Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 17:18, реферат
Петербург до Петра I отождествляется с понятием “Ингерманландия”. Слово “Ингерманландия”, взятое Петром I для обозначения Приневского края, происходит от шведского названия “Ingermanland”. Древнее название этих земель — “Inkerimaa” (Ингрия), что по-ингерманландски значит “Земля Инкери”. А когда эти места стали принадлежать шведам, те, не понимая этот, с их точки зрения, “деревенский язык”, прибавили к исходному названию окончание “land” (то есть “земля”, но уже по-шведски). Так что в переводе с какого-то ингерманландо-шведского гибрида “Ingermanland” значит “Земля Инкери”. Под словом “инкери” или “ингерманландцы” можно подразумевать коренное фино-угорское население Ингрии. Названия рек и селений Ленинградской области произошли именно от них: Большая Ижора, Малая Ижора, Усть-Ижора и др.
Введение.
Коренные жители.
Древнейшие времена. Водская пятина. Шведское владычество.
Борьба за невские берега.
Поселения до строительства Петербурга.
Из истории островов.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Петербург до Петра I отождествляется с понятием “Ингерманландия”. Слово “Ингерманландия”, взятое Петром I для обозначения Приневского края, происходит от шведского названия “Ingermanland”. Древнее название этих земель — “Inkerimaa” (Ингрия), что по-ингерманландски значит “Земля Инкери”. А когда эти места стали принадлежать шведам, те, не понимая этот, с их точки зрения, “деревенский язык”, прибавили к исходному названию окончание “land” (то есть “земля”, но уже по-шведски). Так что в переводе с какого-то ингерманландо-шведского гибрида “Ingermanland” значит “Земля Инкери”. Под словом “инкери” или “ингерманландцы” можно подразумевать коренное фино-угорское население Ингрии. Названия рек и селений Ленинградской области произошли именно от них: Большая Ижора, Малая Ижора, Усть-Ижора и др.
Славяне и русь пришли сюда в глубокой древности (8 -10 век). Они продвигались с берегов Ладоги, а также от Новгорода и расселялись по берегам Невы и восточному побережью Финского залива. Славяне занимались земледелием и скотоводством. Процветали ремёсла. Уже в IX в. Ижорская земля вошла в состав Древнерусского государства и составила часть территории Новгородского княжества.
Коренные жители.
Роль в развитии территории так называемых “малых народов” была очень важна. В древности на равных правах с русскими (слово “русские” здесь не очень точно, так как славяне, жившие на берегах Невы, были новгородцами и идентифицировали себя именно так, подчеркивая различие от Москвы, Твери, Киева) жили ижорцы, карелы, вепсы, финны, водь и другие.
Ижора (ижоры, ижорцы), самоназвание - ingeroiset, inkerikot, karjaloisen. Традиционная культура до конца ХIХ века сохранила архаические черты в одежде, в семейной и календарной обрядности. Ижорцы имели развитую фольклорную традицию (обрядовые плачи) и эпическую поэзию. На сегодняшний день их численность составляет 449 человек. Расселены в западных районах Ленинградской области. В настоящее время значительно ассимилированы русскими.
Ингерманландские финны. Самоназвание - suomalaiset. Расселены в западной части Ленинградской области. На рубеже ХIХ-ХХ веков в экономическом плане были тесно связаны со столицей и восприняли многие формы городской культуры. В языке и культуре испытали определенное влияние соседнего русского населения. В 1930-х годах численность резко сократилась в результате репрессий по национальному признаку. Сейчас численность составляет 47,1 тысяч человек. Ингерманландские финны двуязычны, язык — ингерманландский и русский. Большинство исповедует лютеранскую веру.
Вепсы (чудь, чухари, кайваны). Самоназвание - vepset, чухари, ludinikat. Численность 12.5 тысяч человек. Расселены в южной части Карелии, восточных районах Ленинградской и западных районах Вологодской области. До начала ХХ века сохраняли традиционные социальные институты и большую семью. Культура по своему типу близка к северно-русской. Язык вепсский, имеет три основных диалекта. Письменность создана на основе латиницы. Большинство вепсов — православные, сохранились пережитки языческих верований.
Водь. Самоназвание - vadjalaiset. Этноним известен с ХI века. Расселены в западной части Ленинградской области. Традиционная водская культура испытала сильное влияние русской и ижорской культуры. Архаические формы традиционной одежды во второй половине ХIХ века заменены сарафанным комплексом. В настоящее время водская национальность практически ассимилирована.
Водский язык не имеет письменности, имеет два диалекта. В ХХ веке водь стала двуязычной. Большинство води — православные (с ХI века), однако в духовной культуре и быту вплоть до начала ХХ века сохранились пережитки дохристианских верований и обрядов (братчины).
Древнейшие времена. Водская Пятина. Шведское владычество.
Во времена древности славян в Ингрии было немного. Древнейшим русским поселением является Ладога, с ХVIII в. носящая название Старая Ладога. Древнейшее поселение на территории Старой Ладоги, как полагают археологи, возникло в VIII в. у впадения реки Ладожки в Волхов, его остатки носят название Земляного городища. По древним легендам, именно в Ладоге обосновался первый славянский князь Рюрик.
Финно-угорские поселения были маленькими и были разбросаны по всему региону. Однако по сравнению с крупными, но немногочисленными славянскими городами их было намного больше. До сегодняшнего дня сохранились многие из древних названий. Наименования районов Петербурга Автово, Охта, городов Парголово, Кузьмолово являются ничем иным, как русифицированными финскими названиями древних сел Auttava, Aukta, Parkola, Kusmola и так далее. Многие до сих пор называют Заячий остров Emisaari.
Название Водская пятина впервые встречается в книге письма Дмитрия Васильевича Китаева и Никиты Семенова сына Моклокова, 1499-1500 гг. Это одна из пяти областей, на которые распадалась Новгородская земля до XVIII века. Свое название она получила от финского племени, жившего в ее пределах, води. Территория расположена между реками Волхов и Луга. С XVI века делилась на Корельскую и Полужскую половины. В составе Водской пятины было 6 уездов. Уезды делились на погосты. В каждом погосте было несколько селений, а в иных и города, которых во всей Водской пятине было пять: Ладога, Орешек, Корела (ныне Кексгольм), Копорье и Ям. После присоединения новгородских владений к великому княжеству Московскому Водская пятина стала получать из Москвы управителей и принимать к себе московских колонистов (новиков).
К XIV веку начали появляться смешанные новгородско-ингерманландские города и поселения. Например, не исключено, что среди первых жителей Орехова были не только русские, но и финны. Об этом, возможно, свидетельствуют найденные В.И.Кильдюшевским в слоях ХIV-XV вв. популярные у карел и ижоры бронзовые украшения: два цепедержателя с симметричными стреловидными завитками, и скорлупообразные фибулы с деградировавшим звериным орнаментом и так называемым ракообразным .
Так как Новгород был по существу федерацией, у коренного населения Водской пятины было почти столько же прав, сколько и у новгородцев.
Привлечение в состав “городчан” местных финнов , наблюдаемое так же и в других северных форпостах — Кореле и Копорье, было очевидно, вызвано заинтересованностью Новгорода в расширении рядов пограничных городовых ополчений.
Таким образом, раз новгородцы хотели с помощью финнов, или инкери, увеличить свои гарнизоны и инкери привлекались к обороне границ, проследние лояльно относились к Новгородской Республике.
После захвата шведами Ингрии коренное население утратило право на родной язык и культуру. При шведском короле Густаве Вазе была проведена реформация , тех пор начальное обучение финнов велось на финском языке, однако в учреждениях, высших и средних школах господствовал шведский язык. Соответственно, до реформации финский (и сопутствующие ему) язык был запрещен. Несмотря на это, шведы образовали Ингерманландскую землю в составе Финляндского Герцогства. Это было совершенно естественно потому, что больше половины населения этих земель составляли ингерманландцы-лютеране. К 1640 году лютеране составляли больше трети всего населения Ингрии. К концу 17 века население Ингрии равнялось 50-60 тыс человек. 70-75% составляли лютеране. Этим было положено начало выделения Ингрии как отдельной земли (не независимого государства).
После захвата Ингрии Россией и основания Петербурга Петр Первый учредил Ингерманландскую губернию. Древние русские земли, освобожденные от шведского владычества, вошли в 1708 году в состав Ингерманландской губернии. Однако в 1710 году преобразована в Санкт-Петербургскую губернию.
Борьба за невские берега.
Итак, территория, на которой родился Санкт-Петербург, издревле была дальней окраиной Новгородской Руси, а затем Московского государства.
Эти болотистые, неплодородные и малонаселённые места оказались ключевым полем на "шахматной доске" большой политики. Владевший ими получал ключ ко всей "позиции" огромного региона. Из Финского залива по Неве можно добраться до Ладожского озера, а оттуда подняться по реке Волхов до Новгорода Великого или по Свири до Онежского озера. Закрыв широкую Неву для судоходства, можно было отрезать целую область от выхода в море.
Топкие невские берега обильно политы кровью. В 1240 г. князь Александр Ярославич разбил здесь шведскую рать, за что и получил почётное прозвище Невский.
В житии Святого Александра Невского, материалы которого основаны на древнейших новгородских и владимирских рукописях существует текст «О Пелгусии и подвигах шести храбрых мужей», он включает в себя наиболее важные сведения о Невской битве 1240 года. Авторитетные историки: И.П.Шаскольский, С.С.Годзяцкий, П.Е.Сорокин – считают, что Пелгусий – лицо безусловно достоверное, историческое. Вызывает доверие утверждение, что он был старейшиной Ижорской земли, т.е. возглавлял землю своего народа, входившую в Новгородское государство на правах автономии. Имя Пелгусий имеет финское происхождение. Возможно, оно должно звучать как Пелкунен (Pelkunen, как считают финские историки H. Kirkinen и E. Kuujo). Интересно, что в Водской пятине были деревни Пелгуевы, а старые ленинградцы знают станцию Пелла на востоке от города.
Ижорская земля («Инкеримаа») лежала по обеим берегам Невы, и ижорцы совместно с карелами и водью участвовали в обороне новгородских владений. Ижорцы имели свои войска и по сведениям Жития Пелгусий и его дозор охраняли «обои пути», т.е. оба рукава Невы по Большой и Малой Неве, т.е. с севера и с юга от Васильевского острова. Здесь проходил главный морской путь из западной Европы на Русь, и не раз враги нападали отсюда на Ладогу.
Пелгусий сообщает князю Александру о приходе врагов: «прииде бо весть в Новгород, яко свеи идут на Ладогу». Город - крепость Ладога был с доисторических времён первой столицей славянско-финского государства на востоке Балтики. Получив тревожное известие, князь Александр, которому тогда было всего 19 лет, должен был принять трудное решение: основные русские силы были далеко – на просторах Киевской и Владимиро-суздальской земли, а врагов надо было остановить немедленно. Александр пошел в поход с малою дружиной. Поскольку шведы намного превышали русское войско в численности, битву решала внезапность. Замысел князя был прост: княжеская конная дружина наносит удар вдоль реки Ижоры в центр лагеря, пешее новгородское войско и ижоряне наступают вдоль берега Невы, рассекая вражеские силы, отрезая их от кораблей. Русичи бились храбро: дружинник Савва ,ворвавшись в лагерь шведов, подрубил столб шатра командующего (скорее всего это был Ярл Ульф Фаси). Гаврила Олексич преследовал врагов, и за военачальником шведов проскакал на коне прямо на судно. В конце концов шведский воевода был убит. Одновременно пешая дружина Миши Новгородца потопила три вражьи корабля.
Сражение закончилось полным поражением шведов: большие потери, убит военачальник и один из епископов... Той же ночью «остатки свейского войска» бежали вниз по реке на запад. Дальше их следы теряются в просторах Балтики.
В 1300 г., то есть за 400 лет до основания Петербурга, некто Торгильс Кнутссен, высадившись со своим войском в устье Охты, построил там крепость Ландскрона. В том же году новгородцы попытались взять Ландскрону, но потерпели поражение. Следующий поход (1301 г.) был подготовлен намного тщательней, причем участие в нем приняли не только новгородцы, но и войска Великого князя Владимирского Андрея Александровича (сына Александра Невского). Ландскрона была разрушена, а гарнизон крепости частично перебит, частично взят в плен.
В начале XVII в. царь Василий Шуйский призвал шведских наёмников для защиты от общего в ту пору неприятеля - польских интервентов. Но вскоре шведы сами принялись захватывать северные русские земли. В 1617 г. Московское государство, обессиленное многочисленными бунтами, бесчинствами мятежных казаков, борьбой с интервентами на два фронта и жестокими схватками политических партий за власть в столице, было вынуждено подписать в деревне Столбово мирный договор на тяжёлых условиях. Швеция получила все русские земли по течению Невы. Столбовский мир на целое столетие лишил Россию выхода к Балтийскому морю. Шведы построили оплот своего могущества - крепость Ниеншанц. Она располагалась в том месте, где река Охта впадает в Неву (на территории современного Санкт-Петербурга), и должна была запирать невское устье. В середине века российское правительство попыталось вернуть утраченные территории силой оружия.
Приневские земли были заняты войсками царя Алексея Михайловича. Однако в те годы Московское государство вновь, как и в годы Смуты, вело боевые действия на два фронта. Сил на две войны явно не хватало. Борьбу с поляками сочли тогда более важным направлением. Поэтому в 1661 г. Ижорскую землю пришлось вновь отдать, обменяв её на мир со Швецией.
Лишь в начале XVIII столетия, при Петре I, эту территорию удалось отбить в ходе Северной войны. Вначале удача сопутствовала шведскому королю Карлу XII. Он выиграл сражение при Нарве и перебросил главные силы в Польшу, поскольку не ожидал после нарвского разгрома сколько-нибудь серьёзного сопротивления со стороны русских. Но вскоре шведам пришлось столкнуться с новой русской армией, которой командовал Борис Петрович Шереметев. Он нанёс шведским отрядам два страшных поражения - под Эрестфером и Туммельсгофом. Карл XII не мог помочь далёкой провинции: он прочно увяз в польских делах. Тем временем Шереметев энергично очищал Ижорскую землю от войск неприятеля. Силы противника таяли, и он сдавал города и крепости. Пётр I, обрадованный победами, прибыл в действующую армию. В 1703 г. наконец пала крепость Ниеншанц. Неподалёку от неё, ниже по течению Невы, были заложены первые строения Санкт-Петербурга.