Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 23:02, контрольная работа
На ход и характер модернизации русского общества, которая началась задолго до Петра I и была объективно необходима, наложила отпечаток
личность Петра Алексеевича. В истории Российского государства Петр I сыграл ключевую роль. Его правление считают своеобразным рубежом между Московским царством и Российской империей. Рубеж четко разграничивает формы государственной власти: от Ивана III - до Петра I и от Петра I - до Советской России.
П л а н
I. Личность Петра I.
II. Предпосылки и альтернативы реформам Петра I.
III. Военные реформы Петра I.
IV. Реформы государственного управления.
V. Социально-экономическая политика Петра I.
VI. Реформы в области культуры.
VII. Историческое значение и цена петровских реформ для России.
VIII. Основные направления европеизации страны.
Государство захватило и торговлю — путем введения монополии на заготовку и сбыт определенных товаров. В 1705 г. была введена монополия на соль и табак. Прибыль на первую возросла вдвое; на табак — в 8 раз. Вводилась монополия на продажу товаров за границу: на хлеб, сало, лен, пеньку, смолу, икру, мачтовое дерево, воск, железо и др. Установление монополии сопровождалось волевым повышением цен на эти товары, регламентацией торговой деятельности русских купцов. Следствием этого стала дезорганизация свободного, основанного на рыночной конъюнктуре, предпринимательства. Государство добилось своей цели — поступления в казну резко возросли, но насилие над предпринимательством систематически разоряло наиболее зажиточную часть купечества.
К концу Северной войны, когда победа была
очевидна, в торгово-промышленной политике
правительства произошли определенные
изменения. Были приняты меры по поощрению
частного предпринимательства. «Берг-привилегия»
(1719 г.) разрешила искать полезные ископаемые
и строить заводы всем без исключения
жителям страны и иностранцам. Получила
распространение практика передачи государственных
предприятий (в первую очередь убыточных)
частным владельцам или компаниям. Новые
владельцы получали от казны различные
льготы: беспроцентные ссуды, право беспошлинной
продажи товаров и т. п. Государство отказалось
от своей монополии на продажу товаров
на внешнем рынке.
Однако реальной экономической
свободы предприниматели не получили.
В 1715 г. был принят указ о создании промышленных
и торговых компаний, члены которых, отдав
свои капиталы в общий котел, были связаны
круговой порукой и несли общую ответственность
перед государством. Компания фактически
не обладала правом частной собственности.
Это была своего рода аренда, условия которой
определялись государством, имевшим право
в случае их нарушения конфисковать предприятие.
Выполнение казенных заказов стало главной
обязанностью владельца завода. И только
излишки он мог реализовать на рынке. Это
снижало значение конкуренции как главного
стимула развития бизнеса. Отсутствие
конкуренции, кроме того, тормозило совершенствование
производства.
Контроль над отечественной промышленностью
осуществляли Берг- и Мануфактур-коллегии,
обладавшие исключительными правами:
они давали разрешение на открытие заводов,
устанавливали цены на продукцию, имели
монопольное право на покупку товаров
у мануфактур, осуществляли административную
и судебную власть над владельцами и работниками.
Правительство Петра I весьма внимательно
относилось к становлению собственной
промышленности, оберегая ее от бесперспективной
конкуренции с продукцией развитых европейских
стран. По качеству изделия российских
мануфактур еще уступали зарубежным, поэтому
Петр запретил ввозить в страну те иностранные
товары, производство которых было освоено
в России. Так, согласно таможенному тарифу
1724 г., огромная — 75 % — пошлина налагалась
на ту европейскую продукцию, спрос на
которую мог быть удовлетворен домашними
средствами. Такая же пошлина налагалась
и на вывозимое из России необработанное
сырье. Политика меркантилизма стала в
первой четверти XVIII века мощным оружием
в руках правительства и надежной защитой
отечественного предпринимательства.
Активное вмешательство
государства в сферу экономики деформировало
социальные отношения. Прежде всего, это
проявилось в характере использования
рабочей силы. Во время Северной войны
государство и владельцы мануфактур использовали
как вольнонаемную рабочую силу, «беглых
и гулящих», так и приписных крестьян,
отрабатывающих на заводах государственные
налоги. Однако в начале 20-х гг. XVIII века
проблема рабочей силы обострилась: усилилась
борьба с побегами крестьян, началось
массовое возвращение беглых прежним
владельцам, была проведена ревизия населения
с последующей фиксацией социального
статуса каждого человека путем закрепления
навечно к месту записи в налоговый кадастр.
Вне закона были поставлены «вольные и
гулящие», которых приравняли к беглым
преступникам.
Петр I отчетливо понимал, что одной только казне не под силу решить грандиозные задачи. Поэтому политика правительства была направлена на вовлечение в промышленное строительство частных капиталов. Ярким примером такой политики стала передача в 1702 году только что построенного казной Невьянского завода на Урале в частные руки. К этому времени Никита Демидов уже был известным и крупным предпринимателем Тульской оружейной слободы. Оправданность такого шага подтверждают обоюдовыгодные условия сделки: заводчик должен был значительно увеличить производство, по льготным ценам поставлять в казну военные припасы, «построить деткам школы, а больным — больницы» и многое другое, а взамен ему дозволялось на обширной территории Урала искать руды «и всякие заводы строить». Демидовы выполнили обязательства, создали грандиозное хозяйство. Строить заводы ринулись сотни людей. Многие потерпели крах, но к середине XVIII века на Урале было уже более 40 частных заводов, сложились и крупные «железоделательные — комплексы Строгановых, Демидовых, Мосоловых, Осокиных, Твердышевых и Мясниковых».
Особенностью развития русской промышленности в первой половине XVIII века стало широкое применение подневольного труда. Это означало превращение промышленных предприятий, на которых мог зародиться капиталистический уклад, в предприятия крепостнической экономики. В первой четверти XVIII века была создана сравнительно мощная экономическая база — около 100 мануфактурных предприятий, а в начале царствования их было 15. К 1740-м годам страна выплавила чугуна в 1,5 раза больше, чем Англия.
VI. Реформы в области культуры.
Серьезные преобразования в духовной сфере начались еще в XVII веке под влиянием Запада. Эти преобразования значительно ускорились в эпоху Петра Великого. Существовало два пути приобщения к цивилизации Запада: приглашение иностранных ученых (а это обходилось очень дорого) и отправка русской молодежи для учебы за границу (более дешевый путь). До Петра общение с иностранцами не поощрялось и разрешение на выезд получали лишь две категории людей: члены посольства и гости (то есть верхушка купечества). Теперь выезд за границу не только не запрещался, но даже стал поощряться, а к некоторым применялся в принудительном порядке. В 1696 г. был принят специальный указ о направлении в разные государства на учебу 61 человека, из них 23 принадлежали к княжеским фамилиям.
Сближение с Западом проявлялось в заботах правительства о том, чтобы русский человек и внешним видом напоминал европейца. На следующий день после приезда из-за границы (26 августа 1698 г.) Петр выступил в роли цирюльника — велел принести ножницы и самочинно обрезал бороды у шокированных этой выходкой бояр. Подобную операцию Петр повторял несколько раз. Был введен металлический бородовой знак — своего рода квитанция об уплате денег за ношение бороды. Указ 1705 г. обязывал все мужское население страны, за исключением священников, монахов и крестьян, брить бороды и усы. Нежелавшие бриться платили дифференцированный налог: от 30 до 100 руб. в год (в зависимости от сословной принадлежности и имущественного положения) — огромные по тому времени деньги.
Борьба шла и с широкорукавным платьем.
Вскоре после возвращения «великого посольства»
состоялось шуточное освящение Лефортова
дворца. Многие гости прибыли на пир в
традиционной русской одежде: в сорочках
с вышитым воротником, шелковых зипунах
яркого цвета, поверх которых были надеты
кафтаны с длинными рукавами, стянутыми
у запястья нарукавниками. Поверх кафтана
было длинное платье из бархата, сверху
донизу застегнутое на множество пуговиц.
Шуба и меховая шапка с высокой тульей
и бархатным верхом завершали наряд знати
(такой наряд был совершенно неудобен
для работы). В тот день царь вновь шокировал
многих знатных людей, собственноручно
взяв ножницы и начав укорачивать рукава.
В 1700 г. был принят специальный указ об
обязательном ношении венгерского платья
(кафтана), а в следующем году было запрещено
носить русское платье, его изготовление
и продажа карались законом, предписывалось
носить немецкую обувь — сапоги и башмаки.
Это было сознательное противопоставление
нового, современного, удобного — старому,
архаичному. Очевидно, долгие годы только
насилием можно было поддерживать новые
моды и нравы. Не раз публиковались указы,
угрожавшие нарушителям различными карами,
вплоть до каторги.
Пособием для дворянина стало
так называемое «Юности честное зерцало»
(1717 г.). Это сочинение неизвестного автора
формирует новый стереотип поведения
светского человека, избегающего дурных
компаний, мотовства, пьянства, грубости,
придерживающегося европейских светских
манер. Основная мораль данного произведения:
молодость — подготовка к службе, а счастье
— следствие прилежной службы. Дворянскую
честь следует беречь, но защищать ее не
шпагой, а жалобой в судебные инстанции,
ибо дворянин должен проливать кровь только
защищая Отечество.
Перемены в быте и нравах высших
кругов проявлялись в возникновении новых
форм развлечений. Специальным указом
1718 г. были введены «ассамблеи», которые
становились обязательными для дворян
в городах и сочетали в себе отдых и деловое
общение.
Указами от 19 и 20 декабря 1699 г. вводилось новое летосчисление: не от сотворения мира, а от Рождества Христова; новолетие начиналось не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих европейских странах. Празднование Нового года должно было происходить с 1 по 7 января. Ворота дворов надлежало украшать сосновыми, еловыми или можжевельными деревьями, а ворота бедных владельцев — ветвями. Каждый вечер по большим улицам предписывалось жечь костры, а при встрече поздравлять друг друга. В столице в эти дни устраивались фейерверки.
Для новой культуры были характерны светскость и «государственный» характер. Последняя черта культуры являлась особенностью России. Государство финансировало и поощряло развитие тех сфер культуры, которые считались наиболее нужными. Культуру в целом, науку и даже искусство Петр I оценивал с позиции пользы. Огромная роль государства, его вмешательство в сферу культуры привели к ее бюрократизации: труд писателя, художника, актера, архитектора превратился в разновидность государственной службы, обеспеченной жалованьем. Культура стала государственной, выполняя определенные служебные функции. Она начала оказывать мощное воздействие на людей, чей стиль жизни и мышления нивелировался и унифицировался в соответствии с интересами самодержавия. В духовной жизни насаждались идеи западного протестантизма, утверждавшие, что богатство — не грех, а признак избранности Богом. Происходит раскол культуры на две части: прозападная (дворянская) и народная, ориентирующаяся на православные традиции.
VII. Историческое значение и цена петровских реформ для России.
Петровские реформы, направленные на европеизацию России, грандиозны по своим масштабам и последствиям. Однако они не могли обеспечить долговременный прогресс страны, так как проводились силовыми методами и закрепляли жесткую систему, основанную на подневольном труде.
Выделяются три теории изучения значений петровских реформ: религиозная, всемирно-историческая (направления: материалистическое, либеральное, технологическое), локально-историческая.
Каждая теория выбирает из множества исторических фактов свои факты, выстраивает свою причинно-следственную связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии, изучает свой исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.
Оценки деятельности Петра I
1. Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу. Христианская историография, представленная официальной церковью, к Петру I относится лояльно. Всякая власть от Бога. Царь — помазанник Божий и, отсюда, его деятельность направлена на благо России. Еще при жизни Петра его восхвалял вице-президент Синода Феофан Прокопович (1681—1736). Христианская литература, представленная старообрядцами, к Петру и его деятельности относится негативно. По их мнению, царя во время путешествия за границу подменили, и в Россию под именем Петра приехал антихрист. Он и одевался и вел себя не как православный: смеялся над стариной, выпускал изо рта дым, одевался в непривычные одежды, жестоко преследовал старообрядцев и т.д.
2. Сторонники всемирно-исторической теории одобряют деятельность Петра I. Историки “государственной школы” (особенно С.М. Соловьев (1820—1879) писали о личности и реформах Петра в восторженных тонах, приписывая ему все успехи, достигнутые как внутри страны, так и во внешней политике России.
- Материалистическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем приоритет развитию общества. Историки-материалисты (Б. А. Рыбаков, Н. И. Павленко, В. И. Буганов, Е. В. Анисимов и др.), продолжая традицию “государственной школы”, считают, что в результате Петровских преобразований Россия сделала крупный шаг по пути прогресса, превратилась в европейскую державу. Созданный Петром I абсолютистский режим ничем существенно не отличался от абсолютистских режимов Запада (неограниченная власть монарха, постоянная армия, развитый бюрократический аппарат, централизованная система налогов). Преобразования проведены за счет усиления эксплуатации трудящихся.
- Либеральное направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем развитию личности. Либеральная литература (И. Н. Ионов, Р. Пайпс и др.), признавая заслуги Петра в деле европеизации страны, превращения ее в передовую державу, акцентирует внимание на формах и методах его преобразовательской деятельности. По ее мнению, цель Петра — сделать “Восток Западом” — не может быть оправдана теми страданиями, которые вынесла Россия при “ломке” ее устоев. Города и села были обескровлены из-за перенапряжения народных сил. Пространство свободы сузилось, так как каждый человек был ограничен в своей деятельности рамками государственных интересов, простиравшихся на все сферы российского бытия.
- В результате “слепого” заимствования,
перенесения чужих идей с Запада (вестернизации)
на русскую “почву” утвердился не абсолютизм,
а азиатский деспотизм, лишь внешне похожий
на западные абсолютистские монархии.
Россия к концу царствования Петра представляла
военно-полицейское государство с монополизированной
крепостнической экономикой. В итоге реформ
были на столетия законсервированы крепостнические
отношения.
3. Локально-историческая
теория изучает единство человека и территории,
составляющее понятие локальная цивилизация.
Литература, представляющая теорию, к
деятельности Петра I относится отрицательно.
В середине XVIII века князь М.М. Щербатов
(1733—1790) в памфлете “О повреждении нравов
в России” положил начало негативной
оценке Петра в публицистике. Славянофилы
в 40-е гг. XIX века пришли к выводу, что Петр,
“свернув” Россию с естественного пути
развития, нанес русскому народу непоправимый
ущерб, лишив его национального своеобразия
и задушив последние ростки свободы.
VIII. Основные направления европеизации страны.
Влияние шведско-голландского культурно-технологического круга (вестернизации) на развитие России
Технологическое направление всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому развитию и сопутствующим изменениям в обществе.
Последователи этого направления (С. А. Нефедов и др.) рассматривают реформы Петра I в контексте модернизации по шведско-голландскому образцу. Фундаментальным открытием шведов была легкая пушка в сочетании с линейной тактикой ведения боя — и в первую очередь Россия заимствовала это новое оружие шведов. Для этого пришлось вызывать западных мастеров и возводить металлургические заводы Урала, строить новые арсеналы в Туле, Петербурге и Москве. Новая линейная тактика потребовала перевести на регулярную основу всю армию; поместная конница была расформирована, а дворяне стали офицерами новой армии; солдаты стали набираться с помощью рекрутских наборов. Для снабжения армии были построены полотняные и пороховые мануфактуры; строительство новых заводов потребовало не только привлечения мастеров из Европы, но и создания школ для подготовки собственных кадров. Вместе с новым образованием в Россию пришла новая культура, дворяне стали изучать иностранные языки и одеваться по-европейски.
Информация о работе Петр I и его реформы. Основные направления европеизации страны