Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:16, реферат
XVIII в. вошел в историю как эпоха Нового времени. Она означала цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации. Россия тоже встала на путь модернизации. Начало этому процессу положили реформы Петра I, охватившие многие сферы жизни общества.
1. Предпосылки петровских преобразований 3
2. Направления экономических реформ 5
3. Взгляды Петра I на экономическую роль государства 7
4.Реформы в промышленности. Мануфактурное производство 8
5. Финансовая политика. Денежная реформа 10
6. Внутренняя и внешняя торговля 11
7. Крепостное право. Политика в области сельского хозяйства 13
8. Итоги реформ Петра I 14
Список литературы 15
XVIII в. вошел в историю
как эпоха Нового времени. Она
означала цивилизационный
- активизация внешней
политики и дипломатической
- интенсивное развитие внутренней и внешней торговли, связанное с дальнейшим осуществлением реформы «посадского строения», принятием «Уставной таможенной грамоты» (1653), «Новоторгового устава» (1667);
- реформирование и
совершенствование финансовой
- переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов;
- тенденция к абсолютизации
верховной власти (ликвидация деятельности
Земских соборов как сословно-
- оформление
- реорганизация и
- размежевание общества под влиянием западноевропейской культуры и церковной реформы Никона, появление национально-консервативного и западнического течений.
Несмотря на обозначившуюся тенденцию европеизации России в XVII в., в целом она значительно отставала от уровня развития западноевропейских государств. Стране нужна была сильная личность, которая обладала бы не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, смелостью и решительностью, умом, энергией и талантом преобразователя. Такой деятель появился на исторической арене в лице Петра I.
Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: с 1695 по 1715, и с 1715 по 1725 гг.
Важной особенностью преобразовательной деятельности первого периода является ее обусловленность прежде всего задачами внутреннего переустройства, вызванными нуждами ведения Северной войны. Реформы проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в экономику (регулирование торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Многие реформы носили непродуманный, поспешный характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутствием кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата власти.
Во второй период, когда военные действия уже были перенесены на территорию противника, преобразования стали более планомерными. Шло дальнейшее совершенствование аппарата власти, мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские товары для населения, государственной регулирование экономики несколько ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода действий [4].
Рассмотрим основные направления реформаторской деятельности Петра I.
1. Радикальная реформа системы государственного управления.
Система центрального управления – император, сенат, синод, ведомственные коллегии.
Система местного управления – 11 губерний для полицейских, фискальных и военных целей и 50 провинций.
Система городского управления – магистраты, бургомистры, посадские сходы.
2. Военная реформа
– создание регулярной армии,
военного флота,
3. Внешнеторговая политика.
Победа России в Северной
4. Финансовая и налоговая реформа. В 1704 году Петр I начал перестройку русского денежного хозяйства, основой которой стала чеканка полноценных серебряных рублей (88,5% от общей суммы монетной чеканки); отметим, что золото пока не играет серьезной роли в денежном обращении страны. Чеканка монет стала монополией государства (монетная регалия) и давала около 27% доходов казны. При осуществлении на европейском рынке торговых и финансовых сделок русский рубль приравнивался к серебряному талеру (европейская торговая монета).
При Петре I в России начинает действовать система государственного и коммерческого кредита, вексельное обращение. Необходимо отметить, что преемники Петра I продолжили его финансовую политику: например, в 1754 году при Елизавете Петровне были созданы Дворянский заемный банк и Купеческий банк; в 1769 году Екатерина II начинает эмиссию бумажных ассигнаций, а в 1786 году был образован Государственный заемный банк.
Для решения фискальной проблемы (например, в структуре расходов бюджета 1701 г. 78% составили военные расходы) Петр I провел налоговую реформу: в 1718-1724 годах была введена подушная подать, которую платили мужское крестьянское население и посадское население -1 руб. 14 коп.; всего в петровский период было 30 прямых, косвенных и чрезвычайных налогов.
5. Промышленная политика, которая имела три основных аспекта:
- во-первых, региональный аспект - формирование промышленного комплекса Уральского района (горнорудная промышленность, черная металлургия);
- во-вторых, развитие крупной мануфактурной промышленности, которая в отличие от наемных работников западноевропейских мануфактур использовала рынок крепостной рабочей силы; поэтому основным типом российских мануфактур были посессионные мануфактуры, владельцам которых правительство разрешило покупать (или прописывать) крепостных крестьян для осуществления мануфактурной деятельности; кроме посессионных, в России также действовали дворцовые, государственные, вотчинные и купеческие мануфактуры;
- в-третьих, формирование системы государственного стимулирования и поддержки мануфактурной промышленности – таможенный протекционизм, казенное строительство мануфактур и передача их частному капиталу, льготные ссуды и налоговые привилегии, обеспечение мануфактур землей, сырьем, рабочей силой, казенные заказа [1].
Государство, по мнению Петра,
должно играть творческую и воспитательную
роль. Постоянные и детальные инструкции,
непрерывные пояснения и
В соответствии с меркантилистскими установками в начале XVIII в. происходит дальнейшее усиление роли государства в развитии экономики страны. Поскольку Петр I считал, что экономическая функция государства является важнейшей, то государственная власть начинает включать в сферу своего внимания различные экономические задачи, в том числе, конечно же, связанные с развитием торговли и промышленности. В качестве свидетельства можно указать хотя бы на тот факт, что перестройка государственного аппарата преследовала прежде всего выполнение экономических задач и функций государства. Почти половина созданных при Петре коллегий выполняла хозяйственные функции: Берг-коллегия (горная промышленность), Мануфактур-коллегия (прочая промышленность), Коммерц-коллегия (внешняя торговля и торговое судостроение), Камер-коллегия (собирание государственных доходов).
В своей экономической политике Российское государство стремилось развивать не только экспортно-ориентированные отрасли, а всю экономику в целом, поощряя, наряду с внешней, внутреннюю торговлю, причем важно отметить, что «от грубых форм запретов власть перешла к более гибкому регулированию экономики с помощью системы льгот, привилегий, а главное - с помощью специально созданных органов управления» [2].
Характерной особенностью России в области развития промышленного производства при Петре I стала решающая роль государства. Мануфактуры, казенные и частные, как мы уже знаем, имелись в стране и до Петра, но его вмешательство резко ускорило процесс их распространения. За первые пять лет царствования Петра было построено 11 металлургических заводов, а вновь создаваемые и расширенные оружейные заводы к 1712 г. обеспечили полностью армию, участвующую в Северной войне, оружием. Создавались текстильные, полотняные, кожевенные, стекольные, бумажные, суконные, пуговичные, шляпные и другие мануфактуры. Были заведены овчарни и конезаводы. К концу царствования Петра в России насчитывалось около 200 мануфактур, из которых половина была частных — то есть раз в 10 больше, чем было до него. Успешно развивался промышленный район на Урале. Петр I направлял развитие русской промышленности по тому же пути, по которому она развивалась и до него, то есть по пути дальнейшего сохранения и расширения крепостной мануфактуры. Поскольку его социальная политика преследовала цель закрепостить ранее свободные группы населения («гулящих людей», «разных чинов людей»), что сужало резерв наемного труда, то Петр вынужден был разрешить покупку крестьян для работы на мануфактурах. Это привело к образованию новой группы крепостных крестьян, получивших название «посессионных». Создавались также целые приписные округа государственных крестьян для выполнения различных «черных» работ (перевозки продукции, обжига древесного угля и т.д.), разрешалось использование рекрутов и каторжан. Этими мероприятиями самодержавие накрепко связало формирующуюся буржуазию, обусловив ее будущую реакционность и политическую инертность. Государственные казенные заводы использовали труд государственных крестьян, закрепленных за заводом приписных крестьян, рекрутов, свободных наемных мастеров. Эти заводы обслуживали в основном тяжелую промышленность — металлургию, судоверфи, рудники. На купеческих предприятиях, выпускавших преимущественно предметы широкого потребления, работали и посессионные крестьяне и оброчный люд, крепостной по своему положению, но по отношению к предпринимателю выступавший как вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи мануфактуры обслуживались полностью силами крепостных людей помещика. Значительно активнее в XVIII в. шло укрепление внутреннего рынка, вызванное развитием мануфактурного производства. Правительство Петра проводило политику, способствовавшую значительному накоплению капитала, способствующую развитию внутренней торговли и оберегавшую ее от конкуренции западных товаров.
Эта политика, характерная для мануфактурного периода, получила название развитого меркантилизма и протекционизма. Кроме того, крепостной характер мануфактурного производства сочетался с государственным регулированием всего процесса развития промышленности, начиная от места размещения предприятий до определения номенклатуры изделий. Ремесленное производство в городах было стеснено введением цехов, хотя в Западной Европе эти институты уже исчезали. Все нововведения Петра в области социальной политики были направлены на укрепление существующего строя. Крестьянство было разделено на крепостных и государственных. К крепостным были причислены также холопы. Крепостное право было ужесточено и фактически превратилось в рабство. Посадские люди были разделены на купцов и ремесленников. Больше всего изменений претерпело дворянство. Все мелкие и крупные группы служилых людей «по отечеству» были объединены в шляхетство. Поместья были уравнены с вотчинами, дворяне должны были смолоду поступать на военную службу и нести ее пожизненно. Их продвижение по службе регламентировалось табелью о рангах [6, 7].
Азовские походы, Северная война 1700—1721 годов и содержание постоянной рекрутской армии, созданной Петром I, требовали огромных средств, на сбор которых и были направлены финансовые реформы.
На первом этапе всё сводилось к поиску новых источников средств. К традиционным таможенным и кабацким поборам добавлялись сборы и выгоды от монополизации продажи отдельных товаров (соли, алкоголя, дёгтя, щетины и т. д.), косвенных налогов (банные, рыбные, конские налоги, налог на дубовые гробы и т. д.), обязательное использование гербовой бумаги, чеканка монет меньшего веса (порча).
1704 году Петром была проведена денежная реформа, в результате которой основной денежной единицей стала не деньга, а копейка. Она отныне стала равняться не 1 деньги, а 2 деньгам, а слово это впервые появилось на монетах. Тогда же был отменен и неразменный рубль, бывший с XV века условной денежной единицей, приравненной к 68 граммам чистого серебра и использовавшейся в качестве эталона при обменных операциях. Важнейшей мерой в ходе финансовой реформы стало введение подушной подати вместо существовавшего до этого подворного обложения. В 1710 году была проведена «подворная» перепись, показавшая уменьшение количества дворов. Одной из причин такого уменьшения было то, что с целью уменьшения налогов несколько дворов обносили одним плетнем, и делали одни ворота (это считалось при переписи одним двором). В силу указанных недостатков было принято решение о переходе к подушной подати. В 1718—1724 годах была проведена повторная перепись населения параллельно с ревизией населения (пересмотром переписи), начавшейся в 1722 году. По этой ревизии лиц податного состояния оказалось 5 967 313 человек.