План Маршала - Позиция СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 06:13, доклад

Описание работы

"Доктрина Трумэна" и "П. М.", по словам А. А. Жданова, "представляют собой выражение единой политики, хотя они различаются по форме преподнесения в обоих документах одной и той же американской претензии на порабощение Европы". "П. М." более завуалирован, чем "доктрина Трумэна".

Работа содержит 1 файл

План Маршала - Позиция СССР.docx

— 26.76 Кб (Скачать)

"Доктрина Трумэна"  и "П. М.", по словам А.  А. Жданова, "представляют собой  выражение единой политики, хотя  они различаются по форме преподнесения  в обоих документах одной и  той же американской претензии  на порабощение Европы". "П.  М." более завуалирован, чем "доктрина  Трумэна". Однако "существо туманных, нарочито завуалированных формулировок "плана Маршалла" состоит в  том, чтобы сколотить блок государств, связанных обязательствами в  отношении США, и предоставить  американские кредиты как плату  за отказ европейских государств  от экономической, а затем,  и от политической самостоятельности.  При этом основой "плана  Маршалла" является восстановление  контролируемых американскими монополиями  промышленных районов Западной  Германии.

"План Маршалла", как  выяснилось из последующих совещаний  и выступлений американских деятелей, состоит в том, чтобы предоставить  помощь в первую очередь не  обнищавшим странам-победительницам,  союзницам Америки в борьбе  против Германии, а германским  капиталистам с тем, чтобы,  подчинив себе основные источники  добычи угля и металла для  нужд Европы и Германии, поставить  государства, нуждающиеся в угле  и металле, в зависимость от  восстанавливаемой экономической  мощи Германии" (А. А. Жданов).

Выступая в Гарвардском  университете, Маршалл заявил о готовности США оказать помощь "восстановлению Европы". При этом в выступлении  Маршалла не были указаны ни условия  и размеры помощи, которую США  могли оказать европейским странам, ни то, насколько реальной является эта помощь.

Правительства Англии и Франции  немедленно подхватили инициативу. Маршалла и предложили созвать совещание  министров иностранных дел СССР, Франции и Англии с целью обсуждения его предложений.

Это совещание происходило  с 27. VI по 2. VII 1947 в Париже. СССР был  представлен В. М. Молотовым, Франция-Бидо и Англия - Бевином.

На совещании выяснилось, что США, не давая никаких сведений об условиях и размерах "помощи", которую они намерены предоставить Европе, в то же время настаивали на том. чтобы был создан руководящий  комитет из представителей великих  держав, в функции которого входило  бы составление всеобъемлющей программы "экономического восстановления и  развития" европейских стран: при  этом данный комитет должен был обладать весьма широкими полномочиями в отношении  экономических ресурсов, промышленности и торговли европейских стран  в ущерб их национальному суверенитету. Поскольку было ясно, что руководящий  комитет станет орудием США, с  помощью которого они попытаются поставить в зависимость от себя экономику европейских стран, советская  делегация не могла согласиться  с предложениями представителей Англии и Франции (игравших на конференции  роль агентуры США) о создании этого  комитета.

Советская делегация заявила, что прежде всего следует выяснить реальность американских кредитов, их условия и размеры, потом запросить  европейские страны об их потребностях в кредите и, наконец, составить  сводную программу заявок европейских стран, которые можно было бы удовлетворить за счёт кредитов США. Советская делегация при этом особенно подчёркивала, что европейские страны должны оставаться хозяевами своей экономики и иметь возможность свободно распоряжаться своими ресурсами и излишками. Ввиду отказа английских и французских представителей принять советские предложения совещание министров иностранных дел закончилось безрезультатно.

После этого английское и  французское правительства при  деятельной поддержке США решили созвать без участия СССР совещание  европейских стран, которые согласятся примкнуть к "П. М."

12-15. VII 1947 в Париже происходила  конференция "европейского экономического  сотрудничества" с участием 16 стран,  примкнувших к "П. М.", а  именно: Англии, Франции, Австрии,  Бельгии, Голландии, Дании, Греции, Ирландии, Исландии, Италии, Люксембурга,  Норвегии, Португалии, Швеции, Швейцарии  и Турции.

Конференция создала "Комитет  европейского экономического сотрудничества", которому была поручена подготовка доклада  о ресурсах и потребностях стран - участниц конференции на период в 4 года, с тем чтобы этот доклад был представлен правительству  США.

Комитет определил общую  сумму средств, необходимых для  осуществления помощи по "П. М.", в размере 29 млрд. долл. и во второй половине сентября 1947 направил свой доклад в Вашингтон.

Для рассмотрения этого доклада  в США было организовано 3 специальных  комитета, причём наибольшее значение из них имел возглавлявшийся Гарриманом (см.) "Консультативный комитет при президенте США по оказанию помощи иностранным государствам", отчёт которого был опубликован 8. XI 1947. Комитет Гарримана снизил размеры "помощи" Европе до 12-17 млрд. долл. на ближайшие 4 года, что означало дальнейшее снижение первоначальной заявки, представленной комитетом европейских стран (до этого решения комитета Гарримана сумма кредита по "П. М." была уже значительно уменьшена по требованию государственного департамента). В то же время комитет Гарримана невольно разоблачил подлинные цели американских монополистов, рекомендовав значительное увеличение доли "помощи", предназначенной для Западной Германии.

Вопрос об утверждении  ассигнований на осуществление "П. М." рассматривался конгрессом США в  феврале-марте 1948, причём в первоначальный проект закона о т. н. "помощи иностранным  государствам" в процессе обсуждения были внесены значительные изменения. Конгресс отказался сразу ассигновать  средства, потребные на весь срок осуществления "И. М.", и ограничился лишь утверждением сумм на первый год его действия. Конгресс ещё более сократил сумму  ассигнований, доведя её до 5,3 млрд. долл. на срок в 15 месяцев. Наконец, принятый конгрессом закон делал ещё более  обременительными для европейских  стран условия получения американской "помощи".

Обсуждение "П. М." в  конгрессе ознаменовалось решением палаты представителей включить франкистскую Испанию в число стран, получающих "помощь" по "П. М." Позднее  упоминание о франкистской Испании, вызвавшее возмущение американской и мировой демократической общественности, было исключено из законопроекта.

Закон о "помощи иностранным  государствам" был подписан президентом  Трумэном 3. IV 1948.

Вслед за принятием этого  закона в соответствии с его условиями  в США была создана правительственная  администрация по руководству оказанием  экономической "помощи" во главе  с крупным американским промышленником Полем Гофманом. Представителем США  в Европе по вопросам, связанным  с "П. М.", был назначен Гарриман.

Закон об осуществлении "П. М." предусматривал заключение странами - участницами "П. М." двусторонних соглашений с США об условиях, на которых будет предоставляться американская "помощь".

Такие соглашения в течение  первой половины 1948 действительно были заключены, причём они включали следующие  условия:

а) Предоставление американским товарам свободного доступа  в страны Западной Европы путём одностороннего снижения таможенных тарифов в этих странах.

б) Отказ правительств западноевропейских стран от национализации промышленности и предоставление полной свободы частным предпринимателям.

в) Фактический  контроль США над промышленностью  и финансами западноевропейских стран, в т. ч. установление курса  валют в этих странах на уровне, выгодном для США.

г) Контроль США  над внешней торговлей стран, примкнувших к "П. М." Запрещение этим странам торговать с СССР и странами народной демократии.

"Стра́ны наро́дной  демокра́тии" — определение формы политической организации общества, которая сложилась после Второй мировой войны в ряде стран мира [1] — новой формы перехода к социализму, которая развилась в ходе Второй мировой войны и продолжалась по её окончании в ряде стран Европы и Азии[2] (в т.ч. вЦентральной и Восточной Европе — Албании, Болгарии, Венгрии, Вьетнаме[3], ГДР[3], Китае[4], КНДР, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии). Народная демократия рассматривалась как промежуточный этап при переходе от «буржуазной демократии» к «социалистической государственности».

Используя указанные соглашения, американские монополии стремятся  превратить европейские страны в  потребителей промышленных товаров, ввозимых из США, затруднить восстановление и  развитие тех отраслей промышленности европейских стран, которые могут  конкурировать с промышленностью  США. Характерным примером является сокращение под давлением США  программы английской и итальянской  судостроительной промышленности. Направляя  экономическое развитие европейских  стран по угодному им пути, США в  конечном итоге добиваются установления постоянной зависимости европейских  стран от американской промышленности, что должно явиться важнейшей предпосылкой политического подчинения "маршаллизированных" стран Соединённым Штатам. Одним из последствий этого является рост безработицы в этих странах, а также снижение заработной платы и обнищание трудящихся. Стремясь не допустить действительного развития промышленности европейских стран (кроме Западной Германии, которую США намерены сделать промышленной базой и арсеналом агрессивного блока), США избегают ввозить в Европу промышленное оборудование, ограничиваясь в основном ввозом продовольствия и предметов потребления. Таким образом, американский монополистический капитал, проводя в жизнь "П. М.", ставит своей целью полностью подчинить себе западноевропейские государства и сделать их орудием своей империалистической политики. Разговоры о стремлении США "помочь" восстановлению пострадавших от войны народов являются лишь дымовой завесой, призванной вводить в заблуждение трудящихся "маршаллизированных" стран.

США делают откровенную ставку на первоочерёдное развитие экономики  Западной Германии, промышленность которой  всё более переходит в руки магнатов американского финансового  капитала. Правящие круги США стали  особенно активно проводить политику поощрения роста военно-промышленного  потенциала Германии после того, как  в результате объединения западных зон оккупации они стали подлинными хозяевами всей Западной Германии, включая и Рурскую область.

"П. М." носит ярко  выраженный антисоветский характер, поскольку США надеялись с  помощью этого плана отколоть  от СССР страны народной демократии  и в то же время сделать  "П. М." основой антисоветского  военно-политического блока в  Европе. Попытка США с помощью  "П. М." расколоть антиимпериалистический  лагерь вбить клин между СССР  и странами народной демократии  потерпела провал. Что же касается "западного блока", то он  был оформлен заключением 17. III 1948 Брюссельского пакта, согласно  которому 5 государств - Англия, Франция,  Голландия, Бельгия и Люксембург - образовали политический экономический  и военный союз. Вслед за тем  по указке американской дипломатии 4. IV 1949 в Вашингтоне был заключён  Северо-атлантический пакт. Не довольствуясь  этим американская дипломатия  выступила с планами создания  других агрессивных военных союзов, направленных против СССР и  стран народной демократии,- Средиземноморского  блока (участниками которого должны  явиться Греция, Турция и другие  страны Ближнего Востока), Тихоокеанского  блока и др. Всё это - звенья  широко задуманной цепи военных  блоков, которые реакционные правящие  круги США намерены использовать  в своих агрессивных целях,  причём экономической основой  этих союзов должен стать всё  тот же "П. М.", являющийся  одним из важнейших орудий  американского империализма в  его борьбе за мировое господство.

Формально закон об осуществлении "П. М." и заключаемые на основе этого закона двусторонние соглашения между США и западноевропейскими  странами не содержат каких-либо обязательств военного сотрудничества, однако фактически страны, получающие американскую "помощь", вынуждены предоставлять США военно-морские и авиационные базы на своей территории, идти на военное сотрудничество с ними и т. д. Американцы уже располагают сейчас обширной сетью баз во французских колониях, на принадлежащем Англии о. Кипр, в Исландии, Испании, Греции, Турции и т. д.

Наряду с этим в двусторонних соглашениях по "П. М." содержатся статьи о поставках европейскими странами Соединённым Штатам стратегического  сырья.

"П.М." используется  также американской разведкой  в целях легализованного шпионажа, поскольку "маршаллизированные" страны обязаны предоставлять  США любые сведения, относящиеся  к их экономике.

"П. М." находится  в вопиющем противоречии с  жизненными интересами западноевропейских  стран. Однако их реакционные  правящие круги, стремясь получить  поддержку США в борьбе против  демократических сил своих стран,  идут на предательство национальных  интересов и в конечном итоге  на утрату национального суверенитета  своих государств.

"П. М." неспособен  принести народам Западной Европы  действительного восстановления  их экономики. Как отмечал В.  М. Молотов, американские кредиты  по "П. М." "не дали настоящего  подъёма промышленности в странах  капиталистической Европы. Они и  не могут дать этого подъёма,  так как американские кредиты  предназначены не для того, чтобы  восстанавливать и поднимать  конкурирующую с Соединёнными  Штатами Америки промышленность  европейских государств, а для  того, чтобы обеспечить более  широкий сбыт американских товаров  в Европе и чтобы поставить  эти государства в экономическую  и политическую зависимость от  господствующих в Соединённых  Штатах капиталистических монополий  и их агрессивных планов, не  считаясь с интересами самих  народов Европы".

С другой стороны, экспансионистский "П. М." противоречит и подлинным  интересам широких масс американского  народа.

Два с лишним года действия "П. М." полностью подтвердили  позицию Советского Союза в этом вопросе. "П. М." потерпел полный крах. Это обстоятельство не могут скрыть даже его вдохновители и организаторы.

 

Так, академик Е. С. Варга в докладной  записке Молотову от 24 июня утверждал: «Решающее значение при выдвижении «плана Маршалла» имело экономическое  положение США. «План Маршалла»  должен был в первую очередь явиться  оружием смягчения очередного экономического кризиса, приближение которого уже  никто в США не отрицает... 

Точка зрения советского руководства  была положена в основу директив советской  делегации на встрече министров  иностранных дел в Париже. На первый план выдвигалась задача получения  информации «о характере и условиях предполагаемой экономической помощи Европе. В частности, советская делегация  должна выяснить следующие вопросы: каковы формы, возможные размеры  и условия, на которых эта помощь будет предоставлена». Советской  делегации предписывалось исходить из того, что «вопрос об американской экономической помощи европейским странам должен рассматриваться не с точки зрения составления экономической программы для европейских стран, а с точки зрения выявления их экономических потребностей в американской помощи (кредиты, поставки товаров) путем составления заявок самими европейскими странами. При этом делегация не должна допустить, чтобы совещание министров сбивалось на путь выявления и проверки ресурсов европейских стран, отводя такую постановку вопроса тем, что задачей совещания является выявление заявок европейских стран». В директивах специально подчеркивалось: «При обсуждении любых конкретных предложений, касающихся

Информация о работе План Маршала - Позиция СССР