Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 00:21, контрольная работа
В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма. Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти.
Введение 4
1 Реформы Петра I 6
1.1 Административные реформы 6
1.2 Политические реформы 10
2 Причины и особенности становления абсолютной монархии в России. Утверждение самодержавия 00
Заключение 00
Список литературных источников 00
Термины и понятия 00
Министерство образования и науки РФ
ФКБОУ
ВПО "Вологдский государственный
технический университет "
Кафедра
социальных и гуманитарных
наук
Контрольная работа №1
по отечественной истории
тема: «Политические и административные реформы Петра I.
Утверждение
самодержавия в России
Выполнил студент: Соловьев А. В.
Группа: ЗДЭОб – 11
Шифр: 110730870218
Проверил:
Лебединска Т. А.
Вологда 2012 г.
Оглавление
Задание №1
Задание №2
Задание
№3
Содержание
Введение 4
1 Реформы Петра I 6
1.1 Административные реформы 6
1.2 Политические реформы 10
2 Причины и особенности становления абсолютной монархии в России. Утверждение самодержавия 00
Заключение 00
Список литературных источников 00
Термины и понятия 00
Введение
В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма. Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной силы для проведения более агрессивной внешней политики и подавления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности государства.
После смерти императора в 1725 г.
Россия была на пути превращения совсем
в другую страну: из Московского государства,
чьи контакты с Европой были довольно-таки
ограниченными, она превратилась в
Российскую империю - одну из величайших
держав мира. Петр превратил Россию
в подлинно европейскую страну
(во всяком случае, как он это понимал)
- недаром выражение «прорубил окно в Европу»
стало настолько часто употребляемым.
Деятельность Петра создала все условия
для более широкого знакомства
России с культурой, образом жизни, технологиями
европейской цивилизации. Еще одной важной
особенностью петровских реформ было
то, что они затронули все слои общества,
в отличие от предыдущих попыток российских
правителей. Строительство флота, Северная
война, создание новой столицы - все это
становилось делом всей страны.
1.1 Административные реформы
С 1708 г. Петр начал перестраивать старые органы власти и управления и заменять их новыми. В результате к концу первой четверти XVIII в. сложилась следующая система органов власти и управления.
Вся полнота законодательной, исполнительной, и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны получил титул императора. В 1711 г. был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями. Он принципиально отличался от своего предшественника - Боярской думы.
Члены совета назначались императором. В порядке осуществления исполнительной власти Сенат издавал указы, имевшие силу закона. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции "ока государства". Этот контроль он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все правительственные учреждения. В первой четверти XVIII в. к системе прокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая оберфискалом. В обязанности фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц, нарушавших "казенный интерес".
Никак не соответствовали
Взамен устаревшей системе
Кроме коллегий было создано несколько контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены. Одни из них, например Герольдмейстерская контора, ведавшая службой и производством в чины дворян; Преображенский приказ и Тайная канцелярия, ведавшие делами о государственных преступлениях, подчинялись Сенату, другие - Монетный департамент, Соляная контора, Межевая канцелярия и др. - подчинялись одной из коллегий.
В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Так, Смоленская и Архангелогородская губернии своим размером мало отличались от современных областей, а Московская губерния охватывала весь густонаселенный центр, территорию современных Владимирской, Ивановской, Калужской, Тверской, Костромской, Московской, Рязанской, Тульской и Ярославской областей, на которой жила почти половина всего населения страны. В число губерний вошли Петербургская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская.
Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых зачастую противоречили друг другу.
Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с канцелярией при нем. Провинции, в свою очередь, делились на уезды с воеводой и уездной канцелярией. Некоторое время в царствование Петра уездная администрация была заменена выборным земским комиссаром из местных дворян или отставных офицеров. Его функции ограничивались сбором подушной подати, наблюдением за выполнением казенных повинностей, задержанием беглых крестьян. Подчинялся земский комиссар провинциальной канцелярии. В 1713 г. местному дворянству было предоставлено выбирать по 8-12 ландратов (советников от дворян уезда) в помощь губернатору, а после введения подушной подати были созданы полковые дистрикты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления. В 1712 г. был издан указ Петра, в котором он объяснял, что офицер имеет бесспорное преимущество перед неслужащим дворянином, как бы знатен тот ни был. Указом 1714 г. невыучившемуся дворянину было запрещено жениться.
Петр в 1722 г. ввел в России новую систему учета службы и продвижения по служебной лестнице. Она была записана в особом законе – «Табели о рангах». Табелью вводилась новая иерархия чинов, которые можно было получить исключительно посредством службы, поднимаясь, как по лестнице, все выше и выше от одного чина к другому.
Все чины делились на четыре категории: воинские (сухопутные, гвардейские, артиллерийские), морские, штатские (статские) и придворные. Одновременно все чины входили в разряды – «классы», ранги. Высшим был 1 класс, низшим – 14 класс.
В
1723 г. появилась категория «
1.2
Политические реформы
С середины XVII века сословно-представительная монархия в Русском государстве начинает постепенно трансформироваться в абсолютную монархию, самодержавие. Усиление власти монарха, свойственное самодержавию, выразилось в некоторых внешних атрибутах, важнейшим из которых явилось провозглашение царя императором. Петру принадлежат верховные права а законодательстве (утверждение законов), в верховном управлении (назначение и увольнение высших чиновников, верховное руководство центральными и местными учреждениями и органами управления, верховное командование вооруженными силами, заведование финансами и т. д.) и в высшем суде (учреждение приговоров, помилование). Процесс протекал медленно и состоял в том, что постепенно прекращается созыв Земских соборов. Усиливалась власть царя, а Боярская дума теряла свое значение. Дума теперь собиралась редко и царь стал решать дела или единолично, или с двумя-тремя ближними советниками (“комнатой”). Акты стали издаваться от имени одного царя. В Уставе о наследии престола (1722 г.) установлено было право монарха назначать себе преемника. Иными словами, отменялось последнее еще сохранявшееся ограничение власти монарха установившимся порядком престолонаследия. Власть монарха становится неограниченной. В полной мере утверждается абсолютная монархия. Во второй половине XVII в. появляются такие атрибуты самодержавия как мощный бюрократический чиновничий аппарат, регулярные армия и полиция. В1721 г. патриаршество было отменено и учреждена особая духовная коллегия - Святейший православный синод. Учреждением Синода Петр подчинил церковную власть светской. Лишенная автономии, церковная иерархия признала власть российского самодержца. С учетом всего выше сказанного можно сделать вывод, что в России в 17 веке происходит утверждение самодержавия.
Заключение
Главным итогом всей совокупности Петровских
реформ стало установление в России режима
абсолютизма, венцом которого стало
изменение в 1721 г. Титула российского
монарха - Петр объявил себя императором,
а страна стала называться Российской
Империей. Таким образом, было оформлено
то, к чему шел Петр все годы своего
царствования - создание государства со
стройной системой управления, сильной
армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего
влияние на международную политику. В
результате Петровских реформ государство
не было связано ничем и могло пользоваться
любыми средствами для достижения своих
целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу
государственного устройства - военному
кораблю, где все и вся подчинено воле
одного человека - капитана, и успел
вывести этот корабль из болота в бурные
воды океана, обходя все рифы и мели. Россия
стала самодержавным, военно-бюрократическим
государством, центральная роль в котором
принадлежала дворянскому сословию. Вместе
с тем отсталость России не была полностью
преодолена, а реформы осуществлялись
в основном за счет жесточайшей эксплуатации
и принуждения. Роль Петра Великого
в истории России трудно переоценить.
Как бы не относиться к методам и стилю
проведения им преобразований, нельзя
не признать - Петр Великий является одной
из самых заметных фигур мировой истории.
Список
использованной литературы.
1. Соловьев С.М. Об истории новой России. - М.:Просвещение,1993.
2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л.:Лениздат,1989.
3. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII - первой половине XIX века:
История. Историк.
Документ. - М.:МИРОС,1994.
4. Павленко Н.И.
Петр Великий. - М.:Мысль,1990.
Термины и понятия