Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 23:56, доклад
Вся деятельность Петра I была направлена на создание сильного независимого государства. Осуществление этой цели могло быть реализовано, по мнению Петра, только через абсолютную монархию. Для образования абсолютизма в России была необходима совокупность исторических, экономических, социальных, внутри- и внешнеполитических причин. Таким образом, все проведенные им реформы можно считать политическими, поскольку результатом их осуществления должно было стать могущественное Российского государство.
Доклад
По дисциплине «История управленческой мысли»
Тема «Политические реформы Петра I и их воплощение»
Факультет экономики и менеджмента
Введение
Россия, как и другие страны Европы XVIII в., встала на путь модернизации. Начало этому процессу положили реформы Петра I, охватившие многие сферы жизни общества.
Вся деятельность Петра I была
направлена на создание сильного независимого
государства. Осуществление этой цели
могло быть реализовано, по мнению Петра,
только через абсолютную монархию.
Для образования абсолютизма
в России была необходима совокупность
исторических, экономических, социальных,
внутри- и внешнеполитических причин.
Таким образом, все проведенные
им реформы можно считать
Предпосылки петровских реформ.
Каковы же были предпосылки петровских реформ?
1. Россия была отсталой
страной, что представляло
2. Промышленность развивалась,
но она по своей структуре
была крепостнической, и по
объему и по техническому
3. Сельское хозяйство отличалось рутинными способами земледелия и было основано на подневольном труде крепостного крестьянина,
4. Русское войско в
значительной своей части
5. Сложный государственный аппарат.
6. Отставала Россия и в области духовной культуры.
Основные этапы петровских реформ.
Историки выделяют три этапа петровских реформ:
1. 1699-1710 гг. Происходят изменения в системе государственных учреждений, создаются новые. Реформируется система местного самоуправления. Устанавливается рекрутская система.
2. 1710-1719 гг. Ликвидируются старые учреждения и создается Сенат. Проводится первая областная реформа. Новая военная политика приводит к строительству мощного флота. Утверждается новая законодательная система. Государственные учреждения переводятся из Москвы в Петербург.
3. 1719-1725 гг. Начинают работать новые учреждения и окончательно ликвидируются старые. Проводится вторая областная реформа. Расширяется и реорганизовывается армия. Проводится церковная и финансовая реформы. Вводится новая система обложения и государственной службы.
Основные реформы.
Военная реформа.
Как известно, Северная война
началась неудачно для России. В
ноябре 1700 г. русская армия потерпела
крупное поражение под Нарвой.
С этого времени началась бурная
деятельность по созданию нового типа
армии — регулярной. Армия начала
комплектоваться путем
Реформа государственного аппарата.
Для победы в войне
со Швецией необходимо было
реформировать не только армию,
В 1708—1710 гг. в России создано новое административное деление. Вся страна была поделена на восемь губерний, во главе которых стояли губернаторы, обладающие полнотой исполнительной и судебной власти на местах.
Налоговая реформа.
Содержание регулярной армии
и разросшегося государственного аппарата
требовало гигантских средств. Одним
из способов получения этих средств
рассматривалась налоговая
В допетровские времена налогами облагался двор, равное количество налога платили и 10 и 20 обитателей двора. Петр ввел подушный налог — теперь налог взимался с одного человека (души) мужского пола. Для учета налогоплательщиков была проведена подушная перепись, а затем ее ревизия. С тех пор периодические переписи (ревизии) стали нормой российской жизни.
Существенное значение для
духовной жизни россиян имела
реформа церковного управления. Эта
реформа затрагивала очень
Создание Святейшего Синода
означало полное подчинение духовной
власти светской, церковь превратилась
в одно из государственных учреждений
и должна была напрямую обслуживать
государственные интересы. Это отрицательно
сказалось на духовной жизни русского
общества. Православная церковь была
административно ограничена и законсервирована
и смирилась со своим положением
служителя режиму. В отличие от
Запада, где католическая церковь
играла самостоятельную политическую
роль, и более того, диктовала
свою волю политическим режимам. Например,
католическая церковь оказывала
решающее влияние на формирование политической
власти. Поэтому русские
Создание новых властных структур завершается провозглашением в 1721 г. Петра I императором, т. е. главой светской и духовной сфер жизни. Никогда прежде глава российского государства не обладал такой полнотой власти. «... его величество самодержавный монарх, который никому на свете о своих делах ответа дать не должен». Следует особо отметить, что это осознанный выбор Петра, так как он абсолютно не воспринимал европейское общественное устройство, где была предусмотрена автономия общества от власти.
Все реформы Петра I закреплялись в форме уставов, регламентов, указов, имеющих одинаковую юридическую силу. А когда 22 октября 1721 г. Петру I был присвоен титул «Отца Отечества», «Императора Всероссийского», «Петра Великого», это соответствовало уже юридическому оформлению абсолютной монархии. Монарх не был ограничен в полномочиях и правах никакими административными органами власти и управления. Власть императора была широка и сильна в такой степени, что Петр I преступал обычаи, касавшиеся персоны монарха. В Воинском уставе 1716г. и в Морском уставе 1720 г. провозглашалось: «Его величество есть самовластный монарх, который никому в своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять». «Монархова власть есть власть самодержавная, которой повиноваться сам Бог за совесть повелевает». Монарх являлся главой государства, церкви, верховным главнокомандующим, высшим судьей, исключительно в его компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами. Монарх являлся носителем законодательной и исполнительной власти.
В 1722 г. Петр I издал Указ о престолонаследии, по которому монарх определял своего преемника «признавая удобного», но имел право лишить его престола, видя «непотребство в наследнике», «усмотря достойного». Законодательство определяло действия против царя и государства самыми тяжкими преступлениями. Всякий, «кто какое зло умышлять будет», и те, которые «вспомогали или совет подавали или, ведая, не известили», наказывались смертной казнью, вырыванием ноздрей или высылкой на галеры – в зависимости от тяжести преступления.
Вывод.
Как бы не оценивалась деятельность Петра I, одно бесспорно: в России был дан мощный импульс развитию промышленности, созданы боеспособная армия и флот, заложены основы светской русской культуры и системы образования. В России, наконец-то, был сформирован компетентный государственный аппарат. При нем Россия получает широкое международное признание.
В результате Россия сделала значительный шаг на пути интеграции в европейскую систему. Однако при Петре I в России усилились и элементы восточного типа цивилизации. Произошло полное огосударствление общественной жизни. Государственный аппарат, бюрократия подмяли под себя все сословия и социальные группы, перекрыв пути для формирования зачатков гражданского общества. Произошло полное закрепощение тех слоев общества, которые в предыдущие эпохи оставались формально свободными. Созданный Петром I огромный государственный сектор стал главным препятствием для формирования рыночных отношений в промышленности.
Информация о работе Политические реформы Петра I и их воплощение