Подготовка отмены крепостного права и «Положение 19 февраля 1861 года»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 16:49, реферат

Описание работы

Действительно, все эти признаки были налицо. Резкое ухудшение положения народных масс, обострившееся в результате войны и приведшие к значительному росту крестьянского движения; военный крах, обнаруживший всю экономическую отсталость России и несовершенство системы государственного управления, - все это говорило о невозможности сохранения в неизменном виде старого порядка вещей [3,с.366].

Работа содержит 1 файл

новая политология.doc

— 41.50 Кб (Скачать)

Подготовка  отмены крепостного  права и «Положение 19 февраля 1861 года»

     Обстановка, сложившаяся в стране после войны  означала нарастание революционной  ситуации. В. И. Ленин указывает три  ее главных признака: "

  1. Невозможность для господствующих классов сохранить в неизменном виде свое господство.… Для наступления революции обычно бывает недостаточно, чтобы “низы не хотели”, а требуется еще, чтобы “верхи не могли” жить по-старому;
  2. Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов;
  3. Значительное повышение в силу указанных причин активности масс…" .

     Действительно, все эти признаки были налицо. Резкое ухудшение положения народных масс, обострившееся в результате войны  и приведшие к значительному  росту крестьянского движения; военный  крах, обнаруживший всю экономическую отсталость России и несовершенство системы государственного управления, -  все это говорило о невозможности сохранения в неизменном виде старого порядка вещей [3,с.366].

     Первым  актом, знаменовавшим собой официальное  заявление о необходимости отмены крепостного права, явилась крайне невразумительная речь Александра II, произнесенная им 30 марта 1856 г. перед предводителями московского дворянства. Однако, эту речь нельзя рассматривать как начало подготовки отмены крепостного права. Во-первых, сам Александр II , понимая необходимость отмены крепостного права в силу создавшихся условий, вместе с тем всячески оттягивал решение этого вопроса, противоречившего всей его крепостнической сущности, и во-вторых, приступить к подготовке отмены крепостного права без согласия дворянства, интересы которого выражал царизм, было также невозможно. В результате всех этих причин на протяжении 1856 г. ничего не было сделано по подготовке реформы, за исключением попытки выяснить отношения к этому вопросу дворянства и добиться того, чтобы оно само ходатайствовало перед царем об отмене крепостного права.

     3 января 1857 г. был открыт Секретный комитет “для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян” под председательством самого царя. В соответствии с решением 28 февраля того же года была учреждена специальная “Приуготовительная комиссия для пересмотра постановлений и предложений о крепостном состоянии”. Она должна была рассмотреть законодательство по крестьянскому вопросу, а также различные записи и проекты, посвященные вопросу отмены крепостного права. Однако члены комиссии не смогли прийти к единому мнению и ограничились составлением собственных заметок, излагавших их собственное мнение по этому вопросу. Общий смысл их записок сводился к тому, что отмена крепостного права -  мера необходимая, но вместе с тем хорошо бы ее отложить на неопределенно длительный срок. Однако сам Александр II хотел рассмотреть этот вопрос как можно скорее, и Секретный комитет начал подготовку проекта закона об отмене крепостного права. Итак, 18 августа “план” реформы был утвержден царем.

     Если  в первой половине 1857 года правительство  еще могло проявлять  колебания в вопросе  о немедленной  отмене крепостного  права, то уже в  конце этого же года вопрос о необходимости  реформы был решен  окончательно.

     В течение 1858 года во всех губерниях были открыты губернские комитеты, в задачу которых входило подготовить  проекты “об устройстве и улучшении  быта помещичьих крестьян”.

     Итак, правительство начинает реформу, вопреки  мнению многих помещиков, что отмена крепостного права -  верный путь к разорению.

     Естественно, что многие помещики предлагают обезземеливание  крестьян или переселение их на худшие земли, вплоть до того, чтобы дать им земли в Сибири.

     Публичное заявление о скорой отмене крепостного права усилило чаяние крестьян получить волю, что находило свое выражение в повсеместном отказе крестьян от выполнения барщины и других видов феодальных повинностей. Это вызывало огромный страх правительства и оказало серьезное влияние на ход реформы, в частности заставило их смягчить первоначальные условия отмены крепостного права.

     Осталось  только до конца урегулировать некоторые  вопросы, чем и занялись созданные  4 марта 1859 года Редакционные комиссии. 10 февраля 1861 года состоялось последнее заседание Государственного совета, посвященное отмене крепостного права.

     Основная  непосредственная причина, заставившая  правительство пойти на отмену крепостного  права, заключалась в нарастании революционной ситуации, одним из компонентов которой являлся массовый рост антикрепостнических настроений в деревне, обусловливавший известный рост крестьянского движения. Именно это обстоятельство определяло действия правительства в ходе подготовки реформы и заставило его пойти на некоторое расширение первоначальной программы решения крестьянского вопроса. Окончательный проект реформы, составленный Редакционными комиссиями и утвержденный Главным комитетом и Государственным советом, разрешал вопрос об отмене крепостного права с помещичьих позиций, предусматривая чудовищное ограбление крестьянства [2,с. 148].

     Итак, “Положения 19 февраля 1861 года о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”, включало в себя ряд отдельных законов, трактовавших те или иные вопросы реформы. Наиболее важным из них являлось “Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”, в котором излагались основные условия отмены крепостного права.

     Крестьяне получали личную свободу и право  распоряжаться своим имуществом. Помещики сохраняли собственность  на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в постоянное пользование крестьянам “усадебную оседлость”, т. е. усадьбу с приусадебным участком, а также и полевой надел “для обеспечения их (крестьян) быта для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком”. За пользование помещичьей землей крестьяне обязаны были отбывать барщину или платить оброк. Крестьяне не имели права отказаться от полевого надела, по крайней мере, в первые девять лет.

     Основные  условия отмены крепостного  права, изложенные в “Общем положении” таковы:

  1. Размеры полевого надела и повинности должны были быть зафиксированы в уставных грамотах, для составления которых отводился двухлетний срок. Составление уставных грамот поручалось самим помещикам, а проверка их -  так называемым мировым посредникам, которые назначались из числа местных дворян-помещиков. Таким образом, посредниками между крестьянами и помещиками становились те же помещики.
  2. Уставные грамоты заключались не с отдельным крестьянином, а с “миром”, т.е. с сельским обществом крестьян, принадлежавших тому или иному помещику, в результате чего и повинности за пользование землей снимались с “мира”. Обязательное наделение землей и установление круговой поруки в отношении уплаты повинностей фактически приводили к закрепощению крестьян “миром”. Крестьянин не имел права уйти из общества, получить паспорт -  все это зависело от решения “мира”. Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы, выкуп же полевого надела определялся волей помещика. В случае желания помещика продать свою землю крестьяне не имели права отказываться. Крестьяне, выкупившие свои полевые наделы, именовались крестьянами-собственниками, а не перешедшие на выкуп -  временно обязанными.
  3. Анализируя эти условия нетрудно заметить, что они полностью отвечали интересам помещиков. Установление временно-обязанных отношений сохраняло на неопределенный срок феодальную систему эксплуатации. Вопрос о прекращении их определялся исключительно волей помещиков, от желания которых зависел перевод крестьян на выкуп. Реализация реформы передавалась целиком в руки помещиков, из среды которых назначались мировые посредники.

     Вопрос  о размерах земельных наделов, а  также о платежах и повинностях  за пользование ими определялся  “Местными положениями”. “Местных положений” было издано четыре [1,с.182].

     Список  используемой литературы:

  1. Журавлев В.В Политическая история России: Учебное пособие/ Отв. ред. проф. В.В.Журавлев.- М.: Юристъ, 1998.- 696с.
  2. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов.- М.: Издательская группа НОРМА - Инфра•М, 1998.- 592 с.
  3. Перехов Я.А. История России: IX – XXI вв. От Рюрика до Медведева: учеб. пособие / отв. ред. Я.А. Перехов. – 5-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2009.- 720 с.

Информация о работе Подготовка отмены крепостного права и «Положение 19 февраля 1861 года»