Политические реформы перестройки

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 10:49, контрольная работа

Описание работы

Понятие «перестройка» весьма спорно: каждый подразумевает под ним нечто, соответствующее его политическим взглядам. Я понимаю под словом «перестройка» совокупность общественно-политических процессов в период 1985-1991 годов. По масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всем мире перестройку справедливо сопоставляют с такими историческими событиями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России. Итак, термин «перестройка» появился в нашей политической лексике в 1985 году.

Содержание

Введение…………………………………………………………….........3
1. Ускорение……………………………………………………………...4
2.«Сухой закон»………………………………………………………….6
3. Гласность………………………………………………………………6
4.Политические реформы……………………………………………….8
5.Национальные движения……………………………………………...9
6.Неудавшийся НЭП…………………………………………………...10
Заключение……………………………………………………………..10
Список использованной литературы………………………………….15

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Российской Федерации.docx

— 46.69 Кб (Скачать)

За годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика искусственного, за счет дополнительной денежной эмиссий, роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике — все это привело к нарастанию в течение 1990—1991 гг. экономического, кризиса в стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России .

Предстояло продолжить процесс  формирования свободного демократического общества, успешно начатый «перестройкой». В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности», складывалась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии — КПСС, фактически сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ее ветви. Требовалось реформировать государственно-политическую систему страны, что оказалось вполне по силам новому российскому руководству. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.

Ускоренный рост зарплат  и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров исчезло из государственной торговли, но зато втридорога продавалось в коммерческих магазинах и на «черном рынке». За период с 1985 г. по 1991 г. Розничные цены выросли почти в три раза, государственный контроль за ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода.

Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособности СССР. Суммарный внешний долг Советского Союза к концу 1991 г. Составлял более 100 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность СССР в конвертируемой валюте в реальном выражении оценивалась около 60 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение процентов и др.) уходило 25—30% от суммы советского экспорта в конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные обязательства по обслуживанию внешнего долга. Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно необходимой.

 

Список использованной литературы

1. Материалы апрельского  Пленума ЦК КПСС. М., Политиздат, 1985.

2. Ф. Бурлацкий. Записки  современника.М.,1989.

3. О. Тоффлер. Информатика  и идеология. Пер.с англ. М., 1992.

4. Постановление ЦК КПСС  и Верховного Совета СССР «Об  усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом», М., 1985.

5. Материалы январского  Пленума ЦК КПСС. М., Политиздат, 1987.

6. Материалы XIX Всесоюзной  конференции КПСС 28 июня – 1 июля 1988 года М. 1988 г

7. Закон СССР «О кооперативах»,  М., 1986.

8. История России и  ее соседей. Аванта плюс,1999.

9. Егор Гайдар «Государство  и эволюция»,1998.

10. С. Рябикин «Новейшая  история России (1991-1997)»

11. Михаил Геллер «Седьмой  секретарь: 1985-1990»

12. Михаил Геллер «Россия  на распутье: 1990-1995»

 


Информация о работе Политические реформы перестройки