Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 06:13, доклад
"Доктрина Трумэна" и "П. М.", по словам А. А. Жданова, "представляют собой выражение единой политики, хотя они различаются по форме преподнесения в обоих документах одной и той же американской претензии на порабощение Европы". "П. М." более завуалирован, чем "доктрина Трумэна".
"Доктрина Трумэна"
и "П. М.", по словам А.
А. Жданова, "представляют собой
выражение единой политики, хотя
они различаются по форме
"План Маршалла", как
выяснилось из последующих
Выступая в Гарвардском
университете, Маршалл заявил о готовности
США оказать помощь "восстановлению
Европы". При этом в выступлении
Маршалла не были указаны ни условия
и размеры помощи, которую США
могли оказать европейским
Правительства Англии и Франции
немедленно подхватили инициативу. Маршалла
и предложили созвать совещание
министров иностранных дел
Это совещание происходило с 27. VI по 2. VII 1947 в Париже. СССР был представлен В. М. Молотовым, Франция-Бидо и Англия - Бевином.
На совещании выяснилось,
что США, не давая никаких сведений
об условиях и размерах "помощи",
которую они намерены предоставить
Европе, в то же время настаивали
на том. чтобы был создан руководящий
комитет из представителей великих
держав, в функции которого входило
бы составление всеобъемлющей
Советская делегация заявила, что прежде всего следует выяснить реальность американских кредитов, их условия и размеры, потом запросить европейские страны об их потребностях в кредите и, наконец, составить сводную программу заявок европейских стран, которые можно было бы удовлетворить за счёт кредитов США. Советская делегация при этом особенно подчёркивала, что европейские страны должны оставаться хозяевами своей экономики и иметь возможность свободно распоряжаться своими ресурсами и излишками. Ввиду отказа английских и французских представителей принять советские предложения совещание министров иностранных дел закончилось безрезультатно.
После этого английское и французское правительства при деятельной поддержке США решили созвать без участия СССР совещание европейских стран, которые согласятся примкнуть к "П. М."
12-15. VII 1947 в Париже происходила
конференция "европейского
Конференция создала "Комитет европейского экономического сотрудничества", которому была поручена подготовка доклада о ресурсах и потребностях стран - участниц конференции на период в 4 года, с тем чтобы этот доклад был представлен правительству США.
Комитет определил общую сумму средств, необходимых для осуществления помощи по "П. М.", в размере 29 млрд. долл. и во второй половине сентября 1947 направил свой доклад в Вашингтон.
Для рассмотрения этого доклада
в США было организовано 3 специальных
комитета, причём наибольшее значение
из них имел возглавлявшийся Гарриманом (
Вопрос об утверждении
ассигнований на осуществление "П. М."
рассматривался конгрессом США в
феврале-марте 1948, причём в первоначальный
проект закона о т. н. "помощи иностранным
государствам" в процессе обсуждения
были внесены значительные изменения.
Конгресс отказался сразу ассигновать
средства, потребные на весь срок осуществления
"И. М.", и ограничился лишь утверждением
сумм на первый год его действия.
Конгресс ещё более сократил сумму
ассигнований, доведя её до 5,3 млрд. долл.
на срок в 15 месяцев. Наконец, принятый
конгрессом закон делал ещё более
обременительными для европейских
стран условия получения
Обсуждение "П. М." в
конгрессе ознаменовалось решением
палаты представителей включить франкистскую
Испанию в число стран, получающих
"помощь" по "П. М." Позднее
упоминание о франкистской Испании,
вызвавшее возмущение американской
и мировой демократической
Закон о "помощи иностранным государствам" был подписан президентом Трумэном 3. IV 1948.
Вслед за принятием этого закона в соответствии с его условиями в США была создана правительственная администрация по руководству оказанием экономической "помощи" во главе с крупным американским промышленником Полем Гофманом. Представителем США в Европе по вопросам, связанным с "П. М.", был назначен Гарриман.
Закон об осуществлении "П. М." предусматривал заключение странами - участницами "П. М." двусторонних соглашений с США об условиях, на которых будет предоставляться американская "помощь".
Такие соглашения в течение первой половины 1948 действительно были заключены, причём они включали следующие условия:
а) Предоставление американским товарам свободного доступа в страны Западной Европы путём одностороннего снижения таможенных тарифов в этих странах.
б) Отказ правительств
западноевропейских стран от национализации
промышленности и предоставление полной
свободы частным
в) Фактический контроль США над промышленностью и финансами западноевропейских стран, в т. ч. установление курса валют в этих странах на уровне, выгодном для США.
г) Контроль США над внешней торговлей стран, примкнувших к "П. М." Запрещение этим странам торговать с СССР и странами народной демократии.
"Стра́ны наро́дной
демокра́тии" — определение формы политической
организации общества, которая сложилась
после Второй мировой
войны в ряде стран мира [1] — новой формы перехода к
социализму, которая развилась в ходе Второй
мировой войны и продолжалась по
её окончании в ряде стран Европы и Азии[2] (в т.ч. вЦентральной и Восточной
Европе — Албании, Болгарии, Ве
Используя указанные соглашения,
американские монополии стремятся
превратить европейские страны в
потребителей промышленных товаров, ввозимых
из США, затруднить восстановление и
развитие тех отраслей промышленности
европейских стран, которые могут
конкурировать с
США делают откровенную ставку
на первоочерёдное развитие экономики
Западной Германии, промышленность которой
всё более переходит в руки
магнатов американского финансового
капитала. Правящие круги США стали
особенно активно проводить политику
поощрения роста военно-
"П. М." носит ярко
выраженный антисоветский
Формально закон об осуществлении
"П. М." и заключаемые на основе
этого закона двусторонние соглашения
между США и
Наряду с этим в двусторонних соглашениях по "П. М." содержатся статьи о поставках европейскими странами Соединённым Штатам стратегического сырья.
"П.М." используется
также американской разведкой
в целях легализованного
"П. М." находится
в вопиющем противоречии с
жизненными интересами
"П. М." неспособен
принести народам Западной
С другой стороны, экспансионистский "П. М." противоречит и подлинным интересам широких масс американского народа.
Два с лишним года действия "П. М." полностью подтвердили позицию Советского Союза в этом вопросе. "П. М." потерпел полный крах. Это обстоятельство не могут скрыть даже его вдохновители и организаторы.
Так, академик Е. С. Варга в докладной записке Молотову от 24 июня утверждал: «Решающее значение при выдвижении «плана Маршалла» имело экономическое положение США. «План Маршалла» должен был в первую очередь явиться оружием смягчения очередного экономического кризиса, приближение которого уже никто в США не отрицает...
Точка зрения советского руководства была положена в основу директив советской делегации на встрече министров иностранных дел в Париже. На первый план выдвигалась задача получения информации «о характере и условиях предполагаемой экономической помощи Европе. В частности, советская делегация должна выяснить следующие вопросы: каковы формы, возможные размеры и условия, на которых эта помощь будет предоставлена». Советской делегации предписывалось исходить из того, что «вопрос об американской экономической помощи европейским странам должен рассматриваться не с точки зрения составления экономической программы для европейских стран, а с точки зрения выявления их экономических потребностей в американской помощи (кредиты, поставки товаров) путем составления заявок самими европейскими странами. При этом делегация не должна допустить, чтобы совещание министров сбивалось на путь выявления и проверки ресурсов европейских стран, отводя такую постановку вопроса тем, что задачей совещания является выявление заявок европейских стран». В директивах специально подчеркивалось: «При обсуждении любых конкретных предложений, касающихся