Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 19:34, реферат
В истории политической мысли различные планы революционных преобразований занимают не последнее место. Идея разрушить старый строй и на обломках построить новый за короткий период времени всегда оставалась характерной для российской истории. Влиянию такой идеи были подвержены все революционеры, в том числе и декабристы. Концепция декабристов в качестве основы включает взгляды на государство и право, организацию, компетенцию и деятельность центральных и местных органов власти, государственное устройство, военную организацию, суд, правовое положение отдельных слоев населения, законодательство.
Введение
В истории политической мысли различные
планы революционных
Восстанию декабристов посвящено
много работ ХIХв., дореволюционной
и советской историографии. Дворянская
охранительная историография
Целью данной работы является анализ социально-политических программ Северного и Южного общества и идей, изложенных в них.
Главным источником революционной идеологии декабристов были противоречия российской действительности, т.е. между потребностями национального развития и феодально-крепостническими порядками, которые тормозили экономический прогресс. Самым нетерпимым для передовых русских людей было крепостное право. Оно олицетворяло собой все недостатки феодализма -- царившие повсюду деспотизм и произвол, гражданское бесправие большей части народа, экономическое отставание страны, раздиравшие ее социальные коллизии. Из передовой литературы (особенно из книги А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» и комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль») будущие декабристы черпали впечатления, толкавшие их к выводу: надо отменить крепостное право, преобразовать Россию из самодержавного в конституционное государство. Подобные размышления среди передовой молодежи начались распространяться еще до войны 1812г. Война же резко ускорила рост их политического сознания.
В войне с Наполеоном приняли участие 115 будущих декабристов. Война окончательно разбудила революционное сознание декабристов, поскольку свела их с простыми людьми -- крестьянами, ремесленниками и т.д. -- не как господ с холопами, а как соратников по войне, заставила их больше, чем когда-либо, задуматься над судьбами России и ее народа. А.А.Бестужев прямо называл войну 1812г. «началом свободомыслия в России». «Мы были дети 1812 года», -- заявил от имени всех декабристов М.И.Муравьев-Апостол.
Воздействие Отечественной войны на будущих декабристов усилилось в заграничных походах 1813--1815гг., когда они воочию увидели то, о чем знали только из европейской литературы и понаслышке: жизнь людей без крепостного права. Тот же А.А.Бестужев свидетельствовал: «Сравнение со своим естественно произвело вопрос -- почему же не так у нас?» Будущие декабристы «заразились» настроением, которое В.О.Ключевский назвал «патриотической скорбью». Видеть русский народ, «первый в Европе по славе и могуществу», как они считали, «в цепях крепостничества» после исторических побед 1812--1815гг. стало для них невыносимым. Отныне резко возрос их интерес к европейской просветительной философии, к законодательству Англии, конституциям США, Франции, Испании, к политическим катаклизмам на Западе 1812-1815гг., которые, по словам Пестеля, «познакомили умы с революциями, с возможностями и удобностями оные производить».
Передовые дворяне, включая офицеров, ждали, что Александр I, победив Наполеона, даст крестьянам России волю, а стране -- конституцию. По мере того как выяснялось, что царь не уступит ни того, ни другого, они все больше разочаровывались в нем. Символически выглядел пассаж, свидетелями которого стали будущие декабристы. В «Записках» И.Д.Якушкина читаем, как торжественно встречал Петербург летом 1814г. гвардию, вернувшуюся из Парижа. «Показался император на славном рыжем коне, с обнаженной шпагой, которую уже он готов был опустить перед императрицей. Мы им любовались, Но в эту самую минуту почти перед его лошадью перебежал через улицу мужик. Император дал шпоры своей лошади и бросился на бегущего с обнаженной шпагой. Полиция приняла мужика в палки. Мы не верили собственным глазам и отвернулись, стыдясь за любимого нами царя. Это было во мне первое разочарование на его счет; я невольно вспомнил о кошке, обращенной в красавицу, которая не могла видеть мыши, не бросившись на нее». Именно с 1814г. движение декабристов делает первые шаги.
Для достижения своих целей, эволюционирующих со временем, декабристы выбрали тактику военной революции, которая заключалась в следующем: государственный переворот осуществляет армия без участия народа, хотя и для его блага. Ряд причин объясняет нам, почему декабристы избрали именно эту тактику. Во-первых, все они были дворяне, оторванные от народа по своему происхождению, и боялись стихии народного гнева. «С восстанием крестьян, - считал С.П.Трубецкой, - неминуемо соединены будут ужасы, которых никакое воображение представить себе не может». Такой взгляд был вполне оправдан, народ в России тогда был политически темен и подвержен разрушительному «вирусу пугачевщины». Подобную точку зрения разделяли не только умеренные декабристы вроде В.И.Штейнгеля, но и радикалы, как А.Бестужев. Далее, декабристами были, как правило, представители военной знати, что и побуждало их ориентироваться на армию. Учитывали они и опыт дворцовых переворотов в России ХVIIIв. силами гвардии, особенно переворота 11 марта 1801г., когда Павел I пал жертвой офицерского заговора. Наконец, и опыт военных революций на Западе 1820--1821гг. (в Испании, Португалии, Неаполе, Пьемонте) убеждал декабристов в том, что именно тактика военной революции сулит им успех.
1.1 Ранние декабристские организации
С 1814 г. образовываются общества, вошедшие
в историю как
«Священная артель» офицеров Генерального штаба тоже имела двух лидеров - братьев Муравьевых: Николая Николаевича и Александр Николаевича. К ним примкнули третий из братьев Муравьевых Михаил, а также И.И.Пущин, И.Г.Бурцов, А.А.Дельвиг. «Священная артель» устроила свой быт по-республикански: одно из помещений офицерских казарм украшал «вечевой колокол», по звону которого все артельщики собирались на беседы, Они не только осуждали крепостное право, но и грезили о республике. «Семеновская артель» (офицеров лейб-гвардии Семеновского полка) была самой крупной из преддекабристских организаций. Ее составляли 15--20 человек, среди которых выделялись такие вожаки декабризма, как С.П.Трубецкой, С.И.Муравъев-Апостол, И.Д.Якушкин. Артель просуществовала всего несколько месяцев - 1815г. Александр I узнал о ней и велел «прекратить сборища офицеров».
Все преддекабристские объединения существовали легально или полулегально, а 9 февраля 1816г. группа членов «Священной» и «Семеновской» артелей во главе с А.Н.Муравьевым учредила тайную, первую собственно декабристскую организацию -- «Союз спасения». Из новых лиц сюда вошли будущие лидеры «Северного» и «Южного» обществ Никита Муравьев и Павел Пестель. Всего в «Союзе спасения» было 30 членов, которые приняли устав, главным автором которого был Пестель. Устав определил цели «Союза» -- уничтожить крепостное право и заменить самодержавие конституционной монархией. Большинство Союза, следуя принципу «Мнения правят миром», предлагало готовить в стране такое общественное мнение, которое со временем принудило бы царя к обнародованию конституции. Меньшая часть излагала более радикальные меры. Лунин предложил свой план цареубийства, однако ему возразил Пестель, доказывая, что заговорщикам нужно еще устроить тайное общество, согласовать свои мнения, выработать конституцию и т.д. Лунин досадливо отмахнулся от его идеи «наперед энциклопедию написать, а уж потом к революции приступить». Разногласия внутри «Союза спасения» усиливались.
В сентябре 1817г. члены Союза провели совещание, известное как Московский заговор. Здесь предложил себя в цареубийцы штабс-капитан И.Д.Якушкин, планируя имитацию дворянской дуэли со смертельным исходом для обеих сторон. Мысль Якушкина поддержали лишь единицы, в итоге «Союз» запретил покушение на цареубийство - убить царя считалось возможным, но у заговорщиков не было сил для последующего переворота. Разногласия завели «Союз спасения» в тупик и активные члены «Союза» решили ликвидировать свою организацию и создать новую, более сплоченную, широкую и действенную, А пока разрабатывался устав нового союза, декабристы договорились создать переходное общество, которое объединило бы людей и подготовило их к вступлению в новый союз. Так в октябре 1817г. в Москве было создано «Военное общество», которое сыграло роль «контрольного фильтра». Сквозь него были пропущены основные кадры «Союза спасения» и новые люди, которых еще следовало проверить. В результате большая часть членов «Военного общества» была принята в «Союз благоденствия», начавшего действовать в январе 1818г. Этот союз имел уже более 200 членов и устав под названием «Зеленая книга». По уставу «Союз благоденствия» делился на управы, главной была Коренная управа в Петербурге, ей подчинялись деловые и побочные управы как в столице, так и на местах -- в Москве, Нижнем Новгороде, Полтаве, Кишиневе, Тульчине (всего 15). «Зеленую книгу» составила комиссия в составе Никиты и Михаила Муравьевых, С.П.Трубецкого и П.И.Колошина. Она взяла за основу устав прусского тайного патриотического общества 1808--1810гг., изъяв из него требования о защите существующего строя. В дошедшем до нас тексте первой части ставилась задача, известные всем членам «Союза», - создание передового общественного мнения, которое подготовило бы примерно к 1840г. «общее развержение умов», т.е. революцию. Для этого «Зеленая книга» предписывала каждому из членов Союза выбрать одну из четырех «отраслей» деятельности: человеколюбие, образование, правосудие, общественное хозяйство. Во второй части, которая была известна только членам Коренной управы, формировалась главная цель Союза - уничтожение самодержавия и крепостничества.
В январе 1820г. Пестель сделал доклад о формах государственного устройства, после чего все участники заседания единогласно высказались за республику. Так впервые была поставлена задача преобразования России в республику. Определив новую цель, «Союз благоденствия» избрал на своем съезде в Москве (начало января 1821 г.) тактику военной революции, которой декабристы и руководствовались отныне до конца, на всех этапах движения. Ряд членов Союза выступили против радикализма в программе и тактике, и с целью урегулировать разногласия был созван в Москве январский 1821г. съезд уполномоченных от управ Союза. Сенсацией съезда стала информация, что агенты царизма напали на след заговорщиков. Чтобы сбить их со следа, а так же отсеять из общества особенно радикально настроенных, съезд решил фиктивно распустить Союз, под этим предлогом удалить из него ненадежных членов и создать новую, еще более конспиративную, организацию с более умеренным и «усредненным» курсом. Умеренные одобрили роспуск Союза и отошли от движения. Радикалы же начали строить два новых общества.
С 1821г. движение декабристов вступило
в новую фазу: на севере и юге
страны параллельно создаются
2. Проекты декабристских обществ
2.1 «Русская правда» Пестеля
Полное название: «Русская Правда, или Заповедная государственная грамота великого народа российского, служащая заветом для усовершенствования государственного устройства России и содержащая вариант наказа для народа, так и для временного Верховного правления». Работу над ней Пестель начал вскоре после окончания войны 1812--1814гг. По мере написания данный документ обсуждался многими членами тайного общества и к 1823г. вчерне был закончен. Намечалось 10 глав: первая глава о границах государства; вторая -- о различных племенах; третья -- о сословиях; четвертая -- о народе в отношении к общественному состоянию; пятая -- о народе в отношении к частному состоянию»; шестая -- об устройстве и образовании верховной власти; седьмая -- об устройстве и образовании местной власти; восьмая -- об устройстве безопасности в государстве; девятая -- о правительстве в отношении к устройству благосостояния в государстве; десятая -- наказ для составления государственного свода законов. Кроме того, имелось введение, говорившее об основных понятиях конституции, и краткое заключение, содержавшее главнейшие определения и постановления. В итоге были написаны три главы, еще две - в черновом варианте, остальные - в качестве разнообразных отрывков.