Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 12:35, реферат
История Воронежа и Воронежского края конца XVII – первой четверти XVIII в.
тесно связана с именем и деятельностью Петра I. В феврале 1696 г. Петр I
впервые приехал в Воронеж. Последний раз он посетил его в декабре 1722 г. С
1696 по 1722 г. Петр I неоднократно бывал здесь, иногда жил по несколько
месяцев.
Введение ..............................
1. Город Воронеж в конце XVII века ...............
2. Построение русского флота на реке Воронеж ..............
.3 Государственное строительство кораблей в Воронеже ........
4. Хозяйственное развитие Воронежа и края .............
5 Возникновение новых сел и деревень ...............
6 Образование Воронежской губернии ................
Заключение ..........................
Использованная литература ...................
лесов, годных для постройки кораблей;
- вблизи находилась липецкая железная руда;
- река Воронеж впадала в Дон и во время половодья обладала достаточной
судоходностью, а местное население уже имело опыт в строительстве речных
судов.
В конце февраля Петр приезжает в Воронеж и остается в городе до начала мая.
Он лично работал над постройкой кораблей, занимался их оснащением и
комплектованием экипажей. Жил царь в доме подьячего Игната Моторина. Работы
велись на правом берегу реки, около Успенского монастыря Воронежская верфь
как бы раздваивалась. В конце марта в Воронеж приехал воевода А. С. Шеин,
назначенный главнокомандующим. Фактически же всем руководил сам Петр. В
течение апреля в Воронеж стягивались русские войска, прибывали иностранцы:
инженеры кораблестроители и офицеры. Основную часть работных людей на верфи в
Воронеже составляли драгуны, стрельцы, казаки и солдаты из городов
Белгородского разряда – всего около 27000 человек. Оценивая собственную роль
в подготовке похода, Петр I писал Т. Н. Стрешневу из Воронежа 6 марта 1696
г.: "... в поте лица своего едим хлеб свой". Второе апреля 1696 года
считают днем рождения русского
«Принципиум» |
флота: на воду были спущены галеры «Принципиум», «Святой Марк» и «Святой
Матвей». 26 апреля спущен на воду многопушечный галеас «Апостол Петр».
К Азовскому походу 1696 г. предполагалось подготовить также сухопутную армию,
численностью в 75 тысяч человек. Войскам было велено собраться в трех сборных
пунктах: Воронеже, Тамбове и Валуйках. К 1 мая сухопутные силы планировалось
объединить в Черкасске и отсюда плыть к Азову.
Первыми к Азову двинулись сухопутные войска. Они вышли "плавным путем" 23-26
апреля 1696 г. по р. Воронеж и далее р. Дон. Вслед за ними, в конце апреля -
начале мая в поход выступил "морской караван". Петр I плыл на галере
"Принципиум" в звании, как он писал сам, "командора".
15-19 мая, минуя Черкасск и каланчи, русские войска и флот "пришли на устье
моря". Прежде чем начать осаду Азова, Петр I решил закрыть своими судами
доступ к крепости с моря и тем самым создать благоприятные условия для
захвата города.
17 июля русские
войска захватили часть
был занят русскими. 19 июля из города вышел сдавшийся турецкий гарнизон и
передал свои знамена А. С. Шеину. Вскоре Азов был сильно укреплен и превращен
в русский город.
Мусульманские мечети превратились в православные церкви. "На вечное житье" в
Азове из пограничных российских городов были переселены три тысячи семей в
количестве восьми тысяч человек. Недалеко от Азова на мысу Таганрог была
построена одноименная военная крепость с гаванью.
Начало российского регулярного военного флота принято связывать с постройкой
боевых морских кораблей для Азовского похода 1696 г., а именно с их спуском
на воду в апреле месяце. Думается, что это не совсем правильно. Мысль о
создании постоянного морского флота в это время еще не назрела в России.
Известный украинский и русский историк Н.И. Костомаров справедливо писал,
что "необходимость построить на Дону гребной флот в 1696 г." была вызвана
"во-первых, для удобного перевоза войска, во-вторых, для действия против
турок с моря", т. е. постройка кораблей в 1696 г. традиционно преследовала
конкретную цель – взять Азов.
Регулярный флот необходим государству, имеющему общие морские рубежи с
другими странами. Таких рубежей Россия в период кораблестроения зимой-весной
1695-96 гг. не имела.
Второй Азовский поход, и
его, положили начало превращению России из континентальной в морскую,
активно ведущую себя на международной арене державу. Были созданы
необходимые военно-политические и географические условия для рождения
русского военного регулярного флота. Россия добилась первой, после
длительного перерыва, морской победы над серьезным противником и собиралась
непременно развить свой успех дальше. Между тем состояние войны с Турцией
сохранялось. Удержать Азов, а значит укрепиться на Азовском побережье, можно
было, только имея в Азове крепкие постоянные войско и флот.
20 октября 1696 г. в с. Преображенском Петр I слушал предложения Боярской
Думы, "касающиеся завоеванной крепости Азова". Общее решение гласило:
"Морским судам быть". Постоянный Азовский флот было "приговорено" построить
к апрелю 1698 г. Он должен был состоять из 40 или более судов. Корабли
надлежало делать "со всею готовностью и с пушками и с мелким ружьем, как им
быть в войне". Предполагалось, что строить первый регулярный военный флот
будет вся Россия. Указ от 4 ноября 1696 г. определял: "Святейшему патриарху,
и властям, и монастырям" построить по одному кораблю "с 8 тысяч крестьянских
дворов", боярам и "всех чинов служилым людям" – по кораблю "с 10000
крестьянских дворов". Центром создания Азовского флота был объявлен Воронеж и
близлежащие к нему уезды. Таким образом, датой основания военного регулярного
флота России следует считать 20 октября 1696 г.
3. Государственное строительство кораблей в Воронеже
Поручив строить Азовский флот кумпанствам, правительство Петра I и само
строило корабли. После ликвидации кумпанств государственный метод
строительства военных кораблей стал ведущим.
В Воронеже главным органом государственного кораблестроения стал "Государев
(или Разрядный) шатер". Первый раз "Государев шатер" в Воронеже упоминается
в документах еще весной 1696 г. Тогда он находился у пристани на дворе
воронежского подьячего Ивана Моторина, где первое время жил царь. "Государев
шатер" являлся походной канцелярией царя. Традиция создавать во время
военного похода при главнокомандующем штаб (его и называли Разрядным, или
Полевым шатром) существовала в России давно. В штаб входили: начальник
походной артиллерии, казначей, дьяки, подьячие, судьи и приставы.
Сначала для строительства кораблей в Воронеж из Разрядного приказа были
присланы московские дворяне. В начале 1698 г. они были заменены воронежскими
подьячими, контроль за которыми осуществлял воронежский воевода Д.В.
Полонский. В конце 1698 г. воронежским кораблестроением занимались
непосредственно воронежские дворяне А.Т. Михнев, А.П. Веневитинов и И.Е.
Лосев. Основные вопросы воронежского кораблестроения находились в ведении
А.П. Протасьева. Назначив его "партикулярным ад-миралтейцем", Петр I велел
ему построить в Воронеже Адмиралтейский двор "для поклажи всяких запасов" и
строительных материалов для 6 государственных кораблей и 20 бригантин. 24
июля 1697 г. А.П. Протасьеву было велено "ехать с Москвы на Воронеж к
корабельному и иных морских судов делу". К августу 1698 г. Адмиралтейский
двор в Воронеже был построен.
Государственные корабли строились на самой крупной верфи Воронежского края,
которая находилась в черте современного Воронежа на правом берегу одноименной
реки. Воронежская верфь начиналась под воронежским посадом у Богословской
пристани у реки Воронеж от двора воронежца посадского человека Андрея Ляпина,
на огородах воронежских посадских людей и в других местах, протянувшись
прерывистой полосой за пределы Чижовской слободы.
Всего в Петровскую эпоху на Воронежской верфи было построено и спущено на
воду 118 военных судов. В 1697 – 1700 гг. здесь планировалось построить
только государственных 6 кораблей и 20 бригантин. Именно на Воронежской
верфи чаще всего работал Петр I: строил, конопатил и мазал суда. 30 ноября
1698 г. Петр I лично
заложил первый российский
"Предестинация", оснащенный 58 пушками. Тогда же вместе с царем английский
кораблестроитель О. Най заложил на Воронежской верфи 56-пушечный корабль под
название» "Черепаха".
Строительству кораблей в Воронежском крае способствовали природные богатства
как самого края, так и близлежащих районов. Струги, морские лодки, бревна,
брусья, бруски, пластины,
плоты заготавливались и
воронежских, ольшанских, добренских, тульских, веневских, оскольских,
усманских, козловских, белоколодских лесах. Недостающие породы деревьев
привозились из лесов дальних, например "рязанских городов": Вологды, Нижнего
Новгорода. Всюду были взяты на учет "припасы из дубового, соснового,
липового, кленового, березового, елового, ясеневого, вязового леса".
Заготавливались "самые добрые и прямые и несуковатые" материалы. Затем их
складывали в "стопы". Потом "на подводах" "зимним путем" и по рекам
"плавным путем" летом доставляли к строительным площадкам. Правительство
обязывало кумпанщиков и заготовителей относиться к лесам по-хозяйски. Для
охраны лесов назначались специальные "надсмотрщики". Регулярные
правительственные мероприятия по охране и разработке лесов в конце XVII –
начале XVIII в. привели к созданию в 1703 г. специального Приказа Лесных
дел, во главе которого тогда был поставлен стольник князь Л.Ф. Долгорукий.
В 1719 г. лес "по Дону, Воронежу, Осереди, Бузулуку, Битюгу, Хопру до
казачьих городков" был объявлен "заповедным".
Не последнюю роль в выборе Воронежского края в качестве территории для
строительства Азовского военно-морского флота сыграло также наличие здесь
удобных речных путей. Воронежский край орошается реками бассейна Дона. Дон
(на древнегреческом языке – Танаис) – одна из длинных рек Восточной Европы.
Длина реки 1870 километров. Впадает Дон в Таганрогский залив Азовского моря
и является прямой дорогой, идущей с территории Воронежского края, в конце
XVII в. покрытого сплошь лесами, до Азова.
Кроме Дона, в пределах
современной Воронежской
имеют протяженность свыше 200 километров и 227 рек протяженностью от 10 до
200 километров. В конце XVII – первой трети XVIII в. все эти реки были