Политические реформы Петра I и их воплощение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 23:56, доклад

Описание работы

Вся деятельность Петра I была направлена на создание сильного независимого государства. Осуществление этой цели могло быть реализовано, по мнению Петра, только через абсолютную монархию. Для образования абсолютизма в России была необходима совокупность исторических, экономических, социальных, внутри- и внешнеполитических причин. Таким образом, все проведенные им реформы можно считать политическими, поскольку результатом их осуществления должно было стать могущественное Российского государство.

Работа содержит 1 файл

Политические реформы Петра 1 и их воплощение.docx

— 22.12 Кб (Скачать)

Доклад

По  дисциплине «История управленческой мысли»

Тема  «Политические реформы Петра I и их воплощение»

Факультет экономики и менеджмента

 

 

Введение

 

Россия, как и другие страны Европы XVIII в., встала на путь модернизации. Начало этому процессу положили реформы Петра I, охватившие многие сферы жизни общества.

Вся деятельность Петра I была направлена на создание сильного независимого государства. Осуществление этой цели могло быть реализовано, по мнению Петра, только через абсолютную монархию. Для образования абсолютизма  в России была необходима совокупность исторических, экономических, социальных, внутри- и внешнеполитических причин. Таким образом, все проведенные  им реформы можно считать политическими, поскольку результатом их осуществления  должно было стать могущественное Российского  государство.

Предпосылки петровских реформ.

Каковы же были предпосылки  петровских реформ?

1. Россия была отсталой  страной, что представляло серьезную  опасность для национальной независимости  русского народа.

2. Промышленность развивалась,  но она по своей структуре  была крепостнической, и по  объему и по техническому оснащению  особенно, значительно уступала  промышленности западноевропейских  стран.

3. Сельское хозяйство  отличалось рутинными способами земледелия и было основано на подневольном труде крепостного крестьянина,

4. Русское войско в  значительной своей части состояло  из отсталого дворянского ополчения  и стрельцов, плохо обученных  и вооруженных.

5. Сложный государственный  аппарат.

6. Отставала Россия и  в области духовной культуры.

Основные этапы петровских реформ.

Историки выделяют три  этапа петровских реформ:

1. 1699-1710 гг. Происходят изменения в системе государственных учреждений, создаются новые. Реформируется система местного самоуправления. Устанавливается рекрутская система.

2. 1710-1719 гг. Ликвидируются старые учреждения и создается Сенат. Проводится первая областная реформа. Новая военная политика приводит к строительству мощного флота. Утверждается новая законодательная система. Государственные учреждения переводятся из Москвы в Петербург.

3. 1719-1725 гг. Начинают работать новые учреждения и окончательно ликвидируются старые. Проводится вторая областная реформа. Расширяется и реорганизовывается армия. Проводится церковная и финансовая реформы. Вводится новая система обложения и государственной службы.

Основные реформы.

Военная реформа.

Как известно, Северная война  началась неудачно для России. В  ноябре 1700 г. русская армия потерпела  крупное поражение под Нарвой. С этого времени началась бурная деятельность по созданию нового типа армии — регулярной. Армия начала комплектоваться путем рекрутских наборов: с определенного числа  крестьянских дворов брался один рекрут, который обязан был в качестве рядового нести службу, пока позволяло  здоровье. Позже Срок службы был  ограничен 25 годами. Офицерский состав комплектовался из дворян. Все дворяне  обязаны были находиться на военной  или гражданской службе. Содержание солдат и офицеров государство полностью  взяло на себя. Таким образом армия стала профессиональной: воинская служба была теперь единственным занятием для солдат и офицеров.

Реформа государственного аппарата.

 Для победы в войне  со Швецией необходимо было  реформировать не только армию,  но и огромную, неповоротливую  государственную машину. Петр мечтал  создать такой государственный  аппарат, который бы работал  четко, «регулярно», как часы. В силу ряда обстоятельств,  господствующих в европейских  странах умонастроений, с которыми  он познакомился в двух своих  зарубежных поездках и тесном  общении с иностранцами Кукуевой слободы, авторитарной традиции власти в России, а также рационалистического склада своего ума, Петр I верил в огромные возможности государственного аппарата. Ему казалось, измени он рациональным образом деятельность государственного аппарата, и изменится жизнь всего общества. Тем более в стране, где государственная власть подавляла общество, а воля монарха являлась законом, нетрудно было поверить в силу приказа. Поэтому Петр I, будучи человеком сильной воли, привыкший к всеобщему повиновению, считал, что только он один знает, что необходимо стране. Логическим следствием этого стала реформа государственного аппарата. В 1711 г. был создан высший орган государственной власти — Сенат, заменивший Боярскую думу. Сенаторы назначались царем. Во главе Сената стоял генерал-прокурор. В 1718—1721 гг. были ликвидированы приказы, а вместо них учреждены коллегии. Основная особенность системы управления через коллегии состояла в четком разделении между ними функции. Порядок работы коллегий определялся специальными регламентами, а общие принципы работы органов центральной власти излагались в Генеральном регламенте.

В 1708—1710 гг. в России создано  новое административное деление. Вся  страна была поделена на восемь губерний, во главе которых стояли губернаторы, обладающие полнотой исполнительной и  судебной власти на местах.

Налоговая реформа.

Содержание регулярной армии  и разросшегося государственного аппарата требовало гигантских средств. Одним  из способов получения этих средств  рассматривалась налоговая реформа.

В допетровские времена налогами облагался двор, равное количество налога платили и 10 и 20 обитателей двора. Петр ввел подушный налог — теперь налог взимался с одного человека (души) мужского пола. Для учета налогоплательщиков была проведена подушная перепись, а затем ее ревизия. С тех пор периодические переписи (ревизии) стали нормой российской жизни.

Существенное значение для  духовной жизни россиян имела  реформа церковного управления. Эта  реформа затрагивала очень чувствительные стороны российской жизни и потому проводилась постепенно. В 1700 г. умер патриарх Андриан. Петр I решил повременить  с выбором нового патриарха, а  для управления церковными делами в  соответствии с «Духовным регламентом» в  1721 г. была создана государственная коллегия — Святейший Синод. Таким образом, патриаршество фактически было ликвидировано (хотя официально такого решения не принималось). Начался Синодальный период деятельности церкви, который продолжался до августа 1917 г. Синод занимался имущественными делами церкви, назначением высших должностных лиц — епархиальных архиереев, выполнял координирующие функции в области религиозного и нравственного образования и воспитания.

Создание Святейшего Синода означало полное подчинение духовной власти светской, церковь превратилась в одно из государственных учреждений и должна была напрямую обслуживать  государственные интересы. Это отрицательно сказалось на духовной жизни русского общества. Православная церковь была административно ограничена и законсервирована и смирилась со своим положением служителя режиму. В отличие от Запада, где католическая церковь  играла самостоятельную политическую роль, и более того, диктовала  свою волю политическим режимам. Например, католическая церковь оказывала  решающее влияние на формирование политической власти. Поэтому русские священнослужители  никогда не выступали в роли духовных вождей, которые вели бы общество вперед. Наоборот церковь активно выступала  против всех нововведений.

Создание новых властных структур завершается провозглашением  в 1721 г. Петра I императором, т. е. главой светской и духовной сфер жизни. Никогда  прежде глава российского государства  не обладал такой полнотой власти. «... его величество самодержавный монарх, который никому на свете о своих делах ответа дать не должен». Следует особо отметить, что это осознанный выбор Петра, так как он абсолютно не воспринимал европейское общественное устройство, где была предусмотрена автономия общества от власти.

Все реформы Петра I закреплялись в форме уставов, регламентов, указов, имеющих одинаковую юридическую  силу. А когда 22 октября 1721 г. Петру I был присвоен титул «Отца Отечества», «Императора Всероссийского», «Петра Великого», это соответствовало  уже юридическому оформлению абсолютной монархии. Монарх не был ограничен  в полномочиях и правах никакими административными органами власти и управления. Власть императора была широка и сильна в такой степени, что Петр I преступал обычаи, касавшиеся персоны монарха. В Воинском уставе 1716г. и в Морском уставе 1720 г. провозглашалось: «Его величество есть самовластный монарх, который никому в своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять». «Монархова власть есть власть самодержавная, которой повиноваться сам Бог за совесть повелевает». Монарх являлся главой государства, церкви, верховным главнокомандующим, высшим судьей, исключительно в его компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами. Монарх являлся носителем законодательной и исполнительной власти.

В 1722 г. Петр I издал Указ о  престолонаследии, по которому монарх определял своего преемника «признавая удобного», но имел право лишить его  престола, видя «непотребство в наследнике», «усмотря достойного». Законодательство определяло действия против царя и государства самыми тяжкими преступлениями. Всякий, «кто какое зло умышлять будет», и те, которые «вспомогали или совет подавали или, ведая, не известили»,  наказывались смертной казнью, вырыванием ноздрей или высылкой на галеры – в зависимости от тяжести преступления.

Вывод.

Как бы не оценивалась деятельность Петра I, одно бесспорно: в России был дан мощный импульс развитию промышленности, созданы боеспособная армия и флот, заложены основы светской русской культуры и системы образования. В России, наконец-то, был сформирован компетентный государственный аппарат. При нем Россия получает широкое международное признание.

В результате Россия сделала  значительный шаг на пути интеграции в европейскую систему. Однако при  Петре I в России усилились и элементы восточного типа цивилизации. Произошло  полное огосударствление общественной жизни. Государственный аппарат, бюрократия подмяли под себя все сословия и социальные группы, перекрыв пути для формирования зачатков гражданского общества. Произошло полное закрепощение тех слоев общества, которые в  предыдущие эпохи оставались формально  свободными. Созданный Петром I огромный государственный сектор стал главным  препятствием для формирования рыночных отношений в промышленности.


Информация о работе Политические реформы Петра I и их воплощение