Петр I – человек истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:43, реферат

Описание работы

Цель данной дипломной работы – изучить подробно правовые реформы Петра I, предпосылки, особенности и роль в истории России.
В данной работе широко освещена жизнь Петра, его манеры, привычки, характер, что помогает сделать множество выводов и понять некоторые его поступки. Характер Петра был очень сложным, к тому же Петр был очень многосторонней, неординарной личностью, поэтому описать его в двух словах нельзя. Но поняв его характер и мышление гораздо легче понять его в целом, понять мотивы многих, даже на первый взгляд необъяснимых его действий. А таких непонятных действий у Петра было предостаточно. Именно поэтому большая часть данной дипломной работы посвящена самой личности Петра I, его жизни, процессу прихода к власти.

Содержание

Введение………………………………………………………..…..3

Глава 1 Петр I – человек истории……………………………….6
Портрет Петра I……………………………………………....6
Биография Петра I……………………………………….…12
Роль Петра I в истории России……………………………19

Глава 2 Политика Петра I………………………………….…….23
2.1 Приход к власти………………………………………………23
На чем основывался Петр I в своем правлении?…….…..29
Реформы Петра и особый путь России……………………33

Глава 3 Реформы Петра I………………………………..……….36
3.1 Формы правовых актов…………………………….…….…..36
3.2 Административные реформы…………………………….…39
3.3 Учреждение полиции……………………………………..….49
3.4 Судебная реформа……………………………………………53
3.5 Правовое положение сословий……………………...………58

Глава 4 Право при Петре I…………………………..…………..64
4.1 Систематизация правовых норм и первые попытки
кодификации…………………………………………………….64
4.2 Гражданское право при Петре I…………………..…….…68
4.3 Брачно-семейные отношения……………………...……….76
4.4 Административно-полицейское право…………………….85
4.7 Наказания……………………………………………..…….89
4.8 Процессуальное право до Петра…………………………..92
4.9 Судебный процесс при Петре I…………………..………99
Заключение………………………………………………….…119

Работа содержит 1 файл

Петр I.doc

— 531.50 Кб (Скачать)

Договор поклажи заключался крепостным порядком, но военнослужащие могли оставить вещи на хранение без оформления договора, а утрата этих вещей хранителем рассматривалась как хищение.

Договор поклажи на движимое имущество заключался любыми субъектами, кроме монахов, которым Духовный регламент запрещал брать на хранение деньги и вещи.

Интенсивный рост компаний в начале XVIII в. обусловил развитие договора товарищества. Заключение и исполнение этого договора происходило под надзором Мануфактур - и Берг-коллегий. Правительство оказывало содействие в исполнении договорных обязательств. Однако четких форм организации товарищества выработано не было. В целом же в регулировании обязательственных правоотношений проявлялась тенденция к процедурной формализации. Государство, поощряя предпринимательство, активно регулировало рыночные отношения.

     Договор купли-продажи регулировал перемещение любых объектов собственности (движимой и недвижимой). Ограничения, налагаемые монополистической политикой государства, касались как предмета договора (запреты продавать родовую недвижимость, некоторые виды полезных ископаемых), так и его условий (установленные сроки для выкупа родовых имуществ, ограничение круга субъектов, приобретающих недвижимость и крестьян). Обман, заблуждение и принуждение, допущенные при заключении договора, являлись основаниями для его аннулирования. Предусматривалась купля-продажа с рассрочкой платежа ("в кредит"), выплатой аванса или предоплаты ("деньги вперед"). Общие положения договора купли-продажи распространялись на договор поставки.

 

 

 

4.3 Брачно-семейные отношения

 

Расширялось государственное  регулирование брачно-семейных отношений. В 1702 г. было узаконено как обязательный церковный обряд обручение, которым завуалировался имущественный характер совершаемой при этом письменной сделки. Если в установленный шестинедельный срок от сговора до венчания сторона отказывалась от заключения брака, имущественных последствий (предусматривавшейся ранее – неустойки) не следовало.

     Указом  о единонаследии 1714 г. брачный возраст для женихов устанавливался в 20 лет, для невест – 17. При общей тенденции к введению свободного волеизъявления вступивших в брак, этим указом, напротив, устанавливались некоторые цензовые ограничения. Указ 1722 г. содержал запрет недорослям, признанным Сенатом умственно отсталыми («дуракам», по терминологии указа 1722 г. «О свидетельствовании дураков в Сенате»), вступать в брак. Родители утрачивали право принуждать детей к бракосочетанию. В то же время запрещалось флотским офицерам жениться без согласия начальства. В брак запрещалось вступать близким родственникам и умалишенным ("дуракам",  по терминологии указа 1722 г. "О свидетельствовании дураков в Сенате"15).

На вступление в брак требовалось согласие родителей  брачующихся и начальства для  военнослужащих, а также знание арифметики и геометрии для дворян. Крепостные вступали в брак с дозволения господ. По закону требовалось свободное согласие брачующихся.

Признавался только церковный  брак. С 1721 г. разрешено было заключать смешанные браки с христианами других конфессий (католиками, протестантами), брак с иноверцами запрещался.

     Поводы  для расторжения брака предусматривались  следующие: политическая смерть  и ссылка на вечную каторгу,  безвестное отсутствие одного  из супругов в течение трех  лет, поступление в монашество, прелюбодеяние одного из супругов, неизлечимая болезнь или импотенция, покушение одного из супругов на жизнь другого, недоносительство о готовящемся преступлении против монарха.

     В 1753 г. специальным актом закрепляется раздельность обязательственных прав супругов, подчеркивается свобода одного из них от долгов и обязательств, принятых другим.

     В отношении  детей родители пользовались  почти такой же властью, как  и раньше: их можно было наказывать, отправлять в монастырь и отдавать в работу на срок по найму.

    По закону  отец должен был содержать  своих незаконнорожденных детей  и их мать, однако незаконнорожденные  дети не имели имущественных  прав и не могли претендовать  на участие в наследовании  по закону.

Двоеженство (в том  числе дозволяемое ранее военнопленным) запрещалось. Дети, рожденные от второго брака, признавались незаконнорожденными. Синод допускал заключение не более трех браков (при законном расторжении предыдущих). Женам ссыльнокаторжных разрешалось вступать во второй брак, т.к. приговоренные к ссылке на каторжные работы лишались прав состояния. С 1721 г. разрешено было заключать смешанные браки с христианами других конфессий (католиками, протестантами), брак с иноверцами запрещался.

Супружеские обязанности  прекращались с пострижением обоих супругов (не моложе 50-60 лет) в монашество. Поводы для расторжения брака предусматривались следующие: политическая смерть и ссылка на вечную каторгу, безвестное отсутствие одного из супругов в течение 3-5 лет, неизлечимая болезнь или импотенция, покушение одного из супругов на жизнь другого.

Усилилась тенденция  к раздельности имущества супругов. Так, в исключительном владении мужа были купленные им вотчины, в собственности жены оставалось приданное.

Развивается институт опеки. По указу 1714 г. опекунство над малолетними членами семьи возлагалось на наследника недвижимого имущества. Опека устанавливалась над несовершеннолетними детьми и продолжалась до их совершеннолетия. Совершеннолетие наступало для наследников недвижимости в 20 лет, для наследников движимого имущества в 18 лет (для женщин – в 17). Опекун распоряжался всем имуществом опекаемых.

Для недорослей в возрасте от 17 до 21 года могло устанавливаться  попечительство. Попечительство распространялось только на распоряжение недвижимым имуществом, всем остальным мог распоряжаться подопечный.

По акту 1724 г. опека  устанавливалась магистратом. Опека  могла устанавливаться также над умалишенными и патологически жестокими помещиками.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.4 Административно-полицейское  право

 

В первой четверти XVIII в. интенсивно развивалось административно-полицейское право, которое оформляется в качестве самостоятельной отрасли и позднее получает официальное название полицейского права. Законотворчество и правоприменение в области административных (полицейских) правоотношений частично рассматривалось при характеристики политического режима, правового статуса населения, а также органов управления, регулярной полиции. «Пункты генерал-полицмейстеру» 1718 г., инструкции московской полиции 1722 г., «Регламент или устав Главного магистрата» 1721 г. были, по сути, административными кодексами. В них регулировались организация управления, воздействие государства на проживающих, правила поведения в городах, определялись санкции за правонарушения. Эти крупные законы дополнялись и конкретизировались многочисленными законодательными и подзаконными актами.

В законодательных актах  и в практической деятельности административно-полицейских органов существенное место занимала борьба с беглыми (бежали крестьяне и дворовые люди – от владельцев, работные люди – со строительства и заводов, солдаты и рекруты – с воинской службы). Суровые указы о поимке и жестоком наказании сбежавших перемежались с указами, в которых обещалось прощение добровольно вернувшимся из бегов.

Полиции предписывалось вести строгий учет жителей, регистрировать всех прибывших в город и нанимавшихся на работу. Документы, удостоверявшие личность, выдавались различными государственными учреждениями и частными владельцами.

При утере документа  человека следовало возвратить на прежнее место жительства. За «вольных людей», в том числе пришедших в город на заработки, могли поручиться другие свободные люди – в этом случае составлялись «поручные записи», предусматривалась и круговая порука для артелей16. Таким вольным людям было «велено» оставаться там, где они находились, по сути, происходило их закрепление. За составление фальшивых («воровских») отпускных писем или задержание по таким отпускным людей предусматривалось битье виновных кнутом и взыскание с них «зажилых денег», т.е. возмещение прямого и косвенного ущерба, нанесенного прежним владельцам. Регистрация прибывших в Москву с конца XVII в. производилась в Земском приказе, а каменных дел мастеров и артелей каменщиков – в Каменном приказе. Поручные записи могли оформляться площадным подьячим на Красной площади, а регистрацию в приказе имел право проводить дьяк или старый подьячий. Без такого оформления проживание и работа в столице запрещалась.

Вводился централизованный учет крепостных людей. Частновладельческие крестьяне могли проживать в городах со своими владельцами без каких-либо документов. В XVIII в. дезертирство и самовольные уходы крестьян и работных людей участились, борьба с этим явлением ожесточалась. Указом от 19 февраля 1721 г. предусматривалось отнятие деревень у землевладельцев, виновных в держании беглых крестьян. За составление подложных отпускных писем вводилось вырывание ноздрей и ссылка на вечные каторжные работы.

Устанавливается жесткое  преследование всех, не занятых постоянным трудом и без достаточных оснований находившихся вне постоянного места жительства. В Пунктах от 25 мая 1718 г. предписывалось: «накрепко смотреть приезжих, какие люди». За утайку постояльцев или сообщение неправильных сведений о них хозяевам угрожали ссылкой на галеры и конфискацией всего имущества.

Документы, удостоверявшие личность в то время, не были надежными, поэтому для обозначения лиц, осужденных за тяжкие преступления, применялось клеймение.

Важнейшее значение в  учете и документировании населения  имел подписанный 6 июня 1724 г. Петром I законодательный акт, имевший название «Плакат». Изданный в условиях катастрофического финансового положения страны Плакат регулировал взимание подушной подати и правовое положение воинских подразделений, расквартированных в регионах, для более полного налогового сбора и пресечения волнения крестьян. С Плакатом справедливо связывают и установление единой паспортной системы для податного сельского населения. Крестьянам разрешалось наниматься на работу «для прокормления» в пределах своего уезда. В этом случае помещик, а при его отсутствии – приказчик и приходской священник, могли выдавать «письменные отпуска». С этим отпуском крестьянин мог работать и в другом уезде, но не далее 30 верст от своего дома. Для отхода в более отдаленные места крестьянин с отпускным письмом от помещика должен был явиться к земскому комиссару, который выдавал «пропускное письмо», подписанное им и полковником расквартированного в из уезде полка и скрепленное печатью.

Купцам, как и прежде, выдавали проезжие грамоты. Военнослужащим, временно отпущенным со службы, выдавались «письменные отпуска», а уволенным со службы – «абшиды». Документом, удостоверявшим личность иностранцев, прибывших в Россию, а также отъезжавших за границу русских подданных, в первой четверти XVIII в. становится «пашпорт», иногда называемый также «пас»17. «Пашпорта» иностранцев следовало представлять для регистрации в полицмейстерской канцелярии, из которой после проверки направлять в те коллегии, которые были заинтересованы  в проживании иностранцев в России.

Законодательные акты содержали  правила благоустройства, строительные нормы. Внедрялись строгие противопожарные правила. Все более расширялись правила проезда по городу. Вводились строгие санитарные правила, определялся порядок захоронения, при эпидемиях устанавливались жесткие карантинные ограничения. Недоброкачественные продукты подлежали изъятию и уничтожению.

Административные правонарушения не обособлялись ни в законодательных актах, ни в правоприменительной практике. Ответственность за них была столь же суровой, как и за уголовные преступления. Не выделялся и административный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.5 Уголовное право

 

Интенсивно развивалось  уголовное право. За время царствования Петра I, по подсчетам исследователей, было издано 392 законодательных акта уголовно-правового характера. Крупнейшим нормативным уголовно-правовым законодательным актом был «Артикул воинской с кратким толкованием» 1715 г., издание которого определило оформление уголовного права в качестве самостоятельной отрасли. Все новые законодательные акты, как правило, ужесточали, расширяли и конкретизировали уголовные репрессии, предусмотренные Соборным Уложением 1649 г.

Усиление государственного регулирования общественных отношений  определило и само понятие преступления. В указе 1714 г. записано: «Все то, что вред и убыток Государству приключить может – суть преступление». Преступления более четким образом делились на государственные и партикулярные (частные).

В конце XVII -  первой четверти XVIII вв. углубляется дифференциация преступных деяний по стадиям совершения преступления (в законах подробнее представлены преступные намерения, в том числе уголовный умысел, приготовление преступления, оконченное и неоконченное покушения), по соучастию в преступлении (наряду с подстрекателями, организаторами и исполнителями наказывались попустители, укрыватели, недоносители), по обстоятельствам, отягчавшим или смягчавшим вину. Так, отягчавшим вину обстоятельством признавалось опьянение, сам факт которого рассматривался преступным. Смягчавшими вину обстоятельствами были явка с повинной, малолетство, состояние аффекта и «непривычка по службе». Душевная болезнь освобождала от наказания.

Основательно был разработан в законодательстве институт необходимой обороны. Вред, причиняемый нападавшему, должен быть соразмерен нападению. При этом учитывались все обстоятельства. Не считалось необходимой обороной убийство, совершенное зачинщиком драки. Деяния, совершенные в состоянии крайней необходимости (сдача крепости, обороняемой «до последнего человека», кража пищи от крайнего голода), наказывались мягче или не наказывались совсем.

    

 

 

 

 

 

 

4.6 Виды преступлений

 

Итак, какие же существовали виды преступлений?

1) Особо опасными рассматривались государственные преступления, так называемые по «первым двум пунктам» (имелись в виду пункты царского указа – о всяком злом умысле против персоны его величества или измене, о возмущении и бунте). К ним по тяжести примыкало похищение казны.

Информация о работе Петр I – человек истории