Пётр 1

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 12:35, реферат

Описание работы

История Воронежа и Воронежского края конца XVII – первой четверти XVIII в.
тесно связана с именем и деятельностью Петра I. В феврале 1696 г. Петр I
впервые приехал в Воронеж. Последний раз он посетил его в декабре 1722 г. С
1696 по 1722 г. Петр I неоднократно бывал здесь, иногда жил по несколько
месяцев.

Содержание

Введение ..............................

1. Город Воронеж в конце XVII века ...............

2. Построение русского флота на реке Воронеж ..............

.3 Государственное строительство кораблей в Воронеже ........

4. Хозяйственное развитие Воронежа и края .............

5 Возникновение новых сел и деревень ...............

6 Образование Воронежской губернии ................

Заключение ..........................

Использованная литература ...................

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 83.27 Кб (Скачать)

лесов, годных для  постройки кораблей;

- вблизи находилась  липецкая железная руда;

- река Воронеж  впадала в Дон и во время  половодья обладала достаточной

судоходностью, а  местное население уже имело  опыт в строительстве речных

судов.

В конце февраля  Петр приезжает в Воронеж и  остается в городе до начала мая.

Он лично работал  над постройкой кораблей, занимался  их оснащением и

комплектованием экипажей. Жил царь в доме подьячего  Игната Моторина. Работы

велись на правом берегу реки, около Успенского монастыря  Воронежская верфь

как бы раздваивалась. В конце марта в Воронеж  приехал воевода А. С. Шеин,

назначенный главнокомандующим. Фактически же всем руководил сам Петр. В

течение апреля в  Воронеж стягивались русские  войска, прибывали иностранцы:

инженеры кораблестроители и офицеры. Основную часть работных людей на верфи в

Воронеже составляли драгуны, стрельцы, казаки и солдаты из городов

Белгородского разряда  – всего около 27000 человек. Оценивая собственную роль

в подготовке похода, Петр I писал Т. Н. Стрешневу из Воронежа 6 марта 1696

г.: "... в поте лица своего едим хлеб  свой".  Второе  апреля  1696  года

считают днем рождения  русского

    

«Принципиум»
 

флота: на воду были спущены галеры «Принципиум», «Святой Марк» и «Святой

Матвей». 26 апреля спущен на воду многопушечный галеас «Апостол Петр».

К Азовскому походу 1696 г. предполагалось подготовить также  сухопутную армию,

численностью в 75 тысяч человек. Войскам было велено собраться в трех сборных

пунктах: Воронеже, Тамбове и Валуйках. К 1 мая сухопутные силы планировалось

объединить в  Черкасске и отсюда плыть к Азову.

Первыми к Азову  двинулись сухопутные войска. Они  вышли "плавным путем" 23-26

апреля 1696 г. по р. Воронеж и далее р. Дон. Вслед  за ними, в конце апреля -

начале мая в поход выступил "морской караван". Петр I плыл на галере

"Принципиум" в звании, как он писал сам, "командора".

15-19 мая, минуя  Черкасск и каланчи, русские войска и флот "пришли на устье

моря". Прежде чем  начать осаду Азова, Петр I решил  закрыть своими судами

доступ к крепости с моря и тем самым создать благоприятные условия для

захвата города.

17 июля русские  войска захватили часть наружного вала крепости. 18 июля Азов

был занят русскими. 19 июля из города вышел сдавшийся  турецкий гарнизон и

передал свои знамена  А. С. Шеину. Вскоре Азов был сильно укреплен и превращен

в русский город.

Мусульманские мечети превратились в православные церкви. "На вечное житье" в

Азове из пограничных  российских городов были переселены три тысячи семей в

количестве восьми тысяч человек. Недалеко от Азова на мысу Таганрог была

построена одноименная  военная крепость с гаванью.

Начало российского  регулярного военного флота принято  связывать с постройкой

боевых морских  кораблей для Азовского похода 1696 г., а именно с их спуском

на воду в апреле месяце. Думается, что это не совсем правильно. Мысль о

создании постоянного морского флота в это время еще не назрела в России.

Известный украинский и русский историк Н.И. Костомаров справедливо писал,

что "необходимость  построить на Дону гребной флот в 1696 г." была вызвана

"во-первых, для  удобного перевоза войска, во-вторых, для действия против

турок с моря", т. е. постройка кораблей в 1696 г. традиционно преследовала

конкретную цель – взять Азов.

Регулярный флот необходим государству, имеющему общие морские рубежи с

другими странами. Таких рубежей Россия в период кораблестроения зимой-весной

1695-96 гг. не имела.  Второй Азовский поход, и воронежские  корабли в ходе

его, положили начало превращению России из континентальной в морскую,

активно ведущую  себя на международной арене державу. Были созданы

необходимые военно-политические и географические условия для рождения

русского военного регулярного флота. Россия добилась первой, после

длительного перерыва, морской победы над серьезным  противником и собиралась

непременно развить свой успех дальше. Между тем состояние войны с Турцией

сохранялось. Удержать Азов, а значит укрепиться на Азовском побережье, можно

было, только имея в Азове крепкие постоянные войско и флот.

20 октября 1696 г.  в с. Преображенском Петр I слушал  предложения Боярской

Думы, "касающиеся завоеванной крепости Азова". Общее решение гласило:

"Морским судам  быть". Постоянный Азовский флот  было "приговорено" построить

к апрелю 1698 г. Он должен был состоять из 40 или более судов. Корабли

надлежало делать "со всею готовностью и с пушками и с мелким ружьем, как им

быть в войне". Предполагалось, что строить первый регулярный военный флот

будет вся Россия. Указ от 4 ноября 1696 г. определял: "Святейшему патриарху,

и властям, и монастырям" построить по одному кораблю "с 8 тысяч крестьянских

дворов", боярам и "всех чинов служилым людям" – по кораблю "с 10000

крестьянских дворов". Центром создания Азовского флота  был объявлен Воронеж и

близлежащие к  нему уезды. Таким образом, датой  основания военного регулярного

флота России следует считать 20 октября 1696 г.

 3. Государственное строительство кораблей в Воронеже          

Поручив строить  Азовский флот кумпанствам, правительство Петра I и само

строило корабли. После ликвидации кумпанств государственный метод

строительства военных  кораблей стал ведущим.

В Воронеже главным  органом государственного кораблестроения  стал "Государев

(или Разрядный)  шатер". Первый раз "Государев шатер" в Воронеже упоминается

в документах еще весной 1696 г. Тогда он находился у пристани на дворе

воронежского подьячего  Ивана Моторина, где первое время жил царь. "Государев

шатер" являлся  походной канцелярией царя. Традиция создавать во время

военного похода при главнокомандующем штаб (его  и называли Разрядным, или

Полевым шатром) существовала в России давно. В штаб входили: начальник

походной артиллерии, казначей, дьяки, подьячие, судьи и  приставы.

Сначала для строительства  кораблей в Воронеж из Разрядного приказа были

присланы московские дворяне. В начале 1698 г. они были заменены воронежскими

подьячими, контроль за которыми осуществлял воронежский воевода Д.В.

Полонский. В конце 1698 г. воронежским кораблестроением занимались

непосредственно воронежские дворяне А.Т. Михнев, А.П. Веневитинов и И.Е.

Лосев. Основные вопросы воронежского кораблестроения находились в ведении

А.П. Протасьева. Назначив его "партикулярным ад-миралтейцем", Петр I велел

ему построить  в Воронеже Адмиралтейский двор "для поклажи всяких запасов" и

строительных материалов для 6 государственных кораблей и 20 бригантин. 24

июля 1697 г. А.П. Протасьеву было велено "ехать с Москвы на Воронеж к

корабельному и  иных морских судов делу". К  августу 1698 г. Адмиралтейский

двор в Воронеже был построен.

Государственные корабли строились на самой крупной верфи Воронежского края,

которая находилась в черте современного Воронежа на правом берегу одноименной

реки. Воронежская  верфь начиналась под воронежским  посадом у Богословской

пристани у реки Воронеж от двора воронежца посадского человека Андрея Ляпина,

на огородах воронежских посадских людей и в других местах, протянувшись

прерывистой полосой  за пределы Чижовской слободы.

Всего в Петровскую эпоху на Воронежской верфи было построено и спущено на

воду 118 военных  судов. В 1697 – 1700 гг. здесь планировалось  построить

только государственных 6 кораблей и 20 бригантин. Именно на Воронежской

верфи чаще всего  работал Петр I: строил, конопатил  и мазал суда. 30 ноября

1698 г. Петр I лично  заложил первый российский линейный  корабль

"Предестинация", оснащенный 58 пушками. Тогда же вместе с царем английский

кораблестроитель  О. Най заложил на Воронежской верфи 56-пушечный корабль под

название» "Черепаха".

Строительству кораблей в Воронежском крае способствовали природные богатства

как самого края, так  и близлежащих районов. Струги, морские лодки, бревна,

брусья, бруски, пластины, плоты заготавливались и строились  в "угожих"

воронежских, ольшанских, добренских, тульских, веневских, оскольских,

усманских, козловских, белоколодских лесах. Недостающие породы деревьев

привозились из лесов  дальних, например "рязанских городов": Вологды, Нижнего

Новгорода. Всюду  были взяты на учет "припасы из дубового, соснового,

липового, кленового, березового, елового, ясеневого, вязового леса".

Заготавливались "самые добрые и прямые и несуковатые" материалы. Затем их

складывали в "стопы". Потом "на подводах" "зимним путем" и по рекам

"плавным путем" летом доставляли к строительным площадкам. Правительство

обязывало кумпанщиков и заготовителей относиться к лесам по-хозяйски. Для

охраны лесов назначались специальные "надсмотрщики". Регулярные

правительственные мероприятия по охране и разработке лесов в конце XVII –

начале XVIII в. привели к созданию в 1703 г. специального Приказа Лесных

дел, во главе которого тогда был поставлен стольник князь Л.Ф. Долгорукий.

В 1719 г. лес "по Дону, Воронежу, Осереди, Бузулуку, Битюгу, Хопру до

казачьих городков" был объявлен "заповедным".

Не последнюю  роль в выборе Воронежского края в  качестве территории для

строительства Азовского  военно-морского флота сыграло также  наличие здесь

удобных речных путей. Воронежский край орошается реками бассейна Дона. Дон

(на древнегреческом  языке – Танаис) – одна из  длинных рек Восточной Европы.

Длина реки 1870 километров. Впадает Дон в Таганрогский залив Азовского моря

и является прямой дорогой, идущей с территории Воронежского края, в конце

XVII в. покрытого сплошь лесами, до Азова.

Кроме Дона, в пределах современной Воронежской области пять рек, которые

имеют протяженность  свыше 200 километров и 227 рек протяженностью от 10 до

200 километров. В конце XVII – первой трети XVIII в. все эти реки были

Информация о работе Пётр 1