Петр первый

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 18:53, реферат

Описание работы

Знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев, который наиболее глубоко исследовал личность и поступки Петра Великого, писал: «Различие взглядов происходило от громадности дела, совершенного Петром, продолжительности влияния этого дела; чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нем, чем долее ощущают на себе его влияние».

Содержание

Введение стр. 3

I. Восхождение на престол стр. 6

II. Создание армии и флоте стр. 11

III. Развитие экономики при Петре I стр. 15

IV. Реформы Петра I и их особенности стр. 18

1. Реформа органов власти и управления стр. 19

2. Военная реформа стр. 21

3. Устройство сословий стр. 21

4. Церковная реформа стр. 24

5. Финансовые меры стр. 28

6. Реформы в области культуры стр. 29

V. Итоги преобразования Петра I стр. 32

Заключение стр. 36

Список использованных источников стр. 38

Работа содержит 1 файл

петр первый.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

 

-              мужчинам запрещено поступать  в монастырь до 30 лет;

 

-              монахам вменяется в обязанность  исповедоваться и причащаться не менее 4 раз в год;

 

-              во всех монастырях вводится  обязательный труд;

 

-              монахам запрещается посещать  женские монастыри, и даже частные  дома;

 

-              монахиням запрещается давать  окончательные обеты до 50 лет, и послушничество не может служить препятствием для вступления в брак.

 

Хотя неудовольствие и было всеобщим, обнародование регламента произошло 25 января 1721 года. Коллегиальная форма  церковного управления рекомендовалась  как наилучшая во всех отношениях. Состав Синода по регламенту определяется так: президент, два вице-президента, четыре советника и четыре асессора (в число их входили представители черного и белого духовенства). Состав Синода был аналогичен с составом светских коллегий. Лица, состоявшие при Синоде, были таковы же, как и при коллегиях; представителем особы государя в Синоде был обер-прокурор, при Синоде было целое ведомство фискалов, или инквизиторов. Внешняя организация Синода была взята с общего типа организации коллегии.

 

Так учреждением Синода Петр вышел из того затруднения, в каком стоял много лет. Его церковно-административная реформа сохранила в русской церкви авторитетную власть, но лишила эту впасть того политического влияния, с каким могли действовать патриархи. Вопрос об отношении церкви и государства был решен в пользу последнего, и восточные иерархи признали вполне законной смену патриарха Синодом.

 

Церковная юрисдикция была при Петре  очень ограничена: масса дел от церковных судов отошла в суды светские. Для суда над церковными людьми, по искам светских лиц, был в 1701г. восстановлен Монастырский приказ со светскими судами.

 

В 1649 г. в Уложении явился, наконец, закон, запрещавший духовенству  дальнейшее приобретение земель. Но Уложение еще не решилось возвратить государству те земли, которыми владело духовенство. К монашеству Петр относился не только с меньшей заботой, но даже с некоторой враждой. Она исходила из того убеждения Петра, что монахи были одной из причин народного недовольства реформой и стояли в оппозиции. У монастырей были отняты их земли, их доходы, и число монахов было ограничено штатами; не только бродяжничество, но и переход из одного монастыря в другой запрещался, личность каждого монаха была поставлена под строгий контроль настоятелей: занятия в кельях письмом запрещены, общение монахов с мирянами затруднено. В конце царствования Петр высказал свой взгляд на общественное значение монастырей в «Объявлении о монашестве» (1724). По этому взгляду, монастыри должны иметь назначение благотворительное (в монастыри помещались на призрение нищие, больные, инвалиды и раненые), а, кроме того, монастыри должны были служить к приготовлению людей к высшим духовным должностям и для приюта людям, которые склонны к благочестивой созерцательной жизни. Всей своей деятельностью относительно монастырей Петр и стремился поставить их в соответствие с указанными целями.

5. Финансовые меры

Петр не только изменил прямую подать, сделав её подушной, но и значительно  повысил косвенные налоги, изобретал  новые источники получения доходов.

 

За 8 лет войны Петр набирает около 200 тысяч солдат, доводит численность  армии с 40 до 100 тысяч. Стоимость этой армии обходится в 1709 году почти  вдвое дороже, чем в 1701: 1.810.000 руб. вместо 982.000. За первые 6 лет войны  было заплачено более 1,5млн. польскому королю в виде субсидий. Расходы на флот, артиллерию, содержание дипломатов, вызванные войной составляли 2.3 млн. в 1701 году, 2.7 млн. в 1706 году и 3.2 млн. в 1710. Уже первая из этих цифр слишком велика по сравнению с теми средствами, которые получал Петр в виде налогов от населения (около 1.5 млн.). Надо было искать дополнительные источники доходов.

 

Первое время Петр берёт для  своих целей из государственных  учреждений не только их свободные  средства, но и те суммы, которые  расходовались прежде на другие назначения: этим расстраивается правильный ход государственной машины. И всё-таки крупные статьи новых расходов не могли покрываться старыми средствами, и Петр создаёт для каждой новой из них особый государственный налог. Армия содержалась из главных доходов государства - таможенных и кабацких пошлин. Для содержания кавалерии понадобилось назначить новый налог «драгунские деньги», для флота – «корабельные» и т.д. Однако этих прямых налогов вскоре оказалось недостаточно, тем более, что они собирались очень медленно. Поэтому придумывались и другие источники налогов. Самая ранняя выдумка этого рода, введённая по совету Курбатова - гербовая бумага, не дала ожидавшихся от неё барышей. Тем большее значение имела порча монеты. Перечеканка серебряной монеты в монету низшего достоинства по прежней номинальной цене дала по 946 тыс. руб. в первые три года (1701-1703 гг.), по 313 тыс. руб. - в следующие три: отсюда были выплачены иностранные субсидии. Однако, скоро весь металл был переведён в новую монету, а стоимость её в обращении упала на половину: таким образом, польза от порчи монеты была временной и сопровождалась огромным вредом. Новой мерой для повышения доходов была «переоброчка» в 1704 году старых оброчных статей и отдача на оброк новых. Общая цифра казённых поступлений по этой статье поднялась к 1708 году с 300 до 670 тыс. руб. ежегодно. Далее, казна взяла в руки продажу соли, принесшую ей до 300 тыс. руб. ежегодного дохода, табака (это предприятие оказалось неудачным) и других продуктов, дававших до 100 тыс. руб. ежегодно. В результате в конце царствования Петра государственные доходы возросли до 10 с лишним миллионов.

 

Разумеется, этот рост нелегко пришелся народу. Петр хотел прийти на помощь своим подданным, улучшить условия  их труда, поднять благосостояние. Он решил привлечь в государства драгоценные металлы торговлей, которая имела бы активный баланс. Для этого он всячески поощрял торговлю. Зная бедность русских горожан, он советовал им соединяться в компании и привлекал к торговле дворян.

 

Петр всячески поощрял развитие промышленности, сам заводил фабрики, пускал их в ход, а затем отдавал  в частные руки. При нём были впервые оценены минеральные  богатства Урала, на Юге был найден уголь.

 

Петр искал средств народного  обогащения и желал подъёма производительности труда. Для этого он применял политику протекционизма, опекая каждый шаг торговли и производства.

6. Реформы в области культуры

Характерной особенностью русского культурного  развития в 1-ой четверти XVIII века был  светский характер культуры, ликвидация духовного господства церкви. Строительство мануфактур, каналов, крепостей, развитие военной техники, кораблестроения, архитектуры послужили сильным толчком к распространению светского образования и научных знаний. Был заложен фундамент для развития многих отраслей науки и техники. Появились культурные учреждения (типографии, театры, музеи, библиотеки). В Москве и Петербурге были основаны артиллерийская и военно-инженерные школы, а, после Навигационной школы - Морская академия. Петр I заботился о развитии образования в России. С этой целью он выписывал из-за границы учителей. Во многих городах были открыты начальные «цифирные» школы, в которых были обязаны учиться все дворяне. Прогрессивной чертой петровских школ было соединение обучения с практикой.

 

При Петре I по существу были заложены основы школьного образования в  России. Церковно-славянский алфавит  был заменен новым гражданским. Усилились культурные связи со странами Западной Европы.

 

В России возникли первые научно-технические  лаборатории, астрономические обсерватории с телескопами. Крупные ученые, изобретатели вызывали своими работами восхищение не только русских, но и западноевропейских специалистов. Большой вклад в развитие русской науки внес и сам Петр I .

 

В Петербурге была открыта «Кунсткамера» естественных наук, где по указу 13.II.1719 года «О сборе редкостей и покупке их у населения «Петра I , собирались различные экспонаты. Указ гласил:

 

«Так, если кто найдет в земле  или в воде какие старые вещи: а именно каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, не такие, как у нас ныне есть, или такие, но очень великие или малые перед обыкновенными, также какие старые надписи на железе, каменьях или меди, или какое старое и ныне необыкновенное ружьё, посуду и прочее все, что очень старо и необыкновенно - так чтобы приносили, да что будет довольное вознаграждение»2 января 1703 г вышла в свет первая печатная газета «Ведомости». В 1725 г была открыта Петербургская Академия наук с гимназией.

 

Все культурные преобразования 1-ой четверти XVIII века были направлены на то, чтобы привить грамоту и приобщить русский народ к культурным достижениям стран Западной Европы, поставить Россию на один уровень с ведущими державами мира, сохранить достижения культуры для последующих поколений.

 

 

 

 

V. Итоги преобразований Петра I

 

Мнения о реформе Петра чрезвычайно  расходились уже при жизни. Небольшая  кучка ближайших соратников Петра  держалась мнения, которое впоследствии Ломоносов формулировал словами: «он  Бог твой, Бог твой был, Россия». Народная масса, напротив, готова была согласиться с утверждением раскольников, что Петр был антихристом. И те, и другие исходили из того общего представления, что Петр совершил радикальный переворот и создал новую Россию, не похожую на прежнюю. Новая армия, флот, сношения с Европой, наконец, европейская внешность, европейская техника - всё это были факты, бросавшиеся в глаза: их признавали все, расходясь лишь коренным образом в их оценке. То, что одни считали полезным, другие признавали вредным для русских интересов; что одни считали великой заслугой перед отечеством, в том другие видели измену другим преданиям; наконец, где одни видели необходимый шаг по пути прогресса, другие признавали простое отклонение, вызванное прихотью деспота. Оба взгляда могли приводить фактические доказательства в свою пользу, так как в реформе Петра были перемешаны оба элемента - и необходимости, и случайности. Элемент случайности больше выступал наружу, пока изучение реформы Петра ограничивалось внешней стороной реформы и личной деятельностью преобразователя. Другие результаты должно было дать изучение той же реформы в связи с её прецедентами, а также в связи с условиями современной ей действительности. Изучение прецедентов Петровской реформы показало, что во всех областях общественной и государственной жизни - в развитии учреждений и сословий, в развитии образования, в обстановке частного быта - задолго до Петра обнаруживаются те же самые тенденции, которым даёт торжество Петровская реформа. Являясь, таким образом, подготовленной всем прошлым развитием России и составляя логический результат этого развития, реформа Петра, с другой стороны, и при нём ещё не находит достаточной почвы в русской действительности, а потому и после Петра остаётся формальной и видимой. Новые платья и ассамблеи не ведут к усвоению европейских привычек и приличий; точно так же новые заимствованные из Швеции учреждения не опираются на соответственное экономическое и правовое развитие массы. Россия входит в число европейских держав, но на первый раз только для того, чтобы почти на полвека сделаться орудием в руках европейской политики. Из 42 цифирных провинциальных школ, открытых в 1716 - 1722 годах, только 8 доживают до середины века; из 2000 навербованных, большей частью силой, учеников действительно выучиваются к 1727 году только 300 на всю Россию. Высшее образование, несмотря на проект Академии, и низшее, несмотря на все приказания Петра, остаются надолго мечтой.

 

Масштабы изменений, произошедших за время правления Петра огромны. Значительно выросла территория страны, которая после многих веков борьбы получила выход к морю и ликвидировала состояние политической и экономической изоляции, вышла на международную арену, заняла видное место в системе международных отношений и превратилась в великую европейскую державу. В России в это время возникла мануфактурная промышленность, в которой особое значение приобрела мощная металлургия. Коренным образом изменился характер и размеры внутренней и внешней торговли и объём экономических связей с другими странами. Были созданы мощная регулярная армия и флот, сделан огромный шаг в развитии культуры и просвещения. Был нанесён сильный удар духовной диктатуре церкви в культуре, просвещении и других областях жизни страны. Осуществлялась ломка старого рутинного патриархального быта.

 

Все эти изменения происходили в условиях вступления феодально-крепостнических отношений в стадию разложения и зарождения в их недрах новых буржуазных отношений. Направленная на ликвидацию технико-экономической и культурной отсталости страны, на ускорение и развитие, они имели огромное прогрессивное значение.

 

Очевидно, также и сопротивление, которое вызвала каждая из реформ, недовольство ими со стороны самых  различных социальных сил и слоев: боярства - тем, что его оттеснили  «худородные», и тем, что перестало  существовать «самодержавие с Боярской думой»; дворянства - постоянной и тяжёлой службой; церкви - утратой самостоятельной политической роли и господствующего положения в культуре и просвещении, изъятием государством значительной части её доходов; купцов и посадского люда - ростом налогов, повинностей и служб; народных масс - усилением крепостнического гнёта и тем, что реформы осуществлялись за их счёт. К этому добавлялось общее недовольство новшествами, которые разрушали укоренившиеся традиции и средневековую косность патриархального быта и уклада жизни.

 

Их осуществление было в немалой  степени связано с деятельностью  и личностью Петра Первого, - пожалуй, самого крупного государственного деятеля  дореволюционной России, с его  исключительной целеустремлённостью, энергией смелостью, с которой он ломал рутинные порядки и преодолевал бесчисленные трудности, Выдающийся политик, военный деятель и дипломат, он умел правильно оценивать обстановку, выделять главное, делать правильные выводы из ошибок и неудач, из изменения внутри - и внешнеполитической обстановки.

 

Обладавший широкими знаниями, проявлявший  большой интерес к литературе, истории, праву, искусству, ремёслам и  естественным наукам, он прекрасно  знал военное дело, кораблестроение, кораблевождение и артиллерию. Пушкинские строки «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» метко выразили всю многогранность кипучей деятельности Петра I. Он умел подбирать деятельных и энергичных поклонников в каждой из отраслей и сфер государственной деятельности. В числе «птенцов гнезда Петрова» были такие крупные государственные и военные деятели своего времени, как А.Д. Меньшиков, В.П. Шереметьев, Ф.М. Апраксин, А.А. Сенявин, Б.А. Куракин, Феофан Прокопович, В.Н. Татищев.

Информация о работе Петр первый