Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 13:42, реферат
Реферат посвящен первому российскому императору Петру Первому. В содержании реферата рассказано о воспитании и становлении личности Петра Первого.
Раскрываются главные моменты из жизни правления Петра Великого, такие как Азовские походы, Великое посольство, а также реформы Петра Первого, которые несут в себе большую роль для отечественной истории России.
Введение 2
1. Детство Петра I 2
2. Первые годы самостоятельного правления Петра I 7
3. Великое посольство 8
4. Петра творенье 16
5. Петровские реформы. 18
5.1 Реформы армии и флота. 18
5.2 Преобразования центрального и местного управления. 19
5.3 Церковные преобразования. 22
5.4 Денежная реформа. 23
Заключение 26
Список литературы: 28
Тем временем мать Петра I вмешивалась в личную жизнь юноши. Она женила его на Е.Ф. Лопухиной, 27 января 1689 г., раньше достижения Петром 17 лет. Это была, впрочем, скорее политическая, чем педагогическая мера. Сам выбор невесты для Петра был продуктом партийной борьбы: знатные приверженцы его матери предлагали невесту княжеского рода, но победили Нарышкины, и выбрана была дочь мелкопоместного дворянина. Вслед за ней потянулись ко двору многочисленные родственники ("более 30 персон"). Такая масса новых искателей мест, не знавших, притом, "обращения дворового", вызвала против Лопухиных общее раздражение при дворе; царица Наталья скоро невестку свою возненавидела и желала больше видеть с мужем ее в несогласии, нежели в любви. Этим, так же как и несходством характеров, объясняется, что "изрядная любовь" Петра к жене продолжалась разве только год, - а затем Петр стал предпочитать семейной жизни - походную, в полковой избе Преображенского полка. В 1690 году у Петра родился сын Алексей. А сам сошелся со своей давней подругой сердца, Анной Монс.
Новое занятие - судостроение - отвлекло его еще дальше; с Яузы он переселился со своими кораблями на Переяславское озеро и весело проводил там время даже зимой. Участие Петра в государственных делах ограничивалось, во время регентства Софьи, присутствием при торжественных церемониях.
По мере взросления Петра основным для Софьи стал вопрос сохранения власти. Отношения между Софьей и Петром были очень натянутыми. В 1687 г. Софья предприняла попытку венчания на царство, но стрельцы ее не поддержали.
Правление Софьи знаменательно тем, что главное направление развития страны оставалось неизменным, ее сподвижники продолжали путь европеизации. Василий Васильевич Голицын (1643—1714), фаворит и фактический правитель России, получил образование в западном духе, хорошо говорил по-польски и знал латынь, немецкий, греческий языки. Он поощрял просветительство на Руси, выписывал книги из-за границы, приглашал иностранных специалистов и содействовал русским в посещении Запада. Был одним из инициаторов упразднения местничества, возглавлял Посольский приказ. Считался поклонником всего западного, предлагал создать регулярную армию, провести реорганизацию органов управления, отправлять дворян на обучение в Европу. Ряд историков считает, что его программа фактически предваряла будущие преобразования Петра. Но для удержания власти было необходимо обладать решительностью, фактически устранить законных наследников престола. Такими качествами Голицын не обладал.
Другой
близкий Софье деятель —
Неудачные походы в Крым осложнили положение правительства Софьи. Впоследствии Петр обвинял Софью в попытках его физического устранения, однако ни современники, ни историки не рассматривали обвинения Петра всерьез. Открытое столкновение произошло 8 августа 1689 г. До Петра дошел слух о том, что Софья собрала стрельцов к походу на Преображенское. Среди ночи Петр поскакал под защиту стен Троице-Сергиева монастыря, куда прибыли созданные царем в период пребывания в подмосковных селах потешные войска. Через несколько часов стали подходить стрелецкие отряды, видимо и не думавшие бунтовать. Власть перешла к Петру, сторонники Софьи были отправлены в ссылку, в том числе и Голицын. Софья была отправлена в Новодевичий монастырь, ее имя исключили из царского титула, а после неудачного бунта стрельцов 1698 г. насильно постригли в монахини. Софья была в монастыре; царь Иван Алексеевич оставался по-прежнему царем только по имени, занимал царское место в церемониях, власть перешла к одному царю Петру. Но семнадцатилетний Петр был еще неспособен к управлению государством, он еще доучивался, довоспитывал себя теми средствами, какие сам нагнел и какие были по его характеру; у молодого царя на уме были потехи, великий человек объявился после, и тогда только в потехах юноши оказались семена великих дел.
Кто
же правил государством? Петр, занявшись
своими забавами, позволил царствовать
своей матери. Наталья Кирилловна
стала полновластной
Придя к власти Петр вверил дела управления своим приближенным — Б. А. Голицыну, Л. К. Нарышкину, Т. Н. Стрешневу, П. А. Лопухину и другим, а сам предавался военным и морским учения с «потешными» Преображенским и Семеновским полками, впоследствии гвардейскими. Особый интерес проявлял Петр к флоту. В 1692 г. на Переяславском озере был спущен на воду построенный при его личном участи первый «потешный» корабль, а в 1694 г. в Архангельске первый русский морской корабль. Немало времени царь проводил в Немецкой слободе (Кокуе), где жили европейцы, изучая их быт и нравы. Из числа иностранцев вышло немало сподвижников Петра — Ф.Лефорт, П.Гордон, Я. Брюс и др. Среди его русских соратников выделялись Б. П. Шереметев, Г.И.Головкин, Ф. Ю. Ромодановский, Ф. М. Апраксин, П. И. Ягужинский, А. Д. Меншиков» П. П. Шафиров, причем трое последних по происхождению не были даже дворянами.
Первым
серьезным шагом
Русская флотилия подошла к Азову в устье Дона и загородила речной проход для турецких судов. Не выдержав блокады, крепость начала слабеть без припасов и помощи. Не дожидаясь последнего штурма, в июле 1696 года Азовская крепость сдалась. Однако для дальнейшей борьбы с Турцией, или, как ее еще называли, Портой, сил явно не хватало, и Петр во главе так называемого Великого посольства отправился в марте 1697 году в Европу для поиска союзников.
В
истории дипломатии трудно найти
столь знаменательное предприятие,
каким оказалось русское
В состав Великого посольства вошло 250 человек: 3 полномочных посла, 36 волонтеров, которые должны были собирать иноземные знания, 70 солдат. Сам государь путешествовал под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова.
Перед отъездом Петру донесли о заговоре. Стрельцы собирались объявить царя «нехристем», губящим Россию, убить его и вернуть на престол Софью. Петр утопил очередной бунт в крови: четверо главных заговорщиков были обезглавлены.
Восстановив порядок в столице, Петр 10 марта отправился в путешествие. Забавно, но о том, что русский царь едет в Европу, к тому времени уже знали все зарубежные дипломаты.
Цели
путешествия Петра: 1) видеть политическую
жизнь Европы, ибо ни он сам ни
его предки ее не видели. 2) по примеру
европейских стран устроить свое
государство в политическом, особенно
воинском порядке. 3) своим примером
побудить подданных к путешествиям
в чужие края, чтобы воспринять
там добрые нравы и знания языков.
Однако Петр отдавал себе отчет в
том, какая по сложности задача перед
ним и что окончательное
Главное же состояло в том, что Петр ехал изучать Европу и учиться у европейцев. На специальной сургучной печати, которую Петр ставил на своих письмах во время путешествия, была надпись: «Я ученик и ищу себе учителей».
Посольство
пересекло западные границы России
и прибыло в Ригу, находившаяся
на территории Швеции. Рига была первым
иностранным городом, который посетил
Петр. Здесь из-за ледокола на Двине
пришлось задержаться на 11 дней, а
заняться было нечем, если не считать
празднование Пасхи. Шведы, хотя и оказали
официальные почести вроде
В Митаве состоялась частная встреча Петра с герцогом Фридрихом-Казимиром. Никаких переговоров серьезного политического значения не было. 2 мая Петр отплыл на корабле «Святой Георгий» в Кенигсберг. Впервые царь увидел Балтийское море. 7 мая Петр вместе с волонтерами прибыл в Кенигсберг. Уже через день возглавлявший Бранденбургско – прусское государство Фридрих III неофициально встретился с Петром. Он предложил русскому царю заключить с Россией оборонительный и наступательный союз, но Петр проявил осторожность, лишь на словах пообещав военную поддержку. В составленном договоре речь шла только о торговле – праве России провозить свои товары в другие страны, а Бранденбургу – в Персию и Китай по российской территории.
Покинув
пределы курфюршества, посольство двинулось
в Голландию. Петру не терпелось
поскорее попасть на её знаменитые
верфи, а потому, опередив посольство,
он в лодке с несколькими
С раннего утра он усердно трудился, осваивая премудрости профессии корабельного плотника, а в свободное время ходил по окрестностям, наблюдая, как работают местные лесопильни, маслобойни и другие заводы. Слух о странном русском быстро распространился в маленьком городке, да и внешность его была запоминающейся. Он
Был высокого роста 197.8 см (6 футов 7 дюймов) и мощным человеком. Из заметок современников, однако, ясно, что внешне он был некрасив, лицо его было слишком бледно и покрыто большими фурункулами. Кроме того, за Петром замечались такие нелепые привычки, как высмаркивание в рукав и дёрганье себя за уши в минуты раздумья. Тем не менее, все, кто встречался с Петром отмечали не его огромный рост и нелепый вид, а его умение вести разговор и многочисленные познания в разных областях.
У Петра были маленькие усики, волосы на голове от природы вьющиеся, всегда коротко подстриженные. Голос, чуть сипловатый, «был не тонок и не громогласен». Он всегда носил простую одежду, нередко появляясь в стоптанных и латаных башмаках, что «если кто его не знал, то никак не мог принять за столь великого государя». Однако с возрастом у Петра все чаще случались судороги, которые сильно искажали его лицо и глаза, внушая ужас окружающим.
Убедившись, что в Саардаме ему учиться уже нечему, Пётр отправился в Амстердам, где на верфях Ост-Индской компании продолжал учиться у мастера Геррита Класа Поля. Питер-тиммерман (Пётр-плотник), как его звали окружающие, принял участие в закладке большого морского фрегата. В это время Пётр сообщал на родину, что «трудится в поте лица своего». Он писал: «Делаем это не из нужды, а для того, чтобы изучить морское дело, чтобы по возвращении оставаться победителями над врагами».
Любознательность Петра заставили его предпринять поездку в Англию. Прожив месяц в Лондоне, Петр переселился затем в Дептфорд, в то время отдельный городок, а ныне – район самого Лондона. Здесь он занял дом, непосредственно примыкавший к верфям, где строились корабли. Петр продолжает свое морское образование. Теперь он уже не работает сам топором, а изучает теоретический курс кораблестроения под руководством инспектора королевского флота сэра Антонии Дина. Также Петр познакомился с маркизом Кармартеном. В его обществе царь проводил много времени. Зная склонности и пристрастия гостя, пригласил его посетить главную базу английского флота – Портсмут. Здесь для Петра устроили военно-морское учение самых крупных боевых кораблей. В Англии Петр приобрел еще более разнообразные впечатления и знания, чем в Голландии.