением доверия к себе народа.
Экономический кризис 1998 года.
В августе 1998 года произошло то, чего многие уже давно ждали: рухнула под собственной тяжестью «картонная» (на самом деле не представлявшая собой рыночную) экономика. Произошло это несмотря на заявления Б. Ельцина. Вскоре после этого был объявлен т.н. дефолт. Правительство приняло решение строить истинно рыночную экономику, процесс создания которой длится до сих пор.
Это событие показало, что невозможно жить в «виртуальной» экономике слишком долго, рынок всегда возьмет верх.
Внешняя политика.
Перед
новой независимой Россией
После распада СССР внешняя политика разделилась на два направления: отношения с независимыми государствами, бывшими ранее союзными республиками – «ближним зарубежьем», и отношения с государствами, ранее являвшимися «внешними» для СССР – «дальним зарубежьем».
Россия и «дальнее зарубежье»
Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.
После августовских событий 1991 года началось дипломатическое признание России.. В 1993-1994 годах были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира». Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 году Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.
Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентацию внешнеэкономических связей. Постоянными экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки.
Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответными предметами торговли выступали медикаменты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10%.
Особую роль в кризисе внешней политики сыграл внутренний кризис 1998-1999 годов, когда в августе 1998 года рухнул и оказался окончательно дискредитированным курс проводившихся с 1992 года реформ, а затем стали нарастать признаки разложения и до того слабого российского государства. Часть причин имела более глубокий характер. Внутренний кризис окончательно дезорганизовал процесс выработки внешней политики, еще более - на качество - ослабил Россию в глаза внешнего мира». В значительной части, международные отношения устанавливались при непосредственном участии Б. Ельцина, именно ему страна обязана улучшением отношений с ранее антагоничным России блоком НАТО, а в частности с США.
Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности правительства. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж.
Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единой оформленной организации.
Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывались дискриминацией проживающего там русскоязычного населения и нерешенностью некоторых территориальных вопросов. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской федерацией и Белоруссией.
Первый
Президент РФ проводил политический
курс, направленный на, в первую очередь,
экономическое сближение «осколков» бывшего
СССР, стараясь лично создавать и направлять
взаимоотношения со странами ближнего
зарубежья.
Отставка
Как часто говорят, для политика главное – вовремя уйти. По этой причине нельзя не затронуть отставку Б.Н. Ельцина.