Подвиги защитников во время оборонительных боев

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 15:51, доклад

Описание работы

Вклад народа в победу во время оборонительных боев очень велик. С самых первых часов войны, белорусы встали на борьбу с врагом и мужественно сражались.

Работа содержит 1 файл

ПОДВИГИ БЕЛОРУСОВ ВО ВРЕМЯ ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ БОЁВ.docx

— 24.37 Кб (Скачать)

ПОДВИГИ ЗАЩИТНИКОВ ВО ВРЕМЯ ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ БОЁВ

        Вклад народа в победу во время оборонительных боев очень велик. С самых первых часов войны, белорусы встали на борьбу с врагом и мужественно сражались. 

       Фашистская Германия, нарушив пакт о ненападении , 22 июня 1941 года вероломно напала на СССР. На территории Беларуси развернулись оборонительные бои. В соответствии с планом молниеносной войны главный удар на московском направлении наносила группа армий «Центр». Она имела цель уничтожить в приграничных боях войска Западного особого военного округа.

        В первоначальный период войны войска Красной Армии вынуждены были отступать. Вооруженные силы, в том числе и та их часть, которая размещалась в БССР, были ослаблены репрессиями, лишившими Красную Армию опытных командиров.

        Советские воины оказывали отчаянное  сопротивление, проявляли стойкость  и мужество. Насмерть, до последнего патрона стояли на своих рубежах пограничники. Погибали, но не покидали боевых позиций воины пограничных застав, которыми командовали М. К. Ишков, А. М. Кижеватов, И. Р. Тихонов, В. М. Усов.

         Бесстрашно сражался личный состав 19-й заставы, расположенной в центре поселка Томашевки. Командовал ею лейтенант П. П. Стрелкин. Когда начался артиллерийский обстрел, пограничники заняли оборонительные сооружения в опорном пункте. Начальник заставы дал команду собрать пограничные наряды, а красноармейца Николая Желтоножку направил в штаб стрелкового полка с сообщением об обстановке.

       Между тем фашисты усиливали  натиск. Атака следовала за атакой. В результате одной из них  гитлеровцам удалось захватить  железнодорожный мост, через который  пошли вражеские танки и мотопехота. Казалось, исход боя предрешен  и пограничники не выстоят,  но они продолжали вести огонь  по врагу. Тогда фашисты выслали  специальный отряд для ликвидации  и блокирования опорного пункта. Это не принесло им успеха. Уничтожив более 50 гитлеровцев,  пограничники, меняя позиции, через  поросшее кустарником болото  вышли на дорогу, которая вела  в местечко Шацк, и заняли оборону у деревни Пища. Здесь они соединились с частями поддержки и совместными действиями выбили фашистов из деревни.

        Во время этих боев проявила себя пограничная застава лейтенанта А. Кижеватова. 9-я пограничная застава во главе с ее начальником лейтенантом А. М. Кижеватовым находилась непосредственно в Брестской крепости. С каждым днем положение ее защитников становилось все тяжелее, не хватало боеприпасов, не было пищи и воды. Гитлеровцы практически непрерывно обстреливали крепость из орудий и минометов, одна атака сменяла другую. Крепость не сдавалась, ее гарнизон стоял насмерть.

       Неоднократно пограничники предпринимали  дерзкие вылазки, уничтожали врага.  Они дрались до последнего  патрона, пока могли держать  в руках оружие. Раненые оставались  в строю и продолжали бить  врага, и примером для них  был лейтенант Кижеватов, раненный не один раз.

      6 мая 1965 года Указом Президиума  Верховного Совета СССР лейтенанту  Кижеватову Андрею Митрофановичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

    Уже в первые часы войны развернулись воздушные бои в небе Беларуси. Большое значение в победе над врагом имели воздушные операции. На протяжении всей войны белорусские лётчики отважно и мужественно вели воздушные бои. Белорусские лётчики участвовали в различных битвах: битва под Москвой, Смоленская битва, Сталинградская битва, Курская битва и т.д.

    Уже в первый день войны в небе над  Беларусью лётчики совершили 10 воздушных  таранов. Лётчики-истребители ВВС  Западного Особого военного округа в этот день совершили 1900 самолёто-вылетов и сбили более 100 вражеских самолётов.

     С первого же дня Великой Отечественной войны капитан Н.Гастелло во главе своей эскадрильи громил фашистские танковые колонны, разносил в пух и прах военные объекты, в щепу ломал мосты. 26 июня на пути Радошковичи-Молодечно совершил свой подвиг экипаж самолета капитана Н. Гастелло. Во главе своей эскадрильи капитан Гастелло сражался в воздухе. Далеко внизу, на земле, тоже шел бой. Моторизованные части противника прорывались на советскую землю. Огонь нашей артиллерии и авиация сдерживали и останавливали их движение. Ведя свой бой, Гастелло не упускал из виду и бой наземный. Но вот снаряд вражеской зенитки разбивает бензиновый бак его самолета.

     И капитан Гастелло не отстегнул наплечных ремней, не оставил пылающей машины. Сбить пламя так и не удалось, и командир направил горящий бомбардировщик на колонну вражеских машин. Экипаж не покинул своего командира и погиб вместе с ним.

     За этот подвиг Н. Гастелло был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза, а члены экипажа — лейтенанты А. Бурденюк, Г. Скоробогатый и старший сержант А. Калинин награждены орденами.

      При обороне Гомеля совершил свой первый воздушный подвиг летчик Б. Ковзан — единственный на свете летчик, который сделал четыре воздушных тарана и остался в живых. С первых дней войны Ковзан находился в действующей армии и прикрывал от вражеских налетов Гомель, где проходил службу в полку, которым командовал Немцевич Ю.А. (126-й истребительно авиационный полк). На третий день войны младший лейтенант Ковзан на истребителе И -15 бис открыл свой боевой счёт, сбив бомбардировщик Do-215. Полк потерял всю материальную часть в первые дни войны и был направлен на переформирование, а Ковзан был направлен в тыл на переучивание на более современный истребитель ЯК-1.

    При обороне Москвы он впервые пошел на таран вражеского самолета. 29 октября 1941 года Борис Ковзан на самолёте МиГ-3 вылетел на сопровождение штурмовиков в район Плавска. При возвращении домой вступил в бой с немецким Ме-110, после расхода боекомплекта пошёл на таран. Таран произошёл в районе города Зарайск Московской области.

     21 февраля 1942 года в 15.00 он вылетел на прикрытие шоссе Москва-Ленинград, на участке Валдай - Вышний Волочек. У города Торжок вступил в бой с тремя бомбардировщиками «Юнкерс».Так он совершил второй таран.     

           8 июля 1942 года на том же, выдержавшем таран Яке, Ковзан вылетел на прикрытие наших бомбардировщиков, наносящих удар по немецкому аэродрому в Демянске, откуда «Юнкерсы» летали на бомбежки Москвы и Ленинграда. Вступил в бой с двумя Ме-109. Таран произошел в районе станции Любница Новгородской области.

         Последний таран старший лейтенант  Ковзан произвел 13 августа 1942 года в районе города Старая Русса. Он вступил в неравный бой с 5 Ме-109Ф.

      За время войны Ковзан совершил 360 боевых вылетов, провел 127 воздушных боев, сбил 28 самолетов противника.

       Оборона Минска составляет одну из ярких страниц истории Великой Отечественной войны. Слишком неравны были силы. Советские войска испытывали острую нужду в боеприпасах, а чтобы подвезти их, не хватало ни транспорта, ни горючего, к тому же часть складов пришлось взорвать, остальные захватил противник.

     В обороне Минска принимала участие 100-я стрелковая дивизия пол каомандованием генерала-майора И. Руссиянова, бойцы которой впервые в годы аойны истпользовали «стеклянную артиллерию»- бутылки с горючей смесью для борьбы с танками. Во второй половине дня 28 июня немецкие танки порвались в Минск.

     Генерал-майора И.Н. Руссиянов командовал 100-й стрелковой дивизией (2-й стрелковый корпус, Западный фронт), которая особо отличилась в боях под городом Минском. В период с 26 по 30 июня 1941 года это соединение причинило тяжёлый урон частям 39-го моторизованного корпуса 3-й немецкой танковой группы. Как отмечалось в журнале боевых действий 2-го стрелкового корпуса, после этих боёв противник стал с большей осмотрительностью применять против дивизии генерала Руссиянова свои танки, так как её бойцы научились вести эффективную борьбу с ними, впервые использовав для поражения танков врага бутылки и стеклянные солдатские фляжки с бензином. В составе 24-й армии Резервного фронта 100-я стрелковая дивизия генерал-майора Руссиянова И.Н. покрыла свои знамёна неувядаемой славой в ходе Ельнинской операции, освободив 6 сентября 1941 года от немецко-фашистских оккупантов город Ельню Смоленской области.

       Под Борисовом гитлеровские войска ощутили мощь новых советских танков Т-34. 6 июля 1941 г. под Сенно на Витебщине произошло одно из крупнейших таковых сражений в начале ВОВ. В нем принимало участие около 1600 танков с обеих сторон. 6 июля 1941 года в жестоком кровавом бою сошлись не на жизнь, а на смерть более тысячи боевых машин СССР и Третьего рейха. Перед двумя механизированными корпусами 20-й армии Западного фронта советское командование поставило задачу разгромить оторванные от основных сил танковые группы противника и остановить наступление на Витебск. Наиболее ожесточенное сражение в рамках контрудара произошло у небольшого города Сенно, где ревели тысячи моторов. Однако удержать город оказалось непросто.

       Весьма напряженный характер имели бои в районе Могилёва. При обороне города, которая продолжалась 23 дня, отличился стрелковый полк под командованием полковника С.Кутепова.

     На Могилев наступали с разных сторон восемь пехотных и танковых дивизий врага. С каждым днем противник усиливал натиск, город подвергался многочисленным бомбардировкам. Наиболее тяжелые бои развернулись на Буйничском поле, где держал оборону 388-й стрелковый полк под командованием полковника  Семена Федоровича Кутепова. Утром 11 июля после массированного удара с воздуха и артиллерийского обстрела немцы пошли в атаку. Пыль и дым от разрывов стояли стеной. На позиции полка двигались более 50 танков, за ними густыми рядами шли пехотинцы с закатанными по локоть рукавами. На следующий день все повторилось с еще большей яростью. Упредив атаку противника, советская артиллерия огнем по скоплению немецких танков нанесла врагу значительные потери. Только за один день боев его бойцы уничтожили 49 фашистских танков.

На других участках обороны все атаки немцев также были отбиты.

       14 июля 1941 года под Оршей впервые была использована реактивная артиллерия – «катюши»- батарея минометов под командованием капитана И.Флерова. Воинами батареи капитана Флерова было положено начало славному боевому пути нашей реактивной артиллерии.

     Формирование первой Отдельной экспериментальной батареи реактивной артиллерии началось 28 июня 1941 года в Московском артиллерийском училище имени Л. Б. Красина. Ее командиром был назначен капитан Иван Андреевич Флеров.

      В ночь на 14 июля фашистские войска захватили Оршу. А утром 14 июля заместитель начальника артиллерии Западного фронта генерал-майор Г.С.Кариофилли приказал капитану Флерову нанести удар по Оршанскому железнодорожному узлу. В тот же день батарея дала залп и по переправе вражеских войск через реку Оршица. Переправа была разбита, а гитлеровцы потеряли много живой силы и техники.

      А батарея на другой день уже была далеко от Орши – в районе города Рудни, на Смоленщине.

         В ходе оборонительных боев войска Красной Армии потеряли 1,5 млн. человек, 10 тыс. орудий и минометов, 5 тыс. танков и 2 тыс. самолетов. Несмотря на тяжелые потери, советские воины самоотверженно сражались, совершали подвиги. 

Информация о работе Подвиги защитников во время оборонительных боев