Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 05:38, контрольная работа
На исторической арене появляется сильная личность- Петр I, который обладал не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, смелостью и решительностью, умом, энергией и талантом преобразователя.
При Петре I зародился абсолютизм, который заслуживает особого внимания. Это вторая половина XVII - первая четверть XVIII вв., период обострения борьбы, кризиса господствующей формы религиозной идеологии и утверждения абсолютизма.
1. Введение.
2. Реформы Петра I: причины, цели, характер.
2.1.Военная реформа Петра I.
2.2. Церковные реформы Петра I.
2.3. Экономические реформы Петра I.
2.4. Политические Реформы Петра I.
2.5. Реформы в области образования и культуры.
2.6. Итоги реформ Петра I.
3. Укрепление абсолютной монархии, ее основные черты. Образование Российской империи. Абсолютная монархия в России.
3.1.Предпосылки абсолютизма.
3.2. Политико-правовые принципы абсолютизма
3.3. Формирование мощного бюрократического аппарата, регулярной армии и регламентация всех проявлений общественной жизни
4. Заключение
Список используемой литературы:
Укрепилась приказная система управления, подчиненная непосредственно царю. Было создано постоянное царское войско. Монарх стал менее зависимым от дворянского войска, которое, например, в 1681 г. насчитывало лишь 6000 чел. В то же время постоянное войско состояло из 82000 стрельцов, рейтаров, драгун, солдат.
Царь приобрел значительную финансовую самостоятельность, получая доходы от своих вотчин, сбора подати с покоренных народов, от таможенных сборов, возросших в связи с развитием торговли. Большое значение имели налоги (стрелецкие, ямские и т. д.), царская монополия на изготовление и продажу водки, пива, меда. Это давало возможность создавать и содержать государственный аппарат.
С ослаблением экономической и политической роли бояр снизилось значение Боярской думы. Изменился и ее состав, пополнившийся дворянами. Так, в 1688 г. из 62 членов Боярской думы лишь 28 принадлежали к старым боярским родам, остальные же были выходцами из дворян и даже из купечества.
3.2. Политико-правовые принципы абсолютизма
XVIII век России в духовной сфере - век секуляризации. В это время возникает самостоятельная светская культура, уже не имеющая связи с церковным сознанием. С другой стороны, в самом церковном сознании в это время происходит глубокий перелом. Церковное сознание отрывается от мечты о священной миссии государства, уходит в более напряженное искание церковной правды. Тем не менее, официальная доктрина абсолютизма включала традиционное теологическое обоснование царской власти. Власть монарха рассматривалась как божественное поручение, но основным способом обоснования петровских реформ были ссылки на общее благо.
Раскрытие политико-правовых принципов абсолютизма в России предполагает анализ концепций абсолютистской власти. Так, одним из первых теоретиков абсолютизма в России был священнослужитель Феофан Прокопович (1681 - 1736 гг.). Впервые в истории русской политико-правовой мысли Прокопович обозначил проблему происхождения государства. То обстоятельство, что эта проблема решалась им со ссылками на Божий промысел, в значительной мере предопределялось необходимостью считаться с официальным обоснованием абсолютизма, содержащим богословские доводы, а также с официальным положением самого Прокоповича как одного из церковных патриархов. Права самодержца, по Прокоповичу, неограниченны и абсолютны. Он имеет право и должен регулировать все стороны жизни и быта, в т. ч. "всякие обряды гражданские и церковные, перемены обычаев, употребление платьев, домов, чины и церемонии в пированиях и погребениях и прочее и прочее". Подданные же "должны без прекословия и роптания все от самодержца повелеваемое творить".
Во второй половине XVIII в. завершилось законодательное оформление крепостничества. Первые годы правления Екатерины II ознаменованы разработкой новой официальной идеологии. Становление этой идеологии проходило под сильным влиянием идей Просвещения Западной Европы, особенно Франции.
Определенный вклад в развитие политических и правовых взглядов в этот период внесла сама Екатерина II. В 1767 г. была созвана комиссия для сочинения проекта нового Уложения, в котором были представлены все сословия, кроме крепостных крестьян. Екатерина II подготовила для этой комиссии обширный "Наказ", три четверти которого воспроизводили фразы, идеи и тексты западноевропейских просветителей, преимущественно Ш. Л. Монтескье и Ч.Беккариа. В "Наказе" содержался ряд демократических идей: равенство граждан, заключающееся в подчинении общим для всех законам, свобода как зависимость только от закона, ограничение государственной власти пределами ей положенными, власть законов и др. Однако всему задуманному не суждено было осуществиться, прежде всего, потому что для эпохи "просвещенного абсолютизма" характерно расхождение между словом и делом -- попыткой воспринять на словах передовые для того времени идеи и стремлением укрепить феодально-крепостнические учреждения.
3.3. Формирование мощного бюрократического аппарата, регулярной армии и регламентация всех проявлений общественной жизни
В результате развития товарно-денежных отношений и других причин, обозначенных выше, возникла возможность содержать громоздкий бюрократический государственный аппарат и многочисленную армию. В XVII в. происходит возрастание роли поместного хозяйства в экономике страны и соответственно подъем политического значения дворянства. В период становления абсолютизма монарх опирался на дворянство в борьбе с боярской и церковной оппозицией, выступившей против усиления царской власти. Абсолютизм делал все, чтобы консолидировать класс феодалов, укрепить тем самым свою социальную базу.
Укрепление господства феодалов, а также положения купечества шло за счет нещадной эксплуатации трудящихся масс и приводило к обострению классовой борьбы в стране. Восстания крестьян, выступления низов посадского населения, борьба угнетенного народа -- все это заставило господствующий класс перейти к созданию абсолютной монархии, при которой он мог эффективнее подавлять любые выступления народа. Для этого абсолютистское государство широко использовало армию, полицию и суд, и другие государственные органы. Обстоятельством, способствовавшим окончательному становлению абсолютизма, была борьба внутри самого господствующего класса феодалов, между духовными и светскими феодалами, между боярами и дворянами. Основной функцией армии было все-таки не внутреннее поддержание порядка, как это следует из классового подхода к проблеме, а внешняя (охрана границ, защита от нападения, ведение войн), которая прямо следует из особенностей исследуемого хронологического отрезка.
Одной из характерных сторон оформления абсолютистского государства является бюрократизация государственного аппарата. Складывание бюрократического аппарата имело два направления:
· Создание системы управления со сложной структурой подчиненности учреждений, строгим разделением функций управления, единоличным решением вопросов при коллегиальности их подготовки; системы, приводившей к господству канцелярии, в котором главным было бумажная переписка, а не само дело.
· Создание привилегированного круга, осуществляющего это управление, то есть слоя чиновничества, подчиненного только верховной власти, целиком зависевшего от нее в своем служебном положении и имущественном обеспечении. Чиновничья каста в известной степени пользовалась привилегиями господствующих классов, однако после своего оформления не входила в их состав, так как не состояла во главе производства. Это придавало бюрократическому аппарату вид надклассовости.
Бюрократизация управленческого аппарата России на протяжении XVII -- XVIII вв. происходила параллельно с перерастанием централизованного государства в абсолютистское, и зависела от этого процесса. Складывание бюрократической касты в России в указанный период было неразрывно связано с судьбой служивого населения, с его постепенным оформлением из привилегированного сословия в господствующий класс дворянства, из состава которого обособлялась бюрократическая группа.
Формирование чиновничества как касты охватывает в основном XVII - XVIII вв. и может быть разбито на два периода:
· Период служивой бюрократии -- с середины XVII по начало XVIII вв.
· Период дворянской бюрократии -- с начала XVIII в.
В XVII в. происходит дальнейшая централизация и бюрократизация органов центрального и местного управления. Расцвет приказной системы в центре и введение воеводского управления на местах и создали к концу века предпосылки для образования аппарата абсолютистского государства. На протяжении XVII в. сохранялись две основные группы лиц, занятых в системе государственных учреждений: во-первых, это были представители старой знати и разных слоев служивого населения, несшие как военную, так и гражданскую службу; во-вторых, приказные люди, являвшиеся специалистами в области приказного делопроизводства.
Оплата труда чиновничества была достаточно высокой. Для крупного и части среднего дворянства, находившегося на государственной службе, это жалование, как правило, являлось только дополнением к основным доходам от крепостнического хозяйства. Несколько в ином положении оказалось среднее местное (а также столичное) чиновничество. В отправлении гражданской службы в местных органах, по свидетельству современников, принимало участие, как прежде, среднее дворянство, доходность имений которого была невысока и государственное жалование, для которых составляло значительную часть их бюджета. Наконец, государственное жалование стало в конце XVIII в. основным средством существования для чиновников (не имевших земельной собственности) и канцелярских служащих.
Таким образом, абсолютистское государство смогло оформить и взять на службу армию и бюрократический аппарат в связи с тем, что эти две структуры были экономически привязаны к государству, и без него существовать не могли.
Подводя итог данной части работы, следует сказать, что все-таки базовым принципом российского абсолютизма оставался принцип неограниченной власти монарха, который и получил свое практическое воплощение в законодательстве того времени.
4. Заключение
Реформы в России предпринимались неоднократно, но практически все попытки не увенчались успехом. Главная причина этого состоит в том, что периодически возникавшее у власти стремление к переменам сосредоточивалось не на изменении общества, а на реформировании государства. Интересы человека игнорировались всеми реформами без исключения. В России не существовало социальной базы для реформаторства в силу господства традиционной культуры, ориентированной на идеальную имперскую власть.
Чтобы осуществить реформы, нужно по крайней мере сформулировать их конечную цель. Россия же вместо этого всегда начинала подражать странам западного типа, с тем, чтобы стать государством, способным активно противостоять Западу.
Кроме того, для реформы необходимо неединовременное усилие, их реализация предполагает достаточно длительный цикл - 2-3 поколения - именно на протяжении этого срока полностью меняется стереотип сознания человека.
Понятие России в значительной степени отождествлялось с Государством Российским. Само понимание русского, русской территории после классического периода Киевской Руси связывалось с работой государственного собрания.
В условиях слабости или практического отсутствия гражданского общества реформы, которые в Европе шли снизу, от общества, как результат выхода на поверхность новых укладов, новых типов производств в борьбе со сложившимися, - в России проводились в интересах власти перед лицом внешней и внутренней угрозы, в частности, со стороны собственного общества. Поэтому эти реформы осуществлялись прежде всего посредством подавления общества, породив феномен отчуждения общества от власти.
В России налицо особенное, ни с чем не сравнимое развитие, в котором движение вперед парадоксальным образом переплетается с подавлением свободы, а технический и другой прогресс - с отчуждением общества от государства.
Реформы Петра заморозили процессы эмансипации частной собственности, особенно на самом массовом, крестьянском уровне. Подтверждение этому - разрушение права частного владения землей вследствие введения уравнительного подушного (вместо поземельного) налога на государственных крестьян. Со временем этот налог привел к ликвидации частного владения, переделам земли общиной и к всё возрастающему вмешательству государства в дела крестьян.
Реформы Петра I ознаменовали оформление абсолютной монархии, в отличие от классической западной, не под влиянием генезиса капитализма, балансирования монарха между феодалами и третьим сословием, а на крепостническо-дворянской основе.
Все предпосылки перехода России от сословно-представительной монархической формы правления к абсолютной монархии можно разделить на две больших условных группы: социально-экономические и внешнеполитические. Содержанием социально-экономических предпосылок являлась, прежде всего, внутриклассовая борьба происходившая в период становления абсолютизма; сущностные характеристики внешнеполитических причин реформирования формы правления заключались, во-первых, в увеличении военных побед при абсолютизме, а, во-вторых, в изменении качественных основ этих побед.
Одной из положительных черт абсолютистского государства является то, что, в отличие от сословно-представительного, оно начинает проводить политику бюрократизации государственного аппарата, набирать людей на государственную или военную службу, причем люди получают за работу установленное жалованье.
Политико-правовая доктрина абсолютизма менялась с изменением характера абсолютистского направления. В период становления абсолютизм нуждался в поддержке. И такая поддержка была оказана приданием ему сакрального, теологического характера, выраженного в том, что носитель абсолютной власти, монарх -это "проводитель воли Божьей".
1. Брикнер А. Г. История Петра Великого. – М., 2005.
2. Валишевский К. Петр Великий. – М., 2004.
3. Гумилев Л. Н. От Руси до России. – М., 2003. – С. 315 – 327.
4. Дворниченко А. Ю., Кащенко С. Г., Флоринский М. Ф. Отечественная история (до 1917 г.) : учеб. пос. / под ред. проф. И. Я. Фроянова. – М., 2002. – С. 202 – 218.
5. Деревянко А. П., Шабельникова Н. А. История России : учеб. пособие. – М., 2006. – С. 121 – 135.
6. История России с древнейших времен до 1861 года : учеб. для вузов / под ред. Н. И. Павленко. – М., 2000. – С. 247 – 295.
7. Молчанов Н. Петр I. – М., 2003.
8. Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. – СПб., 2002. – С. 256 – 285.
Информация о работе Петровские реформы и начало модернизации российского общества